АРТИСТ «МИКРОФОННОГО ЖАНРА» НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ НАПИСАТЬ ЧТО-ТО ШЕДЕВРАЛЬНОЕ

Резидент ТНТ, комик Руслан Белый, выступая в Уфе, назвал героя национально-освободительного движения башкир Салавата Юлаева бандитом. «Не хочу сейчас разрушить вашего героя, но не знаю, задумывались вы об этом или нет: по факту же он бандит. Я имею в виду, что он разбойник. Да, он поднял восстание против существующей власти, против Екатерины II, правление которой считается вообще расцветом Российской империи. Это она Крым присоединила, благодаря ей, блин, он исторически наш... Может, мы просто не будем так быстро ставить героям памятники? Может быть, посмотрим, как они существуют при разных политических строях? Вот смотрите — например, Пушкин. Он при Российской империи был герой? Герой. В советское время — герой? Герой. Все, достоин памятника. А Салават Юлаев — что? При Российской империи — бандит. При коммунистах — герой. А сейчас так, пусть будет. Нам что, коня сносить? Я не призываю никого менять. Вам нужно нового героя искать».

Но в действительности спич Белого только этим, по сути, оскорблением не ограничился. «Титульная нация, блин», — прокомментировал комик факт численности башкир в республике, где они не являются большинством. Затем он позволил себе насмехаться над башкирским алфавитом, сказав, что произношение башкирских букв похоже на его мычание по пьяни. Хорош юморист, ничего не скажешь, в столице башкир так вот грязно насмехаться...

Руслан Белый не ровня, конечно, ни в никакой степени великому поэту и писателю Серебряного века Андрею Белому. Артист «микрофонного жанра» никогда не сможет написать что-то шедевральное — наподобие «Серебряного голубя» его однофамильца. Но что точно умеет делать Руслан Белый, так это кривляться на сцене и — как говорят в наши безалаберные дни — стебаться. Общественность башкирская возмущена. И по праву.

РАЗИН И ПУГАЧЕВ НЕДАРОМ НАШЛИ ПОДДЕРЖКУ У ПОВОЛЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Салават Юлаев является символом, героем башкирского народа, и не только. Он вел национально-освободительную борьбу против гнета и тирании Екатерины II, вернее, Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской, германской княжны, которая пришла к власти в результате переворота, свергнув с императорского престола своего мужа — Петра III. При ней простое крестьянское население подверглось тотальному закрепощению, которое стало, по большому счету, бесправными рабами, а дворянская знать расширяла свои полномочия и права. Но и здесь титулы получали не лучшие, а любовники «просвещенной императрицы», приближенные к ее трону, многочисленные холуи. Екатерина не понимала России, она не очень хорошо говорила по-русски — впрочем, как и большинство представителей элиты. Правящая верхушка была ориентирована на другие ценности. Екатерина говорила об абсолютизации власти, о тотальности государства во всех сферах жизни. Не должно быть лакун, пустот, где бы не сновала бюрократия и тайная полиция, к которой она относилась с большим трепетом. Несмотря на то, что величали ее просвещенной, на деле она старалась не следовать за французскими энциклопедистами, хотя вела переписку с ними и всячески подчеркивала, что разделяет их взгляды. Теоретизирование в письмах о свободе, равенстве при рождении, просвещении — это одно, в реальности же при ее правлении происходила обратная картина: сильнейшая унификация, самодержавие достигло пиковых пределов, пресс на население усиливался, даже самые терпеливые крестьяне поднимали голову против полного бесправия и беззакония со стороны дворян и чиновников.

В этих условиях народы Поволжья, в том числе и татары, резонно поднимали восстания и бунты против самодержавной власти, которая подавляла их национальные и религиозные права. Татары и башкиры были бесправными народами. Чужеземная элита отказывала им в их фундаментальном праве на национальное самоопределение, следовании религиозной и цивилизационной традиции. Это были страшные времена. Степан Разин и Емельян Пугачев недаром нашли поддержку у поволжского населения, изможденного тиранией утонченных дворян в париках, которых судьба подданных волновала мало. Они были увлечены придворными интригами, балами, дележом земель.

«КЛОУНЫ-КРИВЛЯКИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ, УВАЖЕНИИ»

Комик Белый не удосужился даже посмотреть биографию Юлаева и его семьи. Самый известный башкир происходил из знатного рода тарханов. Благородство и дух чести были у Юлаева в крови. Его отец Юлай Азналин — герой войны с польскими конфедератами в составе отряда прославленной башкирской конницы. За храбрость, добытую в сражениях, был удостоен наградами. Однако вскоре властями были незаконно отобраны их земли, после чего они присоединились к войску Пугачева.

Юлаев, помимо того что был храбрым воином, патриотом, воевавшим за свой род, честь, за подлинную власть коренных народов страны против иноземной элиты, оккупировавшей страну (давайте будем честны: Екатерина — пришлая принцесса, да еще и совершившая государственный переворот!), заслуженно именовался еще и поэтом. Воин-романтик. Это уникальный тип мужского проявления: всевосприимчивость тонкой натуры и брутальность внешнего достоинства.

История народов — это история героев, их ратных подвигов, побед, жертвенных поступков. Они вдохновляют народы и страны на свершения. Кто мы без наших великих поэтов, полководцев, ученых, меценатов, политических деятелей? На их биографические отметины мы равняемся, изучаем, цитируем, стараемся подражать. Говорим «Пушкин наше все» или «Тукаебыз» («Наш Тукай»). И это звучит искренне, порыв идет от самого центра души.

Но вот в самый центр этой души наносят удар эти Белые и прочие отпрыски этого бесчестного времени. Все эти клоуны-кривляки, начисто лишенные смысловой парадигмы, не имеют никакого представления о чести, доблести, уважении. Потакать низменным людским чувствам, глумиться над тем, что является символом гордости для людей, народов, — для них плевое дело. В древности паяцев и арлекинов не пускали в приличные дома — считалось, что они несут на себе печать глума, аморального поведения и бесчестия.

При этом эти комики, выступающие на развлекательном телеканале «ТНТ», не высмеивают власть, боятся цензуры, опасаются потерять гонорары. Алчные и мелкие. Здесь они свою смелость и лихой нигилизм напрочь забывают. Знают, перед кем лебезить. А вот грязно стебаться над целыми народами — они могут. Издеваться над акцентом и говором, над традициями, религиозными убеждениями и нравами народов — все это норма поведения для них. Их не волнует, что это низко и бескультурно. Хотя о какой культуре в их отношении можно говорить?..

«НАЦИЯ ЖИВА, ПОКА ЕСТЬ МУЖЧИНЫ, ГОТОВЫЕ ЕЕ ЗАЩИЩАТЬ»

Канал «ТНТ» в очередной такой низкопробной юмористической передаче, чьим лицом является Белый, как-то позволил себе отпустить гнусную шутку в адрес ингушского народа. По сюжету, хозяйка эскорт-агентства (предоставляющего интимные услуги), роль которой исполнила наша землячка Екатерина Скулкина, отчитывала сотрудницу родом из Ингушетии. Данная сценка вызвала возмущение ингушской стороны.

Официальная реакция от властей Ингушетии последовала незамедлительно. Comedy Club опубликовал на своем сайте официальный текст извинения. Сценку из выпуска убрали. «От лица продюсеров Comedy Club Production, создателей, руководителей и авторов шоу Comedy Woman приносим свои извинения», — отметила продюсерская компания в своем заявлении.

Что тут скажешь: нарвались на вайнахов. Они такие оскорбления не оставляют без внимания. Сколько известных случаев, когда всякие говоруны извинялись публично за оскорбления кавказцев, как на всю страну, потупив глаза, отказывались от своих постыдных слов перед чеченцами... Вот и известный башкирский общественный деятель Айрат Дильмухаметов удивляется, что башкиры, вместо того чтобы по-мужски поговорить с Белым, пишут на него жалобы и запускают бессмысленные хэштеги в интернете. «Нация жива, пока есть мужчины, готовые ее защищать», — заключает он.

И вот я думаю, что не раз и не два задевали честь татарского народа, республики, их историю, символы, героев... И что было? Да ничего, по большому счету. Сирота казанская, одним словом. Заступиться некому.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции