Самые дождливые годы за последние полвека вспоминали сегодня в кабмине РТ. Глава минсельхозпрода Марат Ахметов сетовал, что в Татарстане работает в два раза меньше комбайнов, чем в Краснодарском крае при сопоставимых площадях зерновых, а Рустам Минниханов настаивал, что «ожидание ничего не дает», поэтому, чтобы оставшийся урожай не пропадал на полях, нужно «организованно использовать те окна, когда дождя нет». Сколько еще зерна предстоит убрать в РТ — об этом в материале «БИЗНЕС Online».
МАРАТ АХМЕТОВ: «МЫ СЧИТАЕМ, ЕСЛИ КОМБАЙН В СОСТОЯНИИ ДВИГАТЬСЯ, НАДО МОЛОТИТЬ!»
Историческими экскурсами запомнилось сегодняшнее традиционное субботнее совещание в кабмине РТ, главной темой которого, как и все последние недели, стал урожай. «Мы проходили 1978 год, мы проходили 1987 год, мы проходили 2008 год с серьезными уроками. Провальные, сложные уборки, из-за сплошных дождей часть площадей даже оставалось неубранной», — напомнил глава минсельхозпрода РТ Марат Ахметов в надежде, что такого не случится в этом году.
Основная причина трудностей — погода. «Дождливая погода не позволяет работать на высокой производительности. Тем более при хорошем хлебе и соломы бывает больше, да еще сорняк появляется, это тоже снижает выработку комбайнов и снижает, к сожалению, выход урожая. И дальше погода не обнадеживает, осадки ожидаются, и при этом температура осени. Поэтому, мы считаем, если комбайн в состоянии двигаться, надо молотить! Чем глубже к осени, тем сложнее будет убрать. При этом, конечно, надо максимально избегать потерь», — сказал Ахметов. «Хотя темпы августовской части уборки у нас были неплохие, у нас 30 процентов зерновых ушло на сентябрь», — сообщил министр.
Дождливая погода приводит и к дополнительным трудностям. «На темпы, конечно, сильно влияет нехватка сушильных мощностей в отдельных районах и хозяйствах. Сегодня и в дальнейшем каждую поступающую тонну зерна нужно просушить. Всего у нас в республике суточная мощность сушки составляет 177 тысяч тонн. Однако при такой влажности зерна производительность значительно снижается, в сутки при максимальной бесперебойной работе мы способны просушить около 90 тысяч тонн», — цитирует министра пресс-служба президента РТ.
Главный посыл короткого спича Рустама Минниханова на сегодняшнем совещании — убирать урожай нужно несмотря ни на что. «Я, на самом деле, согласен — любую ситуацию надо использовать. Мы помним 1978 год, как раз я после института вернулся. Но там ситуация была намного сложнее», — заявил президент Татарстана. — К сожалению, ожидание ничего не дает. Ситуация будет усугубляться. <...> Есть промежуток [между дождями] — нужно заходить и работать. Все останется. Сейчас надеяться на какое-то чудо нельзя. Раз уж мы оказались в такой ситуации, нужно максимально организованно использовать те „окна“, когда дождя нет».
Что же происходило в ТАССР в 1978 году, ставшем, кстати, рекордным по сбору урожая в Советском Союзе? Пояснение «БИЗНЕС Online» дал первый заместитель министра сельского хозяйства РТ Николай Титов. «1978 год был слишком переувлажненным. <...> Техника по полям ходить не могла, ее таскали тракторами буксирными и пытались что-то собрать. Ну как в такую погоду хорошо соберешь? Поэтому, есть беспокойство и сейчас», — рассказал он.
Камияр Байтемиров: «Как только наступает сентябрь, для сельхоз- и товаропроизводителей и тех, кто занимается растениеводством, увеличивается опасность в геометрической прогрессии»
КАМИЯР БАЙТЕМИРОВ: «СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ ОПЯТЬ МОГУТ ОСТАТЬСЯ С НОСОМ»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался экспертным мнением о ходе уборочной кампании в Татарстане у председателя ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияра Байтемирова.
— Камияр Мижагитович, насколько реальны те опасения касаемо уборочной кампании, которые были сегодня высказаны первыми лицами республики?
— Есть такая народная присказка: если летом неделю льет [дождь], день сохнет, а если в сентябре день льет, то неделю сохнет. Поэтому, как только наступает сентябрь, для сельхоз- и товаропроизводителей и тех, кто занимается растениеводством, увеличивается опасность в геометрической прогрессии. Это сопряжено еще и с тем, что сумма положительных температур намного уменьшается. Тем более погода в Татарстане может поменяться в любой день — мы находимся в зоне рискованного земледелия. Поэтому Марат Готович [Ахметов] прав в том, что мы должны закончить уборку в любом случае — к середине месяца или к его концу.
— Действительно ли в Татарстане не хватает технических мощностей уборочной кампании?
— Те мощности, которые у нас есть на сегодняшний день, конечно, очень малы. Я был сегодня в Новошешминском районе, участвовал в видеоконференции и спрашивал у руководителя муниципального района, у руководителя управления сельского хозяйства: опасения есть и по вопросу технических мощностей. Например, когда я еще работал в хозяйстве, мы боролись за то, чтобы на каждый комбайн максимум приходилось 150–200 гектаров, а сейчас приходится 700 гектаров. Конечно, мощности республики выросли, но не в семь раз. Да, год на год не приходится, но надо увеличивать энерговооруженность сельхоз- и товаропроизводителей.
«Сейчас большинство сельскохозяйственников ждут, пока будет погода. А погоды, возможно, не будет. Поэтому ждать нет никакого резона»
И, конечно, сушильные агрегаты для сушки зерна. Сейчас большинство сельскохозяйственников ждут, пока будет погода. А погоды, возможно, не будет. Поэтому ждать нет никакого резона. Хотя они бы не ждали, если бы у них имелись эти самые сушильные агрегаты. Тогда можно было и поработать.
— Есть еще какие-то трудности, связанные с урожаем-2017?
— Самое важное для сельхозпроизводителей — это ценообразование на их продукцию. Я разговаривал с разными производителями, и они говорят, что на сегодняшний день им легче оставить зерно в поле, чем убирать его. Почему? Потому что себестоимость уборки получается выше стоимости зерна. Вот такие дела... Марат Готович промолчал об этом.
Главы районов, конечно, возмущаются, и не без основания. Необходимо принять меры, чтобы все-таки не ниже себестоимости продавать зерно. Скажем, в прошлом году мы за 10–12 тысяч рублей за тонну продавали его, а сейчас по четыре тысячи у нас пытаются собрать. Кстати, на ценах на хлеб это не отразится, они не снизятся, то есть цены пропорционально стоимости зерна не уменьшатся. Но тогда возникает вопрос: какой будет добавленная стоимость, у кого она будет? Сельхозпроизводители опять могут остаться с носом.
МАРАТ ЗЯББАРОВ: «НАМ НУЖНО ШЕСТЬ ДНЕЙ ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ, ЧТОБЫ ЗАВЕРШИТЬ УБОРКУ»
Действительно, Ахметов сегодня сетовал на недостаток техники. Сейчас в уборочной кампании занято порядка 3,5 тыс. комбайнов и примерно столько же «КАМАЗов». «Но если бы дополнительно у нас было хотя бы 500 единиц зерноуборочных комбайнов и с ними вместе 200 „КАМАЗов“, то мы к этой дате имели бы в закромах 5 миллионов тонн зерна. Настолько прибавить республиканскую уборочную мощь за один год, конечно, невозможно, но финансово состоятельным хозяйствам, особенно на перспективу, надо думать об увеличении своего уборочного потенциала, чтобы завершить за короткий срок уборку хлеба, как это делают южные регионы России», — сообщил глава минсельхозпрода РТ и добавил, что в Краснодарском крае, где площади зерновых сопоставимы с татарстанскими, работает почти в два раза больше комбайнов. «За счет бюджета хозяйства деятельность не ведут, поэтому и о комбайнах они должны позаботиться сами, — поддержал шефа в разговоре с „БИЗНЕС Online“ первый замминистра Титов. — Хозяйствующие субъекты сами занимаются этими вопросами. Конечно, помощь государства должна быть, безусловно. Но нам с Краснодаром тягаться тяжело — там природно-климатические условия в разы лучше».
Впрочем, не жалуются на ситуацию с техникой и в районах. «У нас в районе и комбайнов хватает, и мощностей. Дожди немного остановили работу. У нас на полях осталось около 22 процентов уборки. Мы идем по плану, у нас проблем нет. Вот сегодня погода стоит, завтра, если более-менее [погода] будет, мы выйдем в поле. Нам нужно шесть дней хорошей погоды, чтобы завершить уборку. Урожайность пока порядка 40 центнеров с гектара», — заявил «БИЗНЕС Online» глава Буинского района Марат Зяббаров.
Что же до текущих цифр в целом по Татарстану, то Ахметов сообщил, что на сегодня осталось убрать около 340 тыс. га зерновых, 45 тыс. га рапса. Кроме этого, в конце сентября и в октябре предстоит убрать кукурузу на зерно и подсолнечник на маслосемена. В сумме это 210 тыс. га (кукуруза — 80 тыс.га, подсолнечник — 130 тыс. га). Валовой сбор зерновых пока составляет более 4,2 млн т, средняя урожайность — 34,7 ц/га, что на 22% больше, чем в 2016-м, однако дождливая погода не позволяет работать на высокой производительности. «Многие районы и хозяйства успели воспользоваться благоприятной погодой в августе, используя все формы организации высокопроизводительного труда. Благодаря этому хорошие показатели сегодня демонстрируют Заинский, Сармановский, Нурлатский, Чистопольский и Сабинский районы», — сказал министр. При этом у целого ряда районов большой объем неубранных площадей, особую тревогу Ахметова вызывает ситуация в Бугульминском (осталось 14 тыс. га зерновых), Тукаевском (13,5 тыс. га), Муслюмовском (12,1 тыс. га), Дрожжановском (11 тыс. га) районах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.