Непосредственным поводом для разговора на совете безопасности стал рейтинг АСИ, в котором Татарстан просел по ряду параметров и может уступить пальму первенства

«И ЭТО НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕЙТИНГ, КОТОРЫЙ ФИКСИРУЕТ ТАКУЮ ТЕНДЕНЦИЮ»

Накануне в казанском Кремле состоялось совместное заседание совета безопасности РТ и экономического совета при кабинете министров РТ. Ближе к вечеру у стен резиденции стали собираться представительские иномарки с правительственными номерами — все они привезли своих хозяев на совещание с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Однако руководства республики к назначенному часу все не было и не было. Приглашенные чиновники в главном зале Пушечного двора в какой-то момент стали суетиться.

«В связи с изменением графика президента начало откладывается на 17:00», — заявил один из чиновников, вышедший к микрофону. Всех приглашенных, среди которых были преимущественно руководители министерств и ведомств, вежливо попросили «погулять» немного. Но не успели члены президиума в лице премьер-министра РТ Алексея Песошина, председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина и секретаря совбеза РТ Айрата Шафигуллина со своими коллегами разойтись, как Рустам Нургалиевич прибыл на место. Не тратя драгоценных минут, президент РТ первым делом поздравил главу Заинского района Разифа Каримова с 54-м днем рождения, одарив того цветами, после чего перешел к делу.

«В республике сложилось четкое понимание, что привлечение инвестиций — залог развития. Мы успешно двигаемся в данном направлении. По результатам национального рейтинга по инвестиционной привлекательности субъектов РФ на протяжении трех лет Татарстан является лидером среди регионов», — напомнил Минниханов об успехах республики. Он отметил в своем приветственном слове, что руководство РТ сегодня делает все возможное для обеспечения столь высокого положения в рейтинге: облегчаются процедуры подключения инвесторов к инфраструктуре, сокращаются сроки выдачи регистрации и разрешительной документации, развивается система одного окна и многое другое. Но не успел Рустам Нургалиевич закончить свой рассказ, как сразу оборвал: «В то же время проблемы в этих сферах остаются». «По отдельным показателям нацрейтинга мы ухудшили свои позиции. Особую озабоченность вызывает увеличение доли компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий. Рост здесь наблюдается на уровне 12 процентов. Это не единственный рейтинг, который фиксирует данную тенденцию. Это подтверждается и другими рейтингами», — спустил президент с небес на землю присутствующих чиновников.

Упоминание рейтинга агентства стратегических инициатив (АСИ) не случайно: по информации «БИЗНЕС Online», вернувшись с санкт-петербургского экономического форума в начале июня, Минниханов сразу поставил задачу что-то придумать, иначе есть риск в следующем году опуститься на ступень ниже, а это было бы серьезным имиджевым ударом. Продолжая свою речь, президент РТ привел пугающие цифры по стране в целом.

«По оценке Высшей школы экономики, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5 процента ВВП, а нагрузка на бизнес от соблюдения избыточных требований — до 6 процентов ВВП. Очевидно, что избыточное и заведомо невыполнимое приводит к увеличению коррупционного давления. По ряду контрольно-надзорных органов доля проигранных в арбитражных судах дел в пользу хозяйствующих субъектов составляет более 30 процентов», — озвучил статистику лидер Татарстана, напомнив и о последних поручениях президента РФ Владимира Путина, данных в ходе прошедшего на Дальнем Востоке совещания по инвестпроектам. В частности, речь шла об ограничении внеплановых проверок бизнеса до 30% от плановых.

Отдельно Минниханов остановился на еще одном злободневном для Татарстана вопросе — арестах предпринимателей. Все еще не утихают споры о посаженных застройщиках, топ-менеджерах Татфондбанка. А президент РТ благосклонно напомнил о смягчении буквы закона в отношении них. «Кроме того, правительству, прокуратуре и ВС РФ поручено оградить граждан, подозреваемых и обвиняемых по экономическим статьям, от содержания под стражей. Предполагается законодательно ограничить продление арестов, если по уголовному делу не ведутся активные следственные действия, и усилить процессуальный и судебный контроль по предпринимательским делам», — отметил Минниханов, передавая микрофон к главному докладчику — министру экономики РТ Артему Здунову.

Есть риск в следующем году опуститься на ступень ниже, а это было бы серьезным имиджевым ударомНажмите, чтобы увеличить

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ВСЕГДА ГОЛОСУЕТ РУБЛЕМ. МЫ ЭТО ВИДИМ ПО ОБЪЕМАМ ИНВЕСТИЦИЙ»

Министр как раз-таки по косточкам разобрал национальный рейтинг, составленный АСИ. Он напомнил присутствующим, что «соревнование» между регионами идет всего по четырем основным группам показателей: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, а также поддержка малого предпринимательства. «Проведенный анализ результатов опросов предпринимателей в рамках национального рейтинга отмечает снижение значений по ряду этих показателей», — просил министр обратить внимание чиновников на слайды, где ясно демонстрировались прежде всего их огрехи.

На слайдах можно было увидеть сравнительную таблицу по инвестклимату в республике за последние два периода — 2016 и 2017 годы. «Обращаю внимание на то, что это показывают опросы предпринимателей», — подчеркнул Здунов. За год резко снизилась и оценка бизнеса ответственных за постановку на кадастровый учет — с 4,21 балла до 3,93. То же самое коснулось и оценки качества трудовых ресурсов — с 3,43 балла до 3,27. Особую тревогу главы минэкономики РТ вызвал двукратный рост числа запрашиваемых контрольными органами у бизнеса документов. Как и Рустам Нургалиевич, Здунов особенно акцентировал внимание на проблеме роста доли тех, кто пожаловался на давление со стороны власти, — с 15,36% до 27,1%. «В результате опроса текущего года каждый четвертый опрошенный предприниматель столкнулся с давлением при взаимодействии с органами власти. Это, несомненно, повлияло на результаты рейтинга, — с сожалением констатировал министр. — Конечно, нам надо задуматься, какое настроение преобладает среди наших бизнесменов, особенно со стороны органов власти и надзорно-контрольных структур».


«Несмотря на снижение, Татарстан третий год подряд в лидерах нацрейтинга», — попытался Здунов повернуть доклад в позитивное русло. Но не получилось. По его словам, за год свои показатели в рейтинге улучшил 61 субъект РФ, которые, заимствуя татарстанские лучшие практики, наступают республике на пятки. В связи с этим глава минэкономики РТ призвал всех активнее использовать новаторские решения в работе с бизнесом. Помочь в этом, по его мнению, могут сформированные АСИ 12 целевых моделей упрощения ведения бизнеса, утвержденные 31 января премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. «На сегодняшний день в республике две целевые модели исполнены в полном объеме — это качество законодательства в защите инвесторов и деятельность агентства инвестиционного развития РТ. В работе находится 10 целевых моделей. Я хочу отметить, что, в соответствии с поручением президента РФ, все регионы должны полностью внедрить целевые модели до конца текущего года. За реализацию целевых моделей республики отвечают соответствующие министерства и ведомства. Предлагаю закрепить протоколом совещания, чтобы мы эту работу завершили 1 декабря. Работа с министерствами и ведомствами показывает, что мы можем это сделать», — отметил Здунов.

В качестве примера этого волшебного «без булдырабыз» он привел проблемную область — постановку на кадастровый учет земельных участков. Законодательно это нужно делать в течение 18 дней, но лучшие укладываются и в 10-дневный срок. «Из 45 исполкомов в 10 муниципальных районах регламент не принят, срок услуг определен самостоятельно: где-то — в 12 дней, где-то — в районе месяца, где-то — 45 дней. В двух районах регламент принят в срок в течение 30 дней. В остальных районах регламент принят и срок оказания данной муниципальной услуги варьируется от 10 до 18 дней. 10 дней только в двух районах — Арском и Атнинском», — с сожалением отметил Артем Алексеевич.

Также в качестве примера он привел еще одну целевую модель — добиться того, чтобы разрешения на строительство выписывались в электронном виде. Сделать это нужно, по словам Здунова, до конца ноября текущего года. Для форсирования этого дела планируется обратиться к опыту Москвы.

Артем Здунов (в центре) отметил, что за год резко снизилась оценка бизнеса ответственных за постановку на кадастровый учет

Становящаяся вечной проблема присоединения предприятий к сетям также была упомянута на совещании. Сегодня для подключения к электричеству, например, требуется информация по территориальному планированию. За получением таких сведений сетевики обращаются в органы власти. Там этот вопрос решается в течение 5–30 дней, что, разумеется, слишком долго. По этой причине Здунов предложил обратиться к опыту Санкт-Петербурга и создать единую информационную базу для органов власти, чтобы они сами могли координировать свои действия. Вообще, чтобы лишний раз не обращаться к чиновникам по тем или иным вопросам при открытии бизнеса, министр экономики РТ призвал всех взглянуть на опыт Иркутской области, где был создан обучающий справочник «Что нужно знать при проверках».

«Национальный рейтинг не является для нас конечным отчетом. Предприниматель всегда голосует рублем, мы это видим по объемам инвестиций», — закончил свой доклад Артем Алексеевич, отметив, что возросший административный барьер напрямую влияет на положение Татарстана в рейтинге инвестиционной привлекательности.

«ЕСТЬ ТЕ, КОТОРЫЕ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ХОЗЯЕВАМИ ПОЛОЖЕНИЯ...»

Все выступление президент РТ сидел тихо, облокотившись на одну руку и внимательно слушая главу минэкономики РТ. «На самом деле это не дань моде, — дал он свою оценку. — Это на самом деле очень кропотливая работа всех наших структур. Надо с предпринимателем совещаться, слушать. Да, у них есть тоже недостатки. Их надо обучить, им надо подсказывать. Но без такой привлекательной инвестиционной среды, инвестиций, инноваций мы каких-то результатов добиться не сможем. Сегодня есть наработанные примеры. Бюрократии на самом деле очень много. Мы даже сами не знаем, какие там разрешения, какие там согласования. Это огромный пласт работы, которую надо выполнять. Поэтому если там кто-то думает, что по инвестклимату на первой позиции, то это еще не значит... Если взять динамику, то, конечно, те регионы, которые имели позиции ниже, очень быстро продвигаются».

Особенно президент пожурил, как всегда, муниципальные власти— некоторые из них слишком мало уделяют внимания бизнесу

Особенно президент пожурил, как всегда, муниципальные власти — некоторые из них слишком мало уделяют внимания бизнесу. «Это ваша работа! Это люди, которые готовы зарабатывать деньги, создавать бизнесы, платить налоги, создавать рабочие места. Это ваша задача! А не только в правительство, ко мне ходить и просить какую-то работу сделать, объект какой-то. Вот с ними надо работать! Эта работа требует системного подхода. Поэтому мы жестко в протоколе это все зафиксируем. Конечно, будем требовать от вас другого отношения, — подчеркнул президент РТ. — К сожалению, по отношению к инвесторам есть наши территории, муниципалитеты, города, районы, которые ищут любые формы, уделяют на это огромное внимание, силы. А есть те, которые чувствуют себя хозяевами положения, чтобы к вам приходили. Вы сами должны их находить, оказывать поддержку. Любое новое предприятие, любое новое рабочее место — вот ваше достижение!»

— Статистика вот. В первый год, к сожалению, многие бизнесы завершают свою работу. Сколько процентов? — поинтересовался президент РТ.

— 50 процентов, — напомнил Здунов цифру из своего доклада.

— Вот! 50 процентов! Может быть, этот процент был бы не 20, а 30, и мы были бы рядом с ними, подсказывали и в начале, и дальше.

Сергей Старостин (слева) прямо предупредил, что давление на бизнес будет пресекаться жестко — вплоть до уголовных дел

«ПРОВЕРОЧНЫЕ ВЗРЫВЫ» НА КОНТРОЛЕ ПРОКУРАТУРЫ

После этого всех журналистов по традиции выпроводили из зала. Далее следовала закрытая часть совещания совета безопасности. К микрофону пригласили и. о. прокурора РТ Сергея Старостина. Судя по пресс-релизу, он рассказал о том, сколько было проведено внеплановых проверок бизнеса.

«В 2016 году в результате изучения предложений контролирующих органов прокуратурой республики было отклонено 19 процентов проверочных мероприятий (1845). По итогам в ежегодный план на 2017 год включено 7 тысяч 868 проверок в отношении хозяйствующих субъектов. Количество таких проверок 5 лет назад превышало 18 тысяч», — заметил он.

По словам опрошенных «БИЗНЕС Online» участников совещания, Старостин говорил довольно-таки предметно. Он прямо предупредил, что давление на бизнес будет пресекаться жестко — вплоть до уголовных дел, и привел ряд примеров, назвав фамилии конкретных чиновников, которых уличили в этом неблаговидном деле. «Он назвал должности, назвал районы», — заметил один из собеседников, не припомнивший, впрочем, незнакомых для себя имен в отдаленных весях республики. Старостин также призвал к отслеживанию законодательных изменений — зачастую бизнесмены вынуждены через суд доказывать, что нормы закона уже изменились, а чиновники, что называется, и в ус не дуют.

Досталось и конкретным ведомствам — в частности, Госжилинспекции. И. о. прокурора назвал бурную деятельность ГЖИ «проверочным взрывом». И это не плановые визиты, это проверки по анонимным жалобам... Прокурор высказался в том смысле, что в результате анонимок предприятия вынуждены отвлекать силы на обслуживание интереса контролеров. И вряд ли это правильно — эдак ведь могут и конкуренты «подсуетиться»...  

Остановился представитель «ока государева» на едином реестре проверок — эту информационную систему курирует лично генпрокурор Юрий Чайка. И ЕРП будет внедряться в регионах — ее будет курировать республиканская прокуратура. Если к тебе кто-то пришел, можно будет зайти и убедиться, есть в этой системе визит контролеров или нет. Главная цель — если в системе этот визит не числится, то и результаты его должны быть ничтожны. Ну и наконец, прокурор предложил продлить мораторий на плановые проверки новых бизнесов, который сейчас составляет три года. Минниханов предложение поддержал и поручил подготовить обращение в адрес правительства РФ.

Тимур Нагуманов (справа) призвал отказаться от проведения проверок в рамках Кодекса об административных правонарушениях вообще

 «СЛУШАЕШЬ ЭТИ ЦИФРЫ И ДУМАЕШЬ: БЫЛ БЫ Я БИЗНЕСМЕНОМ, НИЧЕГО БЫ НЕ СМОГ СДЕЛАТЬ»

Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов остановился на ряде направлений. К примеру, он призвал отказаться от проведения проверок в рамках Кодекса об административных правонарушениях вообще и работать только по закону №ФЗ-294, гарантирующему права юрлиц и ИП-шников при проведении контроля со стороны госорганов или муниципальных властей. Однако тут есть другая крайность, которую можно сравнить с дорожной ситуацией: допустим, остановит вас гаишник и попросит санкции прокурора, чтобы выписать штраф.

Можно, конечно, пойти по дорожке уговоров, предупреждений и предварительных проверок. Но практика показывает: обычно реакции нет. Бизнес не реагирует, порой даже если вынесено решение суда.

«Помните, раньше говорили, что на одного раба (рабочего) — три прораба, а сейчас на одного бедного предпринимателя — 40 проверяющих контор? — намекнул другой собеседник редакции. — И все все проверяют и проверяют. Так что с одной стороны — много проверок, в том числе и муниципальных. А с другой стороны — бросать все это на самотек тоже нельзя. Потому что архитектура города — те же вывески, те же киоски — все это требует внимания. Так что все это очень сложный вопрос конфликта порядка и стихии. И где найти золотую середину?»

Еще одно предложение Нагуманова касалось собственно Кодекса административных правонарушений и изменения статьи 3.6, касающейся правил благоустройства. Бизнес-омбудсмен предложил четко определить размеры штрафов за те или иные нарушения, потому что сейчас решения выносятся административными комиссиями по протоколам — в условиях «вилки» минимума и максимума. И вот тут-то мы видим коррупционный соблазн. «Если расписать каждое правонарушение по аналогии нарушений правил дорожного движения, каждый предприниматель увидит четкую цену своего нарушения», — говорит один из участников совещания.

Президент согласился — надо мониторить ситуацию с проверками. Тем более что всем еще памятна история с Роспотребнадзором и «Додо Пиццей», также поднимавшаяся на одной из встреч с бизнесом. Он рекомендовал по максимуму доводить до бизнеса всю информацию. Да, есть принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», но вот бизнес должен как раз этот закон знать и ощущать ответственность.

«Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов приводил очень яркие цифры про предпринимателей, — дал оценку один из собеседников „БИЗНЕС Online“. — Но слушаешь эти цифры и думаешь: был бы я бизнесменом, то ничего не смог бы сделать. В 90-е годы, мне кажется, было намного легче. Ведь есть справедливые требования, а есть очень много придуманных нормативов, которые нуждаются если не в отмене, то в ослаблении. Но ведь под каждым из них есть аргументы: безопасность, забота о людях... Ребята же все умные — все позаканчивали оксфорды, гарварды и ТИСБИ. Вот и придумывают сидят...»

Ильсур Метшин (слева) спрогнозировал, что в результате создания многофункциональных центров предоставления услуг время на чиновные процедуры сократится в разы

ИЛЬСУР МЕТШИН РАССКАЗАЛ О «РЕВОЛЮЦИИ ПРОТИВ БЮРОКРАТИИ», А ТАЛИЯ МИНУЛЛИНА ПРИЗВАЛА «ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ»

«Приводилась в пример Казань, и Метшин выступал очень задористо. Говорил о том, что столица РТ добилась определенных успехов, что малому бизнесу в Казани легче, чем в других городах и районах. Президент сказал, что этот опыт надо тиражировать на другие регионы республики», — вспомнил один из участников совещания.

Градоначальник говорил о снижении административных барьеров, рассказал другой участник. Бизнес — один из наиболее крупных потребителей муниципальных услуг: почти 40% обращений за первое полугодие поступило от предпринимателей. Главное болезненное направление — сфера архитектуры и градостроительства, а также епархия КЗИО. Это половина всех муниципальных услуг, и здесь сосредоточены усилия городских властей по сокращению «кругов ада». Напомним, что одна из ближайших целей — создать многофункциональный центр предоставления услуг, объединив в единое окно десяток подразделений исполкома. В результате время на чиновные процедуры сократится в разы, спрогнозировал Метшин. В пример он привел согласование вывесок: сроки сокращены с 30 до 14 дней. В общем — все можно, если поставить цель.

Впрочем, не все зависит от местных властей. Ряд документов предприниматели получают после согласования с госструктурами или сетевиками. Например, получение градостроительных разрешений. По закону оно должно быть выдано в течение 7 дней. Но на деле заявитель тратит на все сопутствующие разрешения год! Это, кстати, нашло свое отражение в рейтинге инвестиционного климата регионов, который составляет агентство стратегических инициатив. Татарстан, к примеру, упомянут как один из лучших регионов по срокам выдачи разрешений на строительство в РФ в 2015 году. Среднее время — 41 день.

В чем причина? Каждая подпись «обходится» в законный месяц ожидания, таких подписей с десяток. Казань, однако, предлагает заключить соглашение о взаимодействии между исполкомом и ресурсоснабжающими организациями — сетевиками, газовиками, «Водоканалом», энергетиками и т. д. Цель — сократить срок предоставления информации с 30 до 7 дней и вдобавок обмениваться информацией через электронный документооборот. В общем, это что-то вроде революции против бюрократии, которую, кстати, по данным сборника лучших региональных практик, уже обкатали в Калужской области. В Челябинской области применяют параллельные процедуры получения техусловий. А Татарстан там же упомянут как пример использования информационных технологий — так почему бы не объединить этот опыт?

Талия Минуллина говорила о бесконечных проверках и инструкциях, отпугивающих иностранных инвесторов. Она приводила пример инвестора, который еще не запустил бизнес, но уже заплатил кучу налогов

«Президент, конечно же, раздал указания, — оценил результат собеседник „БИЗНЕС Online“, — в том числе и поставщикам электроэнергии, водоснабжения и так далее — чтобы они достигли какого-то паритета и уменьшили количество дней согласования в подключении к технологическим сетям. Это полезный разговор! Но он упирается в действующее (большей частью федеральное) законодательство, в огромное количество людей, которые сидят и выдумывают себе работу. Это называется „демонстрировать необходимость“. Демонстрировать то, что без них не обойдутся. И чем больше они демонстрируют, тем больше из бюджета они себе на содержание выбивают денег. А кончается это удушением бизнеса», — пессимистично развел руками он.

Раз уж шла речь о проверках, Метшин высказался и по поводу муниципального контроля, законность которого в последнее время оспаривается в судах. Город должен следить за чистотой и порядком. И тут он провел аналогию с ГИБДД — вот как гаишники должны следить за дорогами, так и власти города должны обеспечивать нормальную жизнь. Казань ведет плотный диалог с бизнесом — и тут градоначальник, конечно, согласился с президентом: если бизнес знает требования, то знает и ответственность. Вроде как не будет повода для штрафов — лишь бы соблюдали...  

«Президент, конечно же, дал четкие указания в рамках своих возможностей: давайте любить бизнес, давайте ему помогать. Написали в протокол — уменьшить проверки на региональном уровне», — говорит один из участников. И вспоминает выступление главы АИР РТ Талии Минуллиной — мол, очень задиристо она выступала, говоря о бесконечных проверках и инструкциях, отпугивающих иностранных инвесторов. Она приводила пример инвестора, который еще не запустил бизнес, но уже заплатил кучу налогов. «„Давайте что-нибудь делать!“ — говорила она. Но мы все хотим что-нибудь делать, только надо очень сильно менять законы, которые регламентируют все это», — пессимистично заметил собеседник редакции.

Фото: president.tatarstan.ru