«ПРИХОДЯТ НОВОСТИ, КОТОРЫЕ ТРУДНО ОБЪЯСНИТЬ РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЛОГИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ»

Есть стойкое ощущение того, что Россия перешагнула какой-то важный психологический рубеж — и это не стагнация, не кризис, это какой-то внутренний распад системы. Вчера еще худо-бедно все работало, крутились шестеренки, скрипел приводной ремень, а сегодня механизм пошел в разнос. Можно заменить один винт, два, три, но систему это не спасет. Корабль плывет тогда, когда вода вокруг него, а когда внутри — он тонет, идет ко дну.

Тут что ни день, то приходят новости, которые трудно объяснить рациональными логическими инструментами. Иррациональность проникает в саму ткань кризиса и диктует ей свои условия-порядки. У нее тоже своя внутренняя динамика, закономерности, но они располагаются по ту сторону «простого понимания». Ровно по ту «сторону» от нас в прямом (в интерактивном) и переносном смыслах находится видеообращение главы Росгвардии Виктора Золотова к оппозиционному политику Алексею Навальному с предложением дуэли. Бывший начальник службы безопасности Владимира Путина, Анатолия Собчака и даже Бориса Ельцина вознамерился из Навального сделать «сочную отбивную» на ринге за его расследование о хищениях в ведомстве генерала нацгвардии. Многих такой формат открытого обращения непубличного Золотова к оппозиционеру, чью фамилию официальные лица вслед за Путиным даже не называют, откровенно удивил. Стилистика политического диалога меняет вектор? А есть у нас полноценный межфракционный диалог политических сил? Или у нас все выкрашено в цвета нуар? Золотовская гвардия — прекрасный символ сегодняшнего «политического диалога» с оппозицией на улицах российских городов.

Комментаторы уже перебрали все мыслимые и немыслимые варианты дуэлей, вспомнили кодекс дуэлянтов, а общественность в сети живо откликнулась на новый хайп и, в свою очередь, принялась бросать вызов Золотову: кто-то предлагает ему сразиться в умении решать математические задачи, кто-то зовет помериться скоростной прытью на водной дорожке и т. д. Казалось бы, тема серьезная — глава одного из силовых ведомств прямо угрожает оппозиционеру проблемами со здоровьем, но публика подняла грозный лик и слова Золотова на смех, обратила все в троллинг.

Ксения Собчак Ксения Собчак: «Не знаю, кто писал Виктору Васильевичу этот текст, но вот из этого пиарщика точно надо сделать отбивную» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РОССИЯ ТЯНЕТ СЕБЯ НАЗАД, В ВЕК XIX, С КРЕПОСТНЫМИ, СОСЛОВНЫМ ОБЩЕСТВОМ, МОНАРХОМ, УВАРОВСКОЙ ТРИАДОЙ...»

Россия тянет себя назад, в век XIX, с крепостными, сословным обществом, монархом, уваровской триадой, полной клерикализацией и особым путем. Какая-то неизбывная, иррациональная опять-таки тоска по прошлому, в котором, по уверению псевдоконсерваторов, небо голубее, трава зеленее и чернозем чернее. «Во всей словесности не знаю я примера, чтобы наука отечественной истории у какого-нибудь образованного народа имела столь странный ход. Повсюду шла она вперед... — а здесь [в России], не один раз возвращалась она вспять», — такое мнение высказал германский, а потом и российский историк Август Шлецер, еще в середине XVIII века столкнувшийся с тем, как местные умельцы трактуют историю.

Можно в оправдание обвинить во всем советников, которые подставили шефа, как об этом пишет Ксения Собчак, чью семью охранял в прошлом Золотов. «Не знаю, кто писал Виктору Васильевичу этот текст, но вот из этого пиарщика точно надо сделать отбивную. Как я уже неоднократно говорила, власть как будто сама толкает в революцию», — пытается нивелировать негативный эффект обращения Ксения Анатольевна в своем блоге.

Тут получается злонамеренная путаница: с момента образования Росгвардии два года назад именно Золотов активно боролся за роль главной антиреволюционной силовой службы. Он лоббировал получение оперативно-разыскных функций своему ведомству, претендовал на создание одного из ключевых центров, занимающихся политическим прогнозированием и общественным контролем. А тут выходит, по словам Собчак, что Золотов сам толкает ситуацию в революционную пучину. Это парадокс российской действительности, который нельзя объяснить разумными средствами. Ведь сам Виктор Васильевич входил в команду главного либерала новой России Анатолия Собчака, сейчас же он клеймит всех, кто не согласен с действующей властью, называя их наймитами Запада.


«ВИДИМО, ЭТО ОБРАЩЕНИЕ ОТЧАЯНИЯ»

Генерал Золотов технически, но не совсем стилистически пытался воспроизвести посыл олигарха Алишера Усманова, который в 2017 году записал видеообращение к Навальному. Усманов на дуэль обидчика не вызывал, он подал на оппозиционера в суд и выиграл его. Обращение богатейшего человека России к Навальному несравнимо с подобным же месседжем со стороны одного из столпов силовой конструкции страны. Если Путин всячески старался не упоминать фамилии Навального, называя его то персонажем, то Саакашвили российского формата, то господином, то в этом случае Золотов обращается к Навальному конкретно, говоря о том, что он имеет президентские амбиции. Судя по всему, именно здесь кроется вся разгадка. Виктор Васильевич обращался не Навальному, а к Путину.

Известно, что у Золотова сложные отношения с ФСБ. Политической отмашки сверху на то, чтобы разгромить команду Навального, а его самого посадить всерьез и надолго, нет. Можно предположить: глава Росгвардии считает, что конкурирующая «контора» использует это расследование фонда борьбы с коррупцией против него лично. Часть информации о недвижимости его сына и внука — слив «компетентных органов». Более того, всю политическую тяжесть решений за силовые разгоны митингов Навального берет на себя лично Золотов, это его бойцы орудуют дубинками. Но ведь большинство митингов согласовывают! Сие означит, что такова позиция политического крыла Кремля в лице Сергея Кириенко и ФСБ: разрешить, чтобы Росгвардия жестко разогнала протестный ход. Читается между строк у Золотова недоумение относительно этого факта. Он понимает, что тезис «президентские амбиции Навального» должен как-то задеть Путина. Видимо, это обращение отчаяния. Спустя два дня пресс-служба Росгвардии заявила, что все обращения и интервью директор Росгвардии делает исключительно по собственной инициативе. Пришлось политически дезавуировать такой эмоциональный шаг.

Означит ли это, что Золотов потерял доступ к уху первого лица и вынужден таким вот корявым, скажем открыто, образом до него достучаться? Или это общий рассихрон системы, когда уже нет общей линии по основным внутриполитическим вопросам, где каждый решает свои локальные задачи, а Путин теряет интерес (желание?), возможность выступать арбитром в борьбе кланов, что порождает такие вот явления? Вопрос, требующий детальной проработки. Фоном к этим вопросам служит текущая диспозиция: рассыпание общей стабильности, общественного консенсуса, падение рейтинга федеральной и региональной власти, зримым доказательством чего являются результаты выборов 9 сентября.

А что касается дуэли... Тут мне вспомнился очерк известного фантаста Сергея Снегова «Дуэль». В 1943 году он вместе со Львом Гумилевым сидел в лагере под Норильском. Они сразу же нашли общий язык, стали общаться, вели заумные беседы. В результате одного теологического диспута они заспорили, Гумилев посчитал, что Снегов оскорбил Богородицу. «Такие оскорбления смывают кровью! — сказал он, сильно побледнев. — Вызываю тебя!» Так как пистолетов достать в лагере не представлялось возможным, Гумилев предложил драться на длинных ножах, но Снегов возразил, что признает только классическую дуэль на пистолетах. И кровопролития не случилось.

Что роднит современную историю с происшествием, случившимся 75 лет назад между двумя достойными людьми — Снеговым и Гумилевым? По крайней мере то, что один из тех, кого вызвали на дуэль, тоже сиделец. На текущий момент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции