.... Министерство спорта России через суд требует от казанского застройщика ПСО «Казань», принадлежащего Равилю Зиганшину, 1,16 млрд рублей в рамках исполнения госконтрактов на строительство футбольных стадионов
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

МИЛЛИАРД ЗА ПРОСРОЧКУ

Министерство спорта России через суд требует от казанского застройщика ПСО «Казань», принадлежащего депутату Госсовета РТ Равилю Зиганшину, 1,16 млрд рублей в рамках исполнения госконтрактов на строительство футбольных стадионов. Два иска — один — на 609,7 млн рублей, другой — на 555,5 млн рублей —зарегистрированы в Арбитражном суде Москвы в один день, 5 февраля. Третьими лицами по делам выступают АНО «Арена-2018» и ФГУП «Строй-инжиниринг». Первое находится в ведомственном подчинении министерства спорта РФ, главной его задачей является выполнение функций заказчика (застройщика) стадионов к чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 в России. АНО «Арена-2018» была создана АНО «Оргкомитет „Россия-2018“» и министерством спорта РФ, в числе ее задач значится мониторинг соблюдения сроков проектирования и строительства стадионов к чемпионату мира по футболу ФИФА 2018.

«Иски поданы в рамках текущей претензионной работы в соответствии с условиями контрактов. Суть исков относится к прошедшим периодам, когда были допущены отклонения по определенным видам работ. Сумма штрафов обусловлена условиями контрактов, где штрафные санкции рассчитываются в процентном отношении от суммы контракта», — сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ФГУП «Спорт-Инжиниринг» Александр Богомолов. По его словам, эта процедура не повлияет на конечные сроки завершения строительства стадионов. «Все объекты будут построены в соответствии с текущими и утвержденными графиками работ и будут полностью готовы к проведению тестовых матчей, запланированных на март-апрель», — заявил он.

Легко предположить, что один иск к ПСО «Казань» связан с «Самара Ареной», а второй — с «Мордовия Ареной» в Саранске. По словам представителя минспорта, которого цитирует агентство RNS, подрядчикам уже предлагалось урегулировать иск в досудебном порядке.

К слову, казанцы не единственные ответчики минспорта: также поданы иски к «Стройтрансгазу» — на 531,6 и 483,5 млн рублей, иск на 385,6 млн рублей к компании «Крокус Интэрнэшнл» и иск к «Синара-Девелопменту» на 349,5 млн рублей. «Стройтрансгаз» строит стадион в Нижнем Новгороде, «Крокус» — в Ростове-на-Дону, «Синара-Девелопмент» — в Екатеринбурге. В целом ведомство требует от подрядчиков по стадионам 2,9 млрд рублей. Так, претензии к «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко также превышают 1 млрд рублей. Так что целенаправленной атаки именно на татарстанского подрядчика нет.


ПСО «КАЗАНЬ»: «МЫ БЫЛИ УДИВЛЕНЫ, УЗНАВ ИЗ СМИ ОБ ИСКАХ»

Как выяснил «БИЗНЕС Online», в компании Зиганшина узнали о претензиях минспорта от журналистов. «Мы были удивлены, узнав из СМИ об исках, направленных в адрес нашей компании. Немногим позже мы изложим более подробную позицию по этому поводу», — сказано в ответе компании на наш запрос.

«Как всем известно, проекты только что вышли из экспертизы. На протяжении всего строительства они менялись несколько раз, и заказчик в курсе происходящего, графики постоянно корректировались. Особенно по такому сложному стадиону, как „Самара Арена“, — говорится в ответе. — Иски были поданы против всех генеральных подрядчиков, которые возводят арены к ЧМ-2018, это лишний раз подтверждает, что все при исполнении контрактов столкнулись со сложностями, которые никто не замалчивал».

«Мы не признаем иски и будем отстаивать свою правоту в суде», — резюмируют в ПСО «Казань».  

К слову, другой ответчик минспорта, «Стройтрансгаз», разделяет позицию ПСО «Казань». Как говорится в пресс-релизе компании, они также намерены отбивать иски. «Рассмотрев указанные претензии, СТГ считает их не подлежащими удовлетворению», — заявляют в компании. «Стройтрансгаз» утверждает, что работы, по которым было допущено отставание (устройство внутриплощадочных тепловых сетей на «Волгоград Арене» в 2016 году и монолитные работы по эстакаде на стадионе в Нижнем Новгороде в 2017 году), полностью выполнены с учетом скорректированных графиков. «Стройтрансгаз» планирует, что по исковым заявлениям от 5 февраля вопросы будут решены положительно в пользу компании. Ранее два исковых требования минспорта к СТГ были полностью отклонены АСГМ», — добавляют в компании.

Равиль Зиганшин Равиль Зиганшин сразу заявил, что стадион не вписывается в финансовые рамки Фото: president.tatarstan.ru

«САМАРА АРЕНА»: ЗАНИЖЕННАЯ СМЕТА

Контракты на строительство стадионов в Саранске и Самаре ПСО «Казань» получило в 2014 году. Если в первом случае крупных скандалов не было, то со вторым не заладилось с самого начала. Областные власти отказались от проекта стадиона, аналогичного «Казань Арене», и разработали новый вариант — тот, который в итоге и стали строить. По смете он оказался примерно равен казанскому, но по объемам куда больше, так что Зиганшин сразу заявил, что стадион не вписывается в финансовые рамки.

В мае 2016 года, когда стадион был построен уже на 40%, власти Самары заявили, что прощаются с генподрядчиком — ПСО «Казань». «Мы приняли решение, что продолжать строительные работы будет местный подрядчик», — заявил тогда губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Мол, и сами строить умеем. Строительство хотели передать близкой к Меркушкину «Строительной компании „Град“». Подрядчику ставили на вид, что он выбился из сметы и требует увеличить финансирование. В июне 2016 года, впрочем, было решено оставить ПСО генподрядчиком, смета также была увеличена с первоначальной в 13,16 млрд до 17,37 млрд рублей.

В ноябре 2016 года Зиганшин заявил, что построил «Самара Арену» уже наполовину, также планы сдать стадион в декабре 2017 года оставались в силе. В апреле 2017 года стало ясно, что компания сделать это в заявленный срок не успеет. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев издал постановление о том, что стадион будет сдан все-таки в 2018 году. Также стала известна окончательная смета строительства — 18,92 млрд рублей.

В октябре 2017 года министр спорта РФ Павел Колобков на совещании у Владимира Путина заявил, что строительство нового самарского стадиона отстает от графика на полтора месяца. Он сообщил, что в отношении подрядчика «применены штрафные санкции» и что «разработан график ликвидации допущенных отставаний». Сумма штрафов составила 200 млн рублей. На тот момент готовность стадионов в Самаре и Саранске была самой низкой среди всех спортивных объектов, строящихся в России к ЧМ. У саранского стадиона она составляла 67%, у самарского — только 65%. 

Павел Колобков В октябре 2017 года министр спорта РФ Павел Колобков на совещании у Владимира Путина заявил, что строительство нового самарского стадиона отстает от графика на полтора месяца Фото: kremlin.ru

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕФЕКТЫ И НАПАДКИ РОСТЕХНАДЗОРА

В начале декабря тучи вновь сгустились над самарским стадионом. Средне-Поволжское управление Ростехнадзора подало к ПСО «Казань» 7 исков в Арбитражный суд Самарской области, сообщала «Самара.ру». Причиной стало то, что генподрядчик не выполняет требований Ростехнадзора относительно устранения выявленных нарушений при строительстве стадиона «Самара Арена». В перечне ранее выявленных нарушений были названы дефекты в сварных швах, дефекты поверхности плит перекрытий, пилонов, колонн по отдельным участкам в секторах, нарушения требований регламента о безопасности зданий и сооружений при бетонировании конструкций секторов и проч. В соцсетях поползли слухи, что еще не достроенный стадион якобы пошел трещинами. Фирме Зиганшина в Ростехнадзоре пригрозили штрафами.

В этом случае достроить стадион в срок не было бы никаких шансов, но в итоге атаку удалось отбить. К концу года ПСО «Казань» получило наконец положительное заключение госэкспертизы на техническую часть документации проекта стадиона. Это открыло дорогу для подготовки исполнительной документации, в том числе для ее предъявления в Ростехнадзор. Также было проведено комплексное обследование опорных конструкций стадиона «Самара Арена» экспертами Московского государственного строительного университета. В итоге было получено положительное заключение по устойчивости, по запасу прочности конструкции и по характеристикам металла, а результаты обследования были переданы в Ростехнадзор.

А 11 января 2018 года с детальной ревизией на месте побывал первый замминистра строительства ЖКХ России Леонид Ставицкий, который остался доволен увиденным. Он отметил, что, «несмотря на все сложности, которые сопровождали реализацию этого инфраструктурного проекта, сейчас нет никаких сомнений в том, что строительство объекта будет успешно завершено». «Все графики соблюдаются, проблем с финансированием нет. Все, что необходимо для завершения работ, выполняется. У нас абсолютный контакт и взаимопонимание с правительством Самарской области и главой региона Дмитрием Азаровым», — заверил Ставицкий.

Проблемы у ПСО не только в Самаре, но и в Саранске. В декабре 2017 года глава Мордовии Владимир Волков признал, что ПСО «Казань» отстает от графика в строительстве стадиона «Мордовия Арена»: хотя работы, конечно, уже перешли в заключительную стадию, «ситуацию со стадионом следует взять под особый контроль». Спешка же со сдачей стадиона не случайна: уже 25 апреля там предстоит первый тестовый матч, а первая игра групповой стадии чемпионата мира по футболу состоится 16 июня. По сообщению саранского издания «Монависта»,  в настоящее время большая часть работ на стадионе в Мордовии завершена, строители занимаются установкой зрительских кресел, оформлением, отделочными и другими работами. В частности, на стадионе «Мордовия Арена» надежно укрыли газон, чтобы не пострадала молодая трава, которую засеяли еще несколько месяцев назад.

Владимир Волков  Владимир Волков признал, что ПСО «Казань» отстает от графика в строительстве стадиона «Мордовия Арена»: хотя работы, конечно, уже перешли в заключительную стадию, «ситуацию со стадионом следует взять под особый контроль» Фото: kremlin.ru

«НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА «ТОПИТЬ» ЗАСТРОЙЩИКА ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ДО ЧЕМПИОНАТА»

Практику денежного наказания за срыв сроков строительства масштабных и особо важных объектов в России прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Все зависит от того, что написано в контракте. Если в нем прописана ответственность за срыв сроков, то это  обыкновенный процесс, и суд, бесспорно, встанет на сторону заказчика. Если юристы Зиганшина оговорили венчуры, которые защищают подрядчика от лихоимства заказчика, умудрились прописать в договор риски за несвоевременную поставку денег, материалов, изменение документации, комплектовочный ведомостей, тогда суд будет решать. ... Заказчик тоже не белый и не пушистый зверек очень часто, бывают и лихоимцы в том числе, особенно за пределами РТ.

Думаю, что для минспорта это превентивный удар. До чемпионата мира осталось четыре месяца. Нет никакого смысла «топить» застройщика за четыре месяца до чемпионата. Но ведь случись что, может возникнуть вопрос и к заказчику: «Где ты был эти два года, почему не наблюдал за графиком, не бил во все колокола?» Ведь дело заказчика в том числе — вести поэтапную приемку. К примеру, школу надо сдать 1 сентября, и плох тот заказчик, который 1 сентября приходит и говорит: «О, смотри-ка, не сдали школу». Так не должно быть. Поэтому — да, это попытка отвести от себя удар на всякий случай. Потому что, не приведи господи, если два стадиона не будут построены, то гром грянет с самого верха. Ведь там запланированы матчи чемпионата мира, это же будет позор на весь мир. Поэтому сейчас полезно переводить стрелки куда-нибудь.

Сейчас уже надо помогать подрядчику, а не мешать. Я бы на их месте сосредоточил свои силы, чтобы помочь. В конце концов, сейчас села безработные, есть много свободных рабочих рук. Каждый объект должен быть сдан в срок, а потом уже надо разбираться, кто виноват.

Я знаю косвенно, что наше ПСО попало в такую передрягу, что местные руководители от спорта и будущие хозяева стадиона хотели превратить этот стадион не только в спортивную арену, но и в торгово-развлекательный центр, что выходило за первоначальную смету.

В Татарстане по крупным стройкам подобных претензий не было. Это одна из дырок в системе госзаказа. По большей части заказчики прощают несвоевременную поставку. Мы на нашей биржевой площадке, например, ввели залог на исполнение. И если поставщик в указанный срок не поставит товар или поставит брак и не будет подписан акт приемки со стороны заказчика, то залоговые деньги автоматически переходят на внебюджетный счет заказчика. Мы в агентстве хотим централизовать претензионную работу.

Лилия Шакирова  руководитель арбитражной практики Центральной юридической компании:

— К сожалению, на момент написания статьи исковое заявление еще не принято к производству, в связи с чем невозможно установить предмет иска — то ли это взыскание неустойки за просрочку сдачи объекта, то ли это спор о взыскании убытков (к примеру, если достроить объект попросили другого подрядчика). Предположим, что это спор о взыскании неустойки.  Если сравнить статистические данные, можно сделать вывод, что споры о взыскании неустойки — наиболее распространенные в РФ: за первое полугодие 2017 года было рассмотрено 104,7 тысячи исковых заявлений, из них 92,1 тысячи удовлетворено. 

Согласно федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» (N 44-ФЗ), сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Но если просрочка произошла по вине ответчика, то он не лишен возможности ее снижения по статье 333 ГК РФ. Как следует из статистики, суды снижают неустойку примерно на 30 процентов.

Реально или нет взыскать эту сумму, зависит от финансового состояния компании ПСО «Казань». Как правило, после вступления решения в законную силу исполнительный лист либо направляется в банк, где открыты счета организации, либо предъявляется судебному приставу. В случае отсутствия денежных средств и иных активов минспорт вправе инициировать процедуру банкротства, где в числе прочего будут оспариваться все подозрительные сделки за три года, если таковые были. Но, на мой взгляд, до этого не дойдет и дело разрешится миром, а этот иск — лишь повод к понуждению к скорейшей сдаче объекта.

Ирек Зиннуров — депутат Госдумы РФ:

— Первое, что хочу сказать: за четыре месяца до чемпионата надо сделать все, чтобы объекты были готовы. Это основная задача, которая должна волновать и минспорт, и строителей. Нужно все сделать, чтобы ситуация разрулилась к чемпионату мира. Сами иски я пока комментировать не готов, но нужно найти общий язык, чтобы дело довести до конца. Если судить по тем объектам, которые строились у нас, все они были готовы в срок и никаких нареканий со стороны организаторов никогда не было. В Казани мы вместе шли в одной команде и достигали результата. Это и Дворец водных видов спорта, и стадион «Казань Арена». Уверен, что бы ни случилось, они все сделают. 

Эксперт из области промышленного и гражданского строительства Татарстана на условиях анонимности:

— Очень трудно сказать наобум, чем закончится это дело — для этого нужно знать все подробности. Возможно, они пытались договориться мирным путем, но не пришли к согласию, и минспорт, следуя условиям контракта или Гражданского кодекса, выставил иск, потому что не может по-другому. Они тоже люди ответственные, государевы интересы защищают. Но и у ПСО «Казань» наверняка есть какие-то сложности, аргументы, почему они не уложились в срок.

Это же вообще нелегкая задача — сегодня строить объекты. Проекты очень часто бывают недоработаны, решения не всегда вовремя приняты, а исковая практика по отношению к строителям такова, что они, как правило, последние — на конце процесса стоят. Все недоработки, которые были на стадии предварительного проектирования, выбора площадки, проектов, как правило, приходятся на последнее звено. А последним звеном в стройке являются как раз строители, и очень часто им приходится не без участия судов доказывать свою правоту.