... Сегодня в Москве на Гайдаровском форуме обсуждалась важная для регионов тема — разграничение полномочий между уровнями власти
Фото: president.tatar.ru

«ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ АГЕНТСТВ В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Сегодня в Москве начал работу Гайдаровский форум — традиционное посленовогоднее мероприятие, которое организует Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и которое обязательно посещает премьер-министр Дмитрий Медведев. Но еще до того, как в актовый зал ступила нога главы кабмина, в нем прозвучали весьма смелые речи, причем такую вольность допустил не кто иной, как президент РТ Рустам Минниханов. Сначала казалось, что сессия, посвященная эффективности бюджетных расходов, так и останется традиционной пикировкой главы Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой и министра финансов РФ Антона Силуанова. Однако стены актового зала еще помнили дух «бунта губернаторов», случившегося здесь ровно год назад. Его заводилой выступили не только Минниханов и примкнувший к нему калужский губернатор Анатолий Артамонов, возмущавшийся политикой федерального центра. Последний сегодня промолчал (возможно, просто не хватило времени), зато модератор сессии депутат Андрей Макаров просто не мог обойти вниманием, как он выразился, «дуайена губернаторского корпуса» Рустама Нургалиевича (так называют главу дипломатического корпуса).

Однако, чтобы читателю стала понятнее реакция Минниханова, обратимся к выступлениям предыдущих спикеров. Выступавшая первой Голикова пустилась с места в карьер. Она взялась критиковать существующую в стране трехуровневую систему госуправления, которая, с какой стороны ни посмотри, выглядела скверно. Так, по словам главы Счетной палаты, в 2016 году произошел «фактический отказ от установленных указом 2004 года основных принципов разграничения уровней госуправления». В итоге появились «внутренние противоречия в управленческом процессе и его финансовом обеспечении». Что имеется в виду? Например, возникли агентства с небольшой штатной численностью центральных аппаратов, для исполнения функций которых наряду с территориальными органами формировалась сеть учреждений, оказывающих госуслуги. «Их деятельность в качестве федеральных органов исполнительной власти не всегда эффективна, они фактически являются административной прослойкой между министерствами и учреждениями, которые находятся в их ведении с соответствующими финансовыми затратами. Это дает основание поставить вопрос о целесообразности существования агентств в качестве самостоятельных органов», — объявила Голикова. В этом случае она видит несколько вариантов развития событий. Те агентства, которые имеют сеть территориальных органов, могут быть включены в состав министерств или выделены как самостоятельные министерства. Те же, которые не имеют в регионах учреждений (а это, например, Рособрнадзор и Роспатент), могут быть преобразованы в казенные учреждения, подведомственные министерствам.

Возмутило Голикову и то, что из 16 министерств 13 имеют непрофильные подведомственные госучреждения. Так, лидером в этом плане стали минсельхоз, минкультуры и минспорт.

Нашли в Счетной палате нарушения и в системе образования, когда растет число бюджетных учреждений, оказывающих услуги на платной основе, которые становятся приоритетом их деятельности. Еще один «прокол» — рост «непрофильных» направлений подготовки в отраслевых вузах. Например, в Тимирязевской академии 40% направлений не являются для вуза профильными.

Андрей Макаров Андрей Макаров: «Вы как министр финансов согласны? Теперь все от вас зависит!» Фото: president.tatar.ru

ФСС + ФОМС + ПФР = ?

Важная для регионов тема — разграничение полномочий между уровнями власти. В Счетной палате пришли к выводу, что на 1 января 2017 года федерация передала регионам 113 полномочий в 17 сферах деятельности — рост на 82,3% по сравнению с 2012 годом. В итоге сейчас в осуществлении этих полномочий участвуют 1060 органов исполнительной власти регионов и 7429 органов местного самоуправления. «Очевидна сформировавшаяся в регионах устойчивая тенденция „трансляции“ этих полномочий на муниципальный уровень. Это приводит к потере прозрачности организации осуществления переданных полномочий, особенно в части регулирования движения бюджетных средств», — заявила Голикова. Впрочем, по ее же словам, субвенции регионам на осуществление отдельных полномочий порой были просто недостаточны, что в итоге приводило к дополнительным расходам субъектов. Как говорится, не мала баба клопоту — купила порося.

«Мы традиционно говорим о закреплении доходов. Но мне кажется, что есть основание поговорить все-таки об обмене полномочиями между регионами и федеральным центром. Но ни для кого не секрет, что, возможно, речь может идти о передаче на федеральный уровень платежа за неработающее население (социальные платежи в соответствующие фонды  прим. ред.) с соответствующим закреплением делегированных полномочий за регионами и при недостаточности финансового обеспечения возможное закрепление иных налоговых и, подчеркиваю, неналоговых доходов, к систематизации которых мы пока не подошли», — заявила Голикова.

Макаров незамедлительно предложил залу проголосовать, нужно ли что-то менять в системе делегирования полномочий. «Анатолий Борисович, к „Роснано“ это не имеет никакого отношения, можете нажать любую кнопку», — подколол он сидящего в зале Анатолия Чубайса. Тот продемонстрировал ему какой-то жест. «Анатолий Борисович говорит ничего не менять. Это достижение!» — продолжил шутить над самым известным российским реформатором Макаров. Тем временем на экране вывели результат — две трети зала проголосовали за передачу федералам почетного права платить за неработающее население. «Анатолий Борисович, вы сегодня оказались в меньшинстве. Вам не привыкать, как обычно», — продолжал диалог модератор.

— Очевидно, что регионы проголосовали за то, чтобы полномочия по страхованию неработающего населения были закреплены за федеральным центром, что с точки зрения здравого смысла абсолютно логично. Я думаю, Антон Германович, нам есть о чем подумать в перспективе ближайших трех лет, — обратилась Голикова к сидящему на сцене министру финансов.

— Антон Германович, согласны? — распалял его Макаров.

— Странно, если бы регионы по-другому проголосовали, — пожал плечами Силуанов, пребывавший в какой-то меланхолии. — Если мы говорим об обмене полномочиями вместе с доходными источниками. На месте региона я бы тоже сказал: «Заберите от меня это полномочие, оно стоит где-то 630 миллиардов рублей по России, чтобы мне больше с этим не связываться».

— Вы сейчас отвечаете за регионы, а я вас прошу ответить за министра финансов, — дразнил его Макаров. — Вы как министр финансов согласны? Теперь все от вас зависит!

Силуанов перестал сопротивляться, но и однозначное «да» говорить тоже отказался. «Потому что тогда надо смотреть комплекс мер по уточнению полномочий центра, регионов, источников, которые мы тогда будем забирать у субъектов РФ для того, чтобы это полномочие реализовывать на федеральном уровне. Я считаю, что, конечно, есть много таких полномочий у регионов, которые, возможно, надо забирать...» — рассуждал он. Закончить эту длинную логическую цепочку Макаров не дал, снова передав слово Голиковой.


Та закончила речь критикой структуры ФСС, ФОМС и ПФР. Вместо них она предложила создать единый государственный внебюджетный фонд. «По опыту большинства аналогичных институтов, объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять собой уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности. Почему в публичной собственности? Потому что часть бюджета этого фонда — а именно сейчас страховые взносы — администрирует ФНС, она таковым администратором остается. Речь идет о распределении тех ресурсов, которые поступают в качестве доходной части», — заявила Голикова.

Следующий оратор — согласно программе, им был Силуанов — откровенно отбывал номер. У него явно не было желания вступать в споры: министр ограничился набором стандартных фраз и, как показалось, облегченно вздохнул, когда его время истекло. Краток был и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, но унылым его спич не назовешь. Вот лишь несколько фрагментов: «размножение учреждений» (про структуру госуправления), «мелочный контроль и вал отчетности» (про регулирование бизнеса), «верный путь к отбору наиболее неэффективных, затратных решений» (про существующую систему госзакупок), «конкурсная комиссия — никакой персональной ответственности» (про нее же).

После этого и пришла пора «дуайена губернаторского корпуса».

Рустам Минниханов Рустам Минниханов: «Если данный руководитель субъекта не подходит под эти задачи, меняйте его, оказывайте недоверие» Фото: president.tatar.ru

«ОТКУДА СИЛУАНОВ ВОЗЬМЕТ 600 МИЛЛИАРДОВ? ОН ВОЗЬМЕТ У НАС, МОСКВЫ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКА»

«Каждый по-своему видит, даже по передаче полномочий. В принципе, все проголосовали за передачу полномочий. Я проголосовал против», — вернулся Минниханов к проведенному опросу. Отчего же, казалось бы, он разошелся с мнением большинства? Оказывается, научил горький опыт. «Любые передачи полномочий — мы теряем. Вот 1 процент налога на прибыль забрали, за хорошую работу немножко денег дали, спасибо, конечно, но это 30 процентов от того, что забрали», — возмутился президент РТ, отсылая зал к дискуссии годичной давности.

«Моя просьба: пять лет не трогайте ничего. Поставили — давайте пять лет поработаем. Пять лет. И я буду понимать, сколько доходов мы заработаем, — взмолился он, глядя на невозмутимое лицо Силуанова. — Вы принимаете решение — движимое и недвижимое имущество — это наши доходы. Почему вы такие решения принимаете? Или какие-то вычеты из подоходного налога? Почему вы принимаете без нас какие-то льготы?»

О чем говорил глава республики, понятно. В ноябре Госдума в окончательном чтении приняла законопроект о возрождении налога на движимое имущество бизнеса (станки, транспорт и т. д.). Ставку налога, которая в текущем году не может превышать 1,1%, устанавливают регионы. Впоследствии она может быть увеличена до 2,2%, при этом субъекты РФ имеют право вводить льготы вплоть до полного освобождения от налога. Так что в декабре Госсовет РТ принял, а президент республики утвердил закон о введении в Татарстане с 2018 года налога на движимое имущество юрлиц. Что касается налога на прибыль, то его ставка с 2009 года составляет неизменные 20%. Однако первые 7 лет 18% перечислялись в бюджет региона, только 2% — в федеральный бюджет. Но с 1 января 2017 года, когда федеральный бюджет затрещал по швам, распределение изменилось — 17% и 3% соответственно.

«Откуда Силуанов возьмет 600 миллиардов [на выплаты за неработающих граждан]? Он возьмет у нас, у Москвы, Ханты-Мансийска, Ямало-Ненецкого округа и других регионов (доноров). Понятно, у каждого — свои интересы. На месте Силуанова я бы так же сделал — забрал. Я тоже министром финансов работал, поэтому понимаю его состояние», — сделал примирительную оговорку президент РТ. Впрочем, все равно казалось, что дискуссии по поводу межбюджетных отношений в высоких коридорах до сих пор идут, компромисс стороны вроде так и не нашли.

«Поэтому просьба какая? Чтобы это было все понятно. Если у нас не будет мотивации роста, создания новых рабочих мест, повышения эффективности работы наших предприятий, то какой смысл?» — развел руками Рустам Нургалиевич.

По теме госуправления, которую так долго критиковала Голикова, у Минниханова тоже накопилось много вопросов, особенно относительно того, как же оценивать эффективность работы государственного и муниципального служащего. Для этого Татарстан обратился даже к опыту зарубежных стран — ответа пока не нашли. «Я опять задание дал, какие-то индикаторы, меры поощрения. Талия ездила в Сингапур — как у них там. Сейчас делаем совокупность. Возможно, что-то мы придумаем», — вздохнул президент РТ. Глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина в этот момент согласно кивала и улыбалась.

Но эту тему с ее заботами Минниханов быстро отодвинул и начал рассуждать о том, что и без того много сфер и направлений, где прожигаются средства. «Но я думаю, что больше денег мы теряем на других вещах. Как только мы начинаем здесь сокращать, появляются подведомственные учреждения, их полно. Во-вторых, предпринимательская деятельность — это вроде бы хорошо. Но они начинают зарабатывать деньги, те люди, которые приходят за услугами, оказываются сзади. То есть все эти вещи должны быть четко регламентированы — какая стоимость, какое время должно быть», — прокомментировал президент РТ предоставленное госучреждениям право оказывать платные услуги. Тут он вспомнил и про пример Татарстана, где к Универсиаде построили много спортивных объектов, но их содержание для бюджета влетало в копеечку. «Мы определяем количество часов для детских спортивных школ и говорим: 50 процентов денег на содержание вы должны заработать. Везде должны быть четкие ориентиры, как и куда двигаться», — считает Минниханов.


«В стране шальных денег, кроме бюджета, нет. Везде есть собственники. Только бюджет. Только там, — повторил Минниханов мысль, которую он в последнее время приводит из совещания в совещание, возмущаясь разбазариванием государственных средств и имущества. — Можно объект построить за 10 миллионов [рублей], а можно — за 100. Зачем строить за 100 миллионов, если можно построить за 10?  В деревню приезжаешь — школа как корабль. Зачем такие дорогие школы, садики? Я не против этого, но это чересчур, это стоит денег».

Казалось, Минниханов очень спешил, пытаясь за короткое время вспомнить обо всем, где можно было бы сэкономить. «Или появляются новые пожарные нормативы: сегодня сигнализации и противопожарные системы — 10–15 процентов от стоимости объекта. Мы можем значительные ресурсы сэкономить, — перечислял он, прыгая с темы на тему. — Когда будет нормальная система классификации товаров, то есть четко будем знать, молоко, кефир какой, хлеб какой. Тогда мы сможем четко понимать, что они покупают. Надо централизовать эти закупки... Или купили оборудование дорогостоящее, расходных материалов не хватает. Мы их купили, а они неэффективно используются. Надо создать диспетчерский центр и следить, сколько это оборудование оказало услуг. Вот таких вещей для повышения эффективности много».

Тем не менее заканчивал Рустам Нургалиевич все той же просьбой ничего не менять, а если и менять, то хотя бы советоваться с регионами. «Если решения принимались ведомствами, спросили бы, как это повлияет. У нас 85 регионов разных, возможно, для кого-то решения подходят, а на кого-то будут влиять отрицательно», — считает он.

— Вы сказали, что пять лет ничего не трогать. Сначала изменить и не трогать? Или уже сейчас ничего не трогать? — уточнил Макаров.

— Лучше ничего не трогать. Откуда Силуанов возьмет 600 миллиардов? У нас, — уверено рапортовал президент РТ.

— Наконец, главы регионов пришли к той же точке зрения, что и бизнес, который хочет от государства только одного — чтобы он их не трогал и не замечал, — резюмировал модератор.

Минниханов же вставил еще одну любимую ремарку — о доверии к регионам. «Что касается полномочий, любой субъект может эти полномочия решать. Доверяйте. Чего вы боитесь? Если данный руководитель субъекта не подходит под эти задачи, меняйте его, оказывайте недоверие. Но как с Москвы можно такой огромной страной управлять? У вас есть руководители регионов, им надо доверять», — почти по-отечески посоветовал он.

Анатолий Чубайс По мнению Чубайса, итог вышел не совсем тот, к которому стремились: «Как это всегда бывает в России, мы перебрали, перецентрализовали» Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«КАК ЭТО ВСЕГДА БЫВАЕТ В РОССИИ, МЫ ПЕРЕБРАЛИ»

Не раз упоминаемый всуе Макаровым Чубайс завершал дискуссию. И его слова, того, кто чересчур увлекался реформами, по сути, стали откровением. Один из архитекторов реформ 1990-х заявил, что сегодняшние проблемы лучше всего видны в историческом срезе. «Я предложил бы вместе взглянуть на то, что произошло с ними за 15–17 лет. В начале 2000-х мы начинали с ситуации абсолютного разнобоя в региональных законодательствах, мы начинали с ситуации, когда Конституция Татарстана прямо противоречила Конституции РФ, когда полномочия региональных губернаторов были запредельными, беспредельными, когда Совет Федерации состоял из представителей губернаторов или самих губернаторов, когда не было полпредов и так далее», — вспоминал глава «Роснано».

Тем не менее, по его словам, с тех пор прошло два процесса. Во-первых, гармонизация правового поля. «Слава богу, никаких ужасов, законодательных и конституционных, которые были в стране в начале 2000-х, сегодня нет», — с облегчением отметил Чубайс. Это было, по его словам, «фундаментальным оздоровлением России как государства», которое спасло ее от распада.

Второй процесс волновал главу «Роснано» куда больше. «Радикальное усиление правоохранительной системы, ее возможности влиять. Любой вопрос в любом регионе в течение суток решат, не спрашивая ни одного из уважаемых губернаторов», — объявил он.


Итог же, по мнению Чубайса, вышел не совсем тот, к которому стремились. «Как это всегда бывает в России, мы перебрали, перецентрализовали. Очень трудный был разворот через сердца и души сидящих здесь людей. Переломали, пошли вперед. В итоге, с моей точки зрения, пришли к существенной радикальной перецентрализации на фоне однородного правового пространства», — признал он. Выход в представлении Чубайса один — разворачиваться обратно. «Конечно, нужно федерализм, который в Конституции России заложен, начать наполнять реальным смыслом. Надо ли делегировать полномочия? Конечно, надо. Надо ли их обеспечивать бюджетными источниками? Конечно, да. Вопрос гораздо глубже — его основа политическая. Это вопрос политического устройства страны. В этом устройстве, с моей точки зрения, к рубежу 2018 года нам надо всерьез и по-настоящему поставить тему, которая называется восстановлением российского федерализма», — пафосно закончил он.

После этого гостей попросили освободить зал: его надо было готовить к приезду Медведева.

Вероника Скворцова Вероника Скворцова порадовалась, что в России удалось существенно снизить табакокурение, потребление алкоголя, а параллельно увеличить число активно занимающихся спортом и сформировать стратегию здорового питания Фото: kremlin.ru

«ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НАШИ ГОРОДСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ СЕРЬЕЗНО ОТСТАЛИ»

Эта дискуссия стала вторым мероприятием Гайдаровского форума, начался же он с делового завтрака, в котором приняли участие министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, Минниханов, главы других регионов, а также представители бизнеса, в том числе иностранного. Согласно программе, должна была появиться и министр образования РФ Ольга Васильева, но вместо этого она выехала в Пермь, где накануне произошла кровавая резня в местной школе. Завтрак, тему которого обозначили как «Инвестиции в сферу общественного здоровья», на правах хозяина открывал ректор РАНХиГС Владимиру Мау, заявивший, что пермские события показывают, на каком уровне сегодня в стране находится общественное здоровье. Он напомнил известный гайдаровский тезис о том, что государство, которое создаст лучшее здравоохранение и образование, будет иметь фору в XXI веке.

Губернаторы делились опытом своих регионов — разумеется, позитивным, а Павел Кадочников из центра стратегических разработок рассказал, что готовит предложения по стратегии на 2018–2024 годы. Одной из тем станет бюджетный маневр — увеличение расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру. По словам Кадочникова, экономический рост в РФ возможен за счет роста инвестиций и повышения производительности труда. «На здравоохранение мы тратим 3,3 процента ВВП, но 4 процента — это самый минимум, чтобы как-то находиться среди стран по уровню развития. На образование мы тратим 3,6 процента, но нормальный ориентир — это 4,4 процента. Если бы мы этот маневр сделали в 2011 году, то у нас сейчас темпы роста были бы на один пункт выше», — считает эксперт.


Слово на деловом завтраке взял и Минниханов, поделившийся опытом Татарстана по созданию современной инфраструктуры здравоохранения в республике. «Без инвестиций в инфраструктуру достичь серьезных результатов сложно», — убежден президент РТ. Он рассказал, что в предыдущие годы в Татарстане было создано 13 центров высокотехнологичной помощи. «Это хорошо, но оказалось, что мы недорабатываем в первичном звене. В последние годы мы много вкладываемся в первичное звено: нашли способ, как быстро строить модульные ФАПы, мы их сделали более 400, привели в порядок более 1,5 тысяч объектов первичного звена в райцентрах и сельской местности», — рассказал глава республики. «Но оказалось, что наши городские поликлиники серьезно отстали. У нас есть программа — за 2017–2018 годы мы должны полностью привести наши поликлиники под стандарт „Дружелюбной поликлиники“, который мы у себя утвердили», — сообщил Минниханов.

Он добавил, что в этой работе серьезно помогает система информационных технологий в области медицины, когда снимок, сделанный в определенном районе, могут тут же посмотреть специалисты в центральных клиниках и помочь с постановкой диагноза и назначением лечения. Президент считает, что можно купить томограф и другую дорогую технику, но без хороших специалистов не будет хорошей медицины, поэтому в республике действует программа субсидий для привлечения медицинских работников к работе на селе, а также система переподготовки и повышения квалификации кадров.

ГЛАВА MASTERCARD В РОССИИ ПРОРОЧИТ БОЛЬШОЕ БУДУЩЕЕ «КАРТЕ ЖИТЕЛЯ РТ»

В качестве примера использования современных технологий в медицине был приведен проект «Карта жителя РТ», которая внедряется сегодня в Зеленодольске. Об этом проекте рассказывал уже не Минниханов, а глава Mastercard в России, Казахстане, Беларуси и Армении Алексей Малиновский. «Мы берем традиционный платежный инструмент — обычная банковская карта с чипом и бесконтактной технологией — и дополняем эту карту нефинансовым функционалом — приложениями, которые позволяют делать не только платежи, но и пользоваться транспортом, услугами социальной сферы. Также есть медицинское приложение: на карте есть СНИЛС, электронная цифровая подпись, что важно для идентификации пациента. Выпускается карта бесплатно», — подчеркнул Малиновский.

«Что это дает? Когда пациент приходит в медучреждение, ему достаточно приложить карту к терминалу, чтобы самому записаться к врачу, после приложения такой карты на экране сотрудника медицинского учреждения сразу появится карта болезни. Скорость записи к врачу возрастает в 5–7 раз. У врачей и персонала остается больше времени, чтобы заниматься своей работой, что позволяет избежать бумажной волокиты», — уверен глава Mastercard в России.

По словам Малиновского, врач может выписать рецепт на карту жителя, подписав его своей цифровой подписью. Пациент может приобрести лекарство в аптеке, также приложив карту к терминалу, после чего у провизора высвечиваются сведения не только о рецепте, но и о имеющихся скидках и льготах.

«Все врачи скорой помощи обеспечены планшетами, у которых есть бесконтактный интерфейс. Если человеку плохо на улице, то врачу скорой достаточно приложить его карту к планшету, чтобы сразу получить на экране всю историю болезни пациента, его аллергический анамнез и прочее. Это позволяет спасать жизни», — убежден Малиновский. Он уверен, что у проекта большое будущее, и не только в Татарстане, но и в других регионах.

Подвела черту под обсуждениями за чашкой чая министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она порадовалась, что в России удалось существенно снизить табакокурение, потребление алкоголя, а параллельно увеличить число активно занимающихся спортом и сформировать стратегию здорового питания. По ее словам, вклад федерального бюджета в сферу здравоохранения в последние годы прилично вырос: за последний год — плюс 333 млрд рублей (рост — 21%) только по программе ОМС. Соответственно, растут и субвенции регионам. «Онкологическая помощь, в том числе химиотерапия, — плюс 80 процентов к уровню прошлого года, онкологическая хирургия — плюс 60 процентов», — привела примеры Скворцова, добавив, что борьба с онкологией станет абсолютным приоритетом 2018 года.

Также минздрав РФ взял курс на деперсонализацию данных о пациенте с тем, чтобы доступ к ним был исключительно у самого человека. «Каждый сам решает, с кем делиться данными. Если он выбрал себе на год лечащего врача, значит, он подписал возможность именно ему их передать, но врач всякий раз должен согласовывать с пациентом, если захочет поделиться ими с кем-то еще», — напоследок заглянула в недалекое будущее министр.