«Меня не покидает вопрос: почему ни Фарид Мухаметшин, ни Разиль Валеев, ни Ринат Закиров так и не выразили свою позицию от имени татарского народа?» — пишет политолог Руслан Айсин, возвращаясь к эпохальному заседанию Госсовета РТ, на котором было поддержано решение федерального центра о добровольном изучении татарского языка в школах. Об одном слове против мейнстрима, способном поменять ход истории, но так и не сказанном в стенах татарстанского парламента, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
На этой сессии страстей не было. Гробовая тишина зловеще нависала над депутатами. Ни один из присутствующих народных избранников не выступил против или же не воздержался при голосовании / Фото: gossov.tatarstan.ru
«НА ЭТОЙ СЕССИИ СТРАСТЕЙ НЕ БЫЛО»
Парламентаризм в нашей стране — понятие почти ругательное. Политики и чиновники его чураются, считая, что в нем заложена какая-то крамола под монолит единоначалия. Есть удивительные лексические прозрения наших сановников, выдающих их отношение к этому представительному институту. Например, экс-спикер Госдумы Борис Грызлов сказал: «Парламент не место для дискуссий». Сама Госдума или региональные законодательные собрания выступают всего лишь приводными ремнями исполнительной власти. Сверху пришла разнарядка проголосовать за такой-то законопроект — парламент утверждает. Возмущения отдельных депутатов роли не играют. «Бешеный принтер», как назвали Госдуму в 2012 году некоторые политики, лишь функция.
Интересно, что 20 ноября текущего года было столетие со дня образования первого парламента татарского народа — миллят меджлиси. В этот день столетие назад в Уфе открылось его первое заседание в составе 110 депутатов. Один депутат представлял примерно 50 тыс. избирателей. Но юбилей прошел незамеченным. Нынешний татарстанский парламент — Государственный Совет — можно сказать, затмил юбилей предшественника драматическим событием: 29 ноября он единогласным решением 71 присутствующего на сессии депутата проголосовал за то, чтобы «принять меры по организации учебного процесса» в соответствии с предложениями минобрнауки РФ, попросту говоря, исключить татарский язык из числа обязательных школьных предметов, а фактически исключить татарский из числа государственных языков РТ.
Большинство татарской общественности понимало, что в этом лобовом противостоянии с Москвой итог практически известен, но все же лелеяло надежду на компромисс, на то, что татарский язык будет изучаться как государственный язык республики (хотя бы 2 часа в неделю), о чем еще до сессии заявлял президент РТ Рустам Минниханов. Сам он на сессии не был. Скорее всего, он это сделал в знак протеста, для того, чтобы оградить себя от имиджевых потерь внутри и хоть таким образом сообщить «городу и миру», что в демократическом государстве вопросы нужно решать по-другому, а не через колено. Напрямую привязывать себя к этому публичному унижению, когда грозный прокурор Илдус Нафиков, выполняя поручение федерального центра, вещал и грозил с трибуны, президент не пожелал.
На этой сессии страстей не было. Гробовая тишина зловеще нависала над депутатами. Ни один из присутствующих народных избранников не выступил против или же не воздержался при голосовании. Никто не нашел в себе мужества высказать свою позицию, которая кардинально отличалась от той, что они поддержали. И по гамбургскому счету в этот момент Госсовет Татарстана перестал восприниматься (пусть и формально, с оговорками) как субъект политики, как отдельная ветвь власти. Госсовет до последнего пытался позиционировать себя как еще не затухший окончательно полюс самостоятельности. Несколько депутатов продолжали поднимать национальные темы, но и их голос потух. Поддержать государственный язык, как говорится, не повернулся язык.
«БАНАЛЬНОСТЬ — ЭТО ТО, ЧЕМ ЗАГРУЖАЮТ МОЗГИ И УШИ НАИВНЫХ ЛЮДЕЙ»
Какая-то ухмылистая ирония буквально окружает эту сессию Госсовета РТ. Нардепы в этот же исторический день (именно так, без вальяжного пафоса!) приняли поправки в республиканский закон «О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан». Согласно принятым поправкам любая встреча депутата со своими избирателями, если она проводится не в помещении, не в специально отведенном месте и не во дворе, приравнивается к публичному мероприятию, а это означает участие в незаконной публичной акции. Как шутили во времена моей юности, больше трех не собираться, больше часа не стоять. Вот уж где шутка незаметно по-кэрроловски превращается в кривую реальность.
Теперь депутаты татарстанского парламента, сознательно наступающие себе на шнурки, не смогут апеллировать к широкой общественности и призывать ее поддержать их. Даже невинный выход нескольких молодых людей с татарским учебником «Алифба» к зданию Госсовета с желанием повидаться со своими депутатами привлек внимание местной прокуратуры. Любое проявление общественной инициативы и воли сегодня пресекается.
Я предлагаю читателю углубить проблематику, посмотреть на политику немного с другого ракурса — необывательского. Это поможет нам понять суть многих вещей, кажущихся нелогичными. Современная публичная политика — это реалити-шоу, бесконечный сериал со всеми элементами жанра: комедия, триллер, драма, ужасы (для большей эмоциональной отдачи со стороны зрителя). Настоящая закулисная политика скрыта плотной завесой от внимания лупоглазого обывателя.
Банальность — это то, чем загружают мозги и уши наивных людей. Чем больше банальности и треша, тем лучше. К примеру, Дональд Трамп и Хиллари Клинтон — две стороны одной медали. Кому-то нравится реверс, кому-то — аверс, но суть медали от этой симпатии не меняется. Камню же все равно, какой там тренд и настроения за окном.
Почему ни Фарид Мухаметшин, ни Разиль Валеев так и не выразили свою позицию от имени татарского народа, ведь его, в частности, они и представляют?
«РАБОТА ПО ДЕМОНТАЖУ ПРОЕКТА «ТАТАРСТАН» ИДЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ»
Большая политика, конечно, использует эти публичные фигуры, но не более того. Они репрезентация определенного решения или курса. Политики выступают персонификацией системы, ее посланным обывателю вниз институтом мытарей, надзирателей, смотрителей, позирующих в отведенной им роли. Знающие и понимающие люди ухмыляются при виде «идолов-политиков». Они-то знают, кто дергает их за ниточки, ведь выборы — это не только такая вот внешняя обманка «власти большинства», то есть демократии, но и иллюзия того, что их слышат, внимают мольбам и требованиям просителей (читай, избирателей). А иллюзия — лучшее из того, что воспринимает простое человеческое сознание.
При этом в исполинско-бесчеловечном механизме всегда есть люфт, зазор, который позволяет нарушить ход громадных шестеренок, остановить его. И это связано с человеческой волей, связанной с волей Всевышнего и своего народа.
Вновь возвращаясь к теме исторической сессии Госсовета, меня не покидает вопрос: почему ни Фарид Мухаметшин, ни Разиль Валеев, ни Ринат Закиров так и не выразили свою позицию от имени татарского народа, ведь его, в частности, они и представляют? Теперь же доверие к парламенту, судя по настроению общественности, ушло в песок окончательно. Иной раз одно слово против мейнстрима способно поменять ход истории. Таким образом в 80-х Борис Николаевич восстал против Политбюро и Горбачева и поменял судьбу СССР, России и даже мира.
В момент, когда над республикой сгущаются тучи, а работа по демонтажу проекта «Корпорация Татарстан» идет полным ходом, молчание можно считать преступлением против народа, истории, совести. Согласно Книге Даниила, входящей в корпус Ветхого Завета, во время пира царя Вавилонского Валтасара на стене зала празднеств высветилась таинственная надпись: «Мене, мене, текел, упарсин» («Взвешен, измерен, оценен»). Местные жрецы не смогли расшифровать это послание, однако пророк Даниил его понял и пояснил, что царству Вавилонскому конец...
Надо уметь просчитывать знаки свыше и понимать, что все будет «взвешено, измерено, оценено». Не нами, уважаемые народные депутаты, молчаливо поставившие каждый свою подпись под бумагой минобра, так Богом, историей и потомками...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 593
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.