1 июня ФСБ России по Татарстану направило письмо Александру Груничеву с просьбой разобраться в законности целого ряда госзакупок, размещенных ГИСУ 1 июня ФСБ России по Татарстану направила письмо Александру Груничеву с просьбой разобраться в законности целого ряда госзакупок, размещенных ГИСУ

«УКРУПНЕНИЕ ЛОТОВ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ В ВЫТЕСНЕНИИ МАЛЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИ СЛАБЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

Вопросом прозрачности госзакупок в главном инвестиционно-строительном управлении РТ (ГИСУ РТ) неожиданно озаботился не совсем профильный орган — ФСБ России по Татарстану. Так, из документов, имеющихся в распоряжении «БИЗНЕС Online», следует, что еще 1 июня ведомство направило письмо за подписью главы татарстанского управления ФСБ Динара Хамитова начальнику УФАС по РТ Александру Груничеву с просьбой разобраться в законности целого ряда госзакупок, размещенных ГИСУ. Главный вопрос: не мешает ли принцип формирования лотов участию в тендерах малого и среднего бизнеса?

В письме ФСБ приводит целый набор из 7 сомнительных, на ее взгляд, госзакупок, объявленных в течения мая, стоимостью более 940 млн рублей. По мнению ведомства, в нарушение статьи 17 ФЗ о конкуренции и статьи 8 закона №44-ФЗ о госзакупках в этих закупках были заведомо укрупнены лоты. Так, например, один из лотов предполагал ремонтные работы сразу в 11 школах разных районов республики — на 192 млн рублей; другой — ремонт 8 зданий молодежных центров, спортивных и другого рода объектов в разных районах; третий — ремонт 13 зданий учреждений допобразования, военных комиссариатов, пунктов охраны общественного порядка; четвертый лот объединил замену ФАПов на модульные здания аж в 42 районах РТ сразу плюс строительство двух таких зданий и оказался стоимостью 121,2 млн рублей... Словом, заказ на ремонт и некрупное строительство ГИСУ выставляло, что называется, оптом.

«Указанные нарушения, связанные с укрупнением (удорожанием) лотов, ограничивают круг потенциальных участников аукциона и создают условия для недобросовестной конкуренции», — посчитали в ФСБ. А кроме того, неизбежно ведут к коррупционной составляющей и неэффективному расходованию бюджетных средств. Ведомство попросило Груничева провести проверку по этим фактам.

УФАС отреагировало оперативно: провело проверку по всем лотам и выслушало на комиссии позицию самого ГИСУ. 21 июня антимонопольщики признали нарушения антимонопольного законодательства по всем 7 лотам. Более того, в своих документах они подробно расписали, в чем состоят антиконкурентные действия, которые до появления на горизонте чекистов ускользали от внимания службы. «Укрупнение лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый объект, подлежащий выполнению работ по капитальному ремонту тех или иных объектов, привлекает к торгам определенный круг потребителей», — сделала выводы ФАС. А последствия для рынка она оценила по косвенным факторам. Так, тендер на замену 42 ФАПов выиграло ООО «Волгадорстрой». «В подтверждение вышеизложенного можно привести следующее обстоятельство: для участия в вышеуказанном аукционе подал свою заявку всего один участник, несмотря на то что рынок выполнения строительно-монтажных и прочих работ по строительству является конкурентным», — рассудила служба Груничева.

Однако четыре конкурса уже состоялось: победителями госзаказа на 510 млн рублей стали ООО «Евростиль», ООО «Ремонтсервис», ООО «РСС Инжиниринг» и ООО «Волгадорстрой», и их результаты ФАС решила не отменять. Зато в остальных трех случаях ведомство предписало отменить все протоколы по закупкам и внести изменения в документацию в соответствии с антимонопольными рекомендациями.

В документах ФАС приводится и позиция самого ГИСУ: ведомство минстроя РТ считает, что никаких нарушений законов в проведенных тендерах не было и в помине. «Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения», — указывают антимонопольщики, не уточняя, какие именно были пояснения. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в ГИСУ, однако на момент публикации ответ ведомства не был получен.

«МЫ ОБРАЩАЕМСЯ В ФСБ К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЛЮДЯМ, КОГДА ЧУВСТВУЕМ, ЧТО «ПЛОХО ПАХНЕТ»

Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер подчеркивает, что укрупненные лоты закону о госзакупках напрямую не противоречат. «Первое: я говорил, говорю и буду говорить, что 44-й закон (о госзакупках) подлежит если не отмене, то глубокой реновации. Вся беда в постулатах 44-го закона. Да, в законе есть дырка, много дырок. В том числе и такая, которая позволяет это делать. Там нет нарушения закона. Закон запрещает объединять, допустим, монтаж и поставку оборудования, но не запрещает объединять в один лот разные объекты. Закон говорит: как удобно заказчику, так и поступайте.

Второе: какой цели добивается тот, кто формирует задание? Если он добивается цели обеспечить конкуренцию или поддержать малый бизнес, то у него один алгоритм поступков. Если он добивается цели отобрать поставщика, который способен выполнить сложные работы, то это другой алгоритм поступков. Вот если бы мы хотели поддерживать малый бизнес, то тогда да, надо мельчить, потому что один из постулатов конкуренции говорит, что на рынке должно быть много мелких поставщиков и много мелких заказчиков. Так говорит постулат совершенной конкуренции, но если у заказчика нет задачи поддержать малый бизнес, поддержать конкуренцию, то тогда заказчик в рамках 44-го волен делать, например, вот это — объединять в один лот разные виды, чтобы победил наиболее солидный, гарантированный поставщик. Вот, собственно, моя точка зрения», — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

В том, что на нарушения указывает такая серьезная структура, как ФСБ, Геллер ничего необычного не видит.

«Да, ФСБ — узловая структура, она смотрит и стремится предупредить экономические преступления, время от времени запрашивает у нас документы, мы обращаемся в ФСБ к определенным людям, когда чувствуем, что „плохо пахнет“. Нормальное, правильное письмо, ФСБ наблюдает, ставит в известность уполномоченный правительством орган — ФАС: нарушение 135-го закона. Опять-таки, понимаете, какая штука?! В статье 17 (закон №135-ФЗ) написано, что запрещается создавать участникам преференции, но там нет пункта о запрете укрупнения лотов! Там слова — создавать преференции, препятствовать. Если задача состоит в том, чтобы поддерживать конкуренцию, допускать малый бизнес, то сделано плохо. А нарушения закона-то где? В чем? Это нарушение можно притягивать, но прямого запрета нет. Если бы я работал защитником ГИСУ, я бы защитил ГИСУ, но я не его защитник, я защищаю конкуренцию. И тут я говорю: да, с точки зрения ограничения конкуренции ГИСУ поступило неправильно», — рассуждает он.

Яков Геллер: «Закон запрещает объединять, допустим, монтаж и поставку оборудования, но закон не запрещает объединять в один лот разные объекты. Закон говорит, что как удобно заказчику, так и поступайте» Яков Геллер: «Закон запрещает объединять, допустим, монтаж и поставку оборудования, но закон не запрещает объединять в один лот разные объекты. Закон говорит, что как удобно заказчику, так и поступайте» 

«ЕСЛИ СИЛЫ ЕСТЬ, ТО ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВЗЯТЬ ТРИ-ЧЕТЫРЕ ОБЪЕКТА?»

Заметим, что 7 тендеров, на которые почему-то обратила внимание ФСБ, лишь вершина айсберга. Для тех, кто постоянно следит за закупками ГИСУ, практика объединения нескольких, порой абсолютно разнородных объектов в одном тендере — не новость. Скорее это правило, чем исключение. Поневоле создается ощущение, что в один котел сгружается тот кусок, который решено доверить тому или иному подрядчику, чтобы он десять раз не «мучался». Вот, к примеру, контракт с ООО «Восток-С» Олега Новосельского, за свою историю набравшего господрядов на 3 млрд рублей. Контракт на 142 млн рублей предусматривает ремонтые работы и в клинике медуниверситета, и в главном здании аграрного университета, и в краевдческом музее в Буинске, и в Республиканской офтальмологической больнице, и в гимназии №15, и в Богородицком монастыре.

Буквально 6 июня состоялся электронный аукцион, который с минимальными потерями выиграло ООО «РСС Инжиниринг» — в результате торгов цена с первоначальных 94,277 млн рублей снизилась до 93,806 млн рублей. В перечне работ — проведение ремонта в 13 зданиях: спецприемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту в Казани, общественном пункте охраны порядка (ОПОП) в Альметьевске, Заинске, Челнах и Чистополе, военных комиссариатах в Казани, Пестречинском районе и Бугульме, в помещении отдельного взвода ППС полиции в Бугульме и — вроде бы невпопад — во Дворце творчества детей и молодежи в Чистополе.

В тот же день состоялась еще одна «укрупненка» с первоначальной стоимостью 110,483 млн рублей. Его также с весьма скромным дисконтом (109,9 млн рублей) забрало ООО «Ремонтстройсервис». Отремонтировать предстоит 9 объектов, также разбросанных по республике, — детско-юношеская спортивная школа «Актай» в поселке Красный ключ, спортшкола в Тетюшах, спорткомплекс «Олимпиец» на Горьковском шоссе в Казани, крытый манеж международного конноспортивного комплекса в Казани, а также здание минмолодежи РТ. Кроме того, нужно провести ремонтные работы полей и системы полива центра хоккея на траве Казани, молодежного центра в селе Ленино-Кокушкино и даже МЦ «Батыр» в селе Шишинер Балтасинского района. В тот же день с аукциона ушел заказ на ремонт пяти разных объектов в Елабуге, который забрало себе ООО «Реставратор». Цена, как и водится у ГИСУ РТ, упала не намного — с 56,817 млн до 56,533 млн рублей. За эту сумму победителю необходимо будет провести ремонтно-реставрационные работы пяти зданий, в числе которых Елабужское медучилище, Спасский собор и пр.

Строительные компании Татарстана, которые участвуют в госзаказе и до которых удалось оперативно дозвониться «БИЗНЕС Online», никаких претензий к политике госзакупок ГИСУ не предъявляют. «У нас нет проблем при участии в тендерах. Мне кажется, что принципы конкуренции не нарушаются. Захотят — выиграют. В лотах выигрывают компании из других городов, регионов. Это и есть здоровая конкуренция, — рассказал директор челнинского ООО „Евростиль“ (как раз победитель одного из лотов на 192 млн рублей) Ильнар Гайсин. — Если силы есть, то почему бы не взять три-четыре объекта?! Укрупнение лота я не считаю проблемой. Малые фирмы все равно не возьмутся за работы на 90 миллионов рублей».

«Наша фирма работает не только с ГИСУ РТ. МВД у нас проводит на своих объектах, суд... К примеру, работы в Нижнекамском суде мы выиграли», — перечисляет гендиректор фирмы, которая, кстати, занимает 21-ю строчку в списке «королей госзаказа» Татарстана.

«Через ГИСУ РТ мы работали около 7 лет, проблем не возникало, — вспоминает учредитель апастовского ООО „Альтаир-1“ Ринат Миначев. — Однажды мы даже были генподрядчиком, поэтому претензий нет. Чаще всего мы сами не претендовали на генподряд, потому что с СРО проблемы, нужны деньги, но с нарушениями закона о конкуренции не сталкивались».

«Сейчас для участия в тендерах средств нет, нужна же и гарантия банка. Проще работать самостоятельно», — говорит Миначев (его фирма, напомним, стала «жертвой» падения Татфондбанка).

Было и яркое разбирательство вокруг установки в 2016 году скульптур Даши Намдакова у центра семьи «Казан», а также благоустройства вокруг них за 290 млн рублей Было и яркое разбирательство по поводу установки в 2016 году скульптур Даши Намдакова у центра семьи «Казан», а также благоустройства вокруг них за 290 млн рублей

СПОРЫ ФАСА И ГИСУ: ТЕНДЕРЫ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ, ОБЪЕДИНЕННЫЕ ЛОТЫ И РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ВОКРУГ СКУЛЬПТУР ДАШИ НАМДАКОВА

Главное инвестиционно-строительное управление РТ регулярно попадает в поле зрения антимонопольной службы. В марте этого года ФАС сама нашла нарушения в аукционе ГИСУ, выигранном компанией бугульминского депутата Радика Галиуллина, — в один лот был объединен ремонт 27 детских садов в разных районах и городах Татарстана за 337,4 млн рублей. В январе ГИСУ РТ подозревали в проведении задним числом аукциона по реконструкции бывшей онкобольницы под Кремлем за 291 млн рублей.

В 2014 году главное инвестиционно-строительное управление и УФАС спорили в арбитраже по поводу госзаказа на капремонт 10 сельских больниц, оцениваемый более чем в 218 млн рублей. Антимонопольщики обвинили ГИСУ в том, что оно грубо нарушило закон: объединило в один лот ремонтные работы и поставку бытовой техники.

Было и яркое разбирательство по поводу установки в 2016 году скульптур Даши Намдакова у центра семьи «Казан», а также благоустройства вокруг них за 290 млн рублей. Заказчик закупки — ГИСУ РТ — объявило тендер уже после завершения работ и торжественного открытия. Хотя объявление тендеров после завершения работ уже вошло в обычную практику, спустя 8 дней УФАС по жалобе лидера татарстанской ячейки Трудовой партии Ивана Климова потребовало остановить аукцион, а затем и вовсе отменило тендер. В сентябре 2016 года УФАС остановило закупки по пяти тендерам ГИСУ, размещенным задним числом, а также заблокировало пять аукционов на обустройство водоохранных зон в республике. УФАС также требовало отменить тендер на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции Казанского зоопарка. Заказчик закупки объявил тендер на реконструкцию зоопарка, когда работы уже близились к завершению.

Однако «противоядие» нашлось быстро. Так, компании «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, устанавливавшая статуи Намдакова, все равно получила свои 254 млн рублей, но под другим соусом: «оригиналы произведений искусства» были выкуплены у компании как у «единственного правообладателя».

Что ж, теперь ГИСУ придется вновь показать мастерство, чтобы вписаться в прокрустово ложе «несовершенного» законодательства и со «сборными» тендерами.