Экоактивисты собрались накануне у дороги, ведущей от Новониколаевского к месту строительства будущего мусоросжигательного завода в Осиново. Разноцветные палатки ярко отмечают место, где противники МСЗ остановили тяжелую строительную технику Экоактивисты собрались накануне у дороги, ведущей от Новониколаевского к месту строительства мусоросжигательного неподалеку от Осиново. Палатки отмечают место, где противники МСЗ остановили тяжелую строительную технику

«РАЗРЕШЕНИЕ ВЫДАНО НА РЕКОНСТРУКЦИЮ СТАРОЙ ДОРОГИ… НО НИКАКОЙ СТАРОЙ ДОРОГИ ЗДЕСЬ НЕТ!»

Около 20 человек собрались накануне у дороги, ведущей от поселка Новониколаевского к месту строительства будущего мусоросжигательного завода неподалеку от Осиново. На улице уже холодно, поэтому протестующие разожгли костер и греются у него. Четыре разноцветные палатки, стоящие сразу за костром, стоят скорее для антуража: согреться в них в такую погоду невозможно. Зато они ярко отмечают место, где противники МСЗ остановили тяжелую строительную технику. Пять  грейдеров и бульдозеров притулились вместе со строительными вагончиками в сторонке. Вся эта картина, как на сцене, видна водителям автомашин, проезжающим по трассе М7, до которой от места столкновения экоактивистов со строителями не больше 100 метров.

«Здесь производятся незаконные строительные работы по возведению дороги к будущему МСЗ. У строителей отсутствуют необходимые документы. У них имеется разрешение на строительство, но оно выдано на реконструкцию старой дороги. Но никакой старой дороги здесь нет! И если вы посмотрите вокруг, то вы заметите, что здесь они вырубили деревья», — рассказала представитель общественного движения «Против МСЗ в Казани» Вера Керпель. По ее словам, именно здесь проходит лесополоса и то, что через нее прокладывается дорога, — это просто нонсенс.

Вера Керпель: «Если вы посмотрите вокруг, то вы заметите, что здесь они вырубили деревья. Никакой старой дороги здесь нет и, соответственно, у них должно быть разрешение на строительство новой. Но оно у них отсутствует» Вера Керпель: «Если вы посмотрите вокруг, то вы заметите, что здесь они вырубили деревья. Никакой старой дороги здесь нет и, соответственно, у них должно быть разрешение на строительство новой. Но оно у них отсутствует»

«Никакой старой дороги здесь нет и, соответственно, у них должно быть разрешение на строительство новой. Но оно у них отсутствует. И второе существенное нарушение — этот участок закреплен как земля сельскохозяйственного назначения. То есть не соблюдена процедура по переводу земли в соответствующую категорию. Нельзя строить дорогу на землях сельхозназначения. Поэтому мы требуем остановить незаконно проводимые строительные работы!» — объяснила Керпель.

Экоактивисты, по их словам, отправляли жалобы во все возможные органы — в прокуратуру и полицию запросы были адресованы еще на прошлой неделе. Сегодня к протестующим приехал сотрудник полиции, который рассказал, что срок на подготовку ответа составляет 30 дней и в течение этого времени они ничего сделать не могут и, более того, не имеют права никоим образом препятствовать данному строительству — так же, как активисты. «Само собой, за 30 дней это строительство будет завершено. Мне это кажется каким-то бредом!» — эмоционально заявила Керпель.

Сегодня к протестующим приехал сотрудник полиции, который рассказал, что срок на подготовку ответа — 30 дней, и в течение этого времени они ничего сделать не могут Сегодня к протестующим приехал сотрудник полиции, который рассказал, что срок на подготовку ответа составляет 30 дней и в течение этого времени они ничего сделать не могут

Впрочем, дорога — лишь очередной фронт борьбы против МСЗ, чего не скрывают сами экоактивисты. «Мы категорически против данного строительства. Дело в том, что это не соответствует приоритетам государственной политики по обращению с отходами», — заявила Керпель. По ее словам, сотрудники полиции расценили присутствие людей на строительстве дороги «несанкционированным массовым пикетом», а палатки — быстровозводимыми разборными конструкциями, которые нужно убрать. Протестующие на это ответили отказом.

Нашу собеседницу энергичными кивками поддерживали несколько гревшихся у костра женщин и мужчин. У костра противников строительства дороги оказался и лидер местного отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин, который считает, что строительство этой дороги ведется с нарушениями. «Документы выданы на реконструкцию дороги, которой нет, а не на ее строительство. Кроме того, здесь вырублены деревья, причем не было указано ни количество деревьев, ни их порода. А по закону должна быть компенсация один к трем. Но после вырубки должна быть их компенсация. А если мы не знаем, сколько вырублено деревьев, то и не знаем, сколько их нужно сажать… Поэтому мы считаем, что до проведения всесторонней объективной проверки строительство должно быть приостановлено», — подчеркнул Зинатуллин.


ПОДРЯДЧИК: «ВЫИГРАЛИ ТЕНДЕР, И, ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, С НАС НЕУСТОЙКУ БУДУТ БРАТЬ»

Тендер на «Строительство подъездной автомобильной дороги к заводу по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 тыс. тонн ТКО в год» в Зеленодольском муниципальном районе Татарстана» был объявлен в апреле. Стоимость работ — 44 млн рублей.  

Подрядчик — компания «Волга-автодор» — от действий активистов в полном замешательстве. По словам начальника службы безопасности этой организации Андрея Черкасина, они должны построить тут дорогу «от точки А до точки Б». И у них имеются все необходимые документы на разрешение этого строительства, подписанные первым заместителем руководителя исполкома Зеленодольского района РТ Александром Старостиным. Сейчас здесь работают пять единиц техники и порядка 50 рабочих.

«Мы все равно построим дорогу. А что нам делать? Мы выиграли тендер, и, если ничего не будем делать, с нас неустойку будут брать. А рабочие чем свои семьи кормить будут?» — риторическими ответами отвечал на наши вопросы Черкасин. По его словам, длина запланированной асфальтированной дороги — 1380 метров, ширина — 7 метров. Но работают только тогда, когда им не мешают активисты. К слову, срок исполнения контракта, согласно аукционной документации, истек как раз накануне — 2 декабря.

По словам начальника службы безопасности компании «Волга-автодор» Андрея Черкасина, у них имеются все необходимые документы на разрешение строительства, подписанные руководством исполкома Зеленодольского района РТ По словам начальника службы безопасности компании «Волга-автодор» Андрея Черкасина, у них имеются все необходимые документы на разрешение строительства, подписанные руководством исполкома Зеленодольского района РТ

ИНВЕСТОР МСЗ: «МЫ ПРИЗЫВАЕМ К ДИАЛОГУ»

Строительство подъездных путей к площадке, где должен в будущем располагаться МСЗ, началось еще в конце прошлой недели. Но при этом в пресс-службе ООО «АГК-2», застройщика МСЗ и дочерней компании «РТ-Инвест», сообщили «РБК Татарстан», что к строительству дороги никакого отношения не имеют.

В компании пояснили, что строительство дороги осуществляется в рамках муниципальных планов по расширению сети дорог местного значения. Подрядчиком работ выступает ООО «Волга-Автодор», которая еще весной этого года выиграла муниципальный конкурс на строительство участков дороги вблизи предполагаемой площадки будущего МСЗ, и приступила к работам только после утверждения проекта планировки правительством РТ. Инвестор МСЗ сам с дорожниками никаких контрактов не заключал. При этом в компании подтвердили, что дорога будет задействована при мегастройке МСЗ.

Строительство подъездных путей к площадке, где должен в будущем располагаться МСЗ, началось еще в конце прошлой недели Строительство подъездных путей к площадке, где должен в будущем располагаться МСЗ, началось еще в конце прошлой недели

В том, что начало строительства близко, сомневаться не приходится. Как накануне сообщили «БИЗНЕС Online» в «РТ-Инвест», проектная документация получила положительное заключение в главном управлении государственной экспертизы. «Согласно заключению, результаты инженерных изысканий и проектная документация соответствуют требованиям технических регламентов и иным требованиям, закрепленным действующими нормативными правовыми актами, в том числе по экологической безопасности», — говорится в сообщении пресс-службы «РТ-Инвест». Теперь остается последний шаг — получение разрешения на строительство, за которым, судя по всему, дело не станет. Сроки ввода в эксплуатацию пока остаются прежними — 2022 год.

«Мы призываем к диалогу. И призываем открыто, давно», — отметили на запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании «РТ-Инвест». С этой целью планируется создать специальные центры информирования по проектам заводов «Энергия из отходов». «Мы рассчитываем, что центры позволят не только развеять миф об опасности заводов, но и будут нести знания о необходимости раздельного сбора и создаваемой в Татарстане комплексной системы обращения с отходами», — отметил в пресс-службе компании, не уточнив даты открытия центров. 

Дорога — лишь очередной фронт борьбы против МСЗ, чего не скрывают сами экоактивисты Дорога — лишь очередной фронт борьбы против МСЗ, чего не скрывают сами экоактивисты

«Для спокойствия жителей мы готовы проходить любые экспертизы, так как уверены в безопасности и технологичности предприятия. Это уникальный для России проект, который реализуется в рамках национального проекта „Экология“, и на сегодняшний день не имеет аналогов по набору апробированных технологий в области переработки отходов в промышленных масштабах. Мы учитываем опыт передовых стран, внедряем лучшие решения и гарантируем соблюдение самых жестких экостандартов», — подчеркнули в «РТ-Инвест».

***

Накануне в 17:04 протестующие опубликовали в общей группе в WhatsApp «Анонсы мероприятий» следующее заявление: «Друзья! Палаточный лагерь теперь стоит. Спасибо всем, кто уже сегодня к нам заехал! Мы всем рады! Приезжайте хотя бы на час-другой. В 6 вечера начнем готовить ужин». Но уже в 17:25 было опубликовано новое объявление: Говорят, что сюда стягиваются автобусы с полицией. Приезжайте нас поддержать!» Впрочем, по всей видимости, опасения экоактивистов оказались напрасны — сообщений о разгоне лагеря не последовало.