В Казани завершилось XV заседание межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Фото: president.tatarstan.ru

«ПЕРВЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ Я ВЫУЧИЛ В ТАТАРСТАНЕ, — ЭТО «БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ»

«В дружественной атмосфере полного взаимопонимания продолжился визит турецкой делегации в Республику Татарстан», — именно так, по-советски кондово, можно было бы начать наш репортаж, это было бы недалеко от истины. Еще не так давно нерукопожатные на высшем уровне турки теперь ездят по России и оценивают возможности применения как своих рабочих ресурсов, так и, хоть с опаской, финансовых. Утром в субботу министр экономики Турции Нихат Зейбекджи встречался с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, и без любезностей не обошлось.

«Я хотел бы пригласить министра на 10-й международный юбилейный экономический саммит „Россия — исламский мир“. Это мероприятие проводит Талия Минуллина, она вам отдельно передаст свои приглашения, — сказал глава республики. — Это хорошая возможность для обсуждения экономических вопросов с исламским миром. Саммит пройдет с 10 по 12 мая. Также вы поклонники футбола, поэтому я хотел бы вас и ваших коллег пригласить на чемпионат мира летом следующего года. Я уверен, будут хорошие игры. В Казани у вас уже места забронированы».

Зейбекджи пообещал лично присутствовать на мундиале, но без футболистов национальной сборной.

— Мы неожиданно для себя не прошли в финальную часть турнира — проиграли Исландии 3:0, — с явной горечью произнес министр. — Хотя надеялись, что с легкостью пройдем это испытание.

Фото: president.tatarstan.ru

— Я не знал, — не менее обескураженно произнес президент РТ. — Исландии проиграть... Уж в Исландии настолько «развит» футбол, в этой стране футболистов-то с микроскопом искать надо...

Чувствовалось, что между двумя чиновниками действительно добрые, приятельские отношения. Минниханов напомнил, что Зейбекджи часто посещает Татарстан. А президент РТ летом побывал на свадьбе дочери министра экономики Турции и сказал, что ему было очень интересно познакомиться с местными праздничными обычаями.

— Первые слова, которые я выучил в Татарстане, — это «без булдырабыз», — признался турецкий чиновник. — Это для меня важная фраза. Это именно вера в себя. А фраза «без бергә булдырабыз» имеет особое значение — это значит, что мы вместе, и я в это верю.

Учитывая, что все члены турецкой делегации сидели за одной стороной стола, Зейбекджи пошутил, что некоторые бизнесмены уже с успехом могут сидеть и на стороне Татарстана, т. к. стали в республике уже своими.


«В 2012 ГОДУ МЫ С ТАТАРСТАНОМ ТОРГОВАЛИ НА 925 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, А СЕЙЧАС ТОЛЬКО НА 200... ПОЧЕМУ ТАКОЙ РЕГРЕСС?»

Минниханов отметил, что Турция сегодня является одним из ведущих зарубежных партнеров Татарстана — общие инвестиции в республику составили порядка $2 миллиардов. В регионе успешно работает 10 турецких заводов. В текущем году намечен запуск комплекса компании «ТАИФ-НК» по глубокой переработке тяжелых нефтяных остатков, в строительстве которого в качестве генерального подрядчика принимает участие турецкая компания «Гемонт». По словам президента РТ, Татарстан активно взаимодействует с одной из крупнейших турецких промышленных зон — «Гебзе», которая в ближайшее время должна стать оператором по развитию Свияжского мультимодального комплекса и особых экономических зон, расположенных в республике.

«Мы получили новые возможности в связи с организацией территории социально-экономического развития, где действует благоприятный налоговый режим, — рассказал глава республики участникам встречи. — Особенно те направления бизнеса, которые имеют большую долю заработной платы. По некоторым направлениям она даже дает больше привлекательности, чем свободная экономическая зона. Мы с „Гебзе“ уже далеко прошли в переговорах, турецкая сторона обращается с вопросом наделения их полномочиями „одного окна“, чтобы было проще принимать и воплощать все решения. Я с вице-премьером Дмитрием Козаком этот вопрос обсуждал, решим, думаю. Нам нужно больше интегрироваться друг в друга».

Зейбекджи, в свою очередь, заметил, что в 2012 году товарооборот между Турцией и Татарстаном составлял $925 млн, но сегодня этот показатель составляет $200 миллионов. «Я очень удивлен. Я спрашиваю своих коллег: что мы сделали не так, как допустили такой регресс в этой области? — сказал он. — Вы знаете, что руководители наших стран договорились о доведении торгового оборота между Россией и Турцией до 100 миллиардов долларов. Татарстан имеет необходимый потенциал для достижения этих целей. Я готов поддерживать вас и содействовать по любому вопросу, помогать при реализации наших совместных проектов».

Министр отметил, что в Татарстане есть вертолетный завод — в этой области много вариантов сотрудничества. Турки также готовы сотрудничать с «Татнефтью» в области нефтехимии. «У нас есть возможность  работать в нефтехимическом секторе. Я имею в виду не нефть и газ, а именно нефтехимическая продукция на сумму 25 миллиардов долларов. Почему мы должны работать с другими странами в этом направлении, если есть Татарстан? — рассуждал министр. — Также мы занимаем второе место в мире по строительству, в том числе выполняем работы и по морскому дну».

Минниханов отметил, что в Татарстане для турок работа точно найдется: ТАИФ будет строить крупный этиленовый комплекс, планируются большие объемы строительства, можно будет поучаствовать. Также республика развивает новое направление сотрудничества с Турцией — это медицинский туризм. «Мы в декабре посетим Турецкую Республику, есть у нас ряд интересных встреч. Турки показывают много положительных примеров», — сказал Рустам Нургалиевич.

Фото: Ирина Ерохина

«ВЕСЬ МИР СЕЙЧАС НАБЛЮДАЕТ ЗА НАМИ...»

Одной из главных целей турок была работа российско-турецкой межправкомиссии, финальное заседание которой состоялось в «Корстоне» практически в закрытом режиме. Ее председатель — министр энергетики РФ Александр Новак — в своем докладе отметил, что за 8 месяцев этого года товарооборот между Россией и Турцией вырос на 31,4%. Приступили к реализации договоренности о снятии двусторонних ограничений в торговле. Россией уже снят запрет на оказание некоторых видов услуг турецких компаний, отдельных видов сельскохозяйственной продукции, частично решены проблемы по визовому режиму.

— Расширяем наше взаимодействие в энергетической сфере. Без сомнения, флагманскими проектами в этой сфере являются «Турецкий поток» и атомная электростанция, — отметил Новак.

— Весь мир сейчас наблюдает за нами, за тем, как мы будем решать эти проблемы, — признался кто-то из турецких чиновников. Однако, по словам Зейбекджи, проблем во взаимоотношениях в экономическом смысле между странами еще очень много.

Фото: Ирина Ерохина

— Мы стараемся обойти многие санкции и запреты, или бюрократические правила, которые нам не позволяют двигаться дальше. Нам надо ускорить решение этих проблем. Но мы не смогли достигнуть тех объемов сотрудничества, которые были до известных событий, — признался Новак.  

— Наши страны географически занимают стратегически важное положение в мировом пространстве, — согласился турецкий министр. — Мы открываем со своей стороны дороги в разные части света, и думаю, вы должны ценить это и тоже поработать в данном направлении. Я понимаю, что есть проблемы. Тем не менее можно было бы отменить визы хотя бы для наших перевозчиков в вашу страну, ведь транспорт — это сердце торговли (для россиян в Турции действует безвизовый режим — прим. авт.).

Переговоры, несомненно, имели положительный эффект. Новак, выйдя к журналистам после продолжительного совещания за закрытыми дверями, сообщил радостную новость: Россия сняла ограничения на поставки турецких томатов: «Обсуждали снятие ограничений, в том числе по поставкам томатов из Турецкой Республики. Такое решение подготовлено, возможности поставок с 1 ноября в Российскую Федерацию 50 тысяч тонн томатов на данном этапе уже согласованы нашими ведомствами».

Фото: Ирина Ерохина

ТУРКИ ОЦЕНИЛИ БЕГИШЕВО КАК КОМФОРТНУЮ ВОЗДУШНУЮ ГАВАНЬ

Визит турецкой делегации в Татарстан начался еще накануне вечером. В Бегишево прибыл рейс «Аэрофлота» из Москвы, на борту которого находились гендиректор ANEX Tour Азамат Шамырканов и гендиректор аэропорта Даламан (Турция) Хамди Гювенч. Гости прилетели осмотреть сам аэропорт, который готовится следующим летом открыть новый прямой рейс до курортов Эгейского моря.

Делегацию в аэропорту встретили девушки в национальных татарских и русских костюмах с чак-чаком, что очень понравилось Гювенчу. Он признался, что сам очень любит это национальное блюдо, и добавил, что будет договариваться с татарской стороной, чтобы и в аэропорту Даламана продавали чак-чак из Татарстана.

Экскурсию по аэропорту для гостей провел директор Сергей Романцов. Турецкий коллега оценил нашу воздушную гавань как комфортную: «Аэропорт очень компактный и очень удобный, когда пассажир заходит в здание терминала, он может все сразу увидеть и спокойно идти по своему направлению».

.
Фото: Регина Макасина

Позже турок повезли осматривать Нижнекамск. Делегацию провели по стандартному для последнего года маршруту — по всем реконструированным паркам и набережной. А в честь турецкого гостя в городе даже подсветили 196-метровую телебашню проекцией с изображением турецкого флага. Напомним, что в сентябре делегация из Нижнекамска, в свою очередь, побывала в Мармарисе, где и были заключены предварительные договоренности об открытии прямого рейса из Бегишево в Даламан. В Мармарисе тогда в честь гостей из Татарстана весь вечер показывали ролик о республике, проектируя его на водную гладь главного фонтана города.

Что касается популярности будущего направления, то пока сами турки не ждут большого потока. «Сейчас мы все вместе плотно анализируем ситуацию. На следующий год планируем начать программу с одного рейса в неделю либо раз в десять дней. Зависит от того, как будет продаваться. Я думаю, что направление будет достаточно востребовано, популярно. Популярность этого направления растет не только в Татарстане, но и по всей России», — заявил Шамырканов. Самолеты будут летать с конца мая и до середины октября. Билеты на рейсы будут продаваться вместе с пакетным туром. 

Романцов также не ждет сразу же большого потока. «Прогнозы сложно давать. В свое время, когда начинались первые полеты в Анталью, они тоже были „накаточные“. Большого роста [потока пассажиров] в процентном соотношении рейс не даст. Но мы говорим о маршрутной сети аэропорта. Это более важные вещи, потому что чем больше аэропорт предлагает направлений, тем больше удобства для нашего населения. У нас в Анталью есть, в Стамбул есть, а вот в Даламан — нет. Чтобы полететь в Даламан, надо поехать сначала в Казань», — пояснил директор аэропорта.

Направление планируется рекламировать. На эту тему есть специальный протокол по взаимодействию с аэропортом Даламана и ANEX Tour. Кто и сколько будет вкладывать денег в рекламу, пока не сообщается, но Романцов намекнул, что узнаваемость направления и в его интересах: «Мы как заинтересованная сторона тоже должны подумать над этим». 

Почему именно ANEX Tour? Ответа на этот вопрос получить не удалось. Сам Шамырканов не стал комментировать свое участие: «Почему ANEX? Ничего особенного здесь нет». Судя по всему, переговоры шли в высших кругах, а руководство аэропортов уже просто известили о решении. Не стал раскрывать гендиректор ANEX Tour и финансовые нюансы нового рейса. «Я надеюсь, это новое направление будет выгодным для всех участников этого проекта», — отметил он.