Владимир Путин поддержал предложение возродить проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга: его реализация обсуждалась еще со времен СССР. О том, что президент РФ дал согласие на этот проект, сообщают «Коммерсантъ» и «Ведомости».

По данным «Ъ», с просьбой поддержать проектирование ВСМ Москва — Санкт-Петербург обратились врио главы Петербурга Александр Беглов и гендиректор РЖД Олег Белозеров. 10 апреля Путин в ответ на эту просьбу написал слово «Согласен», передают источники «Ведомостей».

Авторы письма утверждают, что с учетом постоянного роста пассажирских железнодорожных перевозок между городами важно развивать сообщение на данном направлении. Кроме того, это существенно сократит время пассажиров в пути до двух часов и увеличит пассажиропоток в три раза, до 33 млн человек, указывают они. Сама же ВСМ предусмотрена стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года, транспортной стратегией РФ и отвечает требованиям «майских указов», подчеркивается в письме. При этом обоснование инвестиций было подготовлено еще в 2009-м и получило положительное заключение Главгосэкспертизы.

В ОАО «РЖД» от комментариев отказались, в минтрансе на запросы не ответили. Представитель вице-премьера Максима Акимова сообщил, что развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России находится в актуальной повестке, а вице-губернатор Петербурга Евгений Елин подтвердил, что письмо готовилось. В проекте ВСМ до Петербурга его стоимость не оценивается, но если учесть, что в 2015 году РЖД рассчитывала потратить на нее 984,4 млрд рублей, то по ценам первого квартала 2019-го стоимость составит не менее 1,13 трлн рублей, подчеркивают собеседники «Ведомостей».

Отмечается, что ВСМ Москва — Петербург обсуждается со времен СССР: так, в конце 1991 года для ее строительства создали специальную организацию, подготовили проект, но в 1998-м заморозили, оставив долги и котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге. В 2006 году попытались воскресить проект, создав АО «Скоростные магистрали», которому представили проект ВСМ с запуском в 2017–2018 годах. Однако вместо этого началось активное обсуждение ВСМ Москва — Казань как части высокоскоростного коридора «Евразия» от Берлина до Пекина. Первую часть ВСМ до Нижнего Новгорода планировалось ввести в 2024 году. Однако спустя некоторое время ситуация резко изменилась: против проекта выступил вице-премьер Антон Силаунов, его поддержал Максим Орешкин, после чего Путин поручил дополнительно проработать необходимость ВСМ.

Участник совещаний в правительстве сказал «Ведомостям», что от ВСМ до Петербурга изначально отказывались из-за нецелесообразности: она сэкономит всего около часа в пути по сравнению с «Сапсаном». «Сюрреализм, необъяснимые действия, пытаться понять бессмысленно», — оценил возврат к идее ВСМ до Санкт-Петербурга человек, участвовавший в проработке этого проекта несколько лет назад. Он напомнил, что на проект ВСМ до Казани уже потрачены колоссальные деньги, а согласие Путина на ВСМ до Петербурга означает, что от первого проекта откажутся.