На футбольном мяче цветов флага Татарстана, помимо логотипа компании и надписи «Футбол 2018», красовалась надпись, выполненная под арабскую вязь, — «Татарское трио халяль»Фото предоставлено ООО «Челны-Мясо»

«ЭТО ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЙ СЛУЧАЙ»

В дни чемпионата мира по футболу жарко становится не только на трибунах, но и на прилавках магазинов. В Татарстане мундиаль породил такой гибридный продукт, как свинину халяль. На свином карбонаде «Юбилейный» в вакуумной упаковке производства компании «Челны-Мясо» внимательные покупатели разглядели этикетку, где было указано, что эта продукция производится по стандартам «халяль». Скандальная этикетка явно была изготовлена специально к чемпионату — на футбольном мяче цветов флага Татарстана, помимо логотипа компании и надписи «Футбол 2018», красовалась надпись, выполненная под арабскую вязь, — «Татарское трио халяль».

На «подложенную свинью» моментально отреагировало ДУМ РТ. Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ сообщило, что не разрешало использовать данную маркировку на продукции, и направил компании уведомление о приостановке производства халяльной продукции. Об этом заявила пресс-служба комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ на официальном сайте.

«20.06.2018 в ряде республиканских изданий была размещена информация о продукции с этикеткой „Татарское трио халяль“. В связи с этим комитет доводит до сведения потребителей, что данная этикетка не была согласована со специалистами комитета „Халяль“ и РСМЦ „Тест-Татарстан“, и, соответственно, на нее не выдавалось разрешение на использование в торговом обороте. Этикетка без уведомления была нанесена на ограниченную партию несертифицированной продукции, что является серьезным нарушением правил торговли, — говорится в сообщении комитета. — Данная продукция не имеет маркировки знака соответствия „Халяль“ и не относится к категории халяльной продукции. В настоящий момент вся продукция с данной маркировкой была изъята из торговли. На предприятии было проведено служебное расследование, также были приняты меры в отношении лиц, допустивших нарушение в маркировке продукции, предназначенной для реализации. Комитетом руководству ООО „Челны-Мясо“ направлено уведомление о приостановке производства халяльной продукции и действия свидетельства комитета до выяснения обстоятельств по данному факту».

Марат Низамов: «В данном случае на этой продукции, конечно же, никакой маркировки не было. Все это было сделано без нашего ведома, ошибочно. Маркировки не было, была только наклеена этикетка» Марат Низамов: «В данном случае на этой продукции, конечно же, никакой маркировки не было. Все это было сделано без нашего ведома, ошибочно. Маркировки не было, была только наклеена этикетка» Фото: «БИЗНЕС Online»

В беседе с корреспондентом БИЗНЕС Online председатель комитета по стандарту халяль ДУМ РТ Марат Низамов пояснил, что продукция Челны-Мяса была промаркирована ошибочно. «По нашей системе халяльная продукция должна маркироваться знаком соответствия „Халяль“, который зарегистрирован в Росстандарте. В данном случае на этой продукции, конечно же, никакой маркировки не было. Все это было сделано без нашего ведома, ошибочно. Маркировки не было, была только наклеена этикетка. Заведующий складом по ошибке отпустил в другое производство эту этикетку, там ее наклеили, потом отгрузили товар. Наши контролеры находятся на участке, где производится халяльная продукция — там, конечно, эти вещи никак не допускаются, это исключено. Но на том участке, где это произошло, наших контролеров не было, потому что там совершенно другая продукция производится».

Как заверил Низамов, сегодня в торговых сетях этой продукции уже нет, производство остановлено, свидетельство и сертификат отозваны. «Таких случаев у нас еще не было, это из ряда вон выходящий случай. Бывало, что в халяльной продукции обнаруживали какие-то ДНК, но в данном случае это чисто нонсенс. Даже в голове не укладывается, чем руководствовался завскладом, когда отпускал. На производстве такое бывает: когда случилась трагедия в Чернобыле, там тоже было несколько степеней защиты, и они не сработали. На производстве тоже есть определенные люди, которые трудятся на участках, — они не сработали».

Как объяснил руководитель, в продукт «Татарское трио халяль» входит конина, говядина и курятина. Продукция эта действительно соответствует всем канонам ислама, поставляется уже лет пять по всему Татарстану и пользуется спросомФото предоставлено ООО «Челны-Мясо»

«ТАМ НЕТ ХАЛЯЛЬНОГО ЗНАКА, ТАМ ПРОСТО НАПИСАНО, ЧТО МЫ ХАЛЯЛЬ ТОЖЕ ПРОИЗВОДИМ»

На предприятии, конечно, удручены сложившейся ситуацией, но все же склонны думать, что и покупатели, и ДУМ РТ несколько поторопились с выводами. Фандус Хафизов, владелец компании «Челны-Мясо», сказал, что, наклеив рекламную этикетку на свиной карбонад, на предприятии лишь желали навести красоту, но «хотели как лучше, а плохо само вышло».

Как объяснил руководитель, в продукт «Татарское трио халяль» входит конина, говядина и курятина. Продукция эта действительно соответствует всем канонам ислама, поставляется уже лет пять по всему Татарстану и пользуется спросом. Стикер, на котором и узрели крамольную надпись, был рекламным и действительно произведен специально к чемпионату мира по футболу. Однако, как утверждает Хафизов, этот стикер клеится на всю продукцию компании вне зависимости от того, халяльная она или нет. «Все говорят, что на нехаляль халяльную этикетку наклеили. Но на самом деле там нет халяльного знака, там просто написано, что мы халяль тоже производим. На этой этикетке нет состава продукта, он находится на другой стороне — на бумажной этикетке. Этот рекламный стикер могут приклеить хоть куда, но он вот попал на карбонад», — рассказал Хафизов, попутно заметив, что обычно такие истории начинают раскручивать конкуренты.

Фандус Хафизов: «Все говорят, что на нехаляль халяльную этикетку наклеили. Но на самом деле там нет халяльного знака, там просто написано, что мы халяль тоже производим» Фото: chelny-biz.ru

Как выяснилось, одну поставку свинины-«халяль» — штук 500–600 — успели продать. Остальное, подтвердил Хафизов, с прилавков сняли вчера-сегодня. «Мы сами не ожидали, что это вызовет такое внимание. Ажиотаж поднялся, мы все снимаем. Но людям уже не объяснить. Я вот зашел вчера в наш магазин, пообщался с бабушкой, просто уж включил простака. Спросил у нее: это халяль? Она в руках держит и говорит: нет, это не халяль. На этикетку рекламную даже не смотрят, смотрят на состав», — считает руководитель «Челны-Мяса».

Для пущей убедительности Хафизов даже прислал в редакцию сертифицированный знак стандарта «Халяль», наклеенный на сосиски и колбасы собственного производства. По факту он действительно ничем не напоминает надпись на карбонаде, разве что цветом.

Тем не менее на предприятии извлекли из ситуации урок — виновный понес наказание. По словам Хафизова, работнику вынесли выговор, лишили премии. Однако и сам руководитель с себя ответственности не снимает. «Я сам в Мекку ездил, сам верующий. Я приношу свои извинения от собственного имени всем нашим потребителям. Мне в душе самому очень плохо — не из-за того, что что-то написали, а именно из-за всей этой ситуации», — признался Хафизов.

Финансового пика фабрика «Челны-Мясо» достигла в 2014 году, когда ее оборот превысил 800 млн рублей, а чистая прибыль составила 7,3 миллионаФото: «БИЗНЕС Online»

БЕЗ КОНФЛИКТОВ С ПАРТНЕРАМИ, НО НЕ С ГОРОЖАНАМИ

Отметим, что Хафизов на сегодняшний день является учредителем и руководителем пяти ООО. Его главный производственный актив, расположенный в поселке Комсомолец Тукаевского района, по итогам 2016 года показал чистую прибыль 3,3 млн рублей при выручке 672,8 млн — оборот за год упал на 9%. Финансового пика фабрика «Челны-Мясо» достигла в 2014 году, когда ее оборот превысил 800 млн рублей, а чистая прибыль составила 7,3 миллиона. Хафизов — бизнесмен бесконфликтный, за все время работы фабрика участвовала в арбитражных спорах постольку-поскольку: в качестве ответчика компания проиграла за свою историю 2,1 млн рублей, как истец отбила 1,5 миллиона.

Те же ОКВЭДы, что закреплены за основным производством, записаны и за сельскохозяйственным потребительским смешанным кооперативом «Безнен Авалым» в поселке Опушка того же Тукаевского района, в котором Хафизов председательствует. Здесь же, в Опушке, он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

Продажами в группе Хафизова формально занимаются два предприятия — торговый дом и торговая компания, обе носят титульные названия «Челны-Мясо». Последний финансовый отчет торгового дома зафиксирован 2013 годом — тогда чистая прибыль продажников составила 855 тыс. рублей, выручка — 1,7 млн рублей. Судя по отчетности, отраженной в сервисе «Контур.Фокус», в этот период основные финансовые потоки были переведены с ТД на ТК, зарегистрированную именно в 2013 году. Вообще реализацией собственной продукции Хафизов занимается с 2004 года. По итогам 2016-го торговая компания показала прибыль 1,2 млн рублей, выручка составила 141,8 млн рублей с падением на 10%.

Коммерческим имуществом Хафизова управляет ООО «Мясоперерабатывающее оборудование». МПО показало за 2016 год 1,1 млн рублей чистой прибыли и 1,9 млн рублей выручки. 49% этой компании держит ее бывший директор Руфия Зарипова, выступавшая учредителем первого колбасного цеха «Челны-Мясо-1» еще на заре переработки, в 2004 году. Она и сейчас ведет в Комсомольце отдельный от Хафизова мясной бизнес в ООО «Любослава». Всеми собственными предприятиями Фандус Музаепович сегодня управляет лично. На карте Челнов у «Челны-Мяса» 7 магазинов и 5 тонаров — фирменных торговых павильонов. Еще один тонар расположен рядом с производством в поселке Комсомолец и три точки продаж имеются в Альметьевске.

Несмотря на чистоту расчетов с контрагентами, о которой свидетельствует картотека Арбитражного суда, поучаствовать в конфликтах Хафизову пришлось, но с общественностью. Явно не его годом стал 2016-й, когда горожане завернули сразу две стройки Хафизова. В начале того года он начал строительство двухэтажного магазина в 30-м комплексе Набережных Челнов, на месте скверика, в который упирались торцы жилых домов. Жильцы выступили против строительства и даже написали открытое письмо на этот счет президенту РТ Рустаму Минниханову, упирая на то, что они сами высадили кустарник на этом месте годом ранее — в Год парков и скверов. Когда ситуация приобрела широкий резонанс, Хафизов отказался от идеи строительства на участке, выделенном ему еще Василем Шайхразиевым в бытность его мэром города. Взамен исполком предложил ему другой участок, хотя территория официально не была признана сквером — слишком участок был мал. Летом того же года история повторилась в 56-м комплексе — жители дома 56/13, увидев из окон свежий забор вокруг стройплощадки «Челны-Мяса», сначала принялись выставлять дозоры перед воротами, а потом устроили полноценный пикет, причем согласованный с властями. Как и в истории с 30-м комплексом, жители упирали на то, что их подписи за строительство магазина были собраны обманом. В итоге исполком встал на сторону жильцов, занеся участок в список рекреационных зон, и Хафизову снова пришлось уйти с участка.