От каких льгот и преференций должна отказаться наши депутаты? И готова ли пойти на какие-то самоограничения вслед за большинством населения российская элита в целом? От каких льгот и преференций должны отказаться наши депутаты? И готова ли пойти на какие-то самоограничения вслед за большинством населения российская элита в целом? Фото: duma.gov.ru

«МОЕ ДЕЛО — ОБВИНИТЬ ДЕПУТАТОВ В НЕПОМЕРНОЙ РОСКОШИ, КОТОРУЮ ОНИ СЕБЕ ПОЗВОЛЯЮТ НА ФОНЕ НИЩАЮЩЕГО НАРОДА»

Олег Матвейчев — политтехнолог, экс-сотрудник администрации президента РФ: 

— Я считаю, что депутаты не должны отказываться, это абсолютный популизм. Такая шариковщина — взять все и поделить. Депутат — это человек, который, как правило, прошел серьезный жизненный путь, даже те люди, которые, как мы считаем, не должны быть депутатами, потому что они спортсмены какие-то. А вы поработайте и потрудитесь столько, сколько спортсмены, тем более олимпийские чемпионы. Походите на тренировки, выиграйте эти медали, совершите ту работу над собой, над своим организмом, над своей волей и так далее, которую обычный человек не делает. Я считаю, что совершенно несправедливо, когда человек, который действительно был активным, своим трудом, усилиями дошел до того, что стал депутатом, за которого проголосовало большое количество людей, доверившихся ему, должен отказываться от того, что ему положено. Раз ему доверяют, значит, у него есть авторитет, его есть за что уважать.

С другой стороны, есть условный таксист, который в школе плохо учился, непонятно как женился, каждый вечер приходит домой, выпивает пивка и смотрит сериал или игры тех же спортсменов-депутатов, — и он будет получать одинаковую пенсию с депутатом, просто потому, что этому таксисту так захотелось? Потому, что он думает, что депутат получает больше него? Да, они должны получать больше тебя! А ты вообще ничего не должен получать за свою жизнь, которую профукал. И я считаю совершенно неправильными все эти уступки, то, что «Единая Россия» сейчас пытается лебезить перед сворой этих сплетников и условных таксистов... Нужно депутатам в 10 раз больше пенсию сделать, а неудачников вообще ее лишить, потому что большинство из них трудились на левых работах и ни копейки не перечисляли в пенсионные фонды. И сейчас они будут получать пенсию за счет тех людей, которые работали и отчисляли.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Наша российская элита уже давно идет на разные самоограничения. Такого уровня запретов по всей стране, например на владение заграничной недвижимостью, на владение счетами в заграничных банках, до этого не было ни в одном государстве. И в этом смысле такая национализация элит показала нам, что мы способны на подобные ограничения идти. Что касается зарплаты депутатов, я хочу сказать (да уже и не раз это говорил), что не я эту зарплату устанавливал. Есть зарплата президента, и к ней привязываются зарплаты министров и депутатов, потому что это высшая исполнительная и законодательная власть. И у судей зарплата так же привязывается к зарплате президента. Это практика, которая существует во всем мире. Она одинакова. Я вот свою зарплату депутата трачу на разного рода благотворительные цели, и для меня нет проблемы в том, чтобы отказаться в том числе и от каких-то преференций в части повышенного пенсионного обеспечения. По существующему законодательству пенсионное обеспечение депутатов составляет 55 процентов от утраченного заработка. Но мы сейчас вместе с пакетом по пенсионной реформе ратифицировали конвенцию МОТ (Международная организация трудаприм. ред.), которая обязывает сохранять 40 процентов утраченного заработка при выплате пенсии. Потому 40 процентов — это та величина, к которой мы сейчас должны прийти при выплате пенсий по всей стране. И в этом смысле 40 и 55 процентов — это, мне кажется, не принципиально разные подходы, при том что денежное вознаграждение депутатов Госдумы — 80 тысяч рублей. Все остальное — разного рода надбавки. От этих 80 тысяч рублей, соответственно, и исчисляется компенсация утраченного заработка. 

Что касается санаторно-курортного лечения, то здесь я для себя точно проблем не вижу, потому что я достаточно молод и поддерживаю свое здоровье, осуществляю профилактику заболеваний через другие механизмы. Я активно занимаюсь спортом, правильно питаюсь, давно не ем мяса, очень сдержанно подхожу к потреблению алкоголя и постоянно прохожу проверку состояния своей крови и своего организма в целом, что рекомендую делать каждому из нас, потому что наша медицина такие возможности дает, а правильное питание доступно каждому. Но у меня есть коллеги в пожилом возрасте — и, наверное, это лечение им необходимо. Надо отметить, что это же не только у депутатов есть. Это есть у целой категории людей. Это есть у профсоюзов — каждый член профсоюзов имеет право на обслуживание в системе санаторно-курортного лечения. Насколько я знаю, у федерации профсоюзов 30 санаториев только в Ставропольском крае, куда члены федерации профсоюзов могут получить путевки со значительной скидкой. К тому же санаторно-курортное лечение для депутатов не бесплатно. Оно просто предоставляется со скидкой. Так что это вопрос, за который не следует цепляться. Что касается телефонной связи, то, во-первых, возможности такой связи ограничены. Невозможно делать звонки за границу, можно делать звонки только по стране. Мне кажется, что это тема, которую и незачем обсуждать. Огромное количество времени я провожу на работе, в командировках, мне постоянно избиратели звонят, поэтому телефонная связь мне просто необходима. А интернет... Сейчас можно заплатить 5 тысяч рублей и получить безлимитный интернет. Если это принципиально, то от интернета я тоже могу отказаться. 

А от всего остального... Перелеты по стране? Мне кажется, это сильно ударит по взаимодействию с избирателями, потому что мы привязаны к своим округам, куда нужно регулярно летать. Как это делать? За свой счет, что ли? Это не совсем разумно, а с теми, кто представляет Дальний Восток, просто неоправданно. Туда же надо постоянно летать. Любой человек скажет: а зачем мне представлять Дальний Восток, если моей зарплаты не хватит на перелеты? Что еще? Я, кажется, уже все по полочкам разложил. Поэтому отказ от пенсионных преференций — это правильное решение с той точки зрения, что реформа у нас идет и, если уж мы говорим людям, что это необходимо сделать, чтобы в будущем наши пенсии были больше, чтобы те люди, которые сейчас работают, действительно имели замещение утраченного заработка, надо, конечно, в том числе начинать и с себя. Но у нас есть и исполнительная власть, поэтому, если они вышли с такой инициативой, пускай тогда и они с себя начинают. В этом есть рациональное зерно.

Александр Проханов — писатель:

— Мне кажется, да, им следует отказаться от льгот и преференций, потому что стремительно падает авторитет всех ветвей государственной власти. И этот авторитет падает из-за неэтичности наших депутатов, в том числе из-за их непомерных аппетитов, которые заставляют их повышать себе зарплаты, приобретать предметы роскоши. То есть депутаты должны себя в первую очередь ограничить этически. Должна возникнуть этическая ответственность депутатов перед страной, которая беднеет, нищает, а на этом фоне они продолжают приобретать недвижимость за границей, воспитывают своих детей в странах НАТО и так далее. Вот такая этическая чистка должна произойти среди депутатов, этическое обновление. Что касается всевозможных льгот, это уже не мое дело. Мое дело — обвинить депутатов в непомерной роскоши, которую они себе позволяют на фоне нищающего народа, избирателей. А элита, разумеется, не готова ни в чем себя ограничивать. Мы видим, что ее карают органы правосудия, идут аресты, чистки, но все равно продолжает увеличиваться ее заработная плата, элита зажралась. И ее от этого могут излечить только чистки, замена одной элиты на другую.

«ВОТ ВАМ, ПОЖАЛУЙСТА, ПАЙКИ, КОМБИНЕЗОНЫ, ОБСТАНОВКА СМЕРТЕЛЬНОГО БОЯ, А КРУГОМ ЦАРЯТ ТРОЦКИСТСКО-ЗИНОВЬЕВСКИЕ ШПИОНЫ»

 Максим Калашников — писатель, футуролог:

— «Единая Россия» испугалась реакции общества на то, что она предлагает в пенсионной области, и решала схватиться за соломинку: о, надо сделать какие-то эффектные шаги. На самом деле ничего общего с объективными потребностями это не имеет. Для качественной работы депутат должен иметь и санаторно-курортное обслуживание, и хорошую зарплату, потому что это очень хлопотная работа, но при одном условии — чтобы депутат был честно избранным, чтобы выборы прошли честно, без административного давления, без сливания конкурентов. А если это нынешняя система, где депутатство — чистая фикция, где они, как болванчики, голосуют за то, что спускается из администрации президента, тогда никакие пенсии, зарплаты, надбавки не нужны, потому что это чисто номинальная вещь.

Повторю: если депутат действительно избран в честном голосовании, в честной конкурентной борьбе, он должен получать условия для работы от государства. Иначе вы получите корпус только очень богатых депутатов — плутократию. Они будут отстаивать свои интересы, а не народа.

Ну а российская элита на самоограничения идти не хочет. Она хочет, чтобы мы с вами затянули пояса и жили как в осажденной крепости, по типу советской республики в кольце фронтов. Кроме того, элита ведет дело к спектаклю, ведь понятно, что на людях надо экономить, драть три шкуры с населения, поэтому вот вам, пожалуйста, пайки, комбинезоны, обстановка смертельного боя, а кругом царят троцкистско-зиновьевские шпионы. Знаете, «Единой России» я бы посоветовал начинать не с пенсионной реформы, которая вызывает ярость общества, а с того, чтобы подумать, как поднять экономику страны, не повышая налогов, как сначала обеспечить промышленный подъем, чтобы стали расти заработные платы, отказаться от прежнего курса орбитально, сделать то же, что примерно сделал Трамп.  

Альбир Крганов — муфтий духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ:

— Я думаю, это предложение они должны обсудить внутри себя и для себя принять решения, поскольку они являются представителями российского народа, знают его уровень жизни, те вопросы, которые волнуют общество (наверняка на встречах с гражданами люди говорят им о своих проблемах, вопросах, дают наказы). Они сами должны определиться в силу своих возможностей, у них же заработная плата достаточная, и от каких-то преференций могли бы отказаться. Например, если говорить о транспорте, то ведь можно отказаться от бизнес-класса, летать экономклассом. Почему бы депутатам этого не делать? Они же избраны народом. Я, например, знаю, что членам Общественной палаты РФ рекомендовано летать за свой счет. Редко бывает, что палата оплачивает, причем только экономкласс, и это правильно. Если хочет человек летать в бизнес-классе, то пусть доплачивает.

От так называемых элит в стране зависит судьба людей. Мы помним 100-летнюю историю, когда окружение Николая II от него быстро отказалось. Элита должна быть патриотически настроенной, и здесь важны их внутренние переживания со всей страной. Думаю человек, правильно воспитанный, верующий, тот, кто действительно любит свое отечество, должен оглядываться: что это принесет нашей стране? Потому что это моя родина, я здесь вырос, живу. Это понимание очень важно.

Роберт Нигматуллин — научный руководитель Института океанологии им. Ширшова:

— Я не думаю, что депутаты должны иметь какие-то льготы, у них зарплаты хорошие. Но что-то должно быть, например оплата телефонов по депутатским делам, хотя медицинское обеспечение даже у нас в академии наук сейчас отменили. Пусть депутаты живут на свою зарплату — она у них в 10 раз больше, чем зарплата профессора. Поэтому речи о льготах для депутатов не должно быть, кроме того, все это должно быть открыто. Российская элита не готова на самоограничения, они даже не хотят введения прогрессивной налоговой шкалы.

Так называемая элита жадная, бессовестная, говорят, что люди будут убегать за границу, если повысить подоходный налог... Но во всем мире прогрессивная шкала, хотя бы надо начать с супердоходов: я предлагал, что, если человек получает более 2 миллионов рублей в месяц, надо обкладывать его налогом в 30–40 процентов. Надо начать с них — с суперэлиты, не надо резких движений, и тогда казна будет получать деньги, которых хватит на все остальное. По моим подсчетам, более 10 триллионов рублей — это доходы 0,5 процентов населения — с них и надо начать. Тогда отношение к элите будет как к элите: она платит большие налоги, помогает государству. Сейчас министры, получая по 2 миллиона рублей в месяц и более, начинают отодвигать пенсии беднейшему слою и говорят: 1 тысячу рублей вам добавим... Это же совесть надо иметь, чтобы такие слова говорить. Потеря авторитета власти происходит, авторитет нужно поднимать, но, к сожалению, сегодняшняя власть свой авторитет губит.

«НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЧИНОВНИКОВ ТЕПЕРЬ НЕ МОГУТ ЕЗДИТЬ ЗА ГРАНИЦУ, НЕ МОГУТ ПОСЕЩАТЬ СВОИ ВИЛЫ В МОНАКО, МАЙАМИ, И, КОНЕЧНО, ИМ ОТ ЭТОГО НЕКОМФОРТНО»

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Депутатов нужно значительно ужать, чтобы получали зарплату не сильно больше, чем у простого человека. Надо ориентироваться на это. Российская элита же никогда не пойдет на самоограничение, это болтовня просто. Опыт уже был, некоторые нефтехимические компании ужать хотели, но ничем это не закончилось.

Илья Яшин — политик, общественный деятель:

— Мне кажется, самое главное, что нужно пересмотреть, — это зашкаливающий уровень заработных плат депутатов Госдумы, которые варьируются от 500 до 800 тысяч рублей. К тому же во многих регионах, например в Москве, депутаты пользуются транспортными привилегиями. В Государственной Думе у председателя, у вице-спикеров, у руководителей комитетов, руководителей фракций — у всех служебные машины. В Мосгордуме у каждого депутата машина с водителем, у каждого главы муниципалитета, за исключением нашего Красносельского района, машина с водителем.

Вообще, тема вот этих всех чиновничьих привилегий абсолютно возмутительная, требующая большого разбирательства. То, что Турчак сказал, — такой популизм, потому что, во-первых, обещать — не значит жениться, а мы знаем цену обещаниям «Единой России». Их решение обсудить данные моменты совершенно не означает, что они от этого откажутся. Во-вторых, нужен комплексный подход, не просто отказ от какой-то одной привилегии. Нужно системно разобрать все льготы, которыми пользуются депутаты как Госдумы, так и регионального уровня, чиновники, члены Совета Федерации. По моим ощущениям, если сократить все их льготы и не допустить появления вновь, бюджет получит приличные деньги. Ну а российская элита, очевидно, не готова пойти ни на какие ограничения. Понятно, что ей в связи с санкциями, которые сейчас происходят на международном уровне, стало менее комфортно жить, нанесен удар по привычному образу жизни. Некоторые из чиновников теперь не могут ездить за границу, не могут посещать свои вилы в Монако, Майами, и, конечно, им от этого некомфортно. Поэтому они считают нахождение у бюджетной кормушки, доступ к привилегиям абсолютно обоснованной компенсацией. Мол, они же страдают за родину под гнетом санкций. 

Ферид Аюпов — президент группы компаний «Симбирский дом»:

— Заявление Турчака в данной ситуации я считаю политически правильным. Да, дефицит пенсионного фонда большой, он бесконечно не может покрываться за счет фонда национального благосостояния, резервный фонд-то исчерпан. Другое дело, даст ли это много денег, потому в данном заявлении больше политического момента. Власть должна показать на своем примере, что в этой ситуации готова разделить невзгоды со всеми рядовыми гражданами. Во всем мире есть разница между самыми богатыми, но у нас разница между доходами 5 процентов самых богатых и самых бедных превышает мировые тенденции. Поэтому я думаю, что двигаться надо в этом направлении. Не знаю, готова ли элита ограничивать саму себя, но, судя по заявлению Турчака, это определенный шаг, таких шагов мало пока, но надеюсь, что в дальнейшем это послужит примером для того, чтобы не отрываться от народа.

Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница:

— Во-первых, я не знаю о льготах депутатов, но, раз они заявили об этом, их, должно быть, очень много. Они должны от всех льгот отказаться. А то, что заявили, что отказываются от одной льготы, — это просто обман. Пусть опубликуют полный список преференций, сколько денег на это тратится из бюджета, а потом откажутся от всех льгот. У простого же народа никаких льгот нет. Жизнь с каждым годом все труднее, особенно на селе. Я не верю заявлению Турчака — это очередная ложь, сейчас у народа неприязнь к власти только усиливается. Просто они перед тем, как увеличить пенсионный возраст, хотят успокоить народ. Я вот сама бывший депутат, но даже государственную пенсию не получаю, из нашего созыва Госсовета никто не получает повышенную пенсию. Мы депутаты — 1990–1995 годов, то есть те, кто больше всех старался ради суверенитета, поэтому ни у кого никаких льгот нет. Я сама получаю, как и все, пенсию в 13 тысяч рублей.