Сегодня в Доме дружбы народов, что в центре Казани, высокопоставленные республиканские чиновники объясняли руководителям районных методических объединений учителей татарского и русского языков суть возможного решения «языкового вопроса» в школах Татарстана. О том, какое решение единогласно приняло высокое собрание, какая судьба ждет 2,8 тыс. педагогов и почему Александр Терентьев «ничего не гарантирует», — в материале «БИЗНЕС Online».
В самый настоящий режимный объект превратился сегодня Дом дружбы народов в Казани. Здесь решался «языковой вопрос» для средних образовательных учреждений Татарстана
ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАК РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ
В самый настоящий режимный объект превратился сегодня обычно доступный для посетителей Дом дружбы народов в центре Казани. Здесь «под замком» от прессы собралось так называемое «представительное собрание», на которое позвали руководителей методобъединений учителей русского и татарского языков, муниципальных родительских комитетов, а также чиновников всей мастей — от представителей аппарата президента РТ до депутатов Госсовета РТ. О мероприятии не объявляли публично, поэтому даже многие собравшиеся не знали до конца цели своего приезда в столицу Татарстана. Гостям из районов даже не сразу сообщили о месте собрания.
Тем не менее журналисты двух-трех неравнодушных к теме СМИ все равно дежурили с утра на улице Павлюхина. А в социальных сетях еще ночью появилась информация, что в Казань якобы приехала начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования минобрнауки России Светлана Ермакова. «Светлану Даниловну с нетерпением ждем не только мы, но и министерство образования и науки РТ», — объявили в одной из родительских групп.
У самого Дома дружбы народов с утра царил ажиотаж: приезжие из районов, оглядываясь по сторонам, тревожно искали место встречи, у главного входа останавливались машины, чтобы высадить высокопоставленных гостей. Опознать среди прибывавших участников встречи Ермакову так и не удалось, ее присутствие не смогли подтвердить и в минобрнауки РТ. Тем временем обеспокоенные педагоги явно не были настроены на беседу с журналистами: «Мы всего лишь учителя, мы ничего не знаем». Те, кто все же согласился пообщаться с «БИЗНЕС Online», строго просили не называть их имен и даже районов, из которых они приехали: «Сами не знаем, чего ожидать от этого собрания. Думаем, что сократят часы татарского языка до двух...» Однако педагоги рассказали, что в Казань в среду пригласили только руководителей районных методических объединений учителей татарского и русского языков. Обычно в столице республики такие мероприятия проходят раз в два-три года и то в связи с каким-то значимым событием. Сами районные объединения собираются в своем городе ежегодно перед началом учебного года, чтобы посоветоваться по поводу учебного плана и решить все насущные вопросы.
Всех участников совещания в здание впускали по заранее составленным спискам. Корреспондента «БИЗНЕС Online» остановили еще при входе и попросили выйти из здания. К назначенному времени на встречу собрались несколько сотен человек, среди публичных лиц можно было заметить министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, замруководителя аппарата президента РТ Александра Терентьева, председателя комитета по образованию и культуре Госсовета РТ Разиля Валеева, помощника президента РТ Лейлу Фазлееву. Последним из VIP'ов приехал премьер-министр Татарстана Алексей Песошин.
Первым из здания вышел Алексей Песошин в сопровождении Энгеля Фаттахова. Охранник долго ковырялся с замком, открывая входную дверь, тем самым добавляя таинственности всему мероприятию
«МЫ ОТСТУПАЕМ. НО, НАВЕРНОЕ, СЕГОДНЯ ЭТО НУЖНО»
Встреча длилась не больше часа. Первым из здания вышел Песошин в сопровождении Фаттахова. Охранник долго ковырялся с замком, открывая перед ними входную дверь в здание, тем самым добавляя таинственности всему мероприятию. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», к чему все-таки пришли участники заседания, министр образования РТ заявил: «Не приняли решения пока», — и быстро вернулся обратно. Из ответственных лиц, покидавших Дом дружбы народов, одной из первых стену молчания разрушила вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова. «Сегодня приняли резолюцию, обращаются к министру образования и науки Российской Федерации Васильевой — ситуацию надо разрешить. Там есть несколько конкретных пунктов — о том, что преподавание русского языка надо довести до стандартов. Есть пункт — в 10-х и 11-х классах преподавать на добровольной основе. Преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным — это жесткая позиция. Безусловно, это компромисс, безусловно, мы отступаем. Но, наверное, это сегодня нужно», — с явно выраженной грустью на лице сообщила Ратникова. Выходившие за ней чиновники и депутаты не были настроены на общение с журналистами, ограничиваясь вежливыми отказами.
Римма Ратникова: «Преподавание государственного татарского языка должно быть обязательным — это жесткая позиция. Безусловно, это компромисс, но, наверное, это сегодня нужно»
А главный поборник татарского языка в республиканском парламенте Разиль Валеев рассказал, что только что вернулся из Махачкалы, где участвовал в совещании министерства образования и науки Российской Федерации с участием членов Федерального Собрания РФ и выступал там с докладом на пленарном заседании по вопросам преподавания родных языков. «Был очень большой резонанс, — отметил Валеев. — После моего выступления и во время перерыва подходили представители национальных республик, они все говорят: „Мы все смотрим на Татарстан — как вопрос решится в РТ... Для нас это будет примером, потому что вы всегда этим вопросом занимались вплотную, занимались очень хорошо“. Но пока еще окончательного решения нигде нет, вы, наверное, уже это почувствовали по публикациям в СМИ. Сегодня идет обсуждение». По словам депутата, на совещании в Дагестане выступала и сама принимающая сторона, у которой вопрос с изучением национальных языков еще сложнее. «У нас два госязыка, а у них (в Дагестане — прим. ред.) 14 государственных языков. У них в 7 раз сложнее ситуация», — обратил внимание Валеев. Он также пояснил, что российские законы не запрещают преподавать в Татарстане родные и государственные языки, а вот подзаконные акты недоработаны, вследствие чего эти законы не могут исполняться в полную силу. «Во ФГОС не прописано, сколько часов должен преподаваться государственный язык, в какой части и т. д. Мы отправили соответствующие рекомендации в минобрнауки РФ», — заверил наш собеседник.
Прокомментировал депутат и ситуацию с учителями татарского, которые в последние месяцы сидят как на иголках и даже пишут обращения в Госсовет РТ: «Знаем, мы тоже переживаем. Татарский язык преподаваться должен! Если мы указали в своей Конституции, что татарский язык у нас государственный, приняли программы, выпустили учебники, обучили учителей — это даже представить невозможно, что в Татарстане не будет преподаваться татарский язык. Какие-то изменения могут быть, но, без сомнения, татарский язык в Татарстане будет преподаваться — как государственный или родной». На вопрос, будут ли массовые сокращения среди 2,8 тыс. учителей татарского языка, Валеев однозначно ответить не смог, подчеркнув, что вопрос будет обсуждаться за круглым столом.
Как и перед началом встречи, многие учителя и представители администрации школ отнекивались от любых комментариев. «Нам сказали: живите дружно», — бросила одна дама. А другой педагог с сарказмом сказала: «Очень довольны встречей. Никаких рекомендаций». Тем не менее все-таки нашлись смельчаки, которые поделились атмосферой в зале и сутью принятых решений. Как оказалось, встреча проходила в подчеркнуто официозном стиле, полноценной дискуссии с участниками собрания так и не состоялось. Президиум предложил принять резолюцию о преподавании татарского языка в школах Татарстана, большинство собравшихся объявили о согласии с ней путем поднятия рук, после чего все быстро разошлись.
Один из директоров районных школ на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что татарский язык в учебных программах будет сокращаться — останется 2 часа татарского языка и 1 час татарской литературы. В первом классе этих предметов не будет вовсе. Единственное, школы могут ввести их за счет внеурочной деятельности. На вопрос о судьбе учителей татарского языка наш собеседник ответил: «Что будет с учителями татарского языка? Будут страдать...» Но, по словам директора, он постарается компенсировать потерянные часы своим педагогам: «У некоторых учителей татарского, как правило, есть второе образование, скорее всего, часть будет переквалифицироваться».
А директор одной казанской школы рассказал «БИЗНЕС Online», что буквально вчера всех руководителей собирал начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, который заявил, что всех учителей татарского языка будут трудоустраивать как раз путем их переквалификации, например на преподавателей технологии. «Проблема с учителями татарского языка есть, это все признают, — говорит наша собеседница. — А сегодняшнее собрание, я так поняла, — это итог встречи Фаттахова с Васильевой. Они пытаются добиться, чтобы во все учебные планы внести 2 часа обязательного татарского языка в школах».
«НАША ЦЕЛЬ — СОХРАНЕНИЕ ПОКОЯ В РЕСПУБЛИКЕ»
Сам Фаттахов позже все-таки поговорил с замерзшими от длительного ожидания на улице журналистами и подтвердил, что вчера у него состоялась встреча с министром образования РФ, но подробностей беседы раскрывать не стал. На вопрос, останется ли татарский язык в школах, Энгель Навапович ответил однозначно: «Останется, конечно, это ведь наш родной язык, государственный язык. Разве может быть республика без государственного языка?!» Татарстанский министр сказал: «Наша цель — сохранение покоя в республике». «Сегодня здесь собрались руководители совета учителей татарского языка, русского языка, родительских комитетов. После сегодняшнего собрания будет принята резолюция. И на основании ее мы обратимся в министерство образования России. Работа идет, по моему мнению, будет еще долго идти, мы двигаемся в этом направлении», — заявил Фаттахов корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Ни одного учителя мы не собираемся оставлять на улице», — заверил уже уходя к дверям глава минобрнауки РТ.
Александр Терентьев: «Главное было — выработать консолидированную общую позицию, это получилось»
Последним из больших чиновников Дом дружбы народов покинул Терентьев. Он, на удивление журналистов, тоже согласился дать комментарий. «Конечно, останется [татарский язык в школах]», — твердо начал было замруководителя аппарата президента РТ, но дальше уже говорил более расплывчато — «никогда не говори никогда», «ничего нельзя гарантировать». «В данном случае сегодняшнее сообщество говорило о том, что татарский язык как государственный язык в предметной области должен быть. Об этом договорились, это общая позиция», — ответил чиновник на вопрос о том, останется ли татарский язык обязательным. По его словам, задача сегодняшней встречи — выработка консолидированного мнения, поэтому были собраны руководители методических объединений татарского и русского языков, ученые и минобрнауки РТ. «Разговор был без средств массовой информации, чтобы люди могли спокойно высказаться. Тот вариант, который был предложен министерством образования и науки РТ, устроил все стороны как некое компромиссное решение. С этим документом наша республика будет работать с федеральным центром. Понимание, как мы видим ситуацию, предварительное есть. Рассчитываем на положительное решение вопроса. Главное было — выработать консолидированную общую позицию, это получилось», — заявил Терентьев.
В Татарстане имеется 714 школ с татарским языком обучения / Фото: «БИЗНЕС Online»
«СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДВУЯЗЫЧИЯ В ШКОЛАХ»
Вопрос, к чему пришли, чиновник оставил без ответа, добавив лишь, что резолюция опубликована в СМИ. Спустя два часа после окончания заседания действительно появился полный текст Резолюции по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в школах республики, который мы предлагаем вашему вниманию. Если кратко — документ предполагает сохранить обязательное изучение татарского языка как государственного языка РТ, кроме 10–11-х классов.
В резолюции отмечено, что в республике сложилась многолетняя практика государственного двуязычия. На поддержку языков нацелена госпрограмма «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ». В бюджете Татарстана на 2014–2020 годы на нее заложено по 150 млн рублей в год. В Татарстане действует сеть национальных школ: 714 школ с татарским языком обучения; 93 школы с обучением на чувашском языке; 27 «удмуртских» школ, 19 «марийских», три «мордовских», одна школа с изучением иврита и одна — с изучением башкирского языка. Кроме того, в 49 отделениях воскресных школ изучаются языки и культура 25 народов, проживающих в республике.
При этом «в республике созданы все необходимые условия для развития русского языка», особо подчеркивают авторы документа. В Татарстане — 693 школы с русским языком обучения, в том числе 200 школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В этих учебных заведениях обучаются 79,9% всех школьников республики, отмечается в документе. Приводятся данные последнего ЕГЭ, где у Татарстана действительно один из самых высоких показателей в стране — средний балл составил 72,57, лучше обстоят дела с преподаванием «великого и могучего» только в Москве.
Что касается преподавания татарского языка, сообщается, что примерные рабочие программы по татарскому языку и литературе обновлены в соответствии с ФГОС и включены в федеральный реестр примерных программ. В федеральном перечне учебников сегодня 64 учебника по татарскому языку и литературе. «В то же время существуют определенные проблемы, связанные с реализацией государственного двуязычия в общеобразовательных организациях», — переходят авторы резолюции к сути вопроса. Они констатируют, что существует правовая неопределенность, не позволяющая реализовать право на изучение госязыков республик в составе РФ в соответствии с ФГОС.
Есть нарекания по качеству преподавания татарского языка, перегруженности программ теорией, нехватке использования эффективных методик и т.д. / Фото: tatarstan.ru
«АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ ПРОТИВНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»
Минобнауки РТ разработало рекомендации для школ, в результате чего «татарский язык как государственный язык республики по факту изучается за счет учебного времени предметной области „Родной язык и литература“», заявляют авторы документа. Однако это «обстоятельство стало предметом обоснованного недовольства части русскоязычной родительской общественности», то есть тех, для кого татарских язык не является родным. Авторы уточняют: родителей возмущает, что «объемы изучения русского языка не соответствуют объемам», рекомендуемым минобрнауки РФ. Кроме того, есть нарекания по качеству преподавания татарского языка, перегруженности программ теорией, нехватке использования эффективных методик и т. д.
Все это стало «предметом негативных оценок в ходе проверки Рособрнадзора и генеральной прокуратуры Российской Федерации в общеобразовательных организациях республики». «В этой ситуации активизировались противники изучения татарского языка. В интернете созданы соответствующие группы. В социальных сетях и мессенджерах распространяются сообщения с призывами писать заявления об отказе от изучения татарского. Запущена волна бездумных высказываний и оскорблений, негативными сценариями заполнены отдельные издания», — красочно описывают свой взгляд на происходящее авторы резолюции.
Примерный недельный учебный план (проект) для школ РТ
В итоговой части авторы документа настаивают на «необходимости развития практики государственного двуязычия, сохранения и развития сети национальных образовательных организаций» и «максимально бережного отношения к педагогическим кадрам».
А вот и конкретные предложения от минобрнауки РТ, которые так долго ждала родительская общественность:
— первое (понятное) — это довести объемы изучения русского языка во всех школах РТ до уровня, установленного минобрнауки РФ, — к 1 января 2018 года.
— второе (уступка федеральному центру) — это перевести изучение татарского языка на добровольную основу для учеников 10–11-х классов.
— третье (принципиальная позиция властей РТ) — обеспечить обязательное изучение татарского языка как государственного языка РТ в начальной школе и на уровне основного общего образования.
Наконец, самое главное — республиканское представительное собрание считает необходимым включить предметную область «государственный язык субъекта Российской Федерации» во ФГОС и соответствующие примерные образовательные программы. С этой идеей оно и намерено обращаться в минобрнауки РФ. Отметим, что точно в такой же логике составлен и иск в Верховный суд РФ, направленный накануне от имени одной из челнинских школ. Что скажет на это Васильева, а главное — генпрокурор Юрий Чайка, покажет время, но вообще-то в тексте поручений от имени президента РФ речь шла о добровольности изучения как родных, так и государственных языков...
Ожидается, что завтра вопрос об изучении татарского языка в школах станет одним из основных и на заседании Госсовета РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 366
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.