О начале доследственной проверки по факту неподобающей фотосессии в храме пророка Илии села Гари сообщил накануне СУ СКР по РТ

«МЫ ПРИНОСИМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ...»

О начале доследственной проверки по факту неподобающей фотосессии в храме пророка Илии села Гари сообщил накануне СУ СКР по РТ. «В связи с тем, что в действиях авторов фотосессии могут быть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ („Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий“)», — говорится официальном релизе СК. Согласно этой статье, публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, наказываются штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Проверка уже начата — накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» застал около Ильинского храма в Елабужском районе двух молодых необщительных людей крепкого телосложения, интересующихся состоянием культового сооружения. Как сообщил нам старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий, обращений в СК не было, проверка инициирована по факту публикаций в СМИ.

После этого редакция журнала опубликовала на своей странице «ВКонтакте» столь же официальный ответ. «Проводя фотосессию не было умысла оскорбить религиозные чувства верующих. При выборе данного места для съемок здание рассматривалось как заброшенное здание, но не в коем случае как "действующий" храм. Всем, кого эта ситуация задела, и оскорбила мы приносим свои извинения» (орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.).

Тем временем скандал вышел на федеральный уровень — о нем написали многие федеральные СМИ, но особенно бурно фото девушки с просвечивающим нижним бельем обсуждают в соцсетях.

О том, что свадебный журнал из Набережных Челнов «Совет и любовь» отснял свою модель Ксению Калугину (девушка недавно вышла замуж и сменила фамилию с Низамовой) в прозрачном будуарном платье в храме, «БИЗНЕС Online» рассказывал накануне. Напомним, позиция Елабужского благочиния, озвученная «БИЗНЕС Online» диаконом Алексием Шаманиным, не отличалась жесткостью: редакция журнала по первому требованию сняла фотографии со своей страницы в группе «ВКонтакте», однако священнослужители рекомендовали также не публиковать эти фото в печатной версии издания — только в случае нарушения этого требования они считали возможным обращение в суд со стороны прихожан или настоятеля Владимира Охотина, в ведении которого находятся три храма, включая Ильинский. Как выяснилось, фотографии уже были опубликованы ранее: «БИЗНЕС Online» раздобыл данный выпуск, подписанный в печать издателем и главным редактором Александрой Романовой еще 14 июня.

Вооружившись журналом, корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали в Гарях, осмотрели церковь и пообщались с местными жителями. Железная дверь в храм выглядит как новая, она закрыта на замок, а боковые решетчатые ворота — на тяжелые засовы с фиксирующими болтами. Все эти признаки, как ранее и говорил Шаманин, должны были ясно показать — здание, хоть и ветхое, но не бесхозное, не заброшенное. Единственный возможный доступ внутрь — тем более для хрупкой фотомодели — это дыра, зияющая в решетке одного из окон.

Железная дверь в храм выглядит как новая, она закрыта на замок, боковые решетчатые ворота — на тяжелые засовы с фиксирующими болтами Железная дверь в храм выглядит как новая, она закрыта на замок, а боковые решетчатые ворота — на тяжелые засовы с фиксирующими болтами

С другой стороны, кресты венчают только малые купола храма, основных нет, как и протоптанной к дверям тропы прихожан. Внутри разруха царит полная, полов нет, более или менее сохранились только некоторые фрески на стенах. В малых пределах стены исписаны молодежным фольклором, впрочем, без особого цинизма и богохульства. На подоконнике обнаружилась несвежая металлическая кружка — вероятно, кто-то в прошлом нашел здесь временное пристанище. Кровля одного из двух главных куполов обвалилась. Следы уборки вокруг церкви тоже оказалось нелегко идентифицировать — впрочем, мы не знаем, как территория выглядела до рейда православного молодежного движения «Аксиос», прошедшего около недели назад.

Отыскать местных жителей на улицах поселка оказалось не так просто. Жильцы ближайшей к церкви домов (многоквартирных домов в Гарях пять, остальное жилье — частные дома, преимущественно ветхие), рассказали, что богослужения в церкви действительно бывают, но затруднились указать, кто их посещает, потому что христиан в Гарях можно по пальцам пересчитать.

«Бывают службы, да, но редко — раз в год, по-моему, — рассказал хозяин одной из квартир, выходящей окнами на храм. — Человек двадцать набирается, но они не местные. В Гарях живут в основном татары. Просто так в церковь никто не залезает, бомжей у нас нет. Никто храм не трогает. Недавно косили траву вокруг него».

Уроженец Гарей Анатолий Рожин не входит в число прихожан, хоть он и русский, однако слышал о ситуации с церковью. «Я тут не постоянно живу. Но священник из Бехтерево приезжает. На службы заходят человек по двадцать, но они вряд ли местные. Не помню уже, сколько лет назад крест упал — большой был крест, но ураганом его снесло. Женщины как-то подходили, сказали, что будут потихоньку собирать на крест, но последние года два об этом ничего не слышно».

Внутри разруха царит полная, полов нет, более или менее сохранились только некоторые фрески на стенах Внутри храма разруха царит полная, полов нет, более или менее сохранились только некоторые фрески на стенах

Рожин рассказал, как еще в его детстве, а сейчас ему 65 лет, советская власть использовала здание храма под зернохранилище и склад техники. «Раньше в храме красиво было, но потихоньку все пришло в негодность. Когда ЕлАЗ строился, сюда солдат пригнали, они ставили вагончики, а заодно и все полы вскрыли — искали поповское золото. И вообще, в Гарях местных-то и нет — все приезжие под строительство ЕлАЗа. Здесь и татары, и чуваши, и удмурты, а русских пять человек вместе со мной. Кладбище кряшенское у нас есть, в пяти километрах, но в храме теперь не отпевают. Раньше отпевали и даже оставляли покойника, но не теперь. А такого, чтобы пьяницы или молодежь в храм забирались — от дождя или чтобы выпить — такого нет. Никто туда не заходит. Мужики из магазина идут, выпить надо — они рядом с церковью сядут, но внутрь — ни-ни».

Еще один житель села, живущий в Гарях тридцатый год, рассказал, что Ильинская церковь постоянно привлекает фотографов. «Проезжие фотографируются — девушки позируют через день. Только не внутри, а на фоне здания».

Поселок Гари относится к Бехтеревскому сельскому поселению Церковь во имя апостолов Петра и Павла в Бехтерево тоже сооружена в XIX веке. Сегодня и эта церковь стоит без креста, местами разрушена, местами подлатана

«ПРИХОЖАН — ЧЕТЫРЕ ЧЕЛОВЕКА...»

Поселок Гари относится к Бехтеревскому сельскому поселению. Отсюда, из Бехтерево, и приезжает в Гари вместе с паствой настоятель местной Петропавловской церкви отец Владимир. Церковь во имя апостолов Петра и Павла в Бехтерево тоже сооружена в XIX веке, между 1800 и 1810 годами, на средства купца Семена Красильникова и прихожан. Сегодня и эта церковь стоит без креста, местами разрушена, местами подлатана: кровля — профнастилом, пристрой (вероятно, хозблок) — закрыт гаражными воротами. Один из двух куполов отсутствует, но на кромку стен подняты три поддона кирпичей — работа над восстановлением потихоньку движется.

Застать настоятеля в Бехтерево нам не удалось, отметим лишь, что живет он скромно, в старой постройки деревянном доме — одном из немногих по улице, где соседи в основном уже перестроились в кирпиче. Раздобыв телефон отца Владимира, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что богослужения в Ильинской церкви он проводит раз в год, 2 августа, в день пророка Илии. «Я предлагал, конечно, прихожанам попытаться реставрировать церковь, но возможностей таких нет, — рассказал отец Владимир. — Это же миллионов пять-семь надо, где их взять? У епархии дела есть и помасштабнее, а тут ведь сельский храм, в котором своих прихожан — четыре человека. Вложишь деньги, а содержать как? Через пять лет к тому же состоянию все придет. Четыре года назад я пытался молебены служить еженедельно, вот столько паствы собирал. Сейчас, раз в год, приходят человек двадцать, но это из Брюшлей приезжают, из Тогаево. Служим молебен, идем Крестным ходом».

Под опекой отца Владимира три храма — в Бехтерево, Гарях и Большой Качке, где от кровли вовсе осталось не больше трети. В общей сложности сегодня в Елабужском благочинии под надзором благочинного иерея Симеоноа Лепихина 15 действующих храмов (в их числе 8 сельских и 3 молитвенных дома), 2 строящихся, 2 недействующих и 8 разрушенных, из которых 6 относятся к восстанавливаемым, — с ними и Илиинский в Гарях. На все хозяйство в благочинии служат 10 священников и 4 диакона.

По мнению отца Владимира, уголовная статья для шоуменов из «Совета и любви» — это чересчур. «По делу-то, конечно, надо этих фотографов наказывать, — считает настоятель. — Не так уж, чтобы сурово, но чтобы человек прочувствовал. Оштрафовать, может быть. От себя действовать я не стану, надо посоветоваться с благочинным. Прихожане, конечно, негативно реагируют — это оскорбление».

НА СТРАЖЕ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ ОКАЗАЛАСЬ БАЙКЕРША — ДОЧКА ЕЛАБУЖСКОГО НАСТОЯТЕЛЯ

Как выяснилось, всю ситуацию вокруг злосчастного фотосета раскрутила в соцсети елабужанка Варвара Астафьева — дочь настоятеля елабужского Никольского собора и храма Архангела Михаила в селе Танайка Геннадия Колесникова. На личной страничке «ВКонтакте» девушка поделилась с подписчиками, коих у нее больше 1200 человек, ссылкой на скандальную фотосессию и оставила комментарий следующего содержания: «В людях абсолютно ничего святого не осталось? Для справки — это святое место. В нем люди молились Господу. Сейчас оно заброшено. Но это не значит, что можно там скакать полуголой и лазить для фото и образа. Туда до сих пор люди заходят перекрестившись. Наши прадеды строили это и молились. Пока у них советская власть не отняла эту возможность... Мой отец совершает там молитвенные службы ежегодно. Если у вас нет веры — это не дает право оскорблять веру других. Печально, что наше поколение настолько потеряло разум и духовность».

В переписке с корреспондентом «БИЗНЕС Online» девушка заявила, что с ней в понедельник уже пообщались следователи, расспросив ее подробно о том, кем она является, как узнала о съемке и как смогла идентифицировать развалины на фото с храмом пророка Илии. «Фотосъемка была в ленте обновлений вместе с рекламой. Я когда увидела — попросила это убрать. Они отказались. Когда я разместила пост у себя на странице, меня стали поддерживать фотографы нашего и других городов. Им начали писать, что это подсудное дело, тогда они убрали фото, где девушка голой попой сверкает на камнях и окнах. Остальное отказались убрать. Тогда это приняло огласку. Люди возмущены были. А когда дошла эта запись до Казани и интерес проявила прокуратура, они быстренько удалили фото и написали, что это просто „фотопроект без умысла“. Это фотопроект без ума, без вкуса, без воспитания и без уважения. А место это я знаю хорошо, потому что мы с отцом с детства постоянно посещали все места с храмами. Отец служил молебны и литургии в таких местах по просьбам населения. Сегодня у него несколько храмов на попечении. И тем не менее по просьбам населения он служит службы в таких местах. Сама я интересуюсь состоянием старинных храмов. И часто езжу по выходным, делаю снимки и составляю личный архив таких мест. Не имеет значения, действует храм или нет. Это святое место. То, во что они превращены сегодня — прискорбно. Власти нет до них дела. И спонсоров на реконструкцию тоже. Но это не превращает их в студию для постельного белья и не значит, что люди не молятся там. Наше поколение таким отношением только усугубляет положение», — поделилась девушка.

По словам Варвары, почти в каждом селе Елабужского района есть такой разрушенный храм. К примеру, в храме Танайки «руины пожестче, чем в Гари», но отец девушки смог найти финансирование в свое время и возвел рядом с разрушенным храмом молитвенный дом. «Раньше села и деревни процветали и была возможность поддерживать нормальное состояние. За каждым купцом был закреплен храм. В советское время храмы оскверняли, разворовывали, и власти забирали их под хранилища зерна, склады. В Никольскую церковь сгоняли репрессированных и казнили. А сейчас это все забыто и заброшено. Церкви вернули здания. Но содержание и реконструкцию власть не считает возможной. Очень бы хотелось, чтобы наконец-то услышали это. Если сравнить с исламом — у них это недопустимо. Никто не позволил бы такого. А на христианство у нас не обращают внимания. Может, хотя бы так обратят внимание на то, что творится в нашей стране. Если мы сгнием духовно — долго ли сможет наша Россия простоять мощной страной?» — задается риторическим вопросом Варвара.

Девушка считает, что ее чувства как верующей задеты очень сильно. «Я не говорю про закон. Мне все равно, что они там по кодексам нарушили. Наши отцы умирали раньше за храмы. Это святое место. Не имеет значения, новый храм или его разрушили. Оно не перестало быть святыней. И люди до сих пор приходят туда и заходят перекрестившись. А сейчас что? Я ценю искусство. Красивое фото и проекты — это, безусловно, должно быть. Но давайте видеть грань. Они не в первый раз ведут там съемку. Они снимали там моделей свадебных платьев, сами свадьбы. Им слова никто не сказал. Но залезть нагишом на окно напротив образа святого на стене, отклячив пятую точку — это перебор, не так ли? Хотят снимать эротическое белье для невесты — в помощь вам студия с приглушенным светом, номер гостиницы, спальня красивая... как связано ветхое здание храма и эротическое белье? Эстетики ноль. Этики — тоже», — уверена Варвара.

Справедливости ради стоит отметить, что дочь настоятеля тоже очень любит фотографироваться — на странице более 200 снимков, причем целомудрием отдельные снимки не отличаются. Судя по страничке в ВК, Варвара очень любит разъезжать на высоких скоростях. На одной из фотографий изображен спидометр LADA Kalina со стрелкой, замершей на 200 км в час. На других более свежих снимках радетель христианской морали запечатлена на байке Yamaha R6, причем на одном фото Варвара оседлала мотоцикл, будучи лишь в бикини.


Главный редактор газеты «Вечер Елабуги» Анна Перфильева  сама, кстати, уроженка того самого села Гари — считает, что любые фотосессии в святых местах недопустимы, если только это не какая-то историческая фотосъемка. Для всех остальных видов фотосъемок, считает она, можно с успехом найти другие виды и другие достойные фоны.

«Я 17 лет прожила в Гарях и мы всей нашей деревней к этой церкви относились очень трепетно, хотя у нас в селе живут не только православные жители. Даже когда мы были маленькими и несмышлеными детьми, никто не позволял себе осквернять святое для многих верующих людей место», — говорит она. Перфильева также призналась корреспонденту «БИЗНЕС Online», что считает эту церковь одной из самых красивых в Елабужском районе, признав при этом, что находится она в ужасном, практически аварийном состоянии. «1 июня 2006 года над Гарями пронесся ураган, который сильно повредил культовое строение, поэтому в настоящее время церковь снаружи выглядит не очень хорошо, но внутри там очень красиво, можно увидеть даже сохранившиеся фрески».

Главред «Вечера Елабуги» обращает внимание на то, что обычно в деревнях строили не слишком сложные и изысканные с архитектурной точки зрения церкви, но в Гарях по какой-то причине было сделано исключение, и здание сделали очень изящным и красивым. «А не приводят церковь в надлежащий вид из-за того, что банально нет денег. У нас в деревне в настоящее время живут около 300 человек, для того чтобы отреставрировать эту церковь, нужны очень большие вложения. Таких денег у деревенских жителей просто нет, поэтому они все уже практически смирились с тем, что восстанавливать церковь никто и никогда не будет».

Что же касается возможного наказания для организаторов фотосессии в случае признания их виновными, Перфильева считает, что суд, если до суда дело все же дойдет, мог бы ограничиться лишь предупреждением и объяснением того, что впредь оскорблять чувства верующих нельзя, потому как, по ее мнению, фотосессия в храме была организована по элементарной глупости, а не по какому-то злому умыслу.