Правительство хочет обязать пользователей BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и других приложений оплачивать расходы водителей только по безналичному расчету, чтобы облегчить взимание налогов с таких платежей Правительство хочет обязать пользователей BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и других приложений оплачивать расходы водителей только по безналичному расчету, чтобы облегчить взимание налогов с таких платежей

СУТОЧНАЯ «АУДИТОРИЯ» BLABLACAR В КАЗАНИ — БОЛЕЕ 2 ТЫС. ЧЕЛОВЕК

В российском правительстве озаботились правилами карпулинга, урегулированием правоотношений при совместных автопоездках с компенсацией пассажирами части расходов водителей. Правительство Москвы хочет обязать пользователей BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс.Попутка» и других приложений оплачивать расходы водителей только по безналичному расчету, чтобы облегчить взимание налогов с таких платежей. 

Отметим, первый тревожный звонок прозвучал еще в 2017 году, когда крупнейший в мире сервис карпулинга BlaBlaCar столкнулся с претензиями прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края, посчитавшей, что компания предоставляет услуги пользователям, которые занимаются коммерческими перевозками без лицензии. Районный суд поддержал требование надзорного органа, однако сервис избежал блокировки в России — только благодаря решению апелляционного суда. Проблемы BlaBlaCar в России привлекли внимание французских властей. Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мер на встрече с главой минпромторга РФ Денисом Мантуровым в декабре прошлого года предлагал создать правовую базу для работы сервиса в России. И вот накануне «Коммерсант» со ссылкой на свои источники объявил о том, что по поручению вице-премьера российского правительства Максима Акимова была создана рабочая группа, которая уже рассмотрела первые инициативы по регулированию совместных путешествий на автомобилях. В частности, департамент транспорта города Москвы представил законопроект о карпулинге, в котором предложил признать его услугой, с которой должны взиматься налоги, цитирует «Коммерсант» эксперта аналитического центра при правительстве Алексея Сафронова. Пассажиров предлагают обязать оплачивать услуги только в безналичной форме через платформу интернет-агрегатора — BlaBlaCar и ему подобные. По задумке авторов инициативы, это должно облегчить налоговый контроль.

В России действуют как минимум три карпулинговых сервиса — помимо уже упомянутого BlaBlaCar работает BeepCar и «Яндекс.Попутка». «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями по поводу разрабатываемого законопроекта во все три сервиса, но ответа пока не получил ни от одного из них.

BlaBlaCar — крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков. В 2006 году его основал француз Фредерик Маззелла, к лету 2014 года компания привлекла первые инвестиции в размере $100 млн, а в 2015–2016 годах — еще $240 миллионов. Оператором сервиса является компания Comuto SA, стоимость которой оценивается в $1,6 миллиарда. По данным самого сервиса, сегодня им пользуется более 65 млн человек в 22 странах мира. Более 20 млн человек совершают поездки через BlaBlaCar ежеквартально. Среднее расстояние таких поездок — 300 километров. В основном сервис работает для междугородних поездок, а расходы на дорогу делятся пропорционально среди всех участников поездки, однако в 2017 году также запущен сервис BlaBlaLines, созданный для организации совместных поездок на небольшие расстояния и ежедневных городских или пригородных маршрутов.

В Казани, как и во многих городах-миллионниках, сервис пользуется большой популярностью. Накануне, в будний день, с помощью BlaBlaCar более 450 водителей искали пассажиров на выезды по разным направлениям. Бо́льшая часть из них выезжают из Казани, другие следуют через столицу РТ транзитом. Каждый из водителей ищет себе от одного до шести-семи пассажиров. Соответственно, если ожидающие пассажиров водители найдут их, в среднем они перевезут почти полторы тысячи человек только за сутки.

Портрет пользователей сервиса разношерстный, как и населенные пункты назначения, которые указывают в поездках водители — мужчины и женщины, от 18 лет до пенсионного возраста. Немалая доля поездок осуществляется внутри республики по маршруту Казань — Набережные Челны, Казань — Елабуга, Казань — Бугульма и пр. Нередко водители курсируют в ближайшие регионы — Ульяновск, Уфа, Йошкар-Ола. Популярны также поездки до Москвы. При этом поездка через этот сервис получается по деньгам самой бюджетной для пассажиров. К примеру, самые дешевые авиабилеты до Москвы и обратно на ближайшие даты обойдутся покупателям в 6–7 тыс. рублей и выше, примерно столько же стоит поездка с ЖД-сообщением, а доставка через BlaBlaCar обойдется в сумму от 2 тыс. рублей в оба конца. Разумеется, поездка пройдет не с таким комфортом и займет гораздо больше времени, чем авиаперелет, но зато в ряде направлений она выглядит гораздо более выигрышным билетом, чем автобус или поезд.

От Казани до Санкт-Петербурга поездка будет стоить около 2900, до Уфы — порядка 1000 рублей, до Челнов — 450. Водители могут по своему усмотрению повышать минимальную цену (что не рекомендуется перевозчиком), но только до определенного уровня, который не повышает средних затрат владельца автомобиля на топливо.

По аналогичной модели работает и BeepCar — зеркальный сервис, разработанный Mail.Ru Group. Созданный в феврале 2017 года сервис компания продала в 2018 году своему французскому конкуренту BlaBlaCar. Трафик с BeepCar по плану, утвержденному в документах сделки, должен с осени этого года переправляться на BlaBlaCar.

BlaBlaCar — крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков BlaBlaCar — крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков

«СТРАДАТЬ БУДЕТ КТО? ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ»

Пользователь сервиса BlaBlaCar из Альметьевска Павел перевозит людей в Казань от 5 до 7 дней в неделю за 500 рублей с человека. Такую же цену предлагают и перевозчики на больших автобусах и микроавтобусах. Туда-обратно водитель возит до 13 человек за сутки. Разумеется, Павел выступил против инициативы обложить налогом перевозки через сервисы. «Конечно, перестанем [осуществлять перевозки]. Это потому, что не для людей, это наизнанку, наоборот!» — оценивает Павел последствия. Он убежден, что налог нужно брать с попутчика, а не с водителей. «Водители — мы и так платим! За дороги платим, за бензин платим, за страховки платим, мы за все платим, куда нас дальше еще прижимать? Даже, например, междугородние автобусы ходят — они налог ведь платят с получения доходов. Люди покупают билеты, и какие-то денежки в налоговую уходят. Бесплатного ничего нет сейчас, а доехать кому-то хочется. И тем более люди с комфортом хотят доехать. Представьте, человек вышел, на дороге стоит машет, чего бы его не подобрать? А с налогами их просто-напросто брать никто не будет совершенно! Опять же минус».

Павел возит людей, совмещая это с основной работой, таким образом, он окупает расходы на бензин. Он также знает немало водителей, которые зарабатывают с помощью сервиса, в особенности тех, кто работает в госструктурах. «Начальство скажет в Казань ехать, а чего ему порожняком идти? Командировочных им не дают, а есть по пути хочется, и на весь день... BlaBlaCar забивается, и вот он себе, как говорится, на пропитание... Но я бы не сказал, что на этом прямо разбогатеешь», — оценил собеседник издания.

По словам Павла, налоговые ограничения в адрес сервисов пассажирских перевозок не помешают работать «бомбилам» на дороге: «Они до сих пор есть в Казани, в Челнах, в Альметьевске. Но, с другой стороны, такого закона нет, чтобы свой собственный автомобиль нельзя было эксплуатировать по своему усмотрению. Последствия не очень хорошие будут. Сфера услуг государственная очень сильно опаздывает, поэтому люди выбирают частные перевозки. После введения налога спрос, может, не упадет, но цена сильно подскочит. Опять же, страдать будет кто? Обыкновенные люди», — заметил собеседник издания.

С развитием сервиса BlaBlaCar его освоили ИП и юрлица по перевозке людей, которые и не скрывают, что не просто ищут попутчиков, а зарабатывают на этом. Компания ООО «Автотрейд» платит налоги, является зарегистрированным перевозчиком, у них, по словам диспетчера Михаила, есть и договор страхования с частным автовокзалом. «У нас все пассажиры застрахованы, все как положено, все по законодательству РФ. Налоги если еще с BlaBlaCar будут, люди будут искать другие способы в плане перевозки людей. Создадут еще один портал, и они будут создаваться, и создаваться до тех пор, пока не прекратят эти налоги. Я считаю, что вообще ни с кого не нужно брать налоги. Если введут налог, повысятся цены на перевозку людей и никто ездить не будет».

О том, будут ли осуществлять поездки, если введут налог, Михаил не знает, но он точно уверен, что инициатива провалится. «В России очень много безработных, и люди пытаются как-то выживать, пытаются зарабатывать на этом. Это просто государство доводит так. Если бы не доводило, ничего бы такого и не было», — заключил диспетчер.

«ГДЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО ВОДИТЕЛЬ ОПЫТНЫЙ, ЧТО НЕ ЗАСНЕТ В ДОРОГЕ, ЧТО ОН ВООБЩЕ ТРЕЗВ?»

В минтрансе РТ в ответ на запрос нашего издания заявили, что обширная маршрутная сеть республиканского автобусного, железнодорожного и авиатранспорта покрывает потребности жителей Татарстана. «Данные сервисы стали популярны не потому, что существуют проблемы в обеспечении потребности пассажиров в междугородних перевозках, маршрутная сетка на всех видах транспорта как внутри республики, так и по России самая обширная, — заверили нашего корреспондента в пресс-службе министерства. — Скорее всего, население устраивает, что можно через эти приложения в любое время и в любое удобное место заказать машину. Да и проезд будет дешевле, чем если ты поедешь в ту же Москву на автобусе регулярного маршрута. А дешевле, потому что в стоимость не включен налог». 

В республиканском минтрансе не столько поддерживает идею налогообложения карпулинга, сколько озабочены вопросом контроля водителей. «Безопасность мало кого волнует, — полагают в ведомстве. — А где уверенность, что водитель опытный, что не заснет в дороге, что он вообще трезв? Безопаснее было бы воспользоваться услугами наших автовокзалов — только в Казани их четыре, с которых организованы рейсы по всем направлениям. Автобусы проходят обязательный предрейсовый осмотр, а водители — обязательное медицинское освидетельствование. Могут возразить, что до вокзала надо доехать, да и время не устраивает. Но ведь никто не капризничает по поводу авиа- и ЖД-рейсов. И поезда с самолетами не забирают пассажиров у подъездов. Поэтому в первую очередь сервисы совместных поездок должны гарантировать безопасность поездок. Что касается налогов, то будет справедливо, если поставщики транспортных услуг посредством приложений будут перечислять определенные проценты от прибыли государству».

Руководитель казанского офиса федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Золотов, опираясь на свой опыт пользования карпулинговыми сервисами, также выступил с критикой приложения. «С точки зрения безопасности, лучше закрыть эти сервисы, потому что часто на сайтах попутчиков регистрируются не профессиональные водители, а новички, — пояснил он. — Да еще и ездят в поездки ночью. Часто с детьми. Еще один момент: мы садимся в автомобиль к неизвестным людям, это тоже определенные риски». Собеседник издания признал удобство сервиса, но указал на оборотную сторону этого комфорта. «Конечно, это удобно, но только, если мы говорим о цене, а не о безопасности, — отметил Золотов. — Что стало мешать лично мне? Находишь автомобиль, чтобы добраться из точки „А“ в точку „Б“, а приезжает огромный автобус, забитый людьми. И в пути он идет не 10 часов, а 16. Как видите, многие предприниматели „поймали волну“, и превратили сервис попутчиков в бизнес. И не торопятся ни платить налоги, ни нести ответственность за пассажиров. Мне это не нравится».

Однако «хирургическое вмешательство» законодателя должно быть разумным, полагает руководитель казанского офиса ФАР. «BlaBlaCar стал народным, он помогает людям, не имеющим достаточно средств на путешествия, передвигаться между городами, и если его регулировать, то цены на поездки вырастут, — заметил он. — Как только пользователей карпулинга обяжут покупать лицензии или нести какие-то еще дополнительные расходы, то популярность этих сервисов сойдет на нет».

«ВСЕ РАВНО, ЧТО ПОДОБРАТЬ ГОЛОСУЮЩЕГО ПОПУТЧИКА С ОБОЧИНЫ»

По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты оценили последствия ввода налогов для карпулинговых сервисов.  

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России (ФАР):

— BlaBlaCar, как и некоторые его братья-близнецы, — это сервис попутчиков. Это не такси, которое оказывает услуги по перевозке граждан. Это водитель едет в другой город и берет с собой по пути другого человека, которому тоже нужно попасть в этот населенный пункт. Все равно, что подобрать голосующего попутчика с обочины. Поэтому все разговоры о том, что участник сервиса — водитель —должен проходить какой-то отдельный, или дополнительный медицинский осмотр, выглядят странно. Ведь автомобилист, который сел за руль, уже прошел всех медиков, все обследования, когда получал права.

Я считаю, что не нужно вводить новые налоги. А самое главное, не понимаю: как власти собираются отслеживать участников системы? Кто заплатил налог, а кто нет? Безналичный расчет? Но тогда это получается уже не сервис попутчиков, а услуга такси. Моя позиция простая: чем больше удобных приложений для людей — тем лучше.

Резеда Валиева — заместитель генерального директора ООО «Буревестник»:

— Наша компания не занимается регулярными перевозками, мы работаем только по заказным маршрутам, поэтому на наш бизнес сервисы попутчиков никак не влияют. 

Если вы спрашиваете мое мнение как гражданина, то я считаю, что такие ресурсы нужно регулировать и, конечно же, заставить водителей платить налоги. Ведь законопослушные перевозчики делают отчисления, хотя расходов у нас больше, чем у частников, которые все, что зарабатывают, кладут в карман. Карпулинг нужно признать услугой и брать налоги с водителей, поскольку они же в результате получают деньги, то есть имеют доход.

Антон Щеглов — водитель BlaBlaCar:

— Если обязать водителей платить налоги, либо сертифицировать этот сервис, то цены на проезд немедленно взлетят вверх. К тому же я не совсем понимаю, как регулировать работу этих приложений. 

Конечно, я вижу тех, кто зарабатывает с помощью BlaBlaCar, но таких немного. Кроме того, ну хорошо: сегодня ты отвез на своем семиместном Largus шесть пассажиров, ты заработал. А завтра? Завтра у тебя всего один пассажир и сломалась машина. Какая же это прибыль? Я бы вообще не стал называть это бизнесом.