По теме эмоционально выступили депутат Разиль Валеев (слева), председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров (справа). В результате единогласно острый вопрос о языках включили в повестку дня

«МЫ ЗАШЛИ ЧЕРЕСЧУР ДАЛЕКО. МЫ ВЕРНУЛИСЬ В 90-Е ГОДЫ»

Еще до начала сегодняшнего заседания Госсовета РТ на заседании фракции «Единой России» обсуждать «языковой вопрос» не стали. Это и понятно — страсти по нему разгорелись слишком жарко. Это стало заметно и при — обычно спокойном и мирном — обсуждении вопросов повестки дня. Сразу несколько депутатов рвались на трибуну и требовали включить в повестку языковой вопрос. По регламенту спикер ГС Фарид Мухаметшин вынужден был дать каждому желающему слово, попросив не политизировать и проворчав: «Иначе мы повестку полдня будем утверждать...» Ну не полдня, однако целый час на это потратили. По теме эмоционально выступили депутат Разиль Валеев, председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров, защитивший прокуроров и минобрнауки РТ депутат Николай Рыбушкин, высказавший свою точку зрения спикер ГС... В результате единогласно острый вопрос о языках включили в повестку дня.


И тут слово взял президент РТ Рустам Минниханов. Его выступление оказалось довольно жестким.

«Я тоже по этому вопросу должен высказаться. Мы зашли чересчур далеко. Мы вернулись в 90-е годы. Как можно сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было, — русский, татарин?.. — начал президент РТ. — Наверное, эта тема имела место, ее надо было рассмотреть, но не в той форме. После того как появился такой документ, мы по моему поручению создали рабочую группу, правительство и сегодня работает. Мы работали, в том числе вместе с прокуратурой. Отстаивали, доказывали, поправляли наши учебные планы с учетом тех требований или тех моментов, которые присутствуют. Я считаю, что эту работу надо было спокойно довести до конца. Я обращался и к прокурору, Илдус Саидович [Нафиков], к вам, я обращался и к генеральному прокурору [Юрию Чайке], что нам нужно время, чтобы мы с министерством образования Российской Федерации эту работу могли довести до конца, объяснить людям. Но, к сожалению — я очень сожалею — здесь виноватыми оказались директора школ... И я считаю, что это совершенно неправильно. Вина, как вот сказал депутат Рыбушкин, наверное, есть у всех у нас. Но не у директоров школ! Директора школ выполняли те инструкции, ту систему, которая у нас сложилась. Сегодня директора школ — это интеллектуальный потенциал нашей республики. В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали некий вот такой... Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо, по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину. Ведь, в принципе, надо было это дело продумать».

«Как получается? — продолжил Минниханов. — Нам нужно было время, чтобы все эти вопросы решить. К сожалению, министерство образования Российской Федерации не отреагировало, но сейчас у нас идет конструктивный диалог. Я уверен, что мы найдем общие точки решения данного вопроса. И нельзя трактовать как кому вздумается. Ну как может быть изучение государственного языка добровольным? Это нигде в мире такого нет! Если где-то есть в мире, покажите! Да, он добровольный в Швейцарии — ты из четырех языков выбираешь два языка. У нас нет такого. У нас один государственный язык нашего субъекта. Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и данную работу ведем!»

Президент обратился к парламенту: «Я бы попросил, во-первых, депутатский корпус. Этот вопрос в процессе обсуждения, и у нас, наверное, будут итоги нашей работы с министерством образования, мы вам доложим, как работа идет. Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается, я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать! Он уже чересчур вышел за пределы. Сейчас уже оппозиционные структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами. Разве можно это позволить?»


«Я ОЧЕНЬ ПРОШУ СЕГОДНЯ НЕ НАГНЕТАТЬ СИТУАЦИЮ»

«Я обращаюсь, Илдус Саидович, к вам как к прокурору республики, — сказал президент РТ. — Я вам говорил: если у вас есть претензии, обращайтесь ко мне, привлекайте меня. Привлекайте [спикера ГС РТ Фарида] Мухаметшина. Но зачем директоров школ терроризировать? И если есть даже предписание... Но зачем? Это же наши люди! Ну как можно таким образом работать с людьми? Это ваше право, вы дали свои предписания, мы их должны выполнять. Но вы дайте предписания нам, спросите с депутатов, спросите с  меня. Мы знаем, что много что надо нам поменять. Вы же знаете, какие документы мы подготовили. Мы данный вопрос с вами открыто обсуждаем, никто этого не скрывает. Но сегодня мы зашли уже чересчур далеко. Если мы сегодня еще на заседании Государственного Совета будем нагнетать эту ситуацию... Я считаю, что в рабочем порядке мы должны отработать с министерством образования наши вопросы, потом доложим... Если у нас не получилось, мы скажем, что у нас не получилось. Если получилось — какие нужны будут изменения».

И снова Рустам Нургалиевич адресовал свои слова депутатам: «Я обращаюсь, к вам, чтобы мы сегодня этот вопрос не обсуждали. Нам нужно время, чтобы мы довели до логического завершения ту работу, которую ведем».

«Вот вчера очень хорошая встреча, мероприятие было на базе ассамблеи [дружбы народов], они тоже поддержали ту схему, которую наработало правительство, — напомнил Минниханов. — Илдус Саидович, я прошу, к директорам школ вопросов пока не должно быть. Мы отработаем и перед вами тоже отчитаемся. Мы тоже такие же люди, которые отвечают перед главой государства. Только вы в один момент все изменить силовым методом не должны, вы и так уже породили столько напряжения. Хотя договоренность была такая, что нам нужно время и мы в этих вопросах в рабочем порядке вместе с вами будем наводить порядок. Я считаю, что здесь вы должны подсказать тем руководителям, которые в районах и городах, они должны соблюдать этикет — к директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать?

«Илдус Саидович, я прошу, к директорам школ вопросов пока не должно быть. Мы отработаем и перед вами тоже отчитаемся»

Мы все законы Российской Федерации будем выполнять, но законы каждый по-своему не должен трактовать. Есть закон, есть Конституция России, есть Конституция республики, есть закон Республики Татарстан, который принят. 20 с лишним лет мы по этим законам жили и работали. Наверное, надо было внести некие коррективы и изменения, мы согласны. Мы же не оспариваем количество русского языка. Почему получилось, что родной язык перебирали за счет русского? В федеральном стандарте сократили количество татарского языка. И конечно же, неоднократно это поднималось: в части изучения, методики изучения государственного языка — здесь есть, конечно, вопросы. Мы это тоже понимаем».

«Поэтому я очень прошу сегодня не нагнетать ситуацию, она и так... Сегодня вот кому интересно расшатать стабильность? — задал жесткий вопрос Минниханов. — Это же не только Татарстана касается. Огромное количество обращений со стороны татар, они тоже следят за этими вопросами. Поэтому нам надо выдержанно этот путь завершить до конца и тем самым, главное, обеспечить стабильность. Чтобы у нас не было никакого раздрая. Как мы можем классы — татарин, русский — разделять?.. Это неприемлемо. Республика всегда отличалась стабильностью... С учетом этого, Фарид Хайруллович, сегодняшнее обсуждение [языкового вопроса] я бы просил перенести. Я думаю, у нас будет в ближайшее время что сказать и довести необходимую работу до логичного завершения».


МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ: «В ТЕЧЕНИЕ ЭТОГО УЧЕБНОГО ГОДА НЕ ЗАТРАГИВАТЬ ЯЗЫКОВЫЕ ВОПРОСЫ»

Слово на заседании взял также госсоветник РТ, первый президент РТ Минтимер Шаймиев: «У меня есть пожелание, один момент. Это неукоснительно, с моей точки зрения, должно соблюдаться, ведь 25-летие Конституции Татарстана в этом году, на будущий год 25-летие Конституции Российской Федерации. В них безупречно написаны соответствующие статьи. Мы, соблюдая эти законы, 25 лет работали. Какая необходимость в течение учебного года наскоком это делать? Я не знаю, какие мотивы. Даже не вникая в них, это аморально! Покушаться сейчас на весь воспитательный, учебно-воспитательный процесс... Мы обучаем в школах с утра до ночи, как говорится, годами, десятилетиями, во все времена добру, терпимости и так далее и так далее. Как будто специально на учителей, которые несут грамоту и ведут воспитательный процесс... А учащиеся тоже у нас подготовленные. Действительно, политизируем их уже... Я к чему это говорю? В основу пожелание такое — в течение текущего учебного года не затрагивать эти вопросы, продолжать ту работу, которая сейчас ведется, потому что она, я думаю, выйдет на определенный конструктив. О чем мы говорили, всегда договаривались и находили договоренности. И мы должны на августовском совещании наступающего года суметь быть в состоянии доложить о стандартах и о том, как будем дальше действовать. Сейчас что-либо менять — это невозможно просто. 25 лет работали, и вдруг в середине учебного года взяться за разрушение. Что случилось-то? И что случится за несколько дней? То, что после выступления Владимира Владимировича Путина... Он проявил, я еще раз хочу сказать, озабоченность состоянием государственного русского языка прежде всего, при этом поддерживая обучение на родных языках... Почему мы делаем такую перегонку? Поэтому в основу пожелание такое — до конца учебного года продолжаем конструктивную работу, не затрагивая учебный процесс...»

В результате депутаты Госсовета РТ приняли решение не закрывать сегодняшнюю сессию, отложив рассмотрение вопроса о преподавании государственных языков на другой день.