Рустам Минниханов: «Сегодня служба ГИБДД Татарстана является одной из самых современных, оперативных, самых успешных» Фото: president.tatarstan.ru

«СЛУЖБА ГИБДД ТАТАРСТАНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ, ОПЕРАТИВНЫХ, САМЫХ УСПЕШНЫХ»

Сегодня свой рабочий день президент Татарстана Рустам Минниханов начал с торжественного вручения сотрудникам УГИБДД МВД по Татарстану 50 новеньких патрульных автомобилей. Это стало первым публичным мероприятием в рабочем графике главы республики, поэтому его назначали утром, на 7:20. По привычке Минниханов приехал чуть раньше положенного времени, что было на руку ожидавшим его экипажам ГАИ — в это утро на парковке за зданием ведомства разгулялся морозный ветер, отчего сотрудники попрятались в еще не полученные авто.

«На вас возлагается большая ответственность. В этом году в республике пройдет множество серьезных мероприятий международного уровня, в том числе чемпионат мира по футболу. Конечно, на службу ГИБДД приходится очень большая нагрузка. Вы всегда справлялись со всеми поставленными задачами на самом высоком уровне. Сегодня служба ГИБДД Татарстана является одной из самых современных, оперативных, самых успешных. И я надеюсь, что республика помогала и будет помогать укреплению материально-технической части вашей службы», — отметил Минниханов в своем вступительном слове, готовясь передать ключи от 40 новеньких LADA Priora и 10 Ford Focus.

В свою очередь, министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин, сопровождавший сегодня утром Минниханова, отметил, что это уже вторая партия новых патрульных автомобилей для МВД, которая была закуплена за счет республиканского бюджета. Напомнил он и об открытых только в этом году сразу трех новых зданиях отделов полиции, включая ОП «Юдино». Также министр заверил всех присутствующих, особенно это касалось начальника УГИБДД МВД по РТ Ленара Габдурахманова, что указ о выделении 165 единиц муниципальных служащих уже на его столе, и вот-вот будет подписан. Особую благодарность он за это выразил президенту РТ и правительству республики, которые оказали кадровую поддержку в условиях сокращения штата сотрудников Госавтоинспекции.

После всех напутственных речей президент Татарстана и глава МВД республики наконец вручили ключи от автомобилей сотрудникам Госавтоинспекции. Сразу после этого Минниханов направился в аэропорт — президенту РТ предстояло вылететь в Санкт-Петербург для встречи с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером

50 новеньких патрульных автомобилей для сотрудников УГИБДД МВД по Татарстану Фото: president.tatarstan.ru

«НАШЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ БЫЛО В ЗОНЕ КРИТИКИ ПО ФАКТАМ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРИ ВНЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Весьма интересно распределились места в президиуме. В него не вошли завсегдатаи республиканских коллегий чиновники вроде того же Минниханова, председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина или премьер-министра РТ Алексея Песошина — все выглядело куда скромнее. Впрочем, это логично: на высшем уровне вопрос обсуждался совсем недавно на декабрьской комиссии по БДД, где с разгромным докладом перед президентом выступил министр МВД по РТ Артем Хохорин. На сей раз он возглавил собрание, а за один стол с ним уселись приглашенные заместитель руководителя УФССП по РТ Андрей Михайлов, зампрокурора РТ Марат Долгов, зампредседателя Верховного суда РТ Роман Гафаров, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов, а также, разумеется, сам Габдурахманов и Хохорин. Нашлось особое почетное место и для экс-начальника УГИБДД, а ныне директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова.

Пресс-служба ведомства сразу предупредила журналистов, что открытой будет только начало коллегии — корреспондентам дали услышать только доклад Габдурахманова, а после обещали удалить из зала, аргументировав это тем, что за этим последует церемония награждения лучших сотрудников.

Доклад Габдурахманова оказался весьма детальным. Начальник татарстанского УГИБДД без стеснения рассказал как об успехах, так и о неудачах своего ведомства. «По итогам 2017 года на территории республики зарегистрировано 4654 ДТП, в которых погибли 425 человек и 5688 получили ранения, — заявил начальник ГИБДД по РТ. — По сравнению с 2016 годом республика отличается заметным снижением всех трех показателей аварийности. Показатели федеральной целевой программы не превышены. Количество погибших в ДТП, социальный риск являются самыми низкими в ПФО и одними из самых низких в России». Вдобавок он отметил, что достижение в целом положительных результатов по итогам года стало результатом использования новых технологий  обеспечения безопасности дорожного движения и активного взаимодействия со многими другими заинтересованными сторонами — ОНФ, федерацией автовладельцев России и других.

«По итогам прошлого года наше подразделение было в зоне критики по фактам ненадлежащей деятельности сотрудников при возникновении внештатных ситуаций, связанных с применением физической силы и специальных средств, оружия», — признал Габдурахманов, намекая, видимо, на «покатушки» в аэропорту. Он указал на принятые в ответ меры: «Весь прошлый год был сделан упор на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников. Уровень подготовки вырос, и сотрудники при внештатных ситуациях действовали грамотно и решительно, все их действия признаны законными. Всего в 2017 году ГИБДД 11 раз применили табельное оружие, что позволило пресечь два угона, нападение на сотрудника полиции и игнорирование требований остановки транспортного средства под управлением водителей в состоянии опьянения».

Например, 24 июля в Советском районе для предотвращения противоправных действий при задержании трех преступников, ранее неоднократно судимых, сотрудниками ДПС было применено табельное оружие. В результате один из нападавших получил огнестрельное ранение. Позже все задержанные были привлечены к уголовной ответственности за нападение на сотрудников ГИБДД. Есть и другие примеры: в октябре прошлого года сотрудники ГИБДД жестко пресекли серию нарушений со стороны водителя-рецидивиста, спровоцировавшего ситуацию, которую в соцсетях окрестили «боевиком на Ямашева». Позднее скромный инспектор Марсель Бадрутдинов прославился схваткой на дороге с нарушителем, сотрудником военно-следственного отдела следственного комитета РФ по Казанскому гарнизону Игорем Пилипенко.

Несмотря на эти успехи, в республике остается ряд проблемных моментов. Так, в восьми районах республики зарегистрирован рост всех основных показателей аварийности, а в 9 районах превышен показатель ФЦП. В их числе, например, оказались Заинский, Сармановский, Тюлячинский, Чистопольский районы. Габдурахманов заявил, что будет чаще выезжать в эти районы с комиссией для усиления профилактики аварийности.


ПРОСМОТР СЕРИАЛОВ ЗА РУЛЕМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЙ

Возвращаясь к теме аварийности, начальник УГИБДД сообщил, что практически неизменными остаются основные причины происшествий с погибшими. Как и прежде, это касается выездов на встречную полосу и управление авто в состоянии алкогольного опьянения. «Одна из новых проблем прошедшего года — игнорирование требований по использованию ремней безопасности», — заявил Габдурахманов. По его словам, практически половина от всех погибших в ДТП зарегистрирована при столкновениях, а при выезде на встречку каждый третий случай аварии — смертельный.

Вместе с тем, некоторые водители выезжают на «встречку» по причине элементарного отвлечения от управления. «Это не только разговоры по телефону за рулем, но и всевозможные переписки, просмотры социальных сетей и видеороликов, а также проведение онлайн-трансляций», — сообщил  Габдурахманов. В качестве наглядного примера он привел известную трагедию, произошедшую 23 марта прошлого год  в Зеленодольском районе. Напомним, молодая девушка, пока вела трансляцию в соцсети, выехала на полосу встречного движения и столкнулась с пассажирским автобусом. Девушка погибла на месте ДТП еще до приезда скорой, также пострадали 5 пассажиров автобуса, в том числе 7-летний ребенок.

«Отвлечение на различные гаджеты имеет место и в этом году. 21 января водитель маршрутного автобуса при движении увлеченно смотрел сериал на планшете, размещенном на панели приборов. Тем самым он подвергал жизни и здоровье серьезной опасности», — заявил начальник УГИБДД. По его словам, можно назвать счастьем, что один из пассажиров вовремя сфотографировал этот вопиющий факт нарушения ПДД, за которое водитель, однако, был привлечен лишь к «жесткой дисциплинарной ответственности». Ввиду несовершенства законодательства в этой части, Габдурахманов обратился к депутату Нугуманову с просьбой помочь в ужесточении ответственности водителей за отвлечение от управления авто.

Артем Хохорин (справа) заметил, что за последние 5 лет был сделан «очень серьезный скачок вниз по травматизму, и надо понимать, что теперь каждый год будет даваться все тяжелее» Фото: Сергей Елагин

ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ ОСТАЛСЯ НА УРОВНЕ ПОЗАПРОШЛОГО ГОДА

Актуальной остается и проблема игнорирования многими водителями ремней безопасности. По статистике, число происшествий, где водитель или пассажир не были пристегнуты ремнями безопасности, увеличились на 12,6%, а число погибших при этом — на 84%. По сути, каждый шестой в ДТП с погибшими не был пристегнут. Чаще всего автоинспекторы слышат отмазки от водителей, что, мол, все равно подушка безопасности же есть. «Все это заблуждения!» — предупредил Габдурахманов. Он заявил, что этому вопросу сотрудники ГИБДД будут уделять особое повышенное внимание в этом и последующем годах. Даже в ГИС «Народный инспектор» уже добавили новую жалобу на не пристегнутых водителей.

Особую тревогу у начальника УГИБДД вызвал детский травматизм. В республике дети становятся участниками каждого восьмого ДТП с пострадавшими. Несмотря на то, что наблюдается снижение такого количества ДТП на 46 фактов и число в них пострадавших детей снизилось до 55, количество погибших детей остается на уровне 2016 года — 15. Однако, по словам Габдурахманова, это не только проблема Татарстана, но и всей страны в целом. Виной всему — пресловутое игнорирование детских удерживающих устройств и банальное незнание ПДД самими родителями.

«12 ноября на улице Мусина 9-летняя девочка в сопровождении своей матери пыталась перейти проезжую часть с нарушением ПДД в зоне видимости регулируемого пешеходного перехода. В результате она попала под колеса автомобиля и с многочисленными переломами была госпитализирована. Причем сама мать не пострадала», — привел яркий пример Габдурахманов.

В минувшем году удалось завершить инженерные мероприятия почти на всех аварийных участках дорог. Но, тем не менее все еще остается 131 участок концентрации ДТП. «Не все мероприятия на местах концетрации ДТП привели к ожидаемым результатам. На 33 из 173 участках показатели дорожно-транспортного травматизма не стабилизировались», — признался начальник УГИБДД. В целом за 2017 год выдано более 4 тыс. предписаний по выявленным фактам нарушений при содержании дорог. Их исполняемость увеличилась с 72 до 79%. «Очевидно, что планирование реализации мероприятий по устранению недостатков обустройства улично-дорожной сети и ликвидация аварийно-опасных участков невозможна при отсутствии соответствующего финансирования. Для этих целей при поддержке президента РТ нарабатывается практика использования средств остатков муниципальных дорожных фондов», — напомнил Габдурахманов. Во многом в существовании особо аварийных участков дорог виноваты муниципальные власти, которые наводят порядок только в районных центрах.

В целом же пресечено более 1 млн 512 тыс. правонарушений, задержано свыше 17 тыс. водителей в состоянии опьянения, в том числе лиц, отказавшихся от прохождения освидетельствования, зафиксировано 25 тыс. нарушений правил обгона, задержано более 7,5 тыс. водителей без прав, и выявлено 100 тыс. нарушений пешеходами. «Сегодня даже самый современный прибор автоматической фото- и видеофиксации не способен заменить инспектора ДПС», — расхваливал Габдурахманов своих сотрудников. По-своему это заявление звучало революционно — все последние годы ГИБДД, наоборот, можно сказать , молилась на камеры и другие технические средства.

Ленар Габдурахманов: «По всем этим районам лично с главами состоялся разговор. Думаю, что в этом году я лично сам еще раз поеду, и ситуация будет изменена в лучшую сторону» Фото: Сергей Елагин

ЭХО ЗАИНСКОЙ ТРАГЕДИИ

Одной из наиболее острых проблем в прошлом и текущем году останется обеспечение безопасности дорожного движения на пассажирском транспорте. Габдурахманов напомнил про трагедию в Заинске, когда 2 июля в аварии с автобусом из Самары погибли 14 человек, в том числе четверо детей. По словам начальника ГИБДД, все ошибки той трагедии учтены, сделаны соответствующие выводы и предприняты нужные меры. Например, проверено более 50 тыс. автобусов, по результатам составлено более 34 тыс. административных правонарушений. Но в республике сегодня все равно эксплуатируется более 500 автобусов, возраст которых уже преодолел отметку в 30 лет. Им будет уделено особое внимание, заявил главный автоинспектор республики.

После заинской аварии строже стали следить и за нарушениями в области охраны труда и отдыха водителей автобусов. Например, сейчас в тестовом режиме проверяется устройство по автовыгрузке информации о режиме труда и отдыха с карты водителя, что значительно упростит процедуру проверки.

Несмотря на это, продолжают фиксироваться вопиющие случаи нарушения водителями автобусов правил дорожного движения. Например, в прошлом году в Лаишевском автобусе задержан водитель вахтового транспорта с признаками алкогольного опьянения, перевозивший 9 пассажиров. А в Лениногорске задержали водителя городского транспорта и вовсе в наркотическом опьянении. При перевозке детей в Аксубаевском районе школьный водитель был пьяным. В Актанышском районе задержан с неисправными тормозами автобус, перевозивший юных спортсменов. Хотя, по словам Габдурахманова, ситуация с перевозками детей,  в принципе, улучшилась.

Сотрудниками  пресечено более 1 млн 512 тыс. правонарушений, задержаны свыше 17 тыс. водителей в состоянии опьянения, зафиксировано 25 тыс. нарушений правил обгона, задержано более 7,5 тыс. водителей без прав
Фото: Сергей Елагин

«НЕОБХОДИМО ИЗЫСКИВАТЬ РЕЗЕРВЫ, ЧТОБЫ ДИНАМИКА СНИЖЕНИЯ ВСЕХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАВМАТИЗМА ШЛА ВНИЗ»

По итогам доклада у Хохорина возникли вопросы к начальнику УГИБДД. Он признал в принципе успешной проведенную работу комиссией по безопасности дорожного движения в районах, но попросил Габдурахманова обозначить проблемные моменты. «Товарищ министр, основные претензии к нам в прошлом году предъявлялись по выездам в Актанышский район, очень большое количество недостатков. Определенные проблемы возникали и в Нижнекамске, куда мы даже выезжали три раза, — ответил Габдурахманов. — По всем этим районам лично с главами состоялся разговор. Думаю, что в этом году я лично сам еще раз поеду, и ситуация будет изменена в лучшую сторону».

Хохорин заметил, что за последние пять лет был сделан «очень серьезный скачок вниз по травматизму, и надо понимать, что теперь каждый год будет даваться все тяжелее». «Нам необходимо изыскивать резервы, чтобы динамика снижения всех показателей травматизма также шла вниз», — напутствовал министр.

Напротив здания главного республиканского ГАИ по иронии случилось ДТП
Фото: Максим Кирилов

После этого руководство УГИБДД заняло свои места, а журналистов, как и обещали, попросили удалиться. Выходивший в этот момент из здания главного республиканского ГАИ корреспондент «БИЗНЕС Online» по иронии судьбы заметил на дороге ДТП. Один из водителей не вовремя затормозил, из-за чего задняя часть его автомобиля встретила передний бампер LADA Priora.