Работники ОЭЗ жалуются на «массовое притеснение и возможное увольнение» после того, как они подверглись тестированию на соответствие корпоративной культуре и компетенциям Тестирование сотрудников администрации ОЭЗ «Алабуга» на soft-компетенции может значительно проредить коллектив одной из самых успешных ОЭЗ страны
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО НЕ ХОЧЕТ, МОЖЕТ НЕ ПРИХОДИТЬ, НО ДВЕРИ «АЛАБУГИ» ПЕРЕД ВАМИ БУДУТ ЗАКРЫТЫ»

Тестирование сотрудников администрации ОЭЗ «Алабуга» на soft-компетенции может значительно проредить коллектив одной из самых успешных особых экономических зон страны. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо, адресованное президенту РФ Владимиру Путину, генпрокурору Юрию Чайке, президенту РТ Рустаму Минниханову и руководителю федеральной службы по труду и занятости РФ Всеволоду Вуколову. Письмо уже подписали 58 сотрудников, однако это цифра не окончательная — как нам сообщили, сбор продолжается.

Работники ОЭЗ жалуются на «массовое притеснение и возможное увольнение» после того, как они подверглись тестированию на соответствие корпоративной культуре и компетенциям. Проверка проводилась с февраля по май 2018 года. Изначально было проведено собеседование с вопросами «Докажи, что земля плоская», «Как разместить в холодильнике слона?», «Как сдвинуть гору Фудзияма?», «Примете ли вы на работу гения?» и т. д. Далее тестирование проводилось по разработанным молодыми специалистами корпоративного университета программам, хотя, как утверждают авторы письма, сертификация игр и специалистов документально не подтверждена.

В частности, по свидетельству авторов письма, проводились так называемые бизнес-симуляции: экономический кейс (определение по заданным данным окупаемости и выгодности бизнес-проектов по показателям EBITDA, NPV, ROI), игра «Грузовики» (изготовление и продажа грузовиков), игра «Корона» (продажа досок). Все эти манипуляции с сотрудниками проводились без предварительного объяснения принципов игры, без подготовки и уведомления о последствиях — так утверждают авторы письма. На словах работникам сказали, что мероприятие направлено на улучшение работы. Играли сотрудники в рабочее время, из-за чего им приходилось отсутствовать на своих рабочих местах от 6 часов и более, хотя от основных обязанностей людей никто не освобождал. Поэтому, чтобы выполнить свою основную работу, им приходилось потом работать в обед и по выходным дням. Проводилось это все якобы в добровольно-принудительном порядке. В письме приводятся слова одного из организаторов игр: «Кто не хочет, может не приходить, но завтра двери „Алабуги“ перед вами будут закрыты».

Работники ОЭЗ в письме жалуются на «массовое притеснение и возможное увольнение»Чтобы увеличить, нажмите

После игр был проведен анализ, основанный, как утверждают сотрудники, на субъективном мнении организаторов. При этом всем были присвоены некие заполняемые геометрические фигуры — треугольникии, квадраты и т. д. Одна из сотрудниц, сдававших тест, пояснила «БИЗНЕС Online», что треугольниками обозначались лидеры, при этом фигура заполнялась в зависимости от пройденных этапов. Худший вариант — пустой квадрат. Это значит, человек не лидер, он ни к чему не стремится, плохо работает. Сама наша собеседница прошла тест успешно. «Непонятно, как они это все оценивали. Я, конечно, довольна, что у меня был хороший результат, но в число отстающих попали те люди, кто давно там работает и кто искренне хочет там работать. Так что тест не соответствовал действительности», — уверена она.

5 июля в ОЭЗ был издан приказ о результатах тестирования, в котором указано, что из 265 сотрудников, игравших в эти игры, 162 человека не соответствуют требованиям корпоративной культуры и компетенциям, принятым в особой зонеЧтобы открыть, нажмите

Повезло не всем. 5 июля, по сведениям авторов письма, в ОЭЗ был издан приказ о результатах тестирования, в котором указано, что из 265 сотрудников, игравших в эти игры, 162 человека не соответствуют требованиям корпоративной культуры и компетенциям, принятым в особой зоне. Поэтому оказавшиеся в черном списке теперь находятся на стадии увольнения, утверждают авторы послания. Перед ними выставлено требование до 13 июля расторгнуть бессрочный трудовой договор и заключить срочный договор до 10 сентября — об этом говорится в приказе, копия которого прилагается к письму. За это время сотрудникам дадут последний шанс — после повторных игр договор теоретически может быть продлен. Однако, как утверждают в письме участники деловых игр, гарантии продления никто не дает, а основная цель повторного исследования, по их мнению, освобождение рабочих мест для 100 «лидеров».

«В видеообращении „О стратегии развития и дальнейших планах и целях ОЭЗ „Алабуга“ до 2023 года“ руководство в лице Тимура Шагивалеева обозначило свою незаинтересованность в высококвалифицированных кадрах и готовность продолжать проведение тестов-игр на выявление лидеров. В итоге в ОЭЗ должны остаться 75 процентов лидеров и 25 процентов наставников. При этом такие показатели, как опыт, стаж и наличие высшего профессионального образования, не входят в основные критерии отбора. По мнению руководства, человек со стажем может быть испорчен шаблонными процессами. Таких людей сложно перековать — проще и дешевле научить нового человека, поэтому ОЭЗ набирает студентов», — пишут в письме обиженные работники.

Далее в послании приводятся различные статьи Трудового кодекса, которые, по мнению подписантов, игнорируются руководством ОЭЗ, ущемляющим права и свободы своих работников. Подобные тесты и игры «оказывают негативное моральное и материальное давление на квалифицированных сотрудников, проработавших на местах долгие годы без нареканий и замечаний, а некоторые стояли у истоков создания ОЭЗ». При этом авторы послания напоминают, что ОЭЗ — полностью государственная структура, а значит, «обязана соблюдать требования трудового законодательства».

«До 13 июля найти работу не представляется возможным, а это значит, что 162 человека, средний возраст которых 38–40 лет, просто уйдут в никуда, лишатся полноценного дохода и обогатят рынок безработицы. Стабильность ОЭЗ находится под угрозой, так как после массового увольнения оголятся те структуры, которые отвечают за стабильное функционирование всей особой зоны», — говорится в письме, которое заканчивается мольбами «защитить попираемые трудовые права и прекратить самоуправство и беззаконие».

«В видеообращении „О стратегии развития и дальнейших планах и целях ОЭЗ Алабуга до 2023 года“ руководство в лице Тимура Шагивалеева обозначило свою готовность продолжать проведение тестов-игр на выявление лидеров» «В видеообращении «О стратегии развития и дальнейших планах и целях ОЭЗ «Алабуга» до 2023 года» руководство в лице Тимура Шагивалеева обозначило свою готовность продолжать проведение тестов-игр на выявление лидеров» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ХОТИМ РАБОТАТЬ, А НАС ОПРЕДЕЛИЛИ В КВАДРАТЫ И ТРЕУГОЛЬНИКИ!»

Одна из подписантов, работающая дизайнером в отделе маркетинга ОЭЗ «Алабуга» с 2014 года, подтвердила все озвученное в письме и подробно рассказала, как проходил тест. По ее словам, задумку с играми сначала решили обкатать на низшем звене. «На экономический тест дали один час времени. При этом многие выкручивались. Кто-то списывал на тестировании. Мы друг к другу подходили, спрашивали советов. На это тоже внимание обращали — как люди попросят помощи друг у друга, потому что нас всех настроили друг против друга. Я не понимаю, как экономический тест человеку без экономического образования решить за час? Я, может, и могу его решить, но мне понадобились советы людей. Мне надо было посмотреть в интернете, чтобы понять новые для меня экономические понятия. Если хотят обучить, пусть это делают. Но не подвергать же таким... А потом говорить, что я некомпетентна и не подхожу для работы с людьми», — чуть не плача, рассказывает женщина. Полосина одна воспитывает ребенка, у нее несколько кредитов. Куда ей идти, она сейчас не знает.

Тест под названием «Корона» представлял собой нечто вроде деловой игры. 60 производителей досок должны были продать товар 6 маклерам. При этом участников ставили в такие ситуации, чтобы они, как говорится, вышли из зоны комфорта. «Мы должны были договариваться об условиях сделки с маклерами, потом заключали с ними договор. В случае если получается переизбыток товара, маклер отказывает в сделке, а производитель оказывается банкротом. Очень многие сразу уходили в банкротство. Они подписали договоры на большие суммы и прогорели. Те, кто оставался, вынужден был продавать товар ниже себестоимости, потому что по условиям игры, если товар остается на складе, ты в еще большем минусе оказываешься. В общем, бороться надо было, вытесняя конкурентов, чтобы стать лидером», — объяснила нюансы игры дизайнер.

Больше всего ее возмущает тот факт, что перед тестами людям якобы пообещали на словах, что никого сокращать и увольнять не будут, но на деле все выходит наоборот. «Мы разговаривали с юристами, нам сказали, что на основании этих тестов нашу профпригодность определить нельзя, — заявляет женщина. — Тут нет оснований для увольнения. Сегодня снова люди должны проходить тестирование — те, кого поставили под сомнение. Они даже пока не в этом списке из 162 человек. Я знаю точно, что 16 человек из бухгалтерии выгоняют, 60 человек из службы эксплуатации. А всего в ОЭЗ работают около 600 человек (по данным самой ОЭЗ, 1166 человек прим. ред.). Многие рассчитывают на то, что им дадут подписать договор по соглашению сторон, несколько окладов, после чего они будут готовы уйти. Сейчас хотят свежую кровь внедрить, но не таким же способом! Компетенции же надо другими способами проверять. Мы хотим работать, а нас в какие-то формы определили — квадраты и треугольники!»

Перед тестами людям якобы пообещали на словах, что никого сокращать и увольнять не будут, но на деле все выходит наоборот
Фото: pixabay.com

«ВЫПЛАТИМ КАК ПОЛОЖЕНО, ПОМОЖЕМ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ»

В администрации ОЭЗ «Алабуга» предпочли не отвечать на конкретные вопросы, направленные газетой  «БИЗНЕС Online». Однако накануне вечером мы получили комментарий от имени руководителя проекта по подбору персонала ОЭЗ Нияза Мухаметзянова, который нас попросили опубликовать полностью:

«Сегодня „Алабуга“ — это 77,8 миллиарда рублей выручки по итогам 2017 года, частными инвесторами вложено 116 миллиардов рублей инвестиций, на площадке создано 6 627 рабочих мест. Управляющая компания обслуживает железные дороги, водоснабжение города Елабуги и территории ОЭЗ, энергетику, газоснабжение, управляет объектами международной школы и гостиницы для резидентов, администрирует самих резидентов. Штат управляющей компании — 1 166 человек. В управляющей компании и у резидентов в настоящий момент имеется 212 вакансий по таким направлениям, как АСУТП, КИПиА, строительство, и другим.

Подготовлен приказ об оптимизации 32 штатных единиц. Ни для кого не секрет, что современные технологии вытесняют ручной труд. Еще недавно в компаниях были бегунки, сейчас их заменил электронный документооборот. Были люди, кто в тетрадки записывал показания счетчиков, сейчас за это отвечают приборы учета с GSM-модулями. Нас изменения не обходят стороной.

Сейчас идет диспетчеризация сбора данных, автоматизация процессов, нужны люди, которые смогут управлять высокотехнологичной инфраструктурой. Раньше на 20 распределительных пунктах сидели 20 энергетиков, которые просто следили за показаниями приборов, сейчас за это все отвечает автоматика, данные централизованно аккумулируются в одном диспетчерском пункте с одним диспетчером. Он берет на себя весь функционал, в случае отклонений отдается приказ на выезд дежурной бригады. Это не значит, что энергетики стали не нужны, просто нужны другие энергетики, которые умеют управлять инфраструктурой промышленной площадки с учетом колебаний потребления всего энергорайона. Или другой пример — раньше бухгалтеры сводили отчетность в Excel, сейчас „1С:Бухгалтерия“ оптимизирует простой ручной труд.

Это, может быть, нетипично для бизнеса, который считает, что это дело государства, но мы ставим перед собой задачу переучить этих людей и дать возможность получить востребованную профессию внутри особой экономической зоны. Для этого используем тесты для выявления сильных сторон каждого из сотрудников и планирования его карьерной траектории. Так, в декабре 2017 года 104 сотрудника компании прошли обучение и тестирование в Корпоративном университете Сбербанка по программе „Дизайн-мышление“.

Если кто-то не захочет переобучаться, выплатим все как положено. Дадим рекомендательное письмо, поможем с трудоустройством. Наши сотрудники понимают, что технологии вытесняют ручной труд. На сегодняшний момент заключено 24 договора на переобучение. Напомню, что на заводах резидентов и в самой управляющей компании открыто 212 вакансий».

Последний завод в этом году был открыт в мае при участии президента Рустама Минниханова — это первый в Поволжье сервисный металлоцентр «ММК-Джошкуноз-Алабуга» Последний завод в этом году в ОЭЗ был открыт в мае при участии президента Рустама Минниханова — это первый в Поволжье сервисный металлоцентр «ММК-Джошкуноз-Алабуга» Фото: «БИЗНЕС Online»

САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ОЭЗ С КАДРОВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

Отметим, что ОЭЗ «Алабуга» по многим оценкам является самой эффективной в России — возможно, в том числе и благодаря такому инновационному и жесткому менеджменту. Так, в феврале этого года она получила награду АО «Особые экономические зоны» в номинации «Максимальный эффект» за лидерство по абсолютным показателям деятельности в 2017 году. Основными критериями оценки стали качество условий в каждой из зон для компаний-резидентов, предоставление услуг, количество предприятий и их поддержка, глобальный охват, доступная инфраструктура, инвестиционный вклад, улучшение рынка труда, социальная ответственность бизнеса и др. Сейчас в ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано 56 компаний-резидентов, 24 завода уже действует. Объем государственных вложений в создание инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга» составил 25,7 млрд рублей.

Только за прошлый год территория привлекла 8 новых резидентов с общим объемом инвестиций в 27,6 млрд рублей, что больше предыдущего результата почти в 2,5 раза (11,8 млрд рублей в 2016 году). Последний завод в этом году был открыт в мае при участии Минниханова — это первый в Поволжье сервисный металлоцентр «ММК-Джошкуноз-Алабуга», являющийся совместным производством Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и турецкого резидента «Алабуги» «Джошкуноз Алабуга». В октябре в «Алабуге» планируют открыть завод по выпуску субстратов от Rockwool с объемом инвестиций в 500 млн рублей. Здание для резидента строит дочерняя компания ОЭЗ «Алабуга», созданная специально для оказания услуг генподряда резидентам.

Кадровая проблема актуальна для «Алабуги». Об этом на недавнем петербургском международном экономическом форуме сообщил сам директор ОЭЗ Тимур Шагивалеев. Он сказал, что резидентам ОЭЗ «Алабуга» ежегодно нужно 25 специалистов по мехатронике, 25 химиков, 25 энергетиков, 25 специалистов по АСУ ТП. Будущие специалисты должны обладать инженерным мышлением, знать английский язык не ниже уровня Intermediate, иметь сертификаты по международным стандартам. Решать проблему нехватки высококвалифицированного персонала Шагивалеев предложил через опережающее обучение будущих специалистов начиная с детского сада и школы.

ОЭЗ «Алабуга» по многим оценкам является самой эффективной в России — возможно, в том числе и благодаря такому инновационному и жесткому менеджменту ОЭЗ «Алабуга» по многим оценкам является самой эффективной в России — возможно, в том числе и благодаря такому инновационному и жесткому менеджменту Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОГДА РАБОТНИКУ ДАНЫ ИНСТРУМЕНТЫ, ТОГДА С НЕГО МОЖНО СПРАШИВАТЬ»

Гузель Насифуллина — руководитель проекта информационных ресурсов «Работа 116» и «Работа 7»:

— У каждого предприятия свой регламент. На многих предприятиях каждые полгода проходят тестирования, аккредитации, сдача техники безопасности, по итогам которых увольняют. Но для этого нужно обучать, экзаменационные билеты дают, ответы на них. Если взять ОЭЗ «Алабуга», там все-таки персонал более квалифицированный. Но такие глупые вопросы про Фудзияму... Тут, конечно, сотрудников не стоит сокращать. Я бы тренинги проводила постоянно, но при этом чтобы работникам было интересно. А увольнять за такое нецелесообразно. Второй момент: после сокращения персонала где они будут на их место искать людей? Рабочий и административный персонал подбирается очень сложно. И соискателей мало. Возможно, что ОЭЗ таким образом сокращает раздутый штат, потому что 600 человек в административном персонале — это было бы более подходящим для такого завода, как КАМАЗ. А может, еще дело в том, что истекает срок налоговых льгот. 

Марина Чернухина — бизнес-тренер тренинговой компании «Тимсофт»:

— Есть такое понятие, как аттестация сотрудников. Она во многих компаниях является обязательной и используется для определения знаний людей, занимающих определенные должности. Для каждой должности должен быть свой бланк опросника. Такая практика есть, и в организациях и руководители, и сотрудники, которые принимаются на работу, знают, что им с определенной периодичностью необходимо проходить тестирование на подтверждение знаний и навыков. Если человек не проходит тестирование, то дальше предусмотрены различные варианты — собеседования, повторная аттестация и так далее. И результаты аттестации при увольнении иногда используют — с формулировкой «несоответствие занимаемой должности».

В данном же случае тут, наверное, больше кадровый вопрос, потому что есть законодательство, которое определяет, имеет ли организация право проводить такое тестирование и увольнять на основании его результатов. Существуют жесткие регламенты в этом плане. Так что данный вопрос надо изучать отдельно.

Елена Зубарева — бизнес-тренер:

— В трудовом договоре, который заключается между сотрудником и работодателем, должно быть прописано, что тестирование или аттестация на соответствие занимаемой должности проводится с такой-то периодичностью. В этом случае сотрудник должен быть готов, что его будут проверять по определенным компетенциям. И если работники тест не проходят, то могут быть две ошибки: либо изначально набрали людей не по профилю должности, либо человек был лишен возможности обучения и не было программы по развитию персонала на соответствие занимаемой должности, потому что при обучении даются соответствующие инструменты. И вот когда они работнику даны, тогда с него можно и спрашивать. Кроме того, предупреждение о мероприятии по аттестации или тестированию должно быть оформлено в виде приказа по компании, с которым сотрудники должны быть ознакомлены. Если же оценка персонала происходит внезапно, несанкционированно, то это может противоречить действующему трудовому законодательству.