В набережночелнинском филиале вуза два преподавателя получили почти 200 тыс. рублей за проставление положительных оценок на экзамене без реальной проверки знаний Фото: kpfu.ru/chelny

«СУММЫ РАЗНЫЕ: С КОГО 2 ТЫСЯЧИ, С КОГО  5. ЧАСТЬ НАЛИЧКОЙ, ЧАСТЬ НА КАРТУ»

Накануне вечером стало известно о новом случае взяточничества в стенах КФУ. В набережночелнинском филиале вуза два преподавателя получили почти 200 тыс. рублей за проставление положительных оценок на экзамене без реальной проверки знаний. Как стало известно «БИЗНЕС Online» из источников в правоохранительных органах, речь идет 53-летнем доценте кафедры производственного менеджмента, кандидате педагогических наук Ольге Габдулхаковой и 49-летнем методисте Людмиле Галиакберовой. Факты взяток касаются периода с 4 по 17 января 2018 года, то есть дело было как раз в зимнюю сессию. 

По версии следствия, преподаватели получили деньги через старосту одной из групп экономического факультета. Кроме преподавателей и старосты в деле фигурируют еще два студента, имена которых пока не раскрываются. Однако число подозреваемых может существенно расшириться. По предварительным данным, к совершению преступления причастны не менее 13 студентов вуза. При этом следствие полагает, что преступная деятельность в филиале университета могла иметь системный характер. В настоящее время проводятся обыски у старост иных групп студентов. 

Возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), ст. 291 УК РФ («Дача взятки»). Максимальное наказание, предусмотренное для взяточников, — лишение свободы на срок до 12 лет. Обе женщины вину признают частично. Тем же, кто давал подношения, грозит штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, но теоретически не исключается и лишение свободы на срок до двух лет.

Директор челнинского института КФУ Махмут Ганиев признал, что инцидент в институте имел место, причем произошел он с преподавателями, давно работающими в вузе. Однако директор дал понять, что для руководства этот факт не стал неожиданным. «Это была совместная работа службы безопасности вуза и УЭБиПК Набережных Челнов. Мы два раза в год после каждой сессии проводим среди студентов анкетирование именно на тему коррупционной составляющей в нашем институте. Такая же работа проводится и в университете. Студенты на анонимной основе пишут всю правду, а мы таким образом четко представляем ситуацию в институте. О последнем случае мы узнали от студентов — они напрямую жаловались на этих преподавателей. В том числе помогло и анкетирование», — объяснил Ганиев.

Махмут Ганиев Махмут Ганиев признал, что инцидент в институте имел место, причем произошел он с преподавателями, давно работающими в вузе Фото: kpfu.ru/chelny

За какой предмет расплачивались студенты, Ганиев сказать не смог, лишь отметив, что это была некая экономическая дисциплина. «Про студентов я обсуждать пока не хотел бы. То ли их принуждали, то ли они сами инициаторами были — пока непонятно. Это следователи должны узнать. Суммы, которые давали, разные — с кого 2 тысячи рублей, с кого — 5. Часть брали наличкой, часть — перечислением на карту», — уточнил директор.

Руководитель вуза сказал, что из инцидента сделают соответствующие выводы. Сегодня утром в институте уже прошло совещание с руководящим составом на антикоррупционную тему, кроме того, завкафедрами проведут собрания с преподавателями, где также поднимут этот вопрос. В целом же тема взяточничества обсуждается ежемесячно на заседаниях ученого совета. Про Габдулхакову известно, что она работала доцентом не на одну ставку (как основной работник и как внутренний совместитель). Женщина сама получила первый диплом в КАИ образца 1989 года как инженер-физик. Экономическую квалификацию магистра приобрела на том же отделении, на котором и работает, только в Казани, пройдя в 2012–2014 годах курсы управления персоналом. Чистой экономики в ее корочках о высшем образовании не наблюдается. Преподаватель обладает ученым званием доцента, приобретенным в 2012 году. Не считая нескольких методичек и полутора десятков статей, в 2014-м Габдулхакова написала монографию об экологических проблемах нефтедобывающих регионов на примере Татарстана, в 2016-м — еще две работы в составе двух команд. Одна была близка по теме — посвящалась углеводородной экономике, вторая рассказывала о проблемах современного высшего образования в России. На сегодняшний день у преподавателя пять публикаций в базе данных Scopus. Области, в которых она строит свою научную деятельность, — это управление в социальных и экономических системах, а также экономика и управление народным хозяйством. В институте Ольга Ивановна читает преимущественно экологический менеджмент — по этой дисциплине у преподавателя составлено аж 15 учебных планов. Среди других дисциплин — антикризисный менеджмент, международный туризм, управление карьерой, гостиничный и тайм-менеджмент. Относительно Галиакберовой никакой информации на сайте вуза нет. 

БЫЛИ ВЗЯТКИ И РАНЬШЕ

За последнее время структуры КФУ не раз упоминались в связи с криминальными событиями. Например, в июле 2016 года появилась информация о том, что завкафедрой физики Набережночелнинского института Фарит Сарваров подозревается в получении взятки и служебном подлоге. Тогда сообщалось, что возле здания университета в автограде за сдачу зачета по физике без проверки знаний он получил от студента 2,5 тыс. рублей. Следственными органами в отношении него было возбуждено уголовное дело. Позже сообщили, что в ходе расследования дела было выявлено еще 11 лиц, которые в период с апреля по июнь 2016 года передавали обвиняемому деньги, а он, в свою очередь, вносил в зачетные книжки студентов первого курса ложные сведения об успешной сдаче последними зачета по дисциплине «Физика». Общая сумма «зачетных» взяток, инкриминируемых следствием преподавателю, составила 30 тыс. рублей, а в ноябре ему был вынесен приговор. Преподавателю, который свою вину полностью признал, в качестве наказания избрали штраф в размере 250 тыс. рублей в доход государства.

23 января года нынешнего Елабужский горсуд вынес приговор декану местного института КФУ Линару Ахметову. Как было установлено в ходе предварительного следствия, некая студентка защищала свою квалификационную работу по теме «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», но члены аттестационной комиссии выявили, что подпись на отзыве принадлежит не ее рецензенту, а кому-то другому. Ахметов вызвал девушку к себе, взял с нее объяснение и дал понять, что за подобные фокусы она может быть отчислена, но позже сменил гнев на милость: через WhatsApp написал ей, что все вопросы будут улажены, если она купит для декана шлифовальную машину Makita стоимостью 10 990 рублей. Сделка состоялась, но девушка обратилась в полицию. Ахметова задержали с поличным.

В суде свою вину преподаватель признал полностью, раскаялся, но от дачи показаний отказался. Его признали виновным по ч. 3 ст. 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом») и приговорили к трем года лишения свободы условно. При этом испытательный срок ему назначили на два года.

В июле 2017 года Набережночелнинский городской суд рассматривал еще одно дело о получении взятки преподавателем местного института КФУ. В этом преступлении обвиняли доцента кафедры экономики предприятий и организаций Геннадия Карнача. Он был задержан с поличным при получении взятки в его кабинете. Карнач предложил студентам заочной группы оплатить экзамен по дисциплине «Управление рисками». Сумма взятки составила 32 тыс. рублей. В итоге он был признан виновным по ч. 3 ст. 290 и ч. 1 ст. 292 УК РФ («Получение взятки» и «Служебный подлог») и приговорен к 3 годам и 1 месяцу лишения свободы условно. Приговор вступил в законную силу.

О последнем случае взяточничества стало известно от студентов — они напрямую жаловались на этих преподавателей Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЗА ЧТО-ТО ОСОБЕННО «ПОЛЮБИЛИ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» на анонимной основе преподаватели видят в нынешней ситуации, сложившейся в КФУ, традиции КамПИ, поглощенного Казанским университетом в 2012 году. Выходцы из КамПИ напоминают, что присоединение к КФУ отчасти и было вызвано проблемой взяток, которая, впрочем, не решилась — лишь вырос риск, а с ним и суммы взяток. Причем, как видим, экономический факультет идет по взяткам в лидерах.

«Видимо, у них на факультете по плану каждый год идет профилактика, — иронизирует наш источник. — А вообще, удивляться не стоит. В принципе, на любом факультете „почистить“ — везде кто-нибудь да найдется. К экономическому факультету всегда пристальное внимание — за что-то их особенно „полюбили“. Взятки — отлаженный механизм. Если подобное где-то есть, лишних людей туда не посвящают, чтобы информация никуда не уходила. А идиотов всегда можно найти — есть куча людей, которые заинтересованы в том, чтобы не учиться, но получать хорошие оценки. Они всегда есть и всегда готовы».

Источник напомнил, что во время объединения КамПИ и челнинского института КФУ произошло слияние двух экономических факультетов с разной специализацией, разной направленностью и разными преподавателями. «Когда подобные вещи происходят в вузе — обыски, взятие с поличным, все проходит тихо и бесшумно, — добавил наш источник. — Обычно о таком мероприятии дальше соседнего кабинета никто ничего не знает. Все делается так, чтобы никого туда и близко не подпустить».