Шествие «Бессмертного полка», которое прошло вчера в третий раз, становится не менее значимой праздничной традицией, чем парад Победы Шествие «Бессмертного полка», которое прошло вчера в третий раз, становится не менее значимой праздничной традицией, чем парад Победы

«У МЕНЯ ЗАСТРЯЛ КОМОК В ГОРЛЕ»

То ли из-за чемпионата мира по футболу, то ли из-за террористической угрозы, акция «Бессмертный полк» на этот раз сопровождалась поистине невиданными мерами безопасности. Все дороги по пути следования колонны, вопреки всем республиканским законам о митингах, загодя перекрыли и закрыли к ним доступ. К примеру, корреспондента «БИЗНЕС Online», вышедшего из офиса на ул. Лобачевского, на площадь Свободы не пустили. Обходить пришлось аж через парк им. Горького.

Туда тем временем централизованно стекались автобусы. Выходившие из транспорта дети школьного возраста возмущались, что надо будет столько идти пешком. Учительница раздраженно поставила их на место: «Нечего ныть, наши деды и больше прошагали, до Берлина дошли». Помимо школьников, явно не вполне стихийно собралось и огромное количество студентов. Ближе к середине колонны преобладали люди среднего возраста: так, пришлось наблюдать, как женщина в руке держала табличку с названием своей организации — «Центр дефектоскопии и сварки». Даму со всех сторон обложили, судя по всему, профессиональные дефектологи и сварщики. 


Впрочем, бутафорией акцию не назовешь: большинство людей держали в руках портреты именно своих предков. Все, у кого корреспондент «БИЗНЕС Online» расспрашивал о изображенных людях, четко отвечали, кто это. Ученик 122-й английской гимназии Рустем Галиуллин рассказал следующее: «Этой мой прадед Галиуллин Нутфулла, ракетчик, его без вести потеряли, а так где-то за городом на монументе есть его фамилия. В каком городе точно не знаю, Калининграде, по-моему. Родственники ездили, нашли его там фамилию». Ближе к Казанской ратуше стали попадаться и узнаваемые лица. Актер Камаловского театра Фанис Зиганшин держал в руке портрет своего деда Мухаметши, причем имя и фамилия папиного отца были написаны по-татарски — Җиһаншин Мөхәммәтша. «Два года назад, когда проходил первый „Бессмертный полк“, я возле памятника Мусы Джалилю читал его стихотворение „Не верь“. Когда я увидел колонну людей, несущих портреты своих отцов и дедов, у меня застрял комок в горле, переполнили чувства гордости за тех, кто спас нас, и я дал себе слово, что обязательно выйду и пройдусь в колонне», — говорит популярный артист. Кстати, на левой груди у него оказалась приколота не георгиевская лента, а татарстанский триколор. Зиганшин, смущаясь, признался: «Просто мне георгиевская лента не досталась».

«Наше поколение еще помнить ветеранов, ходивших на деревянных протезах. Празднование 9 мая играет большую воспитательную роль для молодежи» «Наше поколение еще помнит ветеранов, ходивших на деревянных протезах. Празднование 9 Мая играет большую воспитательную роль для молодежи»

                     «Я РАБОТАЛ ТОГДА НА ВОЛГЕ, СНАБЖАЛ СТАЛИНГРАД»

В первый раз шла в «Бессмертном полку» и участница шоу «Голос. Дети» Саида Мухаметзянова. «У меня прошли войну бабушка и дедушка со стороны отца, со стороны матери тоже воевали, но, к сожалению, я не знаю их имен. День Победы для меня самый главный праздник в жизни, мы гордимся за свою страну», — сказала одетая в пилотку юная звезда вокала.

Самих участников войны на шествии по понятным причинам не было, зато нам удалось встретить увешанного трудовыми медалями 90-летнего труженика тыла Николая Бурмистрова, который нес портрет своего старшего брата Федора. Николай Петрович 1928 года рождения, на фронт его не взяли, ведь в последний «военный» призыв попали юноши на год старше: «Я работал тогда на Волге, снабжал Сталинград, потом, когда немцев вытурили, его восстанавливал».

Председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов пришел на площадь Свободы с портретом деда — Идриса Шаймиева, который, впрочем, к первому президенту Татарстана отношения не имеет. «Минтимер абый ведь из села Аняково, а мой бабай из расположенного недалеко Апачево. Хоть обе деревни и входили в бывший Калининский район, но родственниками наши деды не являются, — смеется главный литератор республики и уже серьезно добавляет. — Это самый важный наш праздник. Наше поколение еще помнит ветеранов, ходивших на деревянных протезах. Празднование 9 Мая играет большую воспитательную роль для молодежи».

О том, что праздник самый важный, говорит и вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов, который идет в «Бессмертном полку» уже в третий раз» О том, что праздник самый важный, говорит и вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов, который идет в «Бессмертном полку» уже в третий раз

О том, что праздник самый важный, говорит и вице-премьер, министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Ахметов, который идет в «Бессмертном полку» уже в третий раз. «У меня два родных брата матери, оба офицеры, полегли на войне. Мы их должники, их память нужно сохранить навечно, передавать ее из поколения в поколение. Наверное, это самая главная идея, которая объединяет страну».

В руках у Ахметова портрет отца, внизу надпись — Готов Ахметов. «Он воевал на Украине, Белорусском фронте, был дважды ранен. Домой вернулся только в 1946 году. Был награжден двумя орденами Красного Знамени, после войны трудился учителем, директором школы, начальником отдела в райкоме партии, председателем колхоза, парторгом, а в последние годы стал имамом мечети. Я очень по нему тоскую», — говорит Марат Готович.

Глава республики держал в руках, так же, как и в прошлом году, портрет Галимзяна Миннихановича Минниханова — это его дядя со стороны отца Глава республики держал в руках так же, как и в прошлом году, портрет Галимзяна Миннихановича Минниханова — это его дядя со стороны отца

ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА С ДЯДЕЙ В РУКАХ, РЕКОРДНОЕ КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ И НЕ СУМЕВШИХ ПОПАСТЬ НА ШЕСТВИЕ.

Время икс приближалось, до старта акции «Бессмертный полк» оставалось 10–15 минут, когда к ней присоединился и президент РТ Рустам Минниханов. Он поздоровался и с главой минсельхоза, и с подбежавшим к нему «поручкаться» лидером оппозиции Хафизом Миргалимовым. Надо заметить, что на этот раз первый секретарь рескома КПРФ был не в буденовке, в которой его привыкли видеть на митингах, а в солдатской пилотке.

Глава республики держал в руках так же, как и в прошлом году, портрет Галимзяна Миннихановича Минниханова — это его дядя со стороны отца. Минуты за 3–4 до старта к президенту присоединился Минтимер Шаймиев. Государственный советник Татарстана был в отличном настроении, в руках он держал портрет отца — Шаймиева Шарипа Шаймухамматовича, который был тяжело ранен в боях под Москвой и комиссован в 1942 году. Затем он, как известно, четверть века проработал председателем колхоза в Актанышском районе. Здесь же были замечены председатель Госсовета Фарид Мухаметшин и премьер-министр Алексей Песошин. Другую колонну, где шли представители столичных ведомств и организаций, возглавил мэр Казани Ильсур Метшин

Было ощущение, что идет огромная людская волна, количество человек казалось огромным. Как потом сообщили в исполкоме Казани, всего в акции приняло участие 163 тысячи человек Было ощущение, что идет огромная людская волна, количество человек казалось колоссальным. Как потом сообщили в исполкоме Казани, всего в акции приняли участие 163 тыс. человек

Ровно в 3 часа после полудня колонна тронулась вперед. Интересно, но перед ней шли ребята в униформе, которые представились союзом «Наследники победы», — по всей видимости, это были кадеты. Людской поток свернул на улицу Лобачевского, потом на Кремлевскую, с площади 1 Мая на площадь Тысячелетия. Было ощущение, что идет огромная людская волна, количество человек казалось колоссальным. Как потом сообщили в исполкоме Казани, всего в акции приняли участие 163 тыс. человек — в полтора раза больше, чем год назад.

Праздничную атмосферу опять же несколько омрачили меры безопасности. Место прохождения колонны огородили специальными конструкциями, так что никто со стороны не мог выйти и понаблюдать шествие. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как на Кремлевской полиция даже запихивала обратно в дверь посетителей ресторана, желавших поглазеть на происходящее.

Нельзя было и влиться в колонну. Было грустно наблюдать, как уже немолодой мужчина с портретом ветерана, который даже принес пиджак своего родственника с орденами и медалями, слезно уговаривал стражей порядка пропустить его. Но он так и не смог стать участником акции «Бессмертный полк». Колонна прошла мимо, на площадь Тысячелетия, где всех участников ждал патриотический концерт.