Владимир Познер — журналист, телеведущий: Владимир Познер журналист, телеведущий
— Я могу лишь привести пример Финляндии, страны маленькой и однородной в этническом смысле, поэтому не сталкивающейся с такими проблемами, как в России. Но здесь важен сам подход. А он там такой, что человек в Финляндии не может быть учителем, не имеет права преподавать ни в одном из классов школы, начиная с первого, если у него нет кандидатской степени. Это первое. И второе, оплата труда учителя в Финляндии весьма высокая. Сочетание этих двух вещей и придает данной профессии привлекательность как минимум. Ну и престижность, ведь, по оценкам разных международных организаций, финская система образования — лучшая в мире.

И если мы хотим, чтобы в наших школах работали учителя высокой квалификации, то мы не можем рассчитывать только на тех, кого, так сказать, поцеловал бог и кто родился учителем. Таких очень мало. Значит, должны привлекать их. А каким образом возможно это делать? Прежде всего — соответствующей зарплатой. То есть такой, которая делает эту профессию привлекательной. Как подобное сделать? Очевидно, государство должно принять для себя какие-то приоритеты. Что важнее — вкладывать огромные деньги в оборонную промышленность или все-таки в школьное образование? Ну и так далее. Конечно, эта средняя заработная плата, которую вы назвали, она вообще ни о чем. Потому что средняя, значит, сложили все и разделили, и вышла вот эта цифра. А от того, что средняя — 30 тысяч рублей, тому, кто получает 15 тысяч, не легче. Я думаю, что в России учитель должен получать не меньше 100 тысяч рублей в месяц.
Любовь Кочнева — экс-директор гимназии № 7, почетный гражданин Казани: Любовь Кочнева экс-директор гимназии №7, почетный гражданин Казани
— Зачем задавать эти избитые вопросы? Они же риторические, чего опилки пилить? Вот в здравоохранении сегодня врачи бузу подняли, заявления написали, кто-то их осуждает, а я радуюсь за медиков, что они нашли в себе силы и смелость. Ведь они в такой же ситуации, как и учителя. Некоторые врачи разбежались по частным клиникам, но далеко не лучшие специалисты. А самые хорошие, которые совестливые, со своим моральным кодексом, они остались на своем месте и получают копейки. И, вероятно, те заявления, которые молодые люди подали, они как-то всколыхнули, одернули правительство, чтобы те попробовали осознать, что происходит. Потому что дальше так жить нельзя, так людей лечить невозможно. Вот аналогичная картина и в образовании. Просто здесь люди интеллигентные и до конца еще что-то выжидают. А профсоюзов вообще нет у нас в республике, они не функционируют. При этом в них трудятся люди, которые не работали в школе, а если и трудились там, то 100 лет назад… Да о чем здесь говорить.
Геннадий Онищенко — первый зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науки, экс-глава Роспотребнадзора: Геннадий Онищенко первый зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науки, экс-глава Роспотребнадзора
— Начну с того, что у вас некорректный вопрос. Мы День учителя праздновали еще тогда, когда педагоги зарплату вообще не получали. Потому что учитель — не бизнес, не торги на рынке, это искусство. Если вспомнить Сократа, то только учить, лечить и судить людей дано Богом, остальные профессии придуманы людьми. Поэтому перед Днем учителя было бы уместнее передать мои слова безграничной благодарности, прежде всего педагогам, которые вели меня по жизни, и слова благодарности всему учительскому сословию, которое не зарабатывает деньги, а служит, потому что учитель — это дар божий.

Что касается заработных плат, то, во-первых, вы называете явно некорректные цифры и делаете это достаточно произвольно. Если говорить эмоционально, то, конечно, труд учителя бесценен и не поддается оцифровыванию в виде рублей или еще какой-то валюты. Разумеется, данный труд должен достойно оплачиваться, о чем говорили еще наши классики. Поэтому давайте еще раз просто поздравим учителей, а что касается зарплат, поговорим как-нибудь отдельно.
Ркаил Зайдулла — депутат Госсовета РТ, драматург: Ркаил Зайдулла депутат Госсовета РТ, драматург
— Учителя в регионах должны получать столько, сколько им платят в Москве, а там у них, насколько я знаю, зарплаты хорошие, порядка 100 тысяч рублей. Повышение оклада автоматически поднимает престиж профессии педагога. Не хочу хвалить Сталина, но в те времена авторитет учителя был очень высок, мои родители и их родители работали педагогами, когда все в колхозе получали трудодни, учителям платили деньги. Если сейчас давать достойный оклад, то они будут посвящать себя полностью школе. А сегодня все заняты лишь отчетами, надо освободить их от бюрократии.
Максим Шевченко — журналист и политик: Максим Шевченко журналист и политик
— Прежде всего надо выделить социальные, бюджетные дотации на повышение зарплат учителям. По моему мнению, они должны быть не менее 100 тысяч рублей. Потому что я знаю, что учителя тратят на работу иногда по 10 часов в день, плюс еще педагог должен работать дома, проверяя домашние задания. То есть на самом деле учитель трудится порядка 15 часов в день. Разумеется, это специалист, который ответственно относится к своей работе. Плюс он испытывает постоянный стресс, поскольку несет ответственность за чужих детей. Помимо того, что он детям просто что-то рассказывает, он должен следить, чтобы они были здоровы, не покалечились. Он не может на них кричать, хотя дети иногда сами оскорбляют учителей. То есть педагог — одна из самых психо-стрессовых профессий, какие только существуют. Есть люди, у которых призвание к данной профессии, я сам из семьи потомственных педагогов — у меня и прадед был учителем, и дедушка с бабушкой, и мама преподавала, и я сам работал в школе. Знаю, что это такое.

Поэтому на фоне такого педагогического стресса человеку необходимо иметь гарантию социальной безопасности. И я считаю, что зарплата у учителя должна быть такая, чтобы он ощущал внутренний комфорт от того, что он работает педагогом, гарантировать ему достаточно высокий социальный статус. В каждом регионе нужно иметь свой уровень зарплаты, который позволяет человеку в конце месяца посмотреть, что он потратился и на еду, и на семью, и на жилье, и чтобы у него еще оставались деньги на что-то. А если у человека средства израсходованы и он вынужден думать, как бы еще заработать, то он не может выполнять свое основное дело с таким качеством, как он должен. А работа учителя — одна из важнейших. У нас есть такие профессии — это врач, учитель, военный, сотрудник полиции. Они ключевые. Судья, например. И, конечно, не может быть и речи, чтобы труд учителя приравнивался к работе по валу. Чтобы он получал зарплату по валу, от объема. Потому что это приводит к тому, что учителя берут на себя огромную нагрузку, чтобы дорабатывать коэффициент до зарплаты, которая позволит им хоть как-то существовать.

Должна быть какая-то фиксированная большая зарплата, а уже сверху пусть идут премиальные. Как и было, собственно, в советской школе, когда существовала большая зарплата, а сверху давали премиальные за переработку, которую человек не обязан был делать, но когда директор школы или завуч его просил: «Возьмите еще дополнительные часы». Но тогда учитель мог отказаться это делать. Теперь же совсем другая ситуация: маленькая базовая зарплата, а дальше, как говорится, паши! Как будто речь идет об уборке урожая, а не о тех важных аспектах деятельности, которые я вам описал.
Мансур Джалялетдин — имам-хатыйб мечети «Аль Марджани»: Мансур Джалялетдин имам-хатыб мечети Аль-Марджани
— Зарплата учителей очень маленькая, у них колоссальная нагрузка. Они обучают наших детей, дают им образование, поэтому их зарплата должна быть такой, чтобы они могли позволить себе ежегодно ездить за границу отдыхать. А им денег не хватает, они вынуждены еще подрабатывать репетиторами. Зарплата должна быть достойная, конкретную сумму трудно назвать, она ведь в разных регионах отличается, но повысить ее как минимум в два раза — в этом ничего сложного нет.

Образование — самое основное, и поэтому государство не должно жалеть деньги педагогам. Престиж профессии опять-таки основывается на финансах, ведь, окончив педагогический вуз, мало кто хочет идти в школу, зарплаты нет, ну какой тут может быть престиж? Если раньше «учитель» звучало гордо, он мог и наказать лодыря, то теперь боится что-то сказать бездельнику-ученику. Кроме того, в советские времена выходили фильмы, например «Доживем до понедельника», где главным героем был педагог, а сейчас ведь этого нет, но нужно такую профессию пропагандировать.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы РФ: Айрат Фаррахов депутат Госдумы РФ
— Думаю, что наша ключевая цель — вернуться к тем временам, когда две профессии — учитель и врач — были самыми почетными и уважаемыми. Эти люди ни в чем не нуждались. Я имею в виду, что им не нужно было содержать домашнее хозяйство из-за недостаточности доходов. Скажем, врачи и учителя сельской местности вспоминаются как одни из самых уважаемых людей, которые жили в достатке. Поэтому если мы продолжим разговор в материальной плоскости, то представители данной профессии должны получать минимум вдвое больше, чем сейчас. К этому надо стремиться. Вопрос в другом: где взять источники финансовых ресурсов? И это главная проблема. Только максимальный рост нашей экономики, не полтора процента, как сейчас, а минимум три-пять процентов, обеспечит возможность существенно поднять заработную плату и врачей, и учителей. Мы в долгу у людей этой профессии.
Фарит Закиев — председатель Всетатарского общественного центра: Фарит Закиев председатель всетатарского общественного центра
— Учителей надо приравнять к государственным служащим, в этом случае профессия стала бы почетной. Мы знаем по истории, насколько до революции был высок авторитет педагога, нам надо сейчас поднять престиж хотя бы до этого уровня. Если учитель будет считаться госслужащим, то у него выйдет хорошая пенсия; во-вторых, и зарплата станет достойной. Тогда бы педколлектив не состоял, как сейчас, из женщин, в профессию пришли бы и мужчины. Издревле профессия учителя была чисто мужской, так оно и должно быть. Что касается конкретной суммы жалования, то она может зависеть от стажа работы, опыта, квалификации, но не меньше, чем у государственных служащих, то есть начинаться от 1 тысячи долларов и выше.
Павел Шмаков — директор школы СОлНЦе: Павел Шмаков директор школы «СОлНЦе»
— Во-первых, учитель — это профессия, на которой человек должен зарабатывать. Например, в Финляндии педагог получает, пусть и ненамного, но выше средней заработной платы в стране, то есть чуть больше 3 тысяч долларов. Когда я там работал, у меня было 2,5 тысячи, как у молодого учителя. Считаю, что педагог и в России должен получать не меньше средней заработной платы, чем, например, в сфере промышленности. Во-вторых, разница между зарплатами учителей в Москве и в регионах огромная. Я понимаю, когда есть отличие доходов у бизнесменов, один из которых живет, например, в Улан-Удэ, а другой — в Москве. Но когда бюджетники из одной сферы получают такую разную зарплату — однозначно несправедливо и нехорошо. При этом разница в зарплатах в Москве и в Татарстане тоже гигантская, хотя мы так долго боролись за звание третьей столицы.

Ну а теперь насчет престижа профессии. Это действительно очень важно. Сейчас в России престиж учителя чрезвычайно низок. У меня и мама — учительница, и бабушка, которая рассказывала, как перед педагогом в дереве шапку ломали. В той же Финляндии, где я проработал 11 лет, до сих пор к учителям очень высокое отношение. И далеко не только там. Я прочитал статью о том, как в Японии относятся к ним. Там нет Дня учителя и они удивляются, что таковой вообще есть. Как говорят сами японцы, для учителей у них в метро отдельные места, в громадном количестве магазинов существуют льготы. То есть статус учителя означает высокое отношение общества к нему. В России, кстати, также. У нас есть огромное количество праздников: День металлурга, строителя и так далее. А Дня министра нет. Зачем он? Ведь министра и так все уважают. У нас нет праздника в честь людей, у которых и так все хорошо. Так вот, я считаю, что необходимо бороться за то, чтобы учителя уважали 365 дней в году, а не только 5 октября.
Еще один очень важный момент: у нас в СМИ часто пишут, что в отношениях с учеником и учителем прав всегда ребенок. Есть некая такая концепция. Более того, в школе учитель находится в униженном положении. Ученик может снять на телефон, как педагог на него кричит, например. В этот момент учитель, без сомнения, не прав, да. Просто у нас есть такой вот крен в сторону того, что школа — это место, которое предоставляет образовательные услуги. Учитель работает, как парикмахер, обслуживает ребенка, который к нему ходит. Мне же кажется, что ученик и учитель должны быть в равновысоком положении. Их обоих надо уважать, а не говорить, что априори прав всегда ребенок. У нас, к сожалению, давно нет культа педагогической, врачебной профессий.
Рузаль Юсупов — ректор Казанского государственного педагогического института (1986-2002): Рузаль Юсупов ректор Казанского государственного педагогического института (1986–2002)
— По-моему, учитель должен зарабатывать не менее 50 тысяч рублей, чтобы он успешно работал, чтобы у него была заинтересованность. 20–30 тысяч сейчас получают неквалифицированные рабочие, а учителю необходимо намного больше. Ведь он педагог! Это высокое слово и по значимости, и по статусу, а наши учителя обижены, поэтому качество преподавания снижается, а также воспитание детей. Для повышения престижа, во-первых, нужно увеличить зарплату, это со стороны государства; во-вторых, пропагандировать надо в средствах массовой информации и больше надо показывать их благородную роль, рассказывать о лучших работниках просвещения. Их надо показывать приподнято, высокопарно, по достоинству, то есть рекламировать и пропагандировать. А мы занимаемся больше рекламой работников культуры, искусства, а учитель выпадает, между тем педагог — первый человек, потому что это ключ общества.
Фарит Фарисов — председатель татарской национально-культурной автономии Москвы: Фарит Фарисов председатель татарской национально-культурной автономии Москвы
— Мое мнение, что хороший учитель, который и классный руководитель, и воспитывает своих учеников, дает им хорошие знания, должен получать от 70 до 100 тысяч рублей, а начинающий педагог — чуть меньше. Потому что, имея достойную зарплату, он будет заниматься только учениками и не станет думать о быте. Нужна идеологическая составляющая государства, без нее мы никуда не уедем, все должны — и грузчик, и шахтер, и олигарх — быть заражены одной государственной идей процветания страны. Каждому необходимо знать, что своим трудом он возрождает свое государство, нацию. А учителей на сегодняшний день что заставляют делать? Лицемерить, заниматься нехорошими делами на выборах.
Рашат Якупов — преподаватель татарского и английского языков лицея-интерната № 2 Казани, соавтор учебника «Салям!»: Рашат Якупов преподаватель татарского и английского языков лицея-интерната №2 Казани, соавтор учебника «Салям!»
— Сложно говорить о каких-то конкретных цифрах, но, конечно же, зарплата учителей должна быть куда выше, чем сейчас. Очень жаль наблюдать, когда отличные педагоги, люди, знающие свое дело и делающие его качественно, уходят из профессии в другие области — в большинстве своем из-за низкой оплаты труда и невысокого престижа профессии. Учитель — это призвание, но только на энтузиазме и идее никакое дело не строится, все-таки для долгосрочного процесса нужен и материальный стимул. В школах очень мало педагогов-мужчин, думаю, одна из причин как раз в том, что прокормить семью на среднюю зарплату учителя очень сложно. Знаю много педагогов, которые для нормальной зарплаты вынуждены брать огромные нагрузки, дополнительные часы, — это тоже нездоровая ситуация, работа на износ. Будущее страны — в руках учителей, от них зависит, насколько преуспеет молодое поколение, насколько грамотными они станут специалистами. Поэтому считаю, что на образовании экономить ни в коем случае не стоит.