Семиметровая скульптура Каракуз будет представлена альметьевцам на День города в первое воскресенье сентября Семиметровая скульптура «Каракуз» будет представлена альметьевцам на День города в первое воскресенье сентября Фото: Олег Спиридонов

АЛЬМЕТЬЕВСК 2.0

Вчера вечером в сообществе «ВКонтакте» «Альметьевск Life» появились фото, на котором рабочие устанавливают скульптуру перед офисом «Татнефти». Это новая работа знаменитого Даши Намдакова, которая претендует на то, чтобы стать символом Альметьевска и всего юго-востока республики. Стремительная всадница на коне по имени Каракуз (Черноглазка) в сопровождении двух крылатых барсов известна по легендам татарского народа как соратница Алтынчеч — воительницы, защищавшей Булгарское ханство от войск Тамерлана. Семиметровая скульптура Каракуз будет представлена альметьевцам на День города в первое воскресенье сентября, который по традиции отмечается вместе с Днем нефтяника.

Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», скульптура Намдакова — это лишь вишенка на торте. Композиция станет центровым элементом выношенных за годы идей руководства «Татнефти» по преобразованию общественных пространств Альметьевска. Планы настолько обширны, что компания даже затруднилась предоставить сводку по всем объектам и срокам их сдачи. Но особое место в них занимают три проекта, порученные гендиректором «Татнефти» Наилем Магановым московской архитектурной мастерской «Арканика». Первым стала реконструкция офисного комплекса компании — облицованную черным стеклом башню штаб-квартиры многие татарстанцы уже имели возможность оценить воочию, вторая башня — на очереди. Вторым проектом станет текущая масштабная реорганизация общественного пространства вдоль центральной улицы Ленина, между улицами Шигабутдина Марджани и Заслонова. Широкая пешеходная зона для променадов с зелеными островками ведет от Марджани, огибая здание банка «Девон-Кредит», вливается в площадь с Каракуз и подводит к зданию общественно-культурного центра (ОКЦ), который откроется в 2020 году на месте бывшего универмага, построенного в 1970-х. Под боком ОКЦ будет разбит выставочный сквер. В следующем году он будет презентован публике как система площадок для размещения экспозиций и арт-объектов. Флора сквера подобрана таким образом, чтобы цветение продолжалось с ранней весны до поздней осени, а ландшафтная подсветка предусматривает как мачты освещения, так и светильники, встроенные в мощение. Ландшафтными решениями занималась также московская компания Arteza.

Композиция станет центровым элементом выношенных за годы идей руководства «Татнефти» по преобразованию общественных пространств Альметьевска Композиция станет центровым элементом выношенных за годы идей руководства «Татнефти» по преобразованию общественных пространств Альметьевска

Для зрителя, следующего этим маршрутом, «Каракуз» откроется на фоне еще одной «лесной зоны», которая займет часть площади между «Татнефтью» и ОКЦ. Обсаженный деревьями холм будет абсолютно свободен от искусственных материалов — тропу по нему выложат настилом из лиственницы, связав таким образом вход в штаб-квартиру нефтяников, выход из подземного паркинга и собственно площадь.

Советский универмаг в проекте «Татнефти» будет не просто отреставрирован: объем помещений увеличится вдвое за счет надстройки трех этажей, а плоское здание превратится в куб Советский универмаг в проекте «Татнефти» будет не просто отреставрирован: объем помещений увеличится вдвое за счет надстройки трех этажей, а плоское здание превратится в куб

Об ОКЦ стоит сказать подробнее. Советский универмаг в проекте «Татнефти» будет не просто отреставрирован: объем помещений увеличится вдвое за счет надстройки трех этажей, а плоское здание превратится в куб. Абстрактный рисунок фасада повторит слои нефтеносных пластов Альметьевского выступа. Первый этаж общественно-культурного центра отведен под информационно-выставочное пространство — музей площадью 750 кв. м, экспозиции которого будут посвящены традициям татарского народа и региональной промышленности с акцентом на нефтедобычу. На втором этаже разместится научно-технический центр с выставкой на 1,3 тыс. кв. м, на третьем — лингвистический. Последний крытый этаж превратится в многофункциональный зал-трансформер на 294 зрительских места, не считая семейного ресторана и выставочного вестибюля, и с него же можно будет выйти на кровлю с летней верандой ресторана.

«Татнефть» ведет еще несколько проектов в разных частях города. На Чехова уже установлена скульптурная композиция в память о писателе, чье имя носит улица «Татнефть» ведет еще несколько проектов в разных частях города. На Чехова уже установлена скульптурная композиция в память о писателе, чье имя носит улица Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме перечисленного, «Татнефть» ведет еще несколько проектов в разных частях города. На Чехова уже установлена скульптурная композиция в память о писателе, чье имя носит улица. Ее автор — казанский скульптор Асия Минуллинна. На улице Ленина скоро будет открыта еще одна скульптура — «Бу кап-кара урманда... / В этом удивительном лесу...» по мотивам произведений Габдуллы Тукая. Интересно, что национальную тему «Татнефть» симметрично доверила питерскому автору Павлу Игнатьеву.


Тем временем силами «Татнефти» развивается и уже знакомый городской проект в формате стрит-арта. На улице Строителей торцы домов украсит серия работ под названием «Элифба/Азбука» — часть большой арт-программы «Сказки о золотых яблоках», посвященной истории татарского языка. Шесть стен стоящих подряд зданий станут пятью страницами букваря — по букве на каждую, со словом и своей историей. Обложку на доме №39 уже завершил художник Fatum, остальные пять слов проиллюстрируют разные авторы со всей России. Это слова «Үстерү/Растить» (Наталья Пастухова, Екатеринбург), «Өй/Дом» (Алексей Kislow, Севастополь), «Һөнәр/Умение» (Гузель Гарипова, Казань), «Җир/Земля» (Роман Мураткин, Серпухов), «Әкият/Сказка» (Qbic, Казань). «Татнефть» обещает и продолжение. Кроме азбуки, дома Альметьевска украсят работы о теории происхождения нефти, портрет одного из основателей нефтяного дела Надыра Уразмета, композиция «Сказки о солнце и луне» и др.

Картинная галерея (эскиз проекта) Картинная галерея (эскиз проекта)

ОТ КОРМЯЩЕЙ БАРСИХИ ДО КРАСАВИЦЫ С БАРСИКАМИ

Видение «Татнефти», как видим, вполне соответствуют народной эстетике, однако центральная деталь нового общественного пространства, да еще с претензией на символ региона, вызывает закономерные тревоги. Думается, неспроста «Татнефть» со ссылкой на пожелание автора «Каракуз» не торопится хвастаться скульптурой Намдакова раньше торжественного открытия. Дело, конечно, не в самой всаднице, как всегда идеально выписанной Намдаковым, но в том неоднозначном шлейфе, что тянется за скульптором со времен попытки установить в Болгаре его «Хранительницу».

Образ действительно был до последнего засекречен самим автором — около года назад в интервью «БИЗНЕС Online» он объяснял, почему проще публично открывать работу уже на постаменте. «Сейчас время такое странное — ругаются по любому поводу, — констатировал Намдаков. — Поэтому порой лучше поставить, а потом уже представить это как факт». Так скульптор высказывался по поводу установки на мысе Хобой композиции «Хранитель Байкала» этой осенью — и он как в воду глядел: местные жители высказались против скульптуры в священном месте байкальского берега, а минприроды РФ в итоге не согласовало скульптуру в нацпарке. Теперь она может прописаться на родной Намдакову бурятской стороне Байкала.

«Хранительница» Намдакова должна была обрести дом в Болгаре еще в 2012 году по следам Дня принятия ислама «Хранительница» Намдакова должна была обрести дом в Болгаре еще в 2012 году по следам Дня принятия ислама Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Прошлогодние предчувствия Намдакова легко объяснимы, поскольку навеяны они именно опытом работы в Татарстане. Напомним, его «Хранительница» — 12-метровая кормящая барсиха свирепого облика, стоящая на страже потомства, — должна была обрести дом в Болгаре еще в 2012 году по следам Дня принятия ислама. Несмотря на активную поддержку проекта властями республики и лично первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым, значительная часть общественности высказалась резко против. Но тогда основным аргументом стали не эстетические, а религиозные нюансы: во-первых, ортодоксальные мусульмане нашли в «Хранительнице» отклонения от канонов ислама, во-вторых, видимо, сыграло роль вероисповедание самого Намдакова: зачем скульптуру для мусульманской святыни доверили буряту-буддисту, да еще и наследнику шаманских традиций? Несмотря на восхищенные отзывы искусствоведов, «Хранительница» так и не была установлена. По слухам она до сих пор хранится где-то на складе, едва ли не в том же Болгаре. В мае 2015-го года ее 11-метровую копию Намдаков поставил в лондонском Гайд-парке.

Даши Намдаков — мастер, широко востребованный в мире Даши Намдаков широко востребован в мире Фото: «БИЗНЕС Online»

Лондон, кстати, уже четвертый год является пристанищем скульптора, до этого пять лет прожившего в Италии. 51-летний художник — уроженец Забайкалья, шестой из восьми детей в семье. Его семья относится к древнему роду кузнецов-дарханов, имевших право на работу с огнем. Братья и сестры Намдакова — тоже искусные, но не профессиональные художники, сам же он прославился после персональной выставки в Иркутске в 2000 году. Его специализация — литье и ковка, чаще драгоценных металлов, а работы хранятся в Эрмитаже и других музеях сравнимого уровня в России и многих странах мира.

Намдаков — мастер, широко востребованный в мире. В прошлогоднем интервью «БИЗНЕС Online» он рассказывал, что ведет несколько проектов в Пекине (кстати, там в музее мирового искусства выставлялись куклы, изготовленные родными скульптора), открывает выставку в Шанхае, работает над памятником Хубилай-хану для Внутренней Монголии. Монголы пригласили Намдакова и на строительство летней резиденции своего национального героя, которую намерены вписать в топ-10 мировых объектов по версии ЮНЕСКО.

Чашу, зилантов и барсов Намдакова, сформировавших композицию Центра семьи «Казан» встречал с заведомой настороженностью Чашу, зилантов и барсов Намдакова, сформировавших композицию центра семьи «Казан», встречали с заведомой настороженностью Фото: «БИЗНЕС Online»

В Татарстан мастера привез Шаймиев, о чем «БИЗНЕС Online» тоже сообщил лично Намдаков. «Была выставка в Москве, в доме Нащекина, приехала директор вашей национальной галереи „Хазинэ“, спросила, почему мы в Татарстане не делаем выставку... Еще до того, как мы собрались приехать, нам сообщили из аппарата первого президента, что Минтимер Шарипович хочет слетать в Болгар со мной. Так и случилось. На следующий день он забрал меня, мы слетали в Болгар. Он мне говорит: „Знаешь, у тебя есть работа, называется „Хранительница“. Как ты отнесешься к тому, если мы ее здесь поставим?“ Я, естественно, говорю, что только за, но она 12 метров в высоту. „Только имей в виду — будет скандал“, — сказал мне Шаймиев...» — так описывал события 2012 года Намдаков.

Скандал оказался масштабным, и спустя год чашу, зилантов и барсов Намдакова, сформировавших композицию центра семьи «Казан», встречали уже с заведомой настороженностью. Однако спустя время страсти улеглись, а необычные скульптуры прижились и стали привычной частью городской достопримечательности, востребованной у фотографирующихся посетителей.

Любой желающий уже сегодня может увидеть копию Каракуз, просто посетив выставку «Мир Даши Намдакова» Любой желающий уже сегодня может увидеть копию Каракуз, просто посетив выставку «Мир Даши Намдакова» Фото: Олег Спиридонов

«ГЛЯДЯ НА НЕЕ, МЫ ЗАБЫВАЕМ, ЧТО ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ МЕТАЛЛ»

Впрочем, никакой тайны нет — любой желающий уже сегодня может увидеть копию «Каракуз», просто посетив выставку «Мир Даши Намдакова», которая экспонируется в вестибюле Альметьевского татарского драмтеатра с 15 августа по 15 сентября. Выставка профинансирована «Татнефтью», бесплатна для посетителей, и в числе 25 работ мастера на самом центральном месте установлена литая бронзовая скульптура «Легенда» 2017 года. Опознать в ней образ «Каракуз» по описанию совсем несложно — и эту догадку «БИЗНЕС Online» подтвердила директор Альметьевской картинной галереи Роза Минабутдинова.

О работах скульптора такого уровня директор картинной галереи рассказывает посетителям лично, выступая в роли экскурсовода. По ее словам, средняя ежедневная посещаемость выставки составляет около 100 человек, при том что в городе одновременно идет несколько значимых мероприятий. «С открытия выставки я слышала лишь один негативный отзыв о работах, — рассказала Минабутдинова. — Некая женщина во всеуслышание охала и ахала: „Какая жуть!“ — причем начала еще с лестницы — видимо, была заряжена заранее. Остальные посетители в восторге, хотя и не привыкли к столь выраженной стилизации. Мы ведь воспитаны на реализме, людям сложно воспринять, к примеру, лошадь Чингисхана в не вполне лошадиных пропорциях. Многое зависит от настроя, от внутренней культуры зрителя и, конечно, от экскурсовода. „Хранительница“ выставлялась безо всякого сопровождения, а здесь специалист помогает сформировать должное восприятие произведения. Конкретно в „Легенду“ альметьевцы уже практически влюблены».

Роза Минабутдинова: «Конкретно в «Легенду» альметьевцы уже практически влюблены» Роза Минабутдинова: «Конкретно в «Легенду» альметьевцы уже практически влюблены» Фото: Олег Спиридонов

Элемент узнавания, по мнению Минабутдиновой, поможет горожанам принять «Каракуз» — скульптура была заранее выставлена на обозрение под прикрытием анонимности, чтобы люди имели возможность погрузиться в видение автора. Впрочем, в «Каракуз» и сопровождающих ее крылатых барсах уже нет натуралистичности и ярости «Хранительницы», несмотря на боевой контекст легенды. Вкратце история Каракуз сводится к битве за Болгар. По одной из версий предания, когда монголы захватили и уничтожили город, хан с семьей укрылся в каменной палате. Завоевателям удалось сжечь и ее, но на тлеющих руинах они вдруг увидели совершенно невредимой Каракуз — ханскую дочь. Командующий армией захватчиков, сраженный красотой девушки, освободил из плена двух ее братьев, которые впоследствии основали Казанское ханство. Согласно преданию, Каракуз как раз родом из тех мест, которые в будущем обогатили республику черным золотом, что тоже повлияло на выбор потенциального символа региона. Ну а барсов, летящих по обе руки Каракуз, можно интерпретировать как ее освобожденных братьев — основателей татарского государства.

Намдаков как художник и проводник между культурным наследием древности и современным поколением со всей очевидностью не стремится к достоверности, чего и не требуют от него искушенные зрители. «Мне не хочется привязывать этот образ к легендам — скульптура самоценна, она просто красива, — говорит на этот счет Минабутдинова. — Но многие элементы — ичиги на воительнице, другие национальные атрибуты в одежде — действительно близки нашему народу, поэтому она и родная тоже. Но гораздо важнее способность Намдакова передать в скульптуре экспрессию. Такую динамику на бумаге-то не каждый художник сможет нарисовать, а воплотить в металле... Даже здесь, на выставке, некоторые работы весят до 400 килограммов — это ведь бронза. Сбалансировать такую скульптуру, сохраняя задуманный образ, — технически невероятная задача, но, глядя на нее, мы забываем, что это тяжелый металл».

И все же Намдаков, видимо, в полной мере прочувствовав специфику аудитории, говоря о «Каракуз», признался в предварительных исторических изысканиях. «Когда мы начали проект, я погрузился с головой в историю Татарстана, изучал искусство региона, легенды. Часто героями легенд и сказаний становятся образы женщин-защитниц. Новая работа — это обобщенный мифологический образ женщины и родного края. Это красота и гармония, движение вперед и объединение для достижения цели», — так охарактеризовал автор будущий символ Альметьевска.

«Казан» обошелся республике в 290 млн рублей, из которых 25 миллионов стоили постаменты для четырех монументов и 214 миллионов — изготовление самих барсов и зилантов Скульптуры вокруг центра семьи «Казан» обошлись республике в 290 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«АЛЬМЕТЬЕВСК ПРИОБРЕТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА НА НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ ВПЕРЕД»

Стоимость работы не раскрывается, но известно, что, к примеру, скульптуры вокруг центра семьи «Казан» обошлись республике в 290 млн рублей, из которых 25 млн стоили постаменты для четырех монументов и 214 млн — изготовление самих барсов и зилантов. Это в среднем 60 млн рублей за одну 6-метровую скульптуру в сборе. Модель «Каракуз» Намдаков лепил в Лондоне, после чего еще четыре месяца работал над ней в Италии вместе со своей командой. Оригинал высотой 7 м мастера-литейщики из деревни Пьетрасанте, где скульптор и жил до Англии, отливали в течение еще 10 месяцев.

Инициатором же приглашения Намдакова к работе над будущей визитной карточкой Альметьевска стал коллективный мозг — так, по крайней мере, утверждает генеральный проектировщик проекта преображения нефтеграда. «Мы выполнили проект на основе техзадания заказчика, — говорит о программе общественных пространств руководитель проектов архитектурной мастерской „Арканика“ Алена Ланина. — Наша мастерская предлагала варианты, руководство „Татнефти“ выбирало из них окончательный. Для здания общественного центра, к примеру, вариантов было множество, мы провели целый конкурс. На Намдакова мы предлагали обратить внимание, но определялся и приглашал его, конечно, гендиректор компании Наиль Ульфатович».

«У меня нет сомнений, что Каракуз появится на открытках и календарях и, быть может, станет одним из символов Татарстана» «У меня нет сомнений в том, что «Каракуз» появится на открытках и календарях и, быть может, станет одним из символов Татарстана» Фото: Олег Спиридонов

Гендиректор «Арканики» Никита Выходцев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, как рождались идеи преображения города — в течение долгих лет.

«Я приезжал в Альметьевск осмотреться еще в середине 2000-х годов, но фактическое сотрудничество, непосредственно проектирование началось в 2013–2014 годах, — вспоминает Выходцев. — Выбор символа для региона был одной из идей руководителя „Татнефти“. Разговоры о том, каким быть лицу города, мы вели несколько лет. Образ „Каракуз“ родился в совместных переговорах, причем сначала речь шла о небольшом монументе, талисмане. Потом, когда привлекли Даши, на основе его эскизов и общих идей „Каракуз“ стала центром всей композиции общественного пространства. Идеи шли навстречу друг другу — от „Татнефти“, от архитекторов, на определенном этапе — от мастера. Сложно сказать теперь, что было вначале. Возможно, это легенда выбрала нас, а не мы ее».


Выходцев, как человек, давно знакомый с Намдаковым, считает, что именно этот автор был способен соединить в своей работе Восток и Запад, будучи сибиряком, работающим в Европе. Определять судьбу предложенного символа он доверяет истории. «Мы надеемся, что Альметьевск приобретет исторический центр города на несколько веков вперед, — говорит проектировщик. — У меня нет сомнений, что Каракуз появится на открытках и календарях и, быть может, станет одним из символов Татарстана. Вариантов для сувенирной и ювелирной продукции множество, но сначала надо увидеть настрой альметьевцев. На мой взгляд, получилась очень красивая и уместная композиция».

Что ж, затеянное Магановым обновление Альметьевска — вполне в русле его политики, нацеленной на превращение нефтяной столицы в привлекательное и престижное место для жизни, откуда не уезжала бы молодежь. Часть этой политики — и широкое празднование Дня нефтяника с приглашением звезд первой величины, и создание Высшей нефтяной школы, и поддержка местных спортивных команд, и преображение внешнего облика города.