«МЫ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ВЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В СОХРАНЕНИИ МИРА И СОГЛАСИЯ»

«Уважаемый Владимир Владимирович! Мы, нижеподписавшиеся писатели, вынуждены обратиться к Вам в связи с непрекращающейся дискуссией вокруг преподавания татарского языка в школах Республики Татарстан», — так начинается открытое письмо, под которым стоят фамилии сразу 60 татарских литераторов, адресованное президенту РФ Владимиру Путину и оказавшееся в распоряжении «БИЗНЕС Online». Таким образом «властители дум» решили включиться в дискуссию по одному из самых острых для республики вопросов. Фактически это означает стремительную политизацию темы, ведь не зря писателей считают совестью нации и людьми, которым нечего терять.

«Прозвучавшее из Ваших уст 20 июля 2017 года в Йошкар-Оле поручение о необходимости обеспечения изучения родных языков, в том числе государственных языков субъектов Российской Федерации, на добровольной основе расшатало фундамент межнационального состояния в регионе, баланс, который складывался и цементировался на протяжении последних веков», — считают авторы письма.

«Мы не хотим акцентировать Ваше внимание на том, что исключение татарского языка как обязательного предмета из школьной программы, без всякого сомнения, будет свидетельствовать о его второстепенности, ненужности, что упомянутое неизбежно повлечет за собой негативное, пренебрежительное отношение к нему как инертных носителей языка, так и представителей других народов, проживающих с нами бок о бок, что выжитый из школы язык в мгновение ока вытеснится из государственных учреждений, театров и прочее... — говорится в письме. — Однако мы убеждены, что Вы заинтересованы в сохранении мира и согласия на целостной территории Российской Федерации, в процветании толерантности и взаимоуважения между народами, населяющими ее, в недопущении межнациональных разногласий и конфликтов».

«Ваше вышеуказанное поручение и начавшееся вслед за ним судорожное исполнение его на местах (в нашем случае — неоправданное стремление установить приоритет одного из двух равноправных государственных языков и принизить другой), на наш взгляд, не что иное, как необдуманно, неосторожно заложенная „бомба“ в самом сердце России. Призываем Вас не нарушать языковой баланс в Республике Татарстан и разрешить министерству образования и науки Республики Татарстан осуществлять свои полномочия в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан», — резюмируют авторы.

Под письмом стоят имена писателей Ркаила Зайдуллы, Рабита Батуллы и Вахита Имамова; драматургов Ильгиза Зайниева, Мансура Гилязова, Сюмбель Гаффаровой; поэтов Равиля Файзуллина, Газинура Мората, Йолдыз Миннуллиной; литератора и общественного деятеля Фаузии Байрамовой и др. Еще раз напомним всего 60 человек.

Данил Салихов Данил Салихов

«ХОЧЕШЬ УНИЧТОЖИТЬ НАЦИЮ — ПРОСТО ЗАКРОЙ ШКОЛУ!»

Подлинность документа нам подтвердили сами подписанты. Более того, глава союза писателей РТ Данил Салихов, кстати, не оставивший своего автографа под письмом, сообщил, что правление организации должно в ближайшее собраться, дабы обсудить эту тему. «Польза от письма есть, тогда вообще не стоило бы его писать. Мы, писатели,  хотим обратиться с защитой родного языка, языка, являющегося государственным языком», — сообщил он «БИЗНЕС Online».

Лауреат Тукаевской премии Зайдулла уточнил, что собрание состоится в здании союза в 14:00. «Письмо — это была инициатива молодых поэтов и писателей, тем, кому до 30–35 лет. Само письмо начали составлять еще раньше, к посланию Госсовету Минниханова, — рассказал Зайдулла нашему корреспонденту. — Путин своими словами взбудоражил татарское общество, мы поняли, что среди нас тоже есть противники, поэтому писатели решили выразить свое мнение. Письмо отправили вчера, ответ, наверное, придет мне, потому что я иду первым в списке». Парадокс, но перспективы самого письма Зайдулле кажутся пессимистичными: «Наверное, оно даже не попадет на стол президента России...» Но татарские литераторы не должны остаться в стороне, когда речь идет об исчезновении татарского языка, уверен наш собеседник. «Если не дойдет до Путина, то все равно дойдет до общественного мнения. Политика писателей станет понятна всем», — уверен писатель. 

«Авторы этого письма — мы сами, но я думаю, что автором этого письма является весь татарский народ», — говорит еще один литератор, известный драматург Гилязов. «Я приведу элементарный пример. Есть такая деревня Чукмарлы в Сармановском районе, где родился Аяз Гилязов. Когда он родился, там было все: мельница, сельское хозяйство, школа, мечеть. Из всего этого самое главное школа — сердце деревни. Как только кончается школа, кончается деревня. Это же страшная вещь. Закрытие школ в селе, особенно школ татарских, означает полное уничтожение нации. Хочешь уничтожить нацию — просто закрой школу! Не надо ни войны, ни эпидемии, стихийных бедствий!» — уверен Гилязов. По его словам, письмо — это крик души. «Хотя бы ради того, чтобы отдать дань нашим родителям, дедам, прадедам и предкам. Вот с такими мыслями я подписывал это письмо, считаю его предельно актуальным, необходимым и обязательным к положительному разрешению. Язык должен быть сохранен, потому что сейчас между словом «язык» и словосочетанием «существование нашего народа» можно ставить знак равенства», — заключает татарский драматург.

Ркаил Зайдулла Ркаил Зайдулла

«ЭПИСТОЛЯРНАЯ ВОЙНА»

Вообще, вокруг темы татарского языка в учебных заведениях развернулась настоящая «эпистолярная война», которую спровоцировало известное выступление президента России в Йошкар-Оле о том, что неприемлемо заставлять изучать школьников неродные для них языки, а также соответствующее поручение генпрокурору Юрию Чайке разобраться с этим вопросом в срок до 30 ноября. После того как «ящик Пандоры» с татарским языком был распакован, как говорится, пошло — поехало. Первые письма от лица татарской общественности на имя Путина появились как ответ на призывы к родителям в социальных сетях отказываться от изучения татарского языка в школах. Там же прилагались подробные инструкции, как этого якобы можно добиться

После этого сначала всемирный форум татарской молодежи обратился к русскоязычным родителям Татарстана с открытым письмом с просьбой не реагировать на провокации, связанные с призывом не изучать татарский язык в школах, поскольку в рамках таких призывов делаются политические антиконституционные заявления, которые несут в себе и угрозу межнациональному спокойствию. «Уважаемые родители! Всеобщее преподавание двух государственных языков Татарстана в равном объеме является необходимым условием консенсуса между народами Татарстана, ключевой позицией мира и согласия в нашей республике. Призываем вас не поддаваться на провокации, направленные против существующего языкового баланса в школе, призываем вас к диалогу, к совместному поиску решений по совершенствованию преподавания татарского и русского языков», — говорилось в обращении.

После уже родители татароязычных школьников обратились с открытым письмом к президенту России с просьбой и даже требованием сохранить изучение татарского языка как государственного. «Это наше конституционное право как татар и русских, как жителей Республики Татарстан и как граждан Российской Федерации. Соблюдение этого права обеспечивает основу для сохранения и развития татарского языка и культуры, а также мира и атмосферы взаимоуважения в Татарстане. Нарушение этого права приведет кроме конфликтов к ассимиляции, потере идентичности, традиционных ценностей, уважения к старшим, предкам и законам», — говорится в обращении. На сегодняшний день под письмом поставили подписи уже более тысячи родителей со всей республики. К этому призыву присоединились и татары, проживающие за рубежом. Так, письма с просьбой сохранить статус татарского языка в республике к президенту РТ Рустаму Минниханову обратились татарские общества Канады, Латвии, Азербайджана, Турции и других стран... И вот теперь вслед за общественностью в ход пошла «тяжелая артиллерия» в лице инженеров человеческих душ, само участие которых в подобных вещах, как правило, политизирует и активизирует процесс.  

«ГЛУПО ОЖИДАТЬ, ЧТО КРЕМЛЬ, ПОЛУЧИВ ПИСЬМО, ВДРУГ ПЕРЕДУМАЕТ И СКАЖЕТ: МОЛ, ПУТИН ПОГОРЯЧИЛСЯ»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», судя по всему, нынешнее письмо — это личная инициатива деятелей культуры, а не спланированная в связке с республиканскими властями акция.

«Тут речь не идет о том, что письмо Минниханов им велел написать. Если бы это было так, то он поручил бы это председателю комитета по делам национальностей Госдумы Ильдару Гильмутдинову. Он у нас по этим вопросам главный, тем более сам учитель», — считает депутат нижней палаты российского парламента Фатих Сибагатуллин.

Поддерживает эту мысль и политолог Аббас Галлямов. «В случае с предыдущим президентом Шаймиевым я бы не сомневался, что это его рук дело. Нынешний глава региона, Минниханов, слишком осторожен и в такие игры играть, конечно, не рискнет. Поэтому я думаю, что это инициатива самих писателей. Они почувствовали, что у них, наконец, появилась возможность попасть в повестку. Для них это очень важно, они народ амбициозный, а поводы показать свою сопричастность им выпадают редко», — рассказал Галлямов нашей газете. Политолог уверен, что литераторы понимают — региональные власти «их по голове бить не будут, потому что их внутренним ощущениям писательская риторика отвечает в полной мере».

По мнению Галлямова, на настроение Москвы это никак не повлияет. «Когда Кремль начинал свои действия, там прекрасно просчитывали, что будут такие письма, поэтому заранее приняли решение, что обращать на них внимание не будут. Глупо ожидать, что Кремль, получив письмо, вдруг передумает и скажет: мол, Путин погорячился. Конечно, такого не будет», — отметил он.

«ЕСЛИ НАПИСАЛИ ПИСАТЕЛИ, ТО, ЗНАЧИТ, САМ НАРОД НАПИСАЛ...»

Еще несколько литераторов, подписавших письмо к президенту России, рассказали «БИЗНЕС Online» о причинах такого шага.

Искандер Сираджи — прозаик, издатель и главный редактор газеты «Сираҗи сүзе»:

— Говорят ведь, что поэт в России — больше, чем поэт. Письмо написала творческая интеллигенция, ну не можем же мы, люди, творящие на татарском языке, терпеть, когда нам запрещают язык. Мы и решили сказать свое мнение, ведь если никто ничего не говорит, значит, никто и ничего не услышит. Родители написали письмо в Москву о том, что они хотят обучать своих детей на родном языке, а Песков ответил, что такого письма не получал. Сейчас мы пишем письмо и посмотрим, какая будет реакция, потому что чуваши написали такое письмо, башкиры написали, а если написали писатели, то, значит, сам народ написал. Будем смотреть, как Москва слышит малые народы. Мы же здесь не пришлые, а коренной народ.

Буквально недавно Украина приняла новый закон «Об образовании», где нет места русскому языку. Так московский Кремль чуть ли не на следующий день фактически осудил этот новый закон. Это Украина, чужое государство, а татары, башкиры, чуваши, марийцы, мордва, чеченцы — мы все живем в России, мы не пришли откуда-то. И при этом нам говорят, что наш язык нам нельзя изучать, его никому нельзя навязывать, а почему тогда можно навязывать русский в суверенных прибалтийских республиках, в суверенной Украине? Я бывал во многих странах, татарский язык — один из тюркских языков, его понимают абсолютно все тюрки. Нас 300 миллионов в мире, славян тоже примерно 300 миллионов. Почему нам отказывают в праве на образование на родном языке? 

Рабит Батулла  писатель:

— В этом письме все написано, я подписал его, а будет ли польза — это не от нас, а от вас зависит, от того, кому оно адресовано. Мы требуем равных прав, требуем того, чтобы могли быть со всеми нациями России равноправными, разве это непонятно?

Луиза Янсуар — поэт, лауреат Республиканской премии имени Джалиля:

— Мне больно наблюдать за своими сверстниками, которые воспитывают маленьких детей. Даже если ребенок дома разговаривает с родителями, бабушкой и дедушкой по-татарски, то, когда идет в детский сад, даже татарский, он там уже в первые дни переходит на русский язык, забывая родную речь. Использование родного языка не должно ограничиваться только домом, нужно, чтобы он широко применялся во всех сферах: в школе, организациях, на улицах. У нашего народа есть такая вещь, что сказанное с верхних этажей власти, даже просто озвученную мысль, он воспринимает как руководство к действию. Внизу начинается массовая истерия.

Йолдыз Миннуллина — поэт:

— Этим письмом мы хотели выразить свою позицию. Возможно, в нем и не отражено полностью мнение подписантов, но основная мысль совпадает. Наша система поставлена так, что не власть для народа, а народ для власти. На местах неправильно истолковывают высказывание представителей власти.