Свои кресла в правительстве республики заняли сразу трое новых министров: Фарид Абдулганиев (на фото в центре), Александр Шадриков (на фото справа) и Равиль Кузюров Самым неожиданным оказалось назначение Фарида Абдулганиева (в центре) на роль главного экономиста, в минэкологии его заменили чиновником из глубинки — главой Дрожжановского района Александром Шадриковым (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРИ НОВЫХ МИНИСТРА

Череду кадровых назначений провел сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов: свои кресла в правительстве республики заняли сразу три новых министра. Срочные рокировки потребовались из-за отъезда в Дагестан министра экономики Артема Здунова, который возглавил правительство горной республики. На место татарстанского министра экономики неожиданно заступил Фарид Абдулганиев — прямо с кресла министра экологии РТ (прежний главный кандидат секретарь совбеза РТ Айрат Шафигуллин, по нашим сведениям, в итоге все-таки отказался). Освободившийся пост министра экологии занял глава Дрожжановского района Александр Шадриков, а должность министра лесного хозяйства РТ вполне ожидаемо — Равиль Кузюров, только что ушедший с поста главы Нурлатского района. Судя по документам на сайте правительства, Кузюров был назначен указом президента еще вчера, 7 февраля. По двум другим «новичкам» указы пока не опубликованы.

Получить комментарии свеженазначенных министров в оперативном режиме не удалось. Абдулганиев взял трубку сотового телефона, однако успел лишь сообщить, что сильно занят — находится у руководства. Шадриков трубку не взял.

Новые назначения с утра в Госсовете РТ на комитете по экономике прокомментировал вице-спикер парламента Юрий Камалтынов. На вопрос о назначении Абдулганиева министром экономики, который в прошлом пришел в минэкологии без профильного образования и опыта работы в этой сфере, Камалтынов заметил, что «теперь-то он вернулся на свою стезю». «Все-таки доктор экономических наук. И с данной точки зрения это будет очень интересно», — заметил вице-спикер.

Срочные рокировки потребовались из-за отъезда в Дагестан министра экономики Артема Здунова, который возглавил правительство горной республики Срочные рокировки потребовались из-за отъезда в Дагестан министра экономики Артема Здунова, который возглавил правительство горной республики Фото: «БИЗНЕС Online»

«Что касается Здунова, за него можно порадоваться, и, конечно, я хотел бы пожелать ему удачи. Вы знаете, мы его не потеряли. Практика последних лет показывает, что все, кого республика отпускает, потом оказываются на должностях, которые впоследствии оказывают содействие республике. Я нисколько не сомневаюсь, что для Здунова это хорошее начало федеральной карьеры. Я хочу подчеркнуть: это показывает, что у республики очень интересная и правильно выстроенная кадровая политика», — сказал Камалтынов.

Приветствовал он и Шадрикова. «В свое время я его долго убеждал, чтобы он вернулся из Ульяновска в [Дрожжановский] район. И я рад, что он показал там успехи. И вот сегодня он стал министром», — вспомнил бывший глава аппарата президента РТ.

На замечание о том, что у Шадрикова нет опыта работы в сфере экологии, Камалтынов признал, что «немаловажно, чтобы человек имел представление о том, чем он будет заниматься». «Но гораздо важнее, чтобы каждый руководитель такого уровня был хорошим управленцем. И если у него есть хорошие управленческие навыки и организаторские способности, если он обучаем и хочет обучаться, то успех неизбежен. И по Шадрикову я могу сказать, что он именно такой. Он легко все впитывает, он хорошо саморганизован. И я не сомневаюсь, что он успешно возглавит то министерство, которое ему поручил президент», — заявил Камалтынов.

Новый министр экономики стал неожиданностью и для общественности, и для ряда сотрудников министерства Новый министр экономики стал неожиданностью и для общественности, и для ряда сотрудников министерства. 41-летний Фарид Абдулганиев с сентября 2015 года работал министром экологии Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭКОНОМИСТЫ

Стоит отметить, что новый министр экономики стал неожиданностью и для общественности, и для сотрудников министерства. 41-летний Абдулганиев с сентября 2015 года работал министром экологии Татарстана. Причем его приход в правительство республики тогда вызвал большое удивление, поскольку бывший чиновник казанского исполкома и активный мэр Деревни Универсиады никогда не был замечен в интересе к экологии. Тем не менее Минниханов отметил успехи молодого менеджера и доверил ему малознакомую область. Сегодняшнее назначение, можно сказать, Абдулганиеву куда более к лицу — он доктор экономических наук, доцент и выпускник школы «Сколково», а в 2006–2009 годах работал в комитете экономического развития исполкома Казани.

Не менее важны для министра и лоббистские способности. В минэкологии министр успел их проявить, запустив целый ряд крупных программ. Абдулганиев поработал над программой оздоровления Волги и других водоемов в регионе на 16,7 млрд рублей, чтобы к 2025 году на 60% уменьшить объемы сбросов в великую реку. Кроме того, в республике планируется реконструировать и построить 25 очистных сооружений ЖКХ — проект разработан, но пока лежит на утверждении в Москве. 2017-й прошел в республике как Год экологии. Всего же за минувший год более чем в 4,5 раза выросло финансирование экологических мероприятий Татарстана из федерального бюджета — на них было потрачено более 1,5 млрд рублей. Например, при нем проведен капремонт 28 гидротехнических сооружений, появился, наконец, пост контроля атмосферного воздуха для контроля за «Казаньоргсинтезом». В его сфере ответственности (совместно с минстроем РТ) — реформа системы обращения с отходами. 

В Казани началась реализация трех крупнейших экологических проектов — реабилитация Лебяжьих озер, реконструкция очистных сооружений «Водоканала» и рекультивация Самосыровской свалки В Казани началась реализация трех крупнейших экологических проектов — реабилитация Лебяжьих озер, реконструкция очистных сооружений «Водоканала» и рекультивация Самосыровской свалки Фото: kzn.ru

В прошлом году вместе с Москвой Татарстан запустил программу возрождения популяции снежных барсов, излюбленного символа республики. В Камско-Устьинском заповеднике в ближайшем будущем собираются выращивать малышей барсов — осмотреть территорию на пригодность недавно приезжал и известный природовед Николай Дроздов. Параллельно в Казани началась реализация трех крупнейших экологических проектов — реабилитация Лебяжьих озер, реконструкция очистных сооружений «Водоканала» и рекультивация Самосыровской свалки. МУП «Водоканал» теперь надеется разобраться с вековой проблемой скопившихся иловых полей.

Не раз Абдулганиев принимал в гости федеральных кураторов экологии, в том числе министра Дмитрия Донского. О благосклонности Москвы говорит и то, что два города Татарстана — Набережные Челны и Казань — стали лидерами рейтинга экологического развития российских городов в 2016 году. Интересно, что замминистра экологии и природных ресурсов РФ, руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров, который ранее возглавлял минэкологии РТ, как говорят, не вполне доволен своим преемником. «Он считает, что Абдулганиев поверхностно занимается темой экологии, не вникал в детали, а занимался своими пиаровскими проектами», — говорит наш источник, близкий к правительству. Имиджевых проектов, которые, впрочем, можно назвать общественно-просветительскими, и правда было много — всевозможные школьные экопатрули, эковесны, молодежные движения «Чиста була Татарстанда» и т. д. Впрочем, раздражение Сидорова можно понять: у него был свой кандидат на место министра.

Абдулганиев действительно занимается и научной деятельностью в области экономики и даже преподает в КФУ. Так, известны его труды, посвященные оценке инвестпроектов муниципальных образований, экономическому эффекту от проведения Универсиады в Татарстане, и, между прочим, труд «Актуальные вопросы модернизации экономики региона». Впрочем, разговоры о научных достижениях министра несколько омрачены обвинениями в его адрес со стороны сообщества «Диссернет».

Стоит отметить и единственный крупный скандал с участием минэкологии РТ за время правления Абдулганиева — так называемое «дело кротов». Целый год сотрудники УБЭПиК преследовали «неуловимого Джо» — организатора незаконного карьера по добыче песка в Отарах. Оперативники вели съемку из камышей, запускали китайские фонарики, но успех пришел, когда совместно с руководством минэкологии РТ удалось выйти на «оборотней», от которых утекала информация о проверках. Ими оказались сотрудники министерства.

Александр Шадриков — действительный член кадрового резерва «Профессиональная команда страны» по итогам 2008 годаФото: prav.tatarstan.ru

ДРОЖЖАНОВСКИЙ РАЙОН КАК ТРАМПЛИН

Новый министр экологии и природных ресурсов РТ родился 1 января 1977 года в селе Старое Дрожжаное Дрожжановского района ТАССР. С 1998 по 2001 год работал программистом и инженером в дрожжановском отделении Сбербанка. Получив первый опыт работы с финансами, трудоустроился начальником отдела экономики министерства экономики и промышленности РТ в Дрожжановском районе, но уже через год изменил профиль профессиональных интересов, заняв в минстрое РТ пост начальника дрожжановского участка МРФ №2 РГУП «Бюро технической инвентаризации». После трех лет работы в этом статусе в 2006 году он приступил к обязанностям заместителя главы района, но в 2011-м внезапно переехал в Ульяновск (в 80 км от Дрожжановского района прим. ред.), где возглавил администрацию одного из центральных районов города — Засвияжского. Спустя два года работы на родине Ленина в Дрожжановском районе произошли кардинальные перемены — бывший глава Тимур Нагуманов был назначен бизнес-омбудсменом, после чего Шадриков вернулся на родину поначалу в статусе и. о. руководителя районного исполкома. Пятилетка с гаком в кресле главы района официально прекратилась сегодня, 8 февраля 2018 года.

Отметим, первое высшее образование Шадриков получил в Казанском государственном педагогическом институте по специальности «преподаватель физики и информатики», второе, юридическое, — в Чувашском госуниверситете в 2006 году. Новый министр экологии — действительный член кадрового резерва «Профессиональная команда страны» по итогам 2008 года, награжден медалью федеральной службы государственной статистики «За заслуги в проведении всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года».

В армии Шадриков не служил, довольствовавшись военной кафедрой и званием «Лейтенант запаса». Женат, воспитывает двоих детей. По итогам 2016 года доход его семьи составил порядка 2,5 млн рублей, из которых 2,1 млн рублей заработал сам глава района. У семьи два дома площадью 214 и 75 кв. м, два земельных участка 2300 и 724 кв. м и крошечная квартирка на 35,7 «квадрата», видимо, хрущевка. Передвигается Шадриков на Toyota RAV4, два несовершеннолетних сына дохода не имеют.

В рейтинге влияния районных глав Татарстана Шадриков занял 25-е место из 45. «Он очень хорошо работает и по-татарски красиво разговаривает», — похвалил управленца один из наших экспертов. Однако проект, который мог бы сделать Шадрикову имя (строительство китайского цементного завода), судя по всему, заглох. Начинался он внушительно — с подписания в 2015 году соглашения о взаимодействии между Дрожжановским районом РТ и ассоциацией предпринимателей провинции Хэбэй Китая. Соглашение предполагало создание индустриального парка на 500 га земли, где планировалось разместить производство цемента и керамической плитки, а также переработку кварцевого песка. Цемент этот китайцы планировали использовать на строительстве автодороги Пекин — Москва. Общий объем инвестиций достигал 9 млрд рублей, ожидалось, что при благоприятном раскладе цементный завод будет производить продукцию в объеме 2 млн т в год, а производство обещали запустить в 2016 году, но воз и ныне там.

Теперь Шадриков получает второй шанс сделать себе имя — уже в должности министра экологии, но теперь в его обязанности будет входить не развитие производственных проектов, а соблюдение промышленниками экологического законодательства.

Пожалуй, единственное несенсационное назначение на пост министра произошло в лесхозе. Обошлось без сюрпризов — ведомство возглавил Равиль Кузюров (слева)Фото: prav.tatarstan.ru

НОВЫЙ ЛЕСНИК — ИЗ НУРЛАТА

Пожалуй, единственное несенсационное назначение на пост министра произошло в лесхозе. Обошлось без сюрпризов — ведомство возглавил Равиль Кузюров, который, по слухам, «перевез чемоданы» в столицу Татарстана еще пару недель назад. О Кузюрове как о главном претенденте на пост главы татарстанского лесничества заговорили еще в середине января, 15-го числа на итоговом заседании коллегии минлесхоза РТ теперь уже его бывший руководитель Алмас Назиров заявил, что уходит с должности по собственному желанию. «Я все эти этапы прошел. Мне 62 года, имею 43 года стажа, из них 30 лет посвятил лесному хозяйству. Мне, наверное, пора уйти на заслуженный отдых. На замену должны прийти молодые энергичные специалисты», — сказал он тогда.

Назиров, по слухам, курировал от кабмина Нурлатский район, которым и руководил Кузюров. Сам Равиль Афраимович — уроженец Аксубаевского района, окончил КГАСУ, начинал с должности инструктора Аксубаевского ДОСААФ и монтажника в Альметьевске, затем 10 лет работал в частном бизнесе, а потом, в 2006 году, пошел на муниципальную службу: сначала назначен гендиректором МУП «Служба муниципального заказа» исполнительного комитета Аксубаевского района, а затем — начальником отдела архитектуры и градостроительства.


Пожалуй, ключевой управленческий опыт Кузюров получил в 2010 году, когда год проработал в территориальном отделе управления президента РТ. Затем он получил повышение до первого зама министра экологии республики и, поговаривают, даже имел шансы его возглавить, но предпочтение отдали Абдулганиеву. А Кузюров перебрался в Нурлатский район.

Работу Равиля Афраимовича «на земле», можно сказать, оценили успешно. Пойти на повышение за министерским портфелем он был готов сразу после того, как появилась вакантная должность, но в дело вмешались обстоятельства: руководство республики долго не могло определиться с достойным сменщиком Кузюрова. В итоге выбор пал на уроженца Нурлата Алмаза Ахметшина, которого и представил вчера депутатам района председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Ахметшин, к слову, тоже имеет опыт работы в министерстве: несколько лет он трудился замом под крылом Ирека Файзуллина в минстрое.

Тимур Нагуманов: «Мы с Фаридом Абдулганиевым достаточно плотно работали, когда он был в должности министра экологии РТ. Экономика для него – не пустые слова» Тимур Нагуманов: «Мы с Фаридом Абдулганиевым достаточно плотно работали, когда он был в должности министра экологии РТ. Экономика для него не пустые слова» Фото: «БИЗНЕС Online»

«РУКОВОДСТВО РЕСПУБЛИКИ ИСХОДИТ ИЗ ПРОВЕРЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Кандидатуры новых министров оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Шамиль Агеев — глава ТПП РТ:

— О чем говорят нынешние кадровые решения? Я отвечу так: президенту виднее, он видит потенциал в каждом из упомянутых кандидатов, потенциал определенных министерств, то, кого и как можно использовать. Да, раньше в перестановках была другая логика, когда, скажем, у руля стоял Фикрят Табеев, была выстроена кадровая лестница, когда Шаймиев назначал Бикбова министром экономики республики, при нас ставил задачу, чтоб глава ведомства занимался развитием малого среднего бизнеса.

Сейчас логика заложена в решении одного человека, все принимается первым лицом, которое за все отвечает. К тому же сейчас ценится свежий, незамыленный взгляд молодых специалистов. Очевидно, Рустам Минниханов видит, где и кого сильнее можно использовать. Вообще, мы будем работать с тем, кто назначен, главное, чтобы был вменяемый человек, который бы умел работать. Александр Шадриков был очень активным главой, у него есть определенная хватка, он искал инвесторов, работал с китайцами, я думаю, сумеет как-то состыковать свою работу в новой отрасли.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Мы с Фаридом Абдулганиевым достаточно плотно работали, когда он был в должности министра экологии РТ, потому что большой блок вопросов предпринимателей касался экологии. Абдулганиев всегда был открыт к обсуждению этих вопросов. Для него тема взаимоотношений с бизнесом всегда была на острие, он с пониманием относился к проблемам предпринимателей. Так что Фарид Султанович в целом понимает, что такое бизнес и как он работает. Экономика для него не пустые слова. Я думаю, что он наверняка справится и с функциями министра экономики РТ, а мы с ним будем сотрудничать по теме защиты прав предпринимателей и снятия административных барьеров.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Я чувствую у Фарида Абдулганиева потенциал стать хорошим министром экономики — выше, чем министром экологии. Он там будет на месте. Александр Шадриков же очень хороший специалист, причем кроме русского и родного чувашского отлично говорящий на татарском языке, очень порядочный парень. В экологии у него есть опыт — он не только возглавлял Дрожжановский сельскохозяйственный район, но и в Ульяновске ведь поработал. Если что, мы научим Шадрикова экологическим вопросам, самое главное — я его люблю. И Фарид, и Александр — люди на своем месте, Рустам Нургалиевич очень мудро поступил, поставив их министрами.

Вадим Хоменко — вице-президент АН РТ, доктор экономических наук:

— Кадровые перестановки сейчас весьма существенны и на федеральном уровне, меняют глав регионов, причем в горячих точках. Это говорит о том, что по всей стране идет режим перестановок кадров, это ситуация не одного региона, а федеральная.

Что касается Татарстана, тут мы наблюдаем ситуацию, когда ставят те фигуры, которые где-то уже себя апробировали. Иногда возникает вопрос о профильности этих людей — насколько профиль соблюден, но в принципе руководство республики исходит из проверенности человека на том или ином участке работы, то есть опираясь на опыт технологии управления. На первый план идет, конечно, опыт и личное мнение президента республики об этом человеке. 

Сам механизм административный в Татарстане четко выстроен. Он позволяет избежать сильных изъянов, это не тот регион, где машина административная разбалансирована, поэтому есть противовесы и так далее. Вот они и снижают уровень возможных негативных последствий администрирования.

В целом общественность ждет новых назначений в соответствии с профилем человека, опытом работы и так далее. Поэтому вопросы могут быть сняты только в процессе работы этих людей.