. C начала сентября федеральные трассы, которые проходят по территории Татарстана, оснащаются стационарными комплексами фотовидеофиксации «АвтоУраган-ВСМ2»
Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

100 КАМЕР РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ В ЭЛЕКТРОННУЮ СЕТЬ ДЛЯ ЛИХАЧЕЙ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», с начала сентября федеральные трассы, которые проходят по территории Татарстана, оснащаются стационарными комплексами фотовидеофиксации «АвтоУраган-ВСМ2». Сейчас уже установлено около 50 камер, всего к 30 октября на дорогах республики появится около 100 комплексов в рамках проекта «Тотальный контроль», смысл которого в непрерывном мониторинге средней скорости на дорогах. В отличие от средств фиксации, которые были до сих пор, новый комплекс фиксирует не только моментальную скорость движения автомобиля. Расставленные на определенном расстоянии друг от друга, они превращаются в электронную сеть, в которую попадают нарушители скоростного режима на протяжении всей трассы и днем и ночью.

Как рассказал корреспонденту нашего издания руководитель УГИБДД РТ Ленар Габдурахманов, новые камеры будут размещены на трассах Москва —Уфа (включая участок Казань — Челны), Казань — Оренбург, Казань — Ульяновск. «Задача этих комплексов — сделать так, чтобы все водители двигались со скоростью, не превышающей установленную ПДД. В конечном итоге это снизит тяжесть ДТП и сократит их количество», — пояснил собеседник «БИЗНЕС Online». Габдурахманов заметил, что по итогам 2017 года показатель тяжести ДТП в Татарстане составлял 10,9 погибших на 100 тыс. человек — самый низкий в Приволжском федеральном округе. «У нас задача — к 2024 году снизить его до четырех погибших на 100 тысяч населения, а к 2030 году погибших на дорогах в республике вообще не должно быть, — заметил он. — Вне населенных пунктов ДТП сводятся к минимуму, если не превышается скорость, и эти приборы помогут нам бороться с причинами нарушений скоростных режимов. Все это для профилактики ДТП. По масштабам это первый в регионах страны проект такого уровня».

Отметим, у «АвтоУрагана» есть и вторая функция — помощь МВД в розыске преступников. «Комплексы будут решать общеполицейские задачи по розыску угнанных автомобилей и других транспортных средств, а также вычислению лиц, которые подозреваются в совершении преступлений», — добавил руководитель ГИБДД РТ.

На сегодняшний день установлено уже 47 «АвтоУраганов». В следующем году планируется оснащать этими комплексами перекрестки казанских улиц, на которых зафиксировано большое число ДТП. «Камеры фотовидеофиксации в Татарстане внедряются с 2008 года, за это время более чем в два раза снизилось число погибших в ДТП», — подчеркнул Габдурахманов.

Ленар Габдурахманов Ленар Габдурахманов рассказал, что новые камеры будут размещены на трассах Москва —Уфа (включая участок Казань —Челны), Казань — Оренбург, Казань — Ульяновск Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОЩАЙ, «АВТОДОРИЯ»?

Напомним, еще в феврале этого года руководитель ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» предупреждал, что система замера средней скорости движения появится на трассе Казань — Челны. «Зная, что камеры везде, люди бы не нарушали. У нас, к сожалению, уже системы навигации (например, сервис „2ГИС“ прим. ред.) говорят о камере. Почему „к сожалению“? Потому что после этого водитель гонит». Последнее и стало причиной введения камер с вычислением средней скорости движения (система «Автодория»). Над увеличением расстояния с замером средней скорости в ГБУ уже работают — ожидается, что к осени этого года система покроет всю трассу Казань — Набережные Челны.

Экс-руководитель ГИБДД РТ подчеркнул, что поднимать максимальную скорость движения на безопасной вроде бы территории с 90 до 110 км в час не будут. «Для того чтобы поднять, должна быть автомагистраль, у нее есть определенные требования, есть написанные кровью правила дорожного движения, — пояснил Минниханов. — Да, дорогу улучшили до двух рядов. Я вам скажу: через разделительные полосы перелетали и перелетают. Чудес не бывает. Пока не будет все разделено, как на автобане, вопрос о повышении скорости стоять не будет. Выезжайте заранее, иначе вообще можете не приехать».

Глава ГБУ заметил, что единственное препятствие для создания тотальной сети контроля за водителями — финансы. В Татарстане раскинуть электронную сеть на три трассы стоило 109 млн рублей. Такова цена контракта с витиеватым названием «Выполнение комплекса работ по созданию системы обеспечения непрерывного контроля за движением транспортных средств на автодорогах, проходящих по территории РТ для выявления фактов нарушений ПДД, распознавания ТС и передачи полученной информации в центр обработки данных и автоматизированную систему контроля по РТ». Договор на поставку 100 измерительных блоков 12 июня этого года фонд ГБУ заключил с победителем — ООО «Рекогна-Индастриал». Пост ее  директора занимает Олег Юзбашев, которому также принадлежит 49% в ООО «Технологии Распознавания Софт» — компании-производителе комплексов. Адреса этих двух фирм совпадают.

Заметим, что битва была необычайно жаркой, в ней приняли участие еще три претендента — ООО «Корда Групп», ООО «Симикон-Сервис» и ООО «Автодория», а начальная цена в 155 млн рублей в ходе торгов упала на 46 миллионов. Интересно, что для «Автодории», судя по базе «Контур.Фокус», это первый случай проигрыша конкурса в Татарстане. Напомним, что в июле 2017 года супруга бывшего министра связи РФ Светлана Никифорова вышла из числа владельцев компании. Сейчас 70% доли принадлежат некоему Артему Лопатину (впрочем, они заложены в качестве обеспечения по займу кипрского офшора Sunomil Co Limited). В мае 2018 года Николай Никифоров покинул пост федерального министра.

Рифкат Минниханов Рифкат Минниханов подчеркнул, что поднимать максимальную скорость движения на безопасной вроде бы территории с 90 до 110 км в час не будут Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ЗАДАЧА К 2030 ГОДУ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОГИБШИХ НА ДОРОГАХ В РЕСПУБЛИКЕ ВООБЩЕ НЕ БЫЛО»

На сайте аппаратно-программного комплекса перечислен впечатляющий список нарушений ПДД, которые выявляет прибор «АвтоУраган-ВСМ2». Помимо нарушения скоростного режима, комплекс вычисляет лихачей, которые проезжают перекресток и ж/д пути на запрещающий сигнал светофора, вылетают на встречку, гоняют по трамвайным путям встречного направления, пешеходным и велодорожкам и тротуарам, не уступают дорогу пешеходам и ездят по полосам для общественного транспорта. Не повезет и водителям грузовиков, которые задумают проскочить в неположенном месте, превысят разрешенную массу или скорость движения. «С участием грузового транспорта у нас в последнее время происходит много ДТП, поэтому функция контроля большегрузов для нас тоже важна», — подчеркнул Габдурахманов.

Отметим, «АвтоУраганы» остаются настороже в любое время года, а также днем и ночью. Комплексы оснащены инфракрасными прожекторами, которые способны фиксировать нарушения даже в темное время суток. Устанавливаться приборы будут на участках с повышенной аварийностью, рассказал нашему изданию начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАБ) ГИБДД МВД по РТ Айрат Насыров. «Тяжесть ДТП, которые в последние годы происходят на трассах, намного выше, чем в городе, — сказал Насыров. — Прежде всего это обусловлено большой скоростью движения. Именно поэтому нужны приборы, которые на всем протяжении трассы будут замерять среднюю скорость транспортных средств. Мы должны контролировать все участки дорог».

Еще один нюанс — контроль при прохождении автомобилем населенных пунктов, пешеходных переходов и других участоков дороги, где максимальная скорость будет ниже 90 км/час. «В таких местах, где предусмотрено дополнительное ограничение скорости, мы предусмотрели установку камер, которые будут фиксировать мгновенную скорость ТС», — заключил Насыров.

«С участием грузового транспорта у нас в последнее время происходит много ДТП, поэтому функция контроля большегрузов для нас тоже важна» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В РЕГИОНАХ РОССИИ СИСТЕМА ОБЫЧНО ОКУПАЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 5–6 МЕСЯЦЕВ»

Заметим, что для российских городов «АвтоУраган-ВСМ2» не редкость. Комплексы первого поколения (модель ВСМ) устанавливались в Москве еще в 2010–2013 годах. Камеры использовали на узких улицах столицы, поскольку у первого поколения для каждой полосы движения используется отдельная камера на каждую полосу контроля. Второе поколение (ВСМ2) имеет более расширенный функционал: одной камерой можно контролировать до четырех полос движения транспорта. Используются для контроля скоростного режима движения и проезда ТС по выделенным полосам для движения общественного транспорта.

На сайте производителя указано, что сегодня комплексы «АвтоУраган-ВСМ2» установлены и работают в большинстве субъектов РФ. При этом компания-разработчик подчеркивает выгоду от использования прибора. «В Москве и Московской области окупаемость АПК «АвтоУраган-ВСМ2» составляет три месяца. В других регионах России система обычно окупается в течение 5–6 месяцев», — утверждает производитель.

В качестве примера эффективности комплекса приводится соседний регион — приборами «АвтоУраган-ВСМ2» в 2013 году в Ижевске было оборудовано 13 перекрестков и 1 рубеж скорости. «Общая стоимость проекта составила 105 миллионов рублей. За первый год эксплуатации в городе количество ДТП снизилось на 10%, число погибших на 72,7%, а число пострадавших сократилось на 9,4%, — приводит статистику „Технология распознавания“. — Одновременно с уменьшением числа ДТП в бюджет Республики Удмуртия поступили денежные средства, полученные от штрафных квитанций на сумму 187 млн рублей. По итогам за 2014 год комплексы пополнили республиканский бюджет на сумму около 500 млн рублей». К примеру, «АвтоУраганы», установленные на отдельных перекрестках в Ижевске, за год «собирали» от 350 тыс. рублей до 8 млн за пересечение стоп-линии.

Отметим, аналогичные системы установлены также в Твери. За несколько месяцев 2017 года «АвтоУраганы» «поймали» свыше 400 водителей, которые не предоставляли преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах.

С комплексами «АвтоУраган» связано немало курьезных случаев. В 2016 году в Ульяновске по материалам с «АвтоУрагана» был оштрафован водитель 14-местной «Газели» за скорость 233 км/ч. Штраф после поднятой шумихи был отменен, проверка показала, что камера долгое время не обслуживалась и в итоге сбился угол настройки, критичный для «АвтоУрагана». В Москве с комплексом на Кутузовском проспекте перед Минской улицей в 2016 году водители стали получать штрафы за превышения, которых не было. Один из водителей сумел отменить штраф, обжаловав его в ГИБДД, представив распечатки с установленного в машине телематического модуля, по которым была видна настоящая скорость. В 2017 году в СМИ появились жалобы автовладельцев Москвы на ошибочные штрафы за лихачество. «Письма счастья» получили сотни водителей, которых настиг «АвтоУраган».

Камеры фотовидеофиксации в Татарстане внедряются с 2008 года, за это время более чем в два раза снизилось число погибших в ДТП Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТОБЫ ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ ИСКЛЮЧИТЬ, ПОДАНЫ ПОПРАВКИ В КОАП»

Однако как лихачи и любители антирадаров становятся уязвимы перед «АвтоУраганом», так и сама выстраиваемая в Татарстане система может не устоять, если будут приняты поправки в КоАП, которые летом этого года инициировала группа депутатов Госдумы РФ во главе с Игорем Лебедевым. Предложение парламентариев предполагает закрепить в КоАП правило, согласно которому фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости не будет доказательством административного правонарушения. Также разработанным законопроектом планируется ввести положение, что таким доказательством не будет и фиксация нарушения правил расположения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании фиксации его местонахождения в начале и в конце этого участка. Основанием административного наказания в указанных ситуациях должна стать фиксация правонарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.

Вице-президент движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что и сейчас в Кодексе об административных правонарушениях нет понятия «средняя скорость». «Чтобы это безобразие (наложение административных штрафов за превышение скорости по средним показателямприм. ред.) исключить, поданы поправки в КоАП, предполагающие ответственность за нарушение в конкретное время в конкретном месте, — отметил собеседник издания. — Госдума скоро приступит к их рассмотрению в первом чтении». Адвокат убежден, что сразу после установки «Тотального контроля» водители найдут средство его обойти. «Будут использовать любые способы, что-нибудь придумают, — пояснил он. — Как создали бронежилет против пули, как от вражеской ракеты создали ракету-перехватчика, так и здесь. Будут использовать наклейки [на номерные знаки], антирадары, и специальные номера, которые отталкивают инфракрасный луч. А еще есть специальные барабаны: ты нажал кнопку — и у тебя уже другой номер. Нажал еще раз — и он опять изменился».

По мнению Ольшанского, скорость — далеко не единственный фактор, который влияет на аварийность. «К ДТП подталкивают тысячи факторов — и нервы водителей, и дорожное покрытие, и состояние машины, — пояснил адвокат. — И мы в сотый раз цитируем слова президента нашей страны: он сказал, что на первом месте в деле безопасности дорожного движения стоит строительство новых дорог, тоннелей, эстакад, подземных пешеходных переходов, на втором — оперативное прибытие скорой помощи на место ДТП, а на третьем — повышение качества подготовки водительских кадров».

Представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин согласен с тем, что в первый же месяц установки «АвтоУрагана» водители будут искать средство от этих комплексов. «Мне кажется, это не тот тотальный контроль, который внедрен в Москве, где камеры фиксации фиксируют все нарушения, — полагает Хайруллин. — У нас же пока камеры настроены преимущественно на превышение скорости. Для федеральных трасс это актуально, других нарушений там нет. С одной стороны, люди любят разогнаться. Но если посмотреть, то и ограничения жестковаты. Если на трассе полосы разделены ограждениями, можно и ограничение скорость повысить, не держать его в таких строгих рамках, хотя бы до 110 поднять. Плюс разрешенные ненаказываемые 20 километров — и ты уже быстрее прибываешь из одного места в другое».

Собеседник издания припомнил, что несколько лет назад аналогичное ограничение было установлено на дороге, которая вела из Казани в аэропорт, но потом послабление сняли. «Как говорили тогда в ГИБДД: „Стали слишком много и быстро ездить“, — заметил Хайруллин. — Пока же получается, что, вместо того чтобы довести ту же трассу Казань — Челны до статуса автомагистрали, нашим водителям приходится плестись по хорошей прямой трассе, на которой можно ехать быстрее. Так что к этим «скоростным» кнутам не помешало бы добавить немножко пряников».