Магдеев акцентировал внимание на том, что, как ни крути, драйвером экономики по-прежнему выступает КАМАЗ Магдеев акцентировал внимание на том, что, как ни крути, драйвером экономики по-прежнему выступает КАМАЗ Фото: Олег Спиридонов

МАЛЫЙ БИЗНЕС САМ СОБОЙ ПОДТЯНЕТСЯ

В предверии интернет-конференции с рулевым автограда Наилем Магдеевым от читателей пришло рекордное количество вопросов — около 50, которые охватили почти все сферы — от экономики до молодежной жизни. Но разговор начался с тех моментов, за которые президент Татарстана Рустам Минниханов покритиковал руководство города на прошедшем в понедельник итоговом заседании горсовета. Напомним, что президент поставил перед автоградом новую планку — добиться доли малого и среднего бизнеса в 40–45%. Сейчас она составляет 30%. Кроме того, Минниханов отметил суровый деловой климат, который сложился в Челнах.

Магдеев акцентировал внимание на том, что, как ни крути, драйвером экономики по-прежнему выступает КАМАЗ, который к тому же в мае запустит завод кабин. «Мы надеемся, что с выходом на рынок автомобилей семейства К5 с новым двигателем и новой кабиной объемы выпуска и реализации на КАМАЗе возрастут. Это повлияет и на развитие малого бизнеса, который завязан на КАМАЗе. Надеемся, что и другие предприятия, в частности резиденты ТОСЭРа, выйдут на зарубежные рынки. У нас двое уже вышли — „Заряд“ и „Венские вафли“. Оставшиеся резиденты ТОСЭРа защитили свои бизнес-планы, закупают оборудование. И думаю, некоторые компании „выстрелят“ в 2019–2020 году. Потому что за год-полтора они раскрутятся, наберут персонал и начнут работать. Это еще один из резервов роста экономики», — сообщил Магдеев.

Среди тех, кто, по мнению мэра, «выстрелит» в 2019 году, — возводимый Haier завод по выпуску стиральных машин мощностью 500 тыс. единиц в год. В этом же году китайцы начнут строительство распределительного центра на 30 тыс. кв. м и завода морозильного оборудования. Кроме того, Магдеев выразил надежду, что появятся и новые резиденты ТОСЭРа. А малый бизнес?

Гость редакции абсолютно уверен в том, что малый бизнес из автограда не уходит, а наоборот — прибывает Гость редакции абсолютно уверен в том, что малый бизнес из автограда не уходит, а наоборот — прибывает Фото: «БИЗНЕС Online»

«Малый бизнес сам собой подтянется, — заверил мэр. — Запустится завод стиральных машин, вокруг него появится десяток-полтора предприятий малого бизнеса. Они же появились вокруг завода холодильников: кто производит комплектующие, кто колесики, кто пенопласт. Не только в Челнах появились, но даже в Кукморе. Маленькое предприятие в Кукморе поставляет свою продукцию. Появится завод морозильных камер — вокруг него тоже будет малый бизнес. Локализацию никто не отменял. Обещают довести ее до 70–80 процентов. Появятся резервы для роста промпроизводства», — описал радужный сценарий будущего градоначальник.

Гость редакции абсолютно уверен в том, что малый бизнес из автограда не уходит, а наоборот — прибывает. «Я взял данные налоговой инспекции — они говорят о другом, — привел статистические выкладки Магдеев. — У нас количество юридических лиц в городе растет, количество индивидуальных предпринимателей растет. Зарегистрировано в 2017 году юрлиц 19793, а в 2018 — 19955. Субъектов малого предпринимательства было 15900, а сегодня — 15962. Цифры и факты — вещь упрямая. А как налоги растут, если количество предприятий не растет? Налогов собрали за 2017 год 51,9 миллиарда во все уровни бюджета, а в 2018-м — 59,7 миллиарда. Это вырос контингент. А УСН, я смотрю! Если мы его в 2017-м платили 298,3 миллиона рублей, то в 2018-м — 366,3 миллиона. Это показатель работы малого бизнеса. А то говорят — больной. Но у больного температуру измеряют и анализы берут. И только тогда говорят — больной он или нет», — привел метафору мэр.

«НАДО ЖЕ БЫТЬ НЕМНОГО ПРАГМАТИКОМ»

Обойти стороной тему обильных снегопадов и проблем с очисткой дорог было невозможно. Мэр при этом заметил, что до пункта назначения — отеля KamaRooms, где проходила интернет-конференция, — он добрался без проблем. «Не для меня же дорогу чистили. Я не вижу в городе, чтобы совсем нельзя было проехать. Да, есть снег, но ежедневно  убирают», — заметил Магдеев. Однако запросил у МУП «ПАД» статистику, подтверждающую богатую на осадки зиму. Так, в 2017 году за всю зиму «чистильщики» сделали 48052 рейсов. В 2018 году — 36635 рейсов. А в 2019 году, хотя зима еще не закончилась, уже сделано 49219 рейсов. На сегодня в городе открыли уже пятую снегосвалку. При этом сумма средств, которая выделяется на содержание дорог зимой и летом, в бюджете не меняется — 228 млн рублей.

«Через дорогу машину поставить тяжело. А вот около дома поставить — это нормально. У нас культуры нет. Можно кого угодно критиковать, но начинать надо с себя» «Через дорогу машину поставить тяжело. А вот около дома поставить — это нормально. У нас культуры нет. Можно кого угодно критиковать, но начинать надо с себя» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это и снег вывозить, и мусор чистить и пылесосы пускать. Мы только в январе истратили 61,7 миллиона рублей! Думаю, за февраль сумма будет примерно такая же. То есть за два зимних месяца мы израсходуем больше 100 миллионов. Если такими темпами снег будет дальше идти, мы к апрелю-маю весь лимит по деньгам истратим. Летом снега нет, но есть пыль. И, если мы не будем чистить, вы опять будете писать, — намекнул на реакцию СМИ градоначальник. — Эти 220 миллионов — чисто непроизводительные расходы. Вообще в воздух! На эти миллионы… — вздохнул Магдеев, представляя, на что можно было бы пустить такую сумму. — Ну, а что делать? Снег идет. Да, может, мы по очистке города не лучшие в стране. Но и не худшие. Не буду называть соседний город, а то мэр обидится, будет звонить…»

На замечание корреспондента, что, мол, и скорые застревают в челнинских дворах во время снегопадов, мэр философски ответил: «Ну ничего, бывает. Почистят. Я ж не говорю, что чистить не будем…»

Впрочем, Магдеев вновь припомнил автомобилистам, что из-за их автотранспорта, стоящего по обочинам дорог, невозможно качественно чистить местные проезды. «Что делать с машинами? Висит объявление, аншлаг стоит — нет, машины ставят. Если мы сами незаконопослушные, чего мы хотим? — задался риторическим вопросом собеседник. —  Машину бросили, ушли. Я уже говорю: не стесняйтесь, машину сдвигайте, чистите. А потом на то же самое место поставьте. Не вздумайте повредить. Выход один — дальше лучше работать, убирать снег, вывозить…»

В 2017 году за всю зиму «чистильщики» сделали 48052 рейсов. В 2018 году — 36635 рейсов. А в 2019 году, хотя зима еще не закончилась, уже сделано 49219 рейсов В 2017 году за всю зиму «чистильщики» сделали 48052 рейсов. В 2018 году — 36635 рейсов. А в 2019 году, хотя зима еще не закончилась, уже сделано 49219 рейсов Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, многие челнинцы оставляют машины на дорогах не от хорошей жизни, а потому что ставить ее просто некуда. Мэра засыпали вопросами о том, как будет решаться вопрос с припаркованными автомобилями. «А вы знаете, что у нас 60–70 процентов стоянок свободны? — парировал Магдеев. — Вот у меня одно окно выходит на Чулман, а второе — на соседний дом. И машины везде стоят. Они, конечно, и в Европе стоят — в Праге, в Вене. Тоже не проехать. Но вот смотрю — стоянка на ипподроме заполнена на 60–70 процентов. Но через дорогу машину поставить тяжело. А вот около дома поставить — это нормально. У нас культуры нет. Можно кого угодно критиковать, но начинать надо с себя. Ладно, я машину ставлю на подземную парковку. Она у нас наполовину пустая. Люди не хотят тратиться на покупку парковки».

В итоге мэр пришел к выводу, что машину лучше вообще не иметь. «Надо же быть немножко прагматиком. Взять и посчитать — покупка машины, техобслуживание, бензин, транспортный налог, мойку, — все в столбик записать и посчитать. Сам ахнешь! На эти деньги, что ты машину купил, сколько раз ты можешь в день на такси ездить? Я тоже езжу, когда в Москве бываю. И многие знакомые в Москве у меня машины продают. Большие города, видимо, к тому и придут, что машина будет не очень выгодна».

Интернет-конференция продолжалась два с половиной часа. За это время Наиль Гамбарович рассказал, какие проекты и события посветят главному юбилею года — 50-летию КАМАЗа. Кроме того, рассказал о своих взаимоотношениях с руководителями крупнейших строительных компаний города, а также о том, как намерен бороться с алкомаркетами и при каких условиях останется на второй срок в кресле мэра.

Полную стенограмму беседы с мэром автограда читайте на сайте «БИЗНЕС Online» позже.

Генеральный партнер проекта

P. S. Редакция газеты благодарит Акибанк, генерального партнера проекта интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в Закамье, за сотрудничество, способствующее информационной открытости и в целом деловому развитию региона.