«Россия потеряла 10 миллиардов долларов инвестиций. Это не главное, главное — закрыт доступ к технологиям», — сказал глава комитета по экономике Госсовета РТ Марат Галеев о влиянии санкций и антисанкций на амбициозную стратегию развития Татарстана до 2030 года. В новой версии «Прыжку барса» в разы уменьшили прогноз на иностранные инвестиции, но добавили социальную нагрузку и идею равенства города и деревни. О том, на что будет ориентироваться Татарстан в следующую трехлетку, — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Галеев: «За счет санкций и антисанкций Россия потеряла $10 млрд инвестиций. Это не главное, главное — закрыт доступ к технологиям, ноу-хау»
«ГЛАВНОЕ ЗДЕСЬ НЕ ЧТО-НИБУДЬ, А КТО-НИБУДЬ. ЭТО ЧЕЛОВЕК!»
Сегодня на пресс-конференции в Госсовете РТ председатель комитета по экономике татарстанского парламента Марат Галеев и замминистра экономики РТ Олег Пелевин рассказали о предстоящей корректировке стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Документ, напомним, принят в 2015-м в виде отдельного республиканского закона с возможностью внесения поправок раз в 3 года и проведения раз в 6 лет его полной ревизии. Новую версию стратегии, которую разработчики неофициально именовали «Прыжок барса», депутаты рассмотрят на сессии 18 марта.
«Изменения за эти три года произошли существенные, — сказал Галеев. — Изменился политико-экономический контекст реализации не только стратегии республики, но и функционирования всей экономики России. Если говорить о мировой экономике в целом, то повысилась ее турбулентность, неустойчивость, нестабильность. Тому есть разные причины. С одной стороны, начавшийся процесс смены технологических платформ. С другой стороны, произошли политические изменения».
В чем же отличие новой версии стратегии от старой? По словам Пелевина, количественные показатели стратегии освежили в соответствии с новыми «майскими указами» Владимира Путина, принятыми нацпроектами РФ, в новой версии нашло отражение послание президента РФ Федеральному собранию 2019 года. Главным остался и приоритет стратегии — человеческий капитал, глобальная задача тоже не изменилась — нужно добиться увеличения к 2030 году валового регионального продукта Татарстана до 5 трлн рублей (по итогам 2018-го ВРП составил 2,4 трлн рублей). Подробно о корректировках стратегии наше издание писало еще в декабре 2018 года.
«Программа достаточно амбициозная в социальной части, но надо иметь в виду, что это может быть реализовано при условии, что мы осилим переход на новую технологическую платформу. Главное здесь не что-нибудь, а кто-нибудь. Это человек!» — сказал Галеев.
В числе основных драйверов развития РТ по-прежнему нефтегазохимический комплекс, машиностроение, энергетика, инфраструктура для бизнеса и агропромышленный комплекс. Поставлен план по росту рождаемости к 2030 году, должно вырасти и количество людей, занимающихся спортом (с нынешних 47,4% до 63%). К 2030-му должна повыситься продолжительность жизни до 80 лет (в 2017-м этот показатель составлял 74,2 года). В плане заявляется о сокращении разрыва между развитием города и сельской местности — речь, по словам Пелевина, также идет и о синхронизации уровня доходов горожан и сельчан.
БЕЗ ПСО «КАЗАНЬ», ЗАТО С САМОЗАНЯТЫМИ И ПОВЫШЕННЫМ ПЛАНОМ ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Стратегию дополнили разделом по переподготовке кадров, появилось новое направление по развитию науки, молодежной политики, института самозанятых. Повысили показатели по социальной защите, повышению производительности труда: отныне каждый год этот показатель должен расти на 5%.
«Советский Союз, Россия ставили такую задачу многократно, но нам ни разу не удалось реализовать показатели по росту производительности труда, которые планировали. Ни разу! — рассуждал Галеев. — Это ключевая задача, она сама собой не решится, она может решиться, если удельные расходы на единицу продукции резко понизятся благодаря новым технологиям. К таковым во всеобъемлющем понимании относятся цифровые. Проблема формирования нового человеческого капитала одна из главнейших, и система образования ищет новую модель, но до сих пор она до конца не отработана. А от ее модификации зависит очень многое».
К слову, в стратегию включили отдельный блок по развитию цифровой экономики, включающий цифровую инфраструктуру, компетенции, цифровую грамотность и даже цифровую гигиену. А вот из списка ключевых участников строительного кластера стратегии исключили ООО «ПСО «Казань» и еще ряд компаний.
«Я просто могу сказать, что в стратегии не прописываются компании, компании могут появляться, умирать, это обычная жизнь, — объяснил исчезновение ПСО „Казань“ Галеев. — В экономике есть компании, и в мировой экономике есть компании, которые гремели когда-то и которые перестали существовать. У каждой фирмы есть свой цикл жизни: рождение, расцвет, продолжение жизни, но не всем это удается. Посмотрим, как будет. Иногда безнадежные компании вновь получали второе дыхание».
Глава профильного комитета заявил, что ПСО «Казань» — это частный случай. «Если по-простому говорить, то там не просто ошибки менеджмента, — сказал Галеев. — Все-таки наша страна пока имеет переходную экономику, где слово „кидалово“ еще не исчезло из понимания. Они не получили оплату за проведенную работу при подготовке к чемпионату мира по футболу в ряде городов. Очень серьезные объекты. Конечно, это сразу сказывается на оборотных средствах. Возможно, и у них был широкий размах, что не хватает оборотных ресурсов. Это частный случай, поэтому прямого отношения к стратегии это не имеет».
Напомним, что первая версия стратегии создавалась с 2012 года при активном участии близкого к бывшему министру финансов, а сейчас руководителю Счетной палаты РФ Алексею Кудрину «Леонтьевского центра». Новую версию стратегии кабмин РТ готовил год, исследования проводили с участием КНИТУ-КАИ и КФУ. На размещенный на сайте проект поправок поступило 3 тыс. предложений от населения. В 2015 году вместе с республиканской стратегией каждый район принял собственную стратегию развития до 2030 года. Они также подлежат пересмотру — решение об их корректировках будут приниматься на муниципальном уровне.
Галеев отдельно подчеркнул, что не стоит путать госпрограмму со стратегией, поэтому говорить о том, на сколько процентов выполнена стратегия-2030 за прошедшие три года, не совсем корректно.
«Такого документа Татарстан не имел никогда. Стратегия определяет векторы и конечные цели развития без конкретизации путей реализации, — подчеркнул Галеев. — Путь реализации стратегии идет через различные отраслевые программы, которые принимаются правительством».
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПОДКОСИЛА МЕТОДИКА ЦБ И ГЕОПОЛИТИКА. НО НАДЕЖДЫ НА ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ОСТАЮТСЯ
Согласно корректировке этого года, за 12 лет накопленные прямые иностранные инвестиции в Татарстан увеличатся в 3,2 раза и в 2030-м составят $5,7 миллиарда. Хотя в 2015 году планировалось, что они вырастут в 12,8 раза, достигнув $44,1 млрд, а в самых радужных мечтах — и $94 миллиардов.
«По прямым иностранным инвестициям изменилась методика на федеральном уровне. Если раньше методика формировалась органами статистики, то сейчас данный показатель формируется Центробанком России, — объяснил Пелевин. — Ну и безусловно, ряд показателей был изменен с учетом текущей геополитической ситуации».
По словам Галеева, до 2016 года глобализация шла достаточно быстрыми темпами, действовали международные институты. «После 2016-го вектор существенно изменился, появились санкционные инструменты как инструменты экономической политики, — продолжал глава профильного комитета, имея в виду позицию США в этом вопросе. — Это не только по отношению к России — по отношению ко многим странам, в отношении Китая, например. Картина мира стала существенно меняться, это определенным образом сказывалось на экономике России и Татарстана».
«За счет санкций и антисанкций Россия потеряла 10 миллиардов долларов инвестиций. Это не главное, главное — закрыт доступ к технологиям, ноу-хау. Вот главный минус, который стал появляться, — добавил глава комитета. — Эти изменения существенны, но они носят существенный экономико-политический характер».
Выход из ситуации Галеев по-прежнему видит в развитии частных инвестиций. «Это будет один из важных источников реализации стратегии, — говорит он. — Мы никогда не сможем достигнуть результата, если будем уповать только на государственные инвестиции. Это задача очень серьезная, в первую очередь для федеральной власти, потому что полномочия там. Нужно создавать дополнительные стимулы для привлекательности инвестиций особенно в новых технологиях. Сейчас говорят, что реальный сектор невосприимчив к инновациям. Там тоже не дураки работают! Очевидно, надо создать более привлекательные условия для реализации новых технологий в реальном секторе экономике. А вместо этого мы, к сожалению, получили увеличение налоговой нагрузки и рост НДС. Сейчас надо действовать наоборот — снижать налоговую нагрузку для реального сектора экономики. Это делается во многих странах, но пока не у нас».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.