«Владимир Путин в своей йошкар-олинской речи о недопущении обязательного преподавания родных языков всем школьникам фактически запустил механизм перманентного конфликта в языковой сфере» Фото: kremlin.ru

«ПОЛИТИКИ ДЕРУТСЯ, А ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ С ЭТИМ ЖИТЬ, ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД НОВЫЕ НЕПРИЯТНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

Едва начался учебный год, а скандалы в татарстанском сегменте образования продолжают вспыхивать. И это, конечно же, запрограммированный конфликт, который, словно карусель, будет возвращать нас к одной и той же точке. И каждый раз как первый. Слова министра образования и науки Татарстана Рафиса Бурганова о том, что, «когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя», наделали большого шума. В каком контексте это было сказано — уже неважно. Они, выдернутые из контекста, уже зажили своей жизнью. Теперь каждое нечаянно оброненное слово, каждый жест, каждое решение местных властей в сфере образования будет тщательно изучаться, разбираться до молекул, специально заточенные под этот дело люди будут поднимать шум и производить «политическую трескотню», выражаясь языком Владимира Ленина. Учреждения общего среднего образования отныне — субъект большой политики. Политики дерутся, а детям и их родителям с этим жить, подстраиваться под новые неприятные обстоятельства, удивляться и недоумевать, роптать и возмущаться.

Чуть более года назад, давайте будем честны, Владимир Путин в своей йошкар-олинской речи о недопущении обязательного преподавания родных языков всем школьникам фактически запустил механизм перманентного конфликта в языковой сфере. Общественность республик раскололась на две части: противников и сторонников этого поручения главы государства. Госдума в спешном порядке подогнала под поручение Путина новый закон об образовании, который ломал существующий статус кво с преподаванием национальных языков, прописанных в прошлом законе и обозначенных в главном документе страны — Конституции. А о ней, кажется, уже давно никто из ответственных госмужей и не вспоминает.

Но проблема эта намного шире и глубже. Худо-бедно существующие общегражданские идентичность и согласие, прошедшие через огонь, воду и медные трубы советского периода и бурные 90-е годы уже почившего в бозе XX века, теперь по факту обнулены. Образование — важнейший институт воспитания ребенка, который должен закладывать в нем фундаментальные и базисные принципы того, что равноправие, взаимоуважение, дань наследию предков — это основы общественной, культурной, политической жизни и всей цивилизации. Школа — не только и не столько машина по генерированию знания, как многие ошибочно считают, она в не меньшей степени еще и образец, она в миниатюре общество, откуда ребенок выходит в большой социум, взрослый мир. И если мы со школьной скамьи начнем сегрегировать детей по национальному признаку, делить языки на сорта, а по факту — делить народы, то к чему мы тогда придем? Не трудно догадаться, какие принципы будут главенствовать в обществе будущего наших детей.

«Верховная власть поручила изменить прежние подходы в образовании. Но новые-то только ухудшили ситуацию» Фото: kzn.ru

«ПРЕЖНЯЯ КОНСТРУКЦИЯ НАРУШЕНА, РАСПИЛЕНА В ОПИЛКИ, А НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗДАНИЯ НЕТ И В ПОМИНЕ»

В частности, татарский язык, который преподавался в школах республики, выступал в роли такого культурного и национального примирителя. Через него шло знакомство с татарской культурой, духовным наследием, составляющим неотъемлемую часть общего интеллектуального богатства. А как иначе? Мы все гордимся русской культурой: Пушкиным, Достоевским, Тургеневым, Лермонтовым, Толстым, Куприным, Горьким и другими светочами отечественной мысли и словесности. Но большая часть этих авторов, которые сформировали, составили смысловое поле, которых мы сейчас называем «русской цивилизацией», были тюркских кровей в том числе. Нельзя говорить о высокой культуре, но при этом игнорировать ее важные элементы. «Бремя белого человека» уже история проходила, колониализм признан ошибкой. Преступной во многих случаях! Все народы и культуры одинаково богаты и своеобразны. Каждый — грань алмаза. А сейчас мы сталкиваемся, по сути, с ситуацией духовного и культурного колониализма, хотя весь прогрессивный мир живет по другим канонам.

Вопрос с изучением языка территории не вопрос коммуникации. В век социальных сетей и мессенджеров выработался цифровой суржик, лингвомутант, «олбанский язык» сети, как говорит молодежь. Язык опустили до уровня бытовой коммуникации. Но язык дан нам не только для этого, а в первую голову для того, чтобы посредством его познавать мир, это концепт мировоззрения, инструмент творческого делания, это проекция мыслительной деятельности. Мыслим-то мы словами, образами, которые не могут находиться вне языкового контекста.

Через язык, литературу мы приобщаемся к миру мысли, поэтики, духовных изысканий. Зачем же нас лишать этого? Зачем из детей делать биороботов, механических существ, словно сошедших к нам из фантастических рассказов Филиппа К. Дика? Не спрессованный толстой кипой набор информации в голове делает человека личностью!

Но ситуация в системе образования дошла до абсурда. Прежняя конструкция нарушена, распилена в опилки, а новой концепции здания нет и в помине. Есть хорошая поговорка на сей счет: созидая не разрушай! Верховная власть поручила изменить прежние подходы в образовании. Но новые-то только ухудшили ситуацию. Неразбериха, скандалы, вопиющие нарушения, когда ряд школ отказываются предоставлять возможность ученикам изучать родной язык матери, — это все реальность наших дней. Большинство республик сталкиваются с такими проблемами: Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и даже Татарстан, который так гордился межнациональным согласием и тем, что он бережно относился к сохранению национальной идентичности народов, населяющих наш регион.

Приходится признать, что школа стала не образцом для сосуществования и не местом, где дети находятся в коконе, оберегающем их от безумств внешнего взрослого мира, а выродилась в пространство идеологических споров, межнациональных разногласий, обид. Вряд ли дети хотят такого. Но кто же их спрашивает! Как-то писатель Зощенко, некогда любимый советскими детьми, сказал: «Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями». То же самое можно применить и к школе. Нельзя лезть с такими деструктивными подходами туда, где учатся дети, где они формируют свое мировосприятие. Они далеки от всего этого, еще чисты и во многом tabula rasa (чистая доска). Не надо писать на этой доске непотребности!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции