Айрат Хайруллин (слева): «Паблик-арт – это не только изображения на стенах. Это искусство для неподготовленных людей» Наиль Маганов и Айрат Хайруллин (слева) рассказали об уникальном проекте «Сказки о золотых яблоках», который реализуется в Альметьевске. Но «цена вопроса» так и осталась тайной Фото: Олег Спиридонов

«ПО ПЕРВОМУ КАНАЛУ СКАЗАЛИ? КТО-ТО НАС СДАЕТ»

Уникальный паблик-арт проект «Сказки о золотых яблоках», который реализуется в Альметьевске, стал главной темой сегодняшнего пресс-завтрака гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова и мэра города Айрата Хайруллина. Впрочем, вполне ожидаемо вопросы касались далеко не только его. Перед началом мероприятия журналистов, блогеров, культурологов и прочих гостей, приехавших на трехдневных пресс-тур, провезли по этим самым объектам, появившимся в ходе реализации программы. И Маганов, комментируя этот момент, заметил: «Вот вы проехали, посмотрели, что мы что-то делаем. А для чего мы это делаем? Лично для меня очень важно получать оценку со стороны. Как это оценивают люди: в правильном ли мы направлении идем, достигаем ли мы своей цели, те ли это инструменты, с помощью которых ее можно достичь? Но, поверьте, все наши усилия – это не для какой-то саморекламы. Это все не ради картинок, нам нужна суть. Все это направлено на развитие».

Хайруллин же, как положено мэру, обратил внимание собравшихся на свой город. «Надо понимать, что Альметьевск – достаточно уникальный город. Несмотря на то, что центр татарстанской нефти находится здесь, происходят определенные миграционные процессы, связанные с тем, что крупные мегаполисы оттягивают нашу молодежь, особенно талантливую. И те инициативы, которые компания „Татнефть“ продвигает, направлены в первую очередь на то, чтобы город был привлекательным, имел тренд с точки зрения развития, чтобы люди не только отсюда не уезжали, но и, наоборот, переезжали сюда жить. И, слава богу, есть определенные положительные тенденции. Естественный демографический прирост у нас – тысяча человек в год. И еще столько же приезжают в Альметьевск», – констатировал мэр.

Напомним, что проект «Сказки о золотых яблоках» стартовал в прошлом году. Тогда резервуары котельной расписал Кирилл Kreal из международной граффити-команды TAD, здание гаража АПТ — Карим Джаббари (Karim Jabbari) из Монреаля и московский дуэт Hoodo, брандмауэр «Исәнмесез!» на въезде в город на доме по улице Бигаш, 123 выполнил итальянский художник Агостино Якурчи (Agostino Iacurci). В этом году на стенах зданий Альметьевска появились страницы азбуки (по-татарски — әлифба) с оригинальными татарскими буквами, скульптура Габдуллы Тукая и Шурале на велосипеде, портрет первого нефтедобытчика Татарстана Надыра Уразмета, памятник девице-воину Каракуз авторства Даши Намдакова и многое другое. Об этом собравшимся напомнила Полина Еж, куратор городских и образовательных программ питерского Института исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга. К слову, она упомянула, что утром по телевидению услышала такую фразу: «Альметьевск становится городом-музеем». «А по какому каналу?» — поинтересовался Маганов. «По Первому, – ответила Еж. – Екатерина Стриженова рассказывала». «Ух ты, – отреагировал руководитель „Татнефти“, – кто-то нас сдает».

В этом году на стенах зданий Альметьевска появились страницы азбуки (по-татарски — әлифба) с оригинальными татарскими буквами Страница азбуки (по-татарски — әлифба) с оригинальными татарскими буквами Фото: Олег Спиридонов

«В следующем году мы хотим затронуть разные жанры, — рассказала Еж о планах на будущее. – Это, во-первых, медиаинсталляции, небольшие городские интервенции (художественные акции, направленные на работу с пространством города прим. ред.) также будут росписи на стенах зданий. Но самое интересное – появится парк арт-объектов татарских мифических персонажей».

По словам куратора программы, в реализации проекта принимают участие порядка 50 человек. При этом самое непосредственное – представители «Татнефти». «В России больше нет таких проектов. Это первый проект, который призван сделать уникальным для жителей маленький город, — сказала Еж. – И очень редко бывает, чтобы сторона заказчика принимала настолько тонкое участие, как здесь. Это происходит благодаря Нурие Валеевой (руководитель пресс-службы „Татнефти“ прим. ред.) и Наилю Маганову. Потому что здесь тот тонкий патриотизм, с которым я не сталкивалась, живя в Петербурге. Как будто в этих местах он имеет какие-то другие корни. Вот про эти корни – наш проект».

«Я СКАЗАЛ, ЧТО У НАС ДОЛЖНА БЫТЬ ЛУЧШАЯ В СТРАНЕ СТУДИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ. ПОЛУЧИТСЯ ИЛИ НЕТ – НЕВАЖНО»

Отвечая на вопросы журналистов, Маганов пояснил, что «Сказки о золотых яблоках» — лишь часть работы направленной на то, чтобы сделать Альметьевск привлекательным для жизни городом. «Хотим ли мы создавать и расширять здесь среду? – задался он риторическим вопросом, на который сам же и ответил. – Конечно, хотим. И изобразительное искусство – лишь одно из направлений. Должна быть некая экосистема, гармоничная и взаимоувязанная. Если вспоминать конкретные примеры, что мы для этого делаем, то, например, мы в художественную школу купили много-много компьютеров. Будем эту школу расширять, и дети будут заниматься компьютерной графикой. Мы сейчас ищем партнеров. Я коллегам со смехом сказал, что у нас должна быть лучшая в стране студия мультфильмов. Получится или нет – неважно. Идея есть, проект составлен, действия пошли – все как полагается по стандартам компании».

Памятник девице-воину Каракуз авторства Даши НамдаковаФото: Олег Спиридонов

Упомянул Маганов и о поддержке спорта. Упор, по его словам, в Альметьевске идет не на спорт высоких достижений, а на здоровый образ жизни. И сейчас только хоккеем в городе занимаются 6 тыс. детей. Поделился гендиректор «Татнефти» и планами по открытию картинной галереи. «Это будет новое здание, около 5–6 тысяч квадратных метров. Фонды, чтобы там выставлять, у нас определенные накоплены. Более того, удалось переговорить с рядом частных коллекционеров и предложить: „Что вы мучаетесь там? Прячете произведения искусства в условиях ненадлежащего хранения... Дайте их нам. Единственная просьба – дать право их выставлять“». Маганов дал понять, что предварительное согласие от коллекционеров получено. Но фамилии их, конечно, назвать отказался. Галерея будет построена в ближайшие пару лет, уточнил топ-менеджер.

Рассуждая на тему того, насколько искусство влияет на воспитание людей, Маганов вспомнил один случай. Есть в Альметьевске проект под названием «Арт-Сабантуй». Художники со всего Поволжья выставляют в разных частях города свои картины, а голосуют за работы обычные жители. Кто больше баллов набрал, тот и забрал приз. «Проект идет уже третий год, а я все не успеваю голосовать, — признался Маганов. – А неудобно – люди же спрашивают, какая работа мне нравится. И вот в последний день проекта картины выставляли в поликлинике, и я иду туда. В фойе штук 50 картин, я их обошел и сел – смотрю и думаю, за что проголосовать. Рядом со мной плюхаются два молодых парня... Перегаром несет! Я так понял, что один приехал из мест не столь отдаленных, они это отметили. Разговор у них жаргонный, конечно. И вдруг через 10–15 минут я слышу от одного из них: „Слушай, все это (глядя на картины) удивительным образом напоминает мне наш двор и наш дом. Нет, не наш. Но ты все-таки посмотри: как удивительно!“ То есть в течение 10–15 минут, которые он смотрел на картины, у него произошли такие внутренние превращения».

Одна работа на фасаде «не на порядки отличается» по затратам с окраской фасада дома «Үстерү/Растить» от художницы Натальи Пастуховой (Екатеринбург)
Фото: Олег Спиридонов

Хайруллин же в свою очередь рассказал о том, что программа «Сказки о золотых яблоках» сподвигает проводить работу по улучшению и всех остальных городских пространств. «Паблик-арт – это не только изображения на стенах, – сказал мэр. – Это искусство для неподготовленных людей. Мы прекрасно понимаем, что не все ходят в театры, на выставки. А через такие проекты они приобщаются к искусству. Но у каждого развития есть свои этапы. Если вернуться на три-четыре года назад, то многие вещи в городе не бросались бы в глаза, они считались нормой. А когда происходят преобразования, то, что вчера не было видным, сегодня кажется очень выпуклым. Есть вывески постсоветских времен, непонятные входные группы, многоэтажные лестницы. Мысль о создании единых условий, чтобы все это вписывалось в инфраструктуру, появившуюся в последние годы, увязывалось с паблик-артом, есть. Мы сейчас изучаем опыт других городов в этом плане. И руки до этого у нас тоже обязательно дойдут».

Хайруллин признал также, что на фоне новых велодорожек не слишком хорошо выглядят тротуары и жители обращают на это внимание мэра. Меры принимаются: по словам Хайруллина, помимо 93 км велодорожек, построено и 36 км тротуаров. «Конечно, можно было просто взять кисть и краску и нарисовать велодорожки, – рассказал глава района. – Но мы для себя еще тогда решили: если уж заходить в этот проект, то идти до конца. Например, добиться, чтобы родитель не боялся отпустить 5-летнего ребенка на велосипеде в город. И сегодня у нас 93 километра велодорожек, они выделены в отдельную и от пешеходов, и от автомобилей сеть. И за эти два года у нас смертность трудоспособного населения снизилась на 26 процентов. Да, при этом стали люди высказывать недовольство, что такие хорошие велодорожки и такие плохие тротуары. Хотя еще вчера их этот тротуар вполне устраивал. И за последние два года мы построили 36 километров новых тротуаров. В общем, это как ремонт в доме. Сначала делаешь его на кухне и думаешь, что этим обойдется. Но нет, потом меняешь обои в комнатах, потом диван, потом входную дверь, потом лестничную клетку ремонтируешь, двор, а потом и у соседа».

Уже в этом году на объектах стрит-арта появятся таблички с текстами, где будет описан смысл изображения. В следующем – QR-коды со ссылками с информацией о картине «Һөнәр/Умение» от Гузель Гариповой (Казань) Фото: Олег Спиридонов

ПАБЛИК-АРТ НЕ ВСЕМ ПО ВКУСУ

В самом конце пресс-завтрака журналисты в очередной раз попытались выведать у Маганова «цену вопроса» — во сколько же «Татнефти» обходится проект «Сказки о золотых яблоках». Он по традиции обошелся общими словами. «Не так много для того, чтобы иметь счастье работать с такими творческими людьми... А дальше вы сами придумаете, – сказал бизнесмен и со смехом добавил. – А сумму я не помню. На самом деле все доступно и достойно. Мы же из нефтяных компаний одна из самых бедных и самых маленьких. Но я бы не увязывал этот проект с „Татнефтью“, я бы увязывал с городом, культурой, людьми. Все нефтяные компании работают точно так же. У кого-то что-то лучше, у кого-то что-то больше, но в целом все одинаково. Точно могу сказать, что если ты живешь в какой-то депрессивной обстановке, то производству от этого лучше не будет». Остальные участники проекта попытались было приподнять завесу над этим вопросом, но все равно слишком уж расплывчато. Например, что один «квадрат» настенной картины стоит несколько тысяч рублей или что одна работа на фасаде «не на порядки отличается» по затратам с окраской фасада дома. В общем, попытались дать понять, что речь не идет о сногсшибательных суммах.

Сейчас планируется провести большое анкетное исследование среди жителей города. «Нам нужно понять эмоциональную температуру людей по отношению к изображениям», – сказал специалист по фольклору РАНХиГС Никита Петров Сейчас планируется провести большое анкетное исследование среди жителей города. «Нам нужно понять эмоциональную температуру людей по отношению к изображениям», – сказал специалист по фольклору РАНХиГС Никита Петров Фото: Олег Спиридонов

К слову, на пресс-конференции выяснилось, что проект «Сказки о золотых яблоках» не всем по вкусу. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Никита Петров, специалист по фольклору РАНХиГС, буквально на днях очень эмоциональная женщина высказала свое недовольство паблик-артом. Впрочем, не самим фактом нанесения картины на торец, а сюжетом – дескать, там змея, это убийство, это смерть. Правда, тут же проходящая мимо другая жительница города, наоборот, сказала участникам проекта спасибо – мол, хорошо делаете. Тем не менее факт не остался без реакции. И сейчас планируется провести большое анкетное исследование среди жителей города. «Нам нужно понять эмоциональную температуру людей по отношению к изображениям, – сказал Петров. – На самом деле, мы не очень понимаем, что происходит с мнением людей. У нас был один случай, когда жительница дома высказала недовольство конкретным изображением. Поэтому наш первый шаг – опросить всех, кто живет в доме, часть тех, кто живет в соседних домах, прохожих, тех, кто пользуется этим пространством. Это даст нам понять, какую реакцию картины вызывают. Второй момент – надо провести некоторую работу разъяснительного характера, чтобы рассказать людям, что вообще там изображено. Дело в том, что художник воспринимает мир немного по-другому и через призму татарской культуры, византийских фресок пытается донести до нас некий месседж. Вот этот месседж мы и попытаемся разъяснить».

После всей этой работы и будут приниматься решения по тому или иному объекту. По словам Петрова, «организаторы готовы пойти вплоть до самых радикальных мер под названием „закрасить“». «В принципе, это очень демократично, — признается наш собеседник. – Но это, конечно, крайняя мера, так как в этом случае огромная работа будет пущена псу под хвост. Но я думаю, что разъяснительная работа, которую мы проведем, должна не довести до такой ситуации». Как добавила Еж, уже в этом году на объектах стрит-арта появятся таблички с текстами, где будет описан смысл изображения. В следующем – QR-коды со ссылками с информацией о картине.