«Надо успокоиться!» — как заклинание повторял сегодня на отчетной пресс-конференции депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, комментируя законопроект о преподавании родных языков, который сейчас лежит на подписи у Путина. Он объяснил, почему голосовал за, — чтобы его не отстранили от участия в рабочей группе по внесению правок в текст документа. Сейчас, по словам депутата, многое зависит от новой версии ФГОС, которые разрабатывает минпросвещения, но никаких подробностей пока нет.
«ЕЩЕ РАЗ ГОВОРЮ: НАДО УСПОКОИТЬСЯ!»
«Надо дальше спокойно двигаться, чтобы изучение и сохранение родных языков реализовывалось в полном объеме», — заявил сегодня на пресс-конференции депутат Госдумы от Татарстана, председатель парламентского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Народный избранник пригласил журналистов на отчетную пресс-конференцию по итогам парламентской сессии, чтобы рассказать о «наиболее важных» законопроектах весны.
Начал Гильмутдинов с самого скандального — языкового — законопроекта, страсти вокруг которого так и не утихли до сих пор, несмотря на одобрение документа Советом Федерации в субботу. Сейчас, по словам депутата, проект закона направлен на подпись президенту России Владимиру Путину. «Считаю, что в целом нам удалось в рамках рабочей группы выйти на те решения, которые на данном политическом этапе, я считаю, вполне приемлемы. Мы, с одной стороны, обеспечили выполнение поручения президента, которое гласит о том, чтобы обеспечить право родителей учащихся выбирать родной язык. С другой стороны, в обязательной части учебного процесса остался... присутствует предмет „Родной язык“, — поправился парламентарий. — Дальше спокойно, без какой-либо политической составляющей... Нужно всем успокоиться: и родителям, и политикам, и общественникам». Впрочем, этот призыв еще не раз звучал во время общения с журналистами.
Докладывая о ситуации с языковым законопроектом, Гильмутдинов отметил, что сейчас минпросвещения РФ будет разрабатывать соответствующие образовательные программы. При ведомстве создана рабочая группа, в которую вошел и татарстанский депутат. Впрочем, позже он обозначил себя «неполноценным членом этой рабочей группы», осуществляющим что-то вроде парламентского контроля. Сейчас продолжается сбор рекомендаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые уже направили Башкортостан, Дагестан и, разумеется, Татарстан. По словам Гильмутдинова, президент РТ Рустам Минниханов написал на имя министра просвещения Ольги Васильевой «письмо на 6–7 страницах» со своими предложениями.
Очень кратко депутат Госдумы напомнил об идее создания федерального фонда по поддержке родных языков. По его словам, сейчас готовится положение данного фонда, есть надежда, что он появится уже осенью. В минфин направлено поручение проработать финансовую составляющую. Однако подробнее Гильмутдинов об этом распространяться не стал, отметив, что в ближайшее время все станет известно.
«Еще раз говорю: надо успокоиться! — продолжил Гильмутдинов тему „языковых“ споров, приводя статистику. — Право выбора каждому родителю дано. Вы знаете, что в учебном году 2017/18 у нас обучение уже проходит по тем нормам, которые закрепил закон? Выбор предмета со стороны родителей (этот принцип был реализован осенью 2017 года по представлениям прокуратуры РТ в адрес директоров школ — прим. ред.)... У нас 69 процентов детей в рамках изучения предмета „Родной язык“ выбрали татарский язык, 29 процентов — русский язык». Отметим, что эти данные на сессии Госсовета РТ называл на тот момент действующий министр образования РТ Энгель Фаттахов. Озабоченность татарской общественности, однако, вызывают не нынешние цифры, а то, какими они будут через 5–10 лет, сможет ли татарский язык конкурировать с русским, который дает преимущества при сдаче ЕГЭ. В ответ на опасения парламентарий пояснил, что акцент в изучении русского языка в контексте предмета «Родной язык» будет сделан на культурологическом аспекте.
После этого парламентарий перешел к другим вопросам, которые были рассмотрены на весенней сессии Думы, например относительно пенсионной реформы. «Я свою позицию расшифровывать не буду, потому что мои партнеры и коллеги... в том числе и Александр Геннадьевич (Сидякин — прим. ред.) несколько раз развернутое интервью давал, — отметил Гильмутдинов. — Там сказано, что это фракционное решение. В первом чтении законопроект принят, и вся остальная работа в дальнейшем будет в осеннюю сессию. Очень много предложений к этому законопроекту, много будет обсуждений. Я очень надеюсь, что мы вместе обсудим с регионами, с общественными организациями, с профсоюзными организациями и выйдем на те решения, которые помогут решить все эти возникающие проблемы». Гильмутдинов напомнил, что он еще в 2016 году во время своей предвыборной программы заявлял, что жизненно необходимы изменения в пенсионной системе. «В том виде, в каком она сегодня существует, мы долго не протянем», — подчеркнул депутат Госдумы.
Затронул он и несколько других законопроектов, например вопросы ужесточения уголовного законодательства в отношении педофилов, поправки в Гражданский кодекс, Лесной кодекс и пр. Особое внимание депутат обратил на законопроект по совершенствованию пожарного надзора, который Татарстан предлагал задолго до трагедии в Кемерове. Теперь, видимо, у депутатов дошли-таки руки и до реанимации столь важного законопроекта. Правда, когда документ будет рассмотрен, пока неясно.
«Если ребенок его [татарский] даже будет получать в статусе государственного языка, он должен быть только как разговорный, для бытового понимания. Никаких экзаменов! Какие экзамены?»
«НИКТО НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ. НИКАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ СРОЧНО К 1 СЕНТЯБРЮ ЧТО-ТО ВЫНОСИТЬ НЕТ»
Настал черед вопросов журналистов — все они были только об изменениях в системе преподавания языков. И с каждым вопросом на лице Гильмутдинова усиливалась удивление. Сначала депутат объяснил, почему так быстро прошли вторые и третьи чтения по этому законопроекту, назвав это обычной практикой. «Я сразу сказал, что если мы хотим участвовать в процессе реализации законопроекта, то мы должны участвовать! Я член рабочей группы. Это я... мы понимали несогласие с этим законопроектом. Если я не буду участвовать в дальнейшей разработке и буду голосовать против, то... 30–40 голосов практически не определяли судьбу этого законопроекта. Я был бы отстранен от участия в рабочей группе, потому что не поддерживаю», — оправдывал Гильмутдинов решение нажать на кнопку «за».
«У нас сегодня федеральные стандарты по родным языкам есть. Никто никуда не торопится. Никакой необходимости срочно к 1 сентябрю что-то выносить нет! — еще раз высказался на острую тему парламентарий и повторил. — Никакой необходимости нет! У нас ФГОС утверждены». По его словам, все первоклашки уже и так написали заявления относительно того, какой язык они с грядущего учебного года хотели бы изучать, а преподавание государственных языков и родных языков сейчас еще будет прорабатывать министр Ольга Васильева в новых ФГОС. И видение этой истории, как отметил Гильмутдинов, у минпросвещения тоже уже есть. Но он не пояснил, в чем оно заключается.
«По госязыку еще надо думать, какие мотивирующие элементы. Я говорил, что поддерживаю, и я говорил об этом, что при поступлении в вузы нужно дать баллы тем, кто знает государственные, родные языки, например. У нас будет в ближайшее время целая „дорожная карта“ по сохранению, изучению родных языков», — заверил народный избранник. И тут он снова призвал «не устраивать политические демарши» по этому поводу.
«По нему [федеральному фонду] сейчас обсуждается, какой объем вопросов он будет в себя вбирать, начиная от поддержки регионам в подготовке программ, пособий, учебников, подготовке специалистов»
«ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ТАТАРСТАН ДОЛЖЕН ФИНАНСИРОВАТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКАМИ ВСЕХ РЕГИОНОВ?»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Гильмутдинова, какова судьба республиканского фонда по поддержке языков, о котором парламентарий с таким энтузиазмом заявлял несколько недель назад. Но ответ был в том духе, будто депутат уже не видит смысла в создании подобного фонда на уровне региона. «А при чем тут федеральный и региональный фонд? Я говорю о федеральном фонде, который на этапе становления. А при чем тут региональный фонд? — ответил Гильмутдинов. — По нему (федеральному фонду — прим. ред.) идет работа, готовится положение, есть письмо президенту, поддержка администрации по этому вопросу есть. Сейчас обсуждается, какой объем вопросов он будет в себя вбирать, начиная от поддержки регионам в подготовке программ, пособий, учебников, подготовке специалистов».
Гильмутдинов заверил, что за пределами Татарстана тоже есть те, кто изучает родной язык. «Им тоже нужна помощь, — сказал он. — Мы всех в Казани только обучить и обратно возвращать в регионы не сможем. Мы же это уже делали! Но, к сожалению, 90 процентов наших детей как приезжают, так и остаются в столице РТ. Нравится им Казань... Что тут еще сказать?.. Но тем не менее там-то специалистов нет, а потребность есть. Есть родители, которые бы хотели, а учителей нет». Следом последовал еще один аргумент — финансовый. «Почему только Татарстан должен финансировать обеспечение учебниками и пособиями всех регионов по татарскому языку? Федеральный центр тоже должен! Если эти регионы не могут обеспечить там ребят учебниками, значит, нужно подключиться», — добавил он.
И наконец, депутат объяснил, почему уже не настаивает на создании татарстанского аналога федерального фонда.
«А что касается регионального фонда, то это уж прерогатива... Если уж захотят... У нас есть госпрограмма по русскому и татарскому языкам. Может, пересмотрят эту госпрограмму, чтобы она была более предметной и направленной на сохранение языка, в том числе русского. Я вот предложил фонд, у которого более широкие возможности, он более мобилен. Посмотрим, как федеральный фонд работает, какие задачи выполняет, что там получается. Исходя из этого уже... — рассуждал Гильмутдинов, не заканчивая предложений. — А может, будет достаточно и пересмотра той госпрограммы».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» все же попросил парламентария прояснить судьбу предмета «Государственные языки республик»: будет ли он преподаваться отдельно и в какой части программы, обсуждался ли этот вопрос в рамках законопроекта. Но Гильмутдинов лишь признал, что родной и государственный язык — разные части одного целого, и вновь сослался на новые ФГОС, которые дадут на все ответ. По его словам, у минпросвещения уже есть предложения, как интегрировать государственный язык в программу. «Но это пока озвучить не могу», — отметил председатель парламентского комитета по делам национальностей.
«КАК НИ СТРАННО, ВСЕ ХОЧУ УЙТИ, КАК БЫ СДАТЬ, ОТДАТЬ...»
В последующие полчаса Гильмутдинов не смог уйти от темы, с которой начал пресс-конференцию, рассказывая о том, что нужно, чтобы сделать татарский язык привлекательным. Одна из ключевых проблем, по его мнению, заключается в неэффективной системе подготовки учителей татарского языка. Привлечь талантливых и сильных абитуриентов в педвузы можно, если ввести, например, систему дополнительных баллов, как в случае с ГТО. Мол, если знаешь государственный язык, то плюс 5 баллов к поступлению. Но все это должно стать прерогативой отдельных вузов. Кроме того, по мысли Гильмутдинова, важно создавать единое образовательное пространство и развивать систему дистанционного обучения «Аңа теле» (сейчас, напомним, она недоступна для всех желающих, количество лицензий ограничено). Особенно нужно обратить внимание на дошкольное образование, ведь лучше всего дети усваивают до пяти лет. И таких проектов, реализуемых федеральной национально-культурной автономией татар, достаточно.
«Я возглавляю федеральную национально-культурную автономию татар. Как ни странно, все хочу уйти, как бы сдать, отдать. Но вот осенью у нас, видимо, будет... — начал Гильмутдинов и выразительно поглядел на корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Вот сейчас напишут, что Гильмутдинов сдает. Ничего не сдаю! Осенью у нас будет 20-летие организации!» Как оказалось, заговорил он об автономии, чтобы показать, как много проектов реализуется с целью привить любовь к родному языку. «Конечно, для тех детей, для которых татарский не является родным языком... Если ребенок его даже будет получать в статусе государственного языка, он должен быть только как разговорный, для бытового понимания. Никаких экзаменов! Какие экзамены? — заявил депутат, позже поделившись опытом. — У наших еврейских друзей все программы, особенно языковые, нацелены на работу с детьми именно в пятилетнем возрасте. У них все программы на это нацелены! Поэтому они знают три-четыре языка практически и в школу приходят уже подготовленными. А мы сразу хотим...»
В завершение пресс-конференции Гильмутдинов еще раз подчеркнул, что обсуждение того, как будет устроено преподавание родного и государственных языков, еще не завершено. Когда уже будет поставлена точка с ФГОС, пока неизвестно. Не исключил депутат и возможности, что преподавание государственных языков, может, и удастся сделать обязательным. «Давайте сделаем нормальные ФГОС. Сначала должна же быть лошадь, а потом к ней телегу уже. Давайте подождем», — призвал парламентарий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 366