Перед собранием акционеров Рустам Минниханов, Сергей Чемезов и Сергей Когогин вместе с большой свитой, в которую вошли почти все члены совета директоров автогиганта, посетили камазовскую школу юных футболистов Перед собранием акционеров Рустам Минниханов, Сергей Чемезов и Сергей Когогин вместе с большой свитой, в которую вошли почти все члены совета директоров автогиганта, посетили камазовскую школу юных футболистов Фото: Олег Спиридонов

«Я ИСКРЕННЕ БОЛЕЛ ЗА ГЕРМАНИЮ. НЕУДАЧНО...»

Мундиаль наложил свой отпечаток даже на столь серьезное мероприятие, как собрание акционеров КАМАЗа, прошедшее накануне в Челнах. Оно было насквозь пронизано футбольной тематикой, начавшись и закончившись яркими эмоциями по поводу выступлений наших футболистов — как местных, так и российских. Перед собранием акционеров президент РТ Рустам Минниханов, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и рулевой КАМАЗа Сергей Когогин вместе с большой свитой, в которую вошли почти все члены совета директоров автогиганта, посетили камазовскую школу юных футболистов. Геннадий Макаров, руководитель спортклуба «КАМАЗ», рассказал о том, что школа ведет свое начало с 1972 года и считается самой большой по количеству воспитанников в республике. Сейчас в региональном центре подготовки футболистов постоянно занимаются более 700 человек от 6 до 17 лет. Занятия для детей бесплатные. В школу их набирают прямо из детских садов — так делают «Зенит», ЦСКА, «Динамо» и прочие топовые клубы. Работают по методике, разработанной РФЛ, проводят мастер-классы с участием своих же бывших учеников, которые сейчас выступают за ФК КАМАЗ. Воспитанники центра подготовки играют в российской премьер-лиге — более 150 человек выступают за футбольные клубы первого и второго дивизиона РФЛ. ФК КАМАЗ на 80% состоит из воспитанников детского клуба. Ежегодно на содержание последнего выделяется 30 млн рублей.

Однако проблемы не обошли школу стороной. Макаров с горечью отметил, что у центра подготовки футболистов отсутствует свой интернат и крытый манеж, поэтому зимой они занимаются в спортзалах средних школ. А с 12 лет, когда футболисты получают единый идентификационный номер, их забирают в академии, например в Краснодар, в «Рубин». «Их селекционеры отслеживают наших детей и самых одаренных забирают. Поэтому у нас нет возможности их тут удержать — звезды уходят. КАМАЗ нас финансирует в определенных рамках. Вопрос строительства манежа мы ставили. В мае президент РТ одобрил проект манежа в парке „Гренада“ (на открытом поле там тренируется команда КАМАЗа прим. ред.) в рамках частно-государственного партнерства. В какой стадии находится этот проект, я не знаю. Наши родители собрали 400 подписей и обращались с письмом к Виталию Мутко. Он обещал нас включить в программу, но пока никаких подвижек нет», — объяснил руководитель спортклуба «КАМАЗ».

После небольшой показательной программы юных воспитанников Минниханов и Чемезов вручили лучшим тренерам-преподавателям и детям подарки После небольшой показательной программы юных воспитанников Минниханов и Чемезов вручили лучшим тренерам-преподавателям и детям подарки Фото: Олег Спиридонов

Думается, что озвучил эту проблему Макаров не зря. Не исключено, что к полувековому юбилею автогиганта республика сделает такой подарок и вопрос с манежем сдвинется с мертвой точки. Частично эти догадки подтвердил позже на пресс-конференции глава республики. Он сказал, что закрытый манеж в Татарстане пока только один — в Казани, но минимум три-четыре манежа надо построить для казанской, челнинской и альметьевской зон. При этом за основу возьмут опыт маленькой Исландии. «Они пошли по пути того, что создали инфраструктуру. Сейчас мы будем смотреть опыт Исландии. Такой план у нас есть. Но у нас нет пока готового проектного решения», — сказал Минниханов.


После небольшой показательной программы юных воспитанников Минниханов и Чемезов вручили лучшим тренерам-преподавателям и детям подарки. «Сегодня важное событие для республики — годовое собрание акционеров КАМАЗа, — обратился к футболистам Рустам Нургалиевич. — Это ведущее машиностроительное предприятие страны. Самый любимый спорт — это футбол. Тем более сегодня мы участвуем в проведении чемпионата мира. Мы надеемся, что большой шанс у российской сборной. Все мы будем болеть за то, чтоб мы дальше продвинулись. Футбол популярен в нашей республике. Сегодня официально в спортшколах занимаются 8 тысяч детей. 61 полноразмерный стадион и более 800 площадок по всей республике. Мы хотим, чтобы в наших национальных клубах играли наши ребята!»

Чемезов тоже напомнил собравшимся про «величайшее событие». «Наша команда впервые за многие годы участвует в 1/8 финала Чемезов тоже напомнил собравшимся про «величайшее событие». «Наша команда впервые за многие годы участвует в 1/8 финала Фото: president.tatarstan.ru

Чемезов тоже напомнил собравшимся про «величайшее событие». «Наша команда впервые за многие годы участвует в 1/8 финала. Я уверен, что вы как будущие чемпионы наверняка будете участвовать в мировых чемпионатах. Мы все будем болеть за наших ребят. Нужно играть, чтобы побеждать, чтобы быть лучшим. Россия, вперед! КАМАЗ, вперед!» — патриотично закончил свое короткое обращение глава «Ростеха».

Еще раз про футбол заговорили под самый конец мероприятия, когда журналисты поинтересовались у генералитета, есть ли у них, за исключением нашей сборной, другие фавориты. Этот вопрос, надо сказать, несколько возмутил Минниханова, который спросил у журналиста: «Кроме наших, кто у нас есть? У нас в России, пока идет [чемпионат], мы должны за наших болеть!» Когогин же не стал рассуждать о патриотизме: «Я могу сказать, что наши акционеры и партнеры в основном расположены в Германии. И я искренне болел за Германию. Неудачно...»

Отойдя от футбольных баталий, делегация переместилась в зал IT-парка. Когогин в своем выступлении перед акционерами начал с рынка грузовиков Отойдя от футбольных баталий, делегация переместилась в зал IT-парка. Когогин в своем выступлении перед акционерами начал с рынка грузовиков Фото: president.tatarstan.ru

«БУДУЩЕЕ КАМАЗА — В ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ ПРОДУКТАХ»

Отойдя от футбольных баталий, делегация переместилась в зал IT-парка. Когогин в своем выступлении перед акционерами начал с рынка грузовиков, отметив, что в 2017 году удалось преодолеть снижение темпов производства, среагировать на спрос и направить усилия на совершенствование популярных моделей автомобилей. В результате компания перевыполнила бизнес-план. В общей сложности в 2017 году реализовано 38 192 автомобиля, что на 11% больше, чем годом ранее. При этом продажи в России выросли на 18% и составили 33 тыс. грузовиков. За рубеж поставлено 5 тыс. грузовиков. Доля компании по итогам года составила 45%. При этом существенно выросли продажи нового модельного ряда — на 71%. Наибольшим спросом пользуется «КАМАЗ-5490». Выручка в 2017 году превысила 156 млрд рублей (рост 18%), чистая прибыль выросла в пять раз — почти до 3,5 млрд рублей. Инвестиции в развитие и освоение нового модельного ряда выросли на 74% до 14,3 млрд рублей.

Поведал рулевой автогиганта и о производственных успехах. Стартовало производство рядных 6-цилиндровых двигателей для нового поколения автомобилей «КАМАЗ». Сейчас двигатель проходит испытания, а до конца года будет собрана опытно-промышленная партия в количестве 200 штук. С первого квартала 2019 года стартует их промышленное производство. Кроме коммерческого транспорта, двигатели планируется применять в тяжелом и железнодорожном транспорте и малой энергетике. Также в 2019 году будет запущено серийное производство каркасов кабин. К августу завершится монтаж технологического оборудования. В четвертом квартале этого года будет запущено опытное производство. Мощность завода, напомним, составит 57 тыс. кабин в год.

Сергей Когогин: «Наша стратегия — производство автомобилей новейшего поколения К5, отвечающих самым современным требованиям и переход в премиум-сегмент» Сергей Когогин: «Наша стратегия — производство автомобилей новейшего поколения К5, отвечающих самым современным требованиям, и переход в премиум-сегмент» Фото: Олег Спиридонов

Напомнил Когогин о подписании в рамках санкт-петербургского экономического форума специального инвестконтракта на 47 млрд на развитие модельного ряда автомобилей «КАМАЗ» и Mercedes-Benz. Контракт, подчеркнул гендиректор, это в первую очередь гарантии, которые КАМАЗ получил от правительства РФ по локализации важных для последующего развития отрасли компетенций. Еще один вектор развития компании — газомоторная техника, электромобили и беспилотники. К слову, для наглядности членов совета директоров вчера от одного объекта до другого в Челнах возили на городском электробусе, который намереваются пустить по общественным маршрутам в Москве. «В перспективе эта техника станет частью транспортной инфраструктуры российских городов, — уверенно заявил Когогин. — Эти и другие факты подтверждают, что за последние годы произошел качественный переход от России как страны-импортера подержанной автомобильной техники к стране с развитым сборочным циклом». При этом, совершенствуя свой продукт, на КАМАЗе не просто опираются на собственный научно-исследовательский потенциал, а привлекают и сильнейших специалистов ведущих НИИ.

На 2018 год планы КАМАЗа — реализация 43 тыс. автомобилей, из которых более 6 тыс. поставят на зарубежный рынок. «Наша стратегия — производство автомобилей новейшего поколения К5, отвечающих самым современным требованиям, и переход в премиум-сегмент», — подытожил рулевой автогиганта.

На 2018 год планы КАМАЗа — реализация 43 тыс. автомобилей, из которых более 6 тыс поставят на зарубежный рынок На 2018 год планы КАМАЗа — реализация 43 тыс. автомобилей, из которых более 6 тыс. поставят на зарубежный рынок Фото: Олег Спиридонов

В речи Минниханова общий тренд на светлое будущее автогиганта был продолжен. КАМАЗ устойчиво выдерживает высокие показатели и входит в десятку крупнейших налогоплательщиков республики, напомнил президент. На долю предприятия приходится четверть продукции машиностроения республики — 28,7% и треть экспортируемой машиностроительной продукции. Напомнив о том, что главным импортером КАМАЗа в прошлом году был Казахстан, президент выразил надежду на то, что теперь эстафету перехватит и Туркменистан, президент которого в ближайшее время планирует приехать с визитом в РТ. «Если по рынку СНГ зафиксирован рост, то по рынку дальнего зарубежья отмечается определенное снижение. Необходимо сохранить позиции завода на стратегических рынках», — напутствовал Рустам Нургалиевич.

Общая задача правительства и КАМАЗа, по мнению главы республики, вывести в 2019 новый серийный автомобиль с новым двигателем и кабиной Общая задача правительства и КАМАЗа, по мнению главы республики, вывести в 2019-й новый серийный автомобиль с новым двигателем и кабиной Фото: president.tatarstan.ru

Общая задача правительства и КАМАЗа, по мнению главы республики, вывести в 2019-й новый серийный автомобиль с новым двигателем и кабиной. «Другого пути нет, поскольку определяющим фактором сегодня являются потребительские свойства и владение автомобилем. Будущее КАМАЗа — в принципиально новых продуктах. Первые электробусы будут поставлены в Москву. Важно обеспечить качественный сервис на всем цикле, создать инфраструктуру и закрепить лидерские позиции на новом рынке», — сказал президент.

Он также вспомнил о собственных ощущениях от поездки на беспилотном автобусе «Шатл». «Это уникальный аппарат. Двигается, очень умный, — с улыбкой заметил Минниханов. — Мы уверены, что ближайшие 5–10 лет будет сформирован новый рынок роботизированных автомобилей».


Президент завершил выступление перед акционерами темой полувекового юбилея предприятия, который будет отмечаться в 2019 году. Минниханов пообещал, что в рамках сохранения памяти будет выделен земельный участок, на котором построят музей автогиганта. «Мы должны хорошо подготовиться к этому знаковому событию», — заключил он.

Возвращаясь к теме юбилея на пресс-конференции, Когогин высказал пожелание, чтобы к 50-летию республика оказала поддержку Челнам в развитии инфраструктурных проектов и изменению социальной среды. «Вместе с городом была подготовлена программа, мы сегодня попросили поддержки в ее реализации. Программа довольно масштабная. В миллиардах я ее, честно, не считал. Но самую насущную проблему в автограде мы постарались в этой программе отразить, потому что нам крайне важно, чтоб социальная среда в городе развивалась опережающими темпами по сравнению с базовым предприятием „КАМАЗ“», — витиевато высказался гендиректор автозавода.

Чемезов был краток и вдруг заговорил о главном ресурсе завода — о людях, без которых, по его мнению, предприятие не смогло бы осуществить глубокую модернизацию Чемезов был краток и вдруг заговорил о главном ресурсе завода — о людях, без которых, по его мнению, предприятие не смогло бы осуществить глубокую модернизацию Фото: Олег Спиридонов

НЕ 5%, А ЧУТЬ МЕНЕЕ 3%

Чемезов был краток и вдруг заговорил о главном ресурсе завода — о людях, без которых, по его мнению, предприятие не смогло бы осуществить глубокую модернизацию. Почти по-медведевски глава «Ростеха» пожелал всем работникам КАМАЗа счастья и благополучия, а предприятию — долгих лет процветания.

Все самое интересное Чемезов приберег на десерт. Отвечая на вопрос относительно намерения передать Татарстану 5−6% акций КАМАЗа, он заявил, что госкорпорация передаст в итоге чуть менее 3% акций автогиганта. «Оценку стоимости мы завершаем. Я думаю, что в августе закроем эту сделку», — сообщил Чемезов.

Напомним, что «Ростех» планировал за этот щедрый жест получить доли в трех предприятиях. Два из них входит в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — это АО «Радиоприбор» и АО «Альметьевский завод „Радиоприбор“». Сейчас КРЭТ имеет там контроль: в «Радиоприборе» у концерна 55,8%, у республики — 43,6%, во втором заводе 50% принадлежит концерну, 41% — региону. Сделка позволит консолидировать в руках холдинга почти 100% акций данных предприятий. Кроме того, «Ростех» рассчитывает получить принадлежащие Татарстану 42,6% акций Казанского электротехнического завода.

Отвечая на вопрос корреспондентов относительно намерения передать Татарстану 5−6% акций КАМАЗа, Чемезов заявил, что госкорпорация передаст в итоге чуть менее 3% акций автогиганта Отвечая на вопрос корреспондентов относительно намерения передать Татарстану 5−6% акций КАМАЗа, Чемезов заявил, что госкорпорация передаст в итоге чуть менее 3% акций автогиганта Фото: Олег Спиридонов

Ну и конечно же, на собрании акционеров распределили чистую прибыль. «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что чуть меньше четверти от заработанного за прошлый год КАМАЗ решил отдать своим акционерам. Если точнее, на выплату дивидендов пойдет 24,85% от 3,017 млрд рублей чистой прибыли, а именно — 749,7 миллиона. На одну акцию будет выплачен 1 рубль 6 копеек. Таких денег завод не отдавал своим владельцам еще никогда. Это самая высокая сумма за всю историю КАМАЗа. Половина суммы предназначается главному акционеру КАМАЗа — госкорпорации «Ростех». Еще 5%, или 150,9 млн рублей, будет отложено в резервный фонд общества, основная же часть прибыли 2017 года в размере 2,11 млрд рублей (70,15%) предназначена для финансирования инвестпроектов.

Не забыли и о вознаграждениях членам совета директоров. О суммах на совещании Когогин скромно умолчал, просто сославшись на положение о вознаграждениях и компенсациях, однако гендиректора выдал большой талмуд, в который уместился весь годовой отчет автогиганта и который оказался в раздаточных материалах для СМИ. На 142-й странице 270-страничной увесистой книги было обозначено, что в 2017 году членам правления полагается зарплата в размере 101,2 тыс. рублей и премия в 24,2 тыс. каждому.

Как-то совсем незаметно собрание акционеров КАМАЗа проголосовало по поводу замены члена совета директоров Ильдара Халикова на Алексея Песошина Как-то совсем незаметно собрание акционеров КАМАЗа проголосовало по поводу замены члена совета директоров Ильдара Халикова на Алексея Песошина Фото: president.tatarstan.ru

И как-то совсем незаметно собрание акционеров КАМАЗа проголосовало по поводу замены члена совета директоров Ильдара Халикова на другого представителя правительства — премьер-министра РТ Алексея Песошина. Правда, официально итоги голосования будут известны не раньше 3 июля. Напомним, что кандидатура действующего премьера вместо его предшественника была  предложена еще в марте.

Зато один скандал, так или иначе касающийся собрания акционеров, все же случился: экс-депутата горсовета Челнов и акционера КАМАЗа Сергея Еретнова задержали по пути на мероприятие на первой автодороге и направили в следственный отдел. Об этом он сам сообщил «БИЗНЕС Online» по телефону. Причиной якобы стало его уклонение от дачи показаний по делу судьи Набережночелнинского городского суда Голфии Вафиной. В постановлении о приводе сказано, что бывший депутат уклоняется от явки для проведения следственных действий, не является в назначенное время. Напомним, что однажды Еретнов на собрании акционеров уже подвергал критике руководство градообразующего ПАО «КАМАЗ» в присутствии президента республики и главы «Ростеха». После этого в отношении злобствующего акционера и завели громкое игорное дело. Ближе к вечеру стало известно, что следователи отпустили Еретнова.