До сих пор общий вид корабля проекта 22160 мы представляли только по рисункам До сих пор общий вид корабля проекта 22160 мы представляли только по рисункам

КРАСОТА ПО-ВОЕННО-МОРСКОМУ

Как выясняется окольными путями, Зеленодольский завод им. Горького (входит в холдинг «Ак Барс») уже спустил на воду головной корабль проекта 22160. Соответствующее фото опубликовано в группе milinfolive в соцсети «ВКонтакте» (мы воспроизводим его с разрешения авторов). Это первая полноценная фотография корабля проекта 22160 — ранее были доступны только рекламные 3D-изображения, фото моделей, а также окруженные стапелями корпуса в достройке. И вид корабля весьма впечатляет изрядной долей футуристичности и солидными для зеленодольской верфи размерами, особенно на фоне стоящей рядом нынешней рабочей лошадки флота — малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М».

Каково предназначение 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро)? Это патрульный корабль для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Предполагаемые характеристики: водоизмещение — 1300 т, автономность — 60 суток, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение — артиллерийское. Словом, нанести сокрушительный удар или отбиться от серьезного противника патруль не сможет. Его дело — продемонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется. Эксперты указывают, что руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба, поэтому 22160 заточены под плавание в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — замена в операциях мирного времени (например, антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс.

Проекту 22160 уделяется повышенное внимание и с чисто технической точки зрения. Прежде всего потому, что у российского ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. К тому же это первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу. Правда, пока не раскрывается, как он будет реализован. Первый вариант: для каждого построенного корабля создается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударный, ПВО, противолодочный, спасательный. Второй вариант: отдельные партии кораблей без внесения серьезных изменений в проект выпускаются ударными, противолодочными, «зенитными», патрульными. Моряков порадует комфорт, что важно при патрулировании в удаленных районах Мирового океана. Этим наш флот не избалован.

Первые 6 кораблей проекта пойдут на Черноморский флот, а это, скорее всего, означает длительные командировки в Средиземное море. Учитывая модульность, то есть перспективу установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль» и знаменитого ныне ракетного комплекса «Калибр-НК», возможности 22160 выглядят серьезными. Например, патруль получит возможность простреливать крылатыми ракетами значительную часть Средиземного моря. С присутствием таких кораблей нашим «партнерам» нельзя будет не считаться.

Всего в Зеленодольске планируется построить двенадцать 22160. Головной («Василий Быков»), который и изображен на фото, заложили 26 февраля 2014 года. Первый серийный («Дмитрий Рогачев») — 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») — 25 ноября 2016 года. Согласно годовому отчету предприятия, начата работа над еще одним корпусом. Головной корабль планировалось сдать в 2017 году, три следующих — в 2018-м, еще двух — в 2019-м.

Влиятельные противники указывают на откровенно слабое для корабля такого водоизмещения вооружение, а также на то, что модульность обернется организационными и техническими трудностями как для промышленности, так и для ВМФ Вид корабля впечатляет изрядной долей футуристичности и солидными для зеленодольской верфи размерами, особенно на фоне малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М» Фото: vk.com/milinfolive (фото публикуется с разрешения авторов)

ЗАЧЕМ ПРОТИВ ПИРАТОВ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛС?

«БИЗНЕС Online» предложил прокомментировать появление фото независимому военно-морскому эксперту Дмитрию Глухову (Санкт-Петербург).

Он прежде всего отметил, что трудно понять такую конспирацию. Возможно, руководство предприятия не хочет афишировать то, что корабль сдают с запозданием, но все мы понимаем сложности с тем же импортозамещением. Ранее сообщалось, что и проектант, и завод напрягают все силы для сдачи кораблей в срок. Дело в том, что уже на старте производство столкнулось с серьезными проблемами. Из-за санкций немецкая компания MAN отказалась поставлять двигатели и редукторы, теперь все это будет делаться в Коломне.

«Тем не менее спуск на воду — это праздник, — настаивает Глухов. — Это не только новый корабль для Черноморского флота, но и новый тип корабля для ВМФ России. И хотя многие считают этот проект спорным, у него большой потенциал. В каком ключе? Например, на экспорт он уже предлагается со встроенными „Калибрами“, противолодочным вооружением. Далее. Видимо, на этом корабле будет обкатываться модульность, на основании опыта эксплуатации будет развертываться широкое строительство кораблей подобной концепции».

Насколько известно, у идеи такого патрульного корабля есть влиятельные противники. Они указывают на откровенно слабое для корабля такого водоизмещения вооружение, а также на то, что модульность обернется организационными и техническими трудностями как для промышленности, так и для ВМФ. Насколько обоснованна такая точка зрения? «Действительно, здоровенный пароход, а вооружения нет, — частично согласен с тезисами оппонентов проекта Глухов. — Одна пушечка и два пулемета — это ни о чем, уж точно не в традициях российского кораблестроения. Многие даже называют его колониальной канонеркой, потому что корнями идея уходит в то, что такие корабли должны нести службу у Африканского рога, где бесчинствуют пираты. Поэтому и место службы первой шестерки — Черноморский флот. Но, видимо, задачи с того момента, когда корабль задумывался, здорово изменились — повлияли события на Украине, в Сирии. Видимо, это подвигнет минобороны и ВМФ сделать из этих кораблей все-таки нечто более сильное, чем просто патрульный шлюп для борьбы с лодками и людьми с легким стрелковым вооружением. Объемы корпуса позволяют стационарно поставить комплексы, которые сделают из этого корабля реальную силу: не просто модульный, — четыре „Калибра“ в контейнерах, а настоящий боевой корабль. В том числе добавят противолодочных способностей, которые сейчас у него отсутствуют. Возможно, на последних кораблях серии все это будет учтено. Тем более модульность „Калибров“ под вопросом, потому что никто не представляет, где будут храниться эти контейнеры с ракетами, как они будут на корабль загружаться, как он их будет применять, откуда получать целеуказание. Мне кажется, эти вопросы еще только на уровне теории проработаны».

Глухов обратил внимание на внешний вид корабля: «Конечно, очень эффектно. До сих пор у нас были лишь корабли с элементами стелс, а теперь — полноценный. И это, кстати, вызывает недоумение: почему антипиратский патрульный корабль так по-взрослому застелсован? Может, для борьбы с пиратами можно и чего попроще? Хотя, с другой стороны, строительство таких кораблей позволит отработать технологии, посмотреть, как они будут эксплуатироваться, насколько заметны на волне для радиолокаторов. И вообще, чего мы вдруг решили подрядиться возле Африки танкеры охранять от пиратов, тем более они сейчас подвывелись да и наших судов там единицы. Эту задачу можно было решать другими способами — гораздо более дешевыми, чем походы кораблей. Это я к тому, что главный вопрос — в концепции применения подобных кораблей».