Правительство Дмитрия Медведева в пятницу определило уровень софинансирования регионов России на ближайшую трехлетку Правительство Дмитрия Медведева в пятницу определило уровень софинансирования регионов России на ближайшую трехлетку Фото: government.ru

В РОССИИ ЕСТЬ СУБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ НУЖДАЮТСЯ В ГОСПОДДЕРЖКЕ СУЩЕСТВЕННО БОЛЬШЕ

Правительство Дмитрия Медведева в пятницу определило уровень софинансирования регионов России на ближайшую трехлетку. Для Татарстана на 2018 - 2020 годы он составил 58%. Конечно, на фоне беспросветно-дотационных регионов вроде Чечни, Дагестана, Ингушетии, Кировской и Костромской областей, Крыма и Севастополя, которым установлен самый высокий уровень софинансирования — 95%, это не бог весть что. У соседей Татарстана по Приволжскому ФО процент софинансирования также гораздо выше: для Башкортостана — 88%, Марий Эл — 92%, Мордовии — 80%, Чувашии — 94%, Удмуртии — 81% и даже для Самарской области — 65%.  

По документу, в России есть субъекты, которые нуждаются в господдержке существенно меньше, чем Татарстан. Это, разумеется, Москва (5% софинансирования), газпромовский Ямало-Ненецкий АО (14%), нефтегазовая Тюменская область (22%) и входящий в ее состав Ханты-Мансийский АО (30%), почти столичный Санкт-Петербург (37%), вотчина проектов СРП Сахалин (43%) и главный российский автосборщик — Ленинградская область (49%).

Даже увеличение предельного уровня софинансирования не означает, что регион сможет получить деньги из Москвы на все свои проекты Даже увеличение предельного уровня софинансирования не означает, что регион сможет получить деньги из Москвы на все свои проекты / Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СМОЖЕМ ПРИВЛЕКАТЬ БОЛЬШЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЯ МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ДЕНЕГ»

В ноябре прошлого года, когда формировались аналогичные списки на 2017 год, республике была установлена «максималка» в 37%. «Допустим, 10 рублей — стоимость проекта, Татарстану будет максимально финансироваться 3,7 рубля. Есть регионы, в которых все 10 рублей будут предоставляться», — удивлялся и возмущался председатель комитета по экономике Госсовета РТ Рафис Бурганов

Впрочем, даже увеличение предельного уровня софинансирования не означает, что регион сможет получить деньги из Москвы на все свои проекты. Для каждой отдельной госпрограммы устанавливался свой уровень софинансирования, существуют и такие, на которые эти правила вообще не распространяются. Например, по линии фонда моногородов соотношение федеральных и республиканских субсидий установлено в пропорции 95% к 5%. «Предельная планка касается только тех субсидий, которые напрямую идут в регион из федерального бюджета. А в случае, когда средства из федерального бюджета переданы организациям, они сами их распределяют по регионам. Там другие правила», — пояснил «БИЗНЕС Online» источник в правительстве РТ.

Наш собеседник уточнил, что повышение потолка софинансирования не добавит денег в республиканский бюджет. «Мы лишь сможем привлекать больше федеральных средств, используя меньший объем республиканских денег, — рассказал он. — Взять программу благоустройства: федеральное правительство дало нам 1,089 миллиарда рублей, к нему мы должны были 2 миллиарда своих денег положить, а если мы не были готовы дать свое софинансирование в полном объеме, а давали только 1 миллиард, например, то и они федеральное софинансирование снижали соответственно», — говорит наш источник.

Адель Вафин отметил, что повышение до 58% – это достаточно высокий уровень, исходя из того, какие прогнозы были раньше Адель Вафин отметил, что повышение до 58% — это достаточно высокий уровень, исходя из того, какие прогнозы были раньше / Фото: tatarstan.ru

«НАМ ВСЕГДА ГОВОРИЛИ, ЧТО У ТАТАРСТАНА ВЫСОКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ, И ЧАСТО ОТКАЗЫВАЛИ»

Один из крупнейших получателей средств по федеральным госпрограммам — минздрав РТ. Его глава Адель Вафин отметил, что повышение до 58% — это достаточно высокий уровень, исходя из того, какие прогнозы были раньше. «Нам всегда было сложно привлекать федеральные средства, — рассказал он. — Нам всегда говорили, что у Татарстана высокая финансовая обеспеченность, и часто отказывали».

Министр привел в пример уровень софинансирования в сфере здравоохранения РТ. Так, в 2013 году при строительстве хирургического корпуса в 7-й городской больнице Казани расклад был следующий: из бюджета РФ пришло 1,55 млрд рублей, а Татарстан добавил к ним свои 990 млн рублей (соотношение примерно 60% на 40%). «Но по факту финансирование со стороны бюджета РТ всегда было выше, так как появляются дополнительные объемы работ», — говорит Вафин. Более свежий пример: строительство перинатального центра в РКБ, который был сдан в сентябре 2016 года. Там соотношение было примерно 50 на 50. «Строительство обошлось в 1,274 миллиарда рублей, из них бюджет РФ дал 617 миллионов, остальную часть дал бюджет Республики Татарстан», — вспоминает министр. По программе модернизации также соотношение было примерно 50% на 50%. «Хотя таких условий не было, но для того чтобы привести в порядок крупнейшие больничные комплексы, по решению президента [Татарстана] средства выделялись, и у нас был хороший уровень софинансирования из бюджета РТ. Поэтому нам удалось в полном объеме модернизировать все крупнейшие клиники, — добавил глава республиканского минздрава. — У Татарстана очень активная позиция по привлечению федеральных средств, очень активно работают депутаты Госдумы от республики».

Отметим, что за депутатами от РТ действительно закреплены определенные министерства и направления, по которым они должны выбивать для Татарстана средства федерального финансирования. О своей работе они отчитываются лично президенту РТ.

Ильдар Гильмутдинов: «Конечно, они тоже видят, что при реализации федеральных программ нужно учесть и мнения регионов-доноров. Ведь именно доноры формируют федеральные программы» Ильдар Гильмутдинов: «Конечно, они тоже видят, что при реализации федеральных программ нужно учесть и мнения регионов-доноров. Ведь именно доноры формируют федеральные программы» / Фото: duma.gov.ru

«МЫ БЫ ХОТЕЛИ БОЛЬШЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДЕНЕГ, ПОТОМУ ЧТО МЫ МНОГО ОТДАЕМ»

Один из них, депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, назвал решение правительства РФ «нормальным рабочим процессом». «Правительство каждый год рассматривает и пересматривает эти подход. Конечно, они тоже видят, что при реализации федеральных программ нужно учесть и мнения регионов-доноров. Ведь именно доноры формируют федеральные программы. И если мы говорим о едином пространстве, то тогда надо вовлечь во все эти проекты все регионы, а не выводя кого-то или не пуская», — говорит депутат. Он тоже привел в пример проект по развитию парков, в который Татарстан первоначально вообще не попал.

«Но вот мы вместе поработали, и республика, а также другие регионы-доноры были включены, — добавил Гильмутдинов. — Наоборот, регионы, где есть развитая инфраструктура, серьезная промышленность, даже больше нуждаются в поддержке по федеральным программам. К примеру, по школам:  у нас много населения, хорошая рождаемость — конечно, нам больше школ нужно, чем в каком-то другом субъекте. У нас более 100 школ учат в две смены. Конечно, РТ не сможет решить это без федеральной поддержки», — уверен он.

Другой думский депутат от РТ, Александр Сидякин, отмечает: «С одной стороны, это [новый уровень софинсирования] хорошо. Это значит, что бюджетное обеспечение у нас хорошее, и соотношение доходов-расходов на душу населения хорошее. Да и в целом в списке регионов-доноров быть почетно. Но, с другой стороны, конечно, это сужает наши возможности, мы бы хотели больше федеральных денег, потому что мы много отдаем, — сказал он. — Я думаю, что в итоге объем федеральных субсидий будет одинаковым, поскольку мы подаем большое количество заявок и постоянно увеличиваем как количество проектов, на которые мы расходуем федеральные целевые деньги, так и их качество. Поэтому по деньгам мы в абсолютном объеме точно не потеряем». Сидякин отметил, что РТ участвует в 34 федеральных целевых программах.

Глава бюджетного комитета Госсовета РТ Леонид Якунин добавил, что по итогам 2016 года республика получила 28 млрд рублей безвозмездных субсидий из федерального бюджета. Это меньше, чем в 2015 году, заметил он. По проекту бюджета на 2017 год республика может рассчитывать на 29,5 млрд рублей безвозмездных поступлений. «Но на эти цифры опираться нельзя, все равно к концу года мы обычно получаем дополнительные средства», — пояснил он. Ранее сообщалось, что в 2017 году Татарстан планирует привлечь из федерального бюджета около 70 млрд рублей, из них по программной части бюджета порядка 60 миллиардов. В 2016 году в республику по всем источникам и направлениям удалось привлечь 71,8 млрд рублей из федерального бюджета, в 2015 году в РТ поступило 75,6 млрд рублей.


«РАСКУЛАЧИВАНИЕ БЫЛО. ОДИН РАЗ ВЫРАВНИВАЛИ УЖЕ. МЫ ВИДЕЛИ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Напомним, что снижение уровня софинансирования для РТ и вообще для регионов-доноров было очень остро воспринято руководством Татарстана. В декабре 2016 года глава республики Рустам Минниханов на сессии в Госсовете РТ возмутился тем, что решения о так называемой стрижке доноров были приняты Москвой в одностороннем порядке. «Те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости! Куда страна идет? Мы же федеративное государство. Как мы не можем участвовать в федеральных программах? Это вообще непродуманное решение! — возмущался президент РТ. —Так же нельзя! Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать, ухудшать ситуацию, которая сегодня есть… Раскулачивание было. Один раз выравнивали уже. Мы видели последствия. Это некоторое подобие. Ну что это такое? Если есть какие-то решения, то они должны быть согласованы, просчитаны, не в одностороннем порядке приняты».

Позже несправедливая «нарезка» федерального финансирования стало причиной «бунта губернаторов». Минниханов ярко высказался на эту тему на гайдаровском форуме в Москве: «Вы живете своими иллюзиями! Если мы будем хорошо работать, на первом месте, я получу 610 миллионов, а вы у меня отбираете 3,5 миллиарда. Даже Конституционный суд всегда принимает решение — ухудшать уровень жизни граждан не имеем права, ни одну льготу не можем отменить. Вы взяли и изъяли деньги. Я понимаю, что надо принимать какие-то решения, поддерживать регионы, я считаю, это очень правильно, надо искать пути. Но просто так взять и отобрать такую сумму — уже серьезно, — рассуждал президент РТ. — Это же касается не меня, а почти 4 миллионов человек нашей республики. Пока я ответственен за республику, не могу об этом не сказать, это никому не нравится. Нравится вам или не нравится, но я это буду говорить!» Его поддержал и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Позже федеральный центр все же пошел на уступки регионам. К примеру, Татарстан был подключен к проекту „Формирование комфортной городской среды“.

Как не раз заявлял Минниханов, РТ собирает более 700 млрд рублей доходов для России. «Это налоговые и неналоговые доходы, таможенные платежи, платежи в государственные внебюджетные фонды. От 66 до 77 процентов всех поступлений зачислены в федеральный бюджет», — говорит глава республики