Советский суд накануне вновь оказался не самым гуманным к очередному фигуранту уголовного дела «ТФБ Финанс» — зампред правления Татфондбанка Вадим Мерзляков отправлен в СИЗО до 2 апреля. Финансисту не помогли ни миллионный залог, ни пламенная речь известной правозащитницы Ирины Хруновой, выступающей его адвокатом, ни рассказы о том, что он до последнего участвовал в переговорах по санации. Зрители же сопроводили арест плакатами с надписью «Следующий — Мусин?».
Советский районный суд накануне вечером выбирал меру пресечения одному из главных и пока самых весомых фигурантов уголовного дела «ТФБ Финанс» Вадиму Мерзлякову
ГСУ В РАБОТЕ: ЧЕТВЕРТЫЙ БАНКИР ЗА НЕДЕЛЮ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ
Громким арестом ознаменовалось завершение рабочей недели в Татарстане. Советский районный суд накануне вечером выбирал меру пресечения одному из главных и пока самых весомых фигурантов уголовного дела «ТФБ Финанс». Перед федеральным судьей Сергеем Аптулиным предстал заместитель председателя правления Татфондбанка (ТФБ) Вадим Мерзляков.
В тесных коридорах Советского райсуда его по традиции ждала толпа журналистов и возмущенных вкладчиков банка, которых перевели на услугу доверительного управления, что обернулось для них крахом сбережений. Клиенты «ТФБ Финанс» спланировали перформанс: они договорились поднять над головами плакаты (распечатанные листочки А4) с надписью «Следующий — Мусин?» сразу после того, как Мерзлякова отправят в СИЗО. В том, что его ждет такая участь, уже никто из «болельщиков» не сомневался после серии арестов — гендиректора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина, начальника управления активных операций «ТФБ Финанс» Илнара Абдульманова и руководителя управления клиентских операций на рынке ценных бумаг «ТФБ Финанс» Рустама Тимербаева.
Появления самого задержанного пришлось ждать довольно долго — лишь через полтора часа после назначенного срока оперативники завели подозреваемого в зал заседаний. Стандартные процедуры прошли без эксцессов: судья удостоверился в личности Мерзлякова, а следователь ГСУ Марина Проноза попросила заключить его под стражу сроком на 1 месяц и 25 дней, то есть до 2 апреля, равно как и остальных фигурантов дела.
Зачитанные судом материалы дела не привнесли в картину экономической истории ничего существенно нового. Фамилия Мерзлякова фигурировала в ней несколько раз, как и заместителя председателя правления Татфондбанка Сергея Мещанова. При этом во всех показаниях свидетелей акцентировалось внимание на том, что именно Мещанов отвечал за продукт «ТФБ Финанс», то есть за вклады «Доходные инвестиции» и «Доходные инвестиции Плюс», куда переводились сбережения вкладчиков Татфонбанка. К слову, по некоторым данным, Мещанов недавно покинул пост зампреда — с этим, в частности, связано исчезновение информации о нем на сайте ТФБ.
Следователь ГСУ Марина Проноза попросила заключить Мерзлякова под стражу сроком на 1 месяц и 25 дней, то есть до 2 апреля, равно как и остальных фигурантов дела
ЗАЩИТУ МЕРЗЛЯКОВА ВОЗГЛАВИЛА ЭКС-АДВОКАТ PUSSY RIOT И ХОДОРКОВСКОГО
Однако главным перформансом дня оказалось выступление защитницы подозреваемого Ирины Хруновой — одного из самых известных и ярких адвокатов не только Казани, но и России. Она одновременно правовой аналитик международной правозащитной ассоциации «Агора», а также соучредитель и партнер адвокатского бюро «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры». К слову, Ирина замужем за не менее известным правозащитником Павлом Чиковым.
Хрунова встала на путь защиты прав человека после юридического факультета Казанского государственного университета, окончив вуз по направлению уголовного права. Официальную карьеру в качестве адвоката Хрунова начала в 1998 году, поступив на службу в коллегию адвокатов Татарстана. Позже, спустя четыре года, она начала сотрудничать с казанским правозащитным центром, совмещая это увлечение с должностью специалиста правового отдела московского фонда «Общественный вердикт» в 2004 - 2005 годах. Ее основной специализацией считается Европейский суд по правам человека, где она уже добилась 11 положительных решений.
Хрунова заступалась за участниц группы Pussy Riot Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич. На ее счету процесс с защитой интересов троих потерпевших в деле бывшего начальника ОВД «Царицыно» майора милиции Дениса Евсюкова, а также выступление на стороне музыкального критика Артемия Троицкого, против которого в 2011 году подал иск милиционер Николай Хованский. Не во всех уголовных делах Хруновой удавалось добиться оправдательного приговора, вместе с тем все ее процессы объединяет одна черта — за них мало кто из адвокатов хотел бы браться. Чего только стоит недавнее дело в отношении сотрудников ОМОНа, обвиняемых в превышении должностных полномочий с применением насилия в адрес сотрудников Набережночелнинской городской коллегии адвокатов, где она выступала на стороне силовиков. Особенно стоит отметить участие Хруновой в начале нулевых в деле «ЮКОСа», где она защищала известного опального бизнесмена Михаила Ходорковского, а также в «земельном деле» в отношении мэра Тольятти Николая Уткина.
«Я ВОВЛЕЧЕН В ПРОЦЕСС ОЗДОРОВЛЕНИЯ БАНКА, КОТОРЫЙ СНИМЕТ ВСЕ ВОПРОСЫ У КЛИЕНТОВ»
В первом слове адвокат заверила суд в желании своего клиента сотрудничать со следствием.
— Учитывая сложность дела и общественный резонанс, мы понимаем, что есть необходимость обеспечить интересы следствия, и мы готовы сотрудничать, готовы давать показания. Мой подзащитный не скрывался и охотно идет на общение с правоохранительными органами. При этом мы возражаем против заявленного ходатайства об аресте. Мы будем просить суд любую другую меру пресечения, которая не связана с лишением свободы, — уверенно, словно с трибуны, обратилась Хрунова к Аптулину.
Защитница Мерзлякова ходатайствовала о приобщении к делу нескольких свидетельств — о рождении самого подзащитного, его ребенка, приложила справку с работы его супруги (в прошлом году в общей сложности она пропустила полгода из-за больничных, которые тратила на уход за ребенком). Занимательнее всего оказались грамоты Мерзлякова, в их числе — благодарственное письмо от президента республики и ряд профессиональных наград.
— Судом возможно применение такой меры пресечения, как залог. Поэтому есть документ, подтверждающий, что у супруги есть денежный вклад в Сбербанке. Его она готова предоставить в качестве залога. Супруга подозреваемого также была в суде, но в коридоре, — предложила адвокат альтернативу СИЗО.
— Какую сумму предоставляете в залог? — уточнил Аптулин.
— Сумму, определенную судом.
— Ваше предложение?
— От 1 до 2 миллионов рублей.
Сам Мерзляков, в отличие от своих коллег-предшественников, на скамье подсудимых почти не выдавал эмоций: вел себя сдержано, говорил четко и тезисно, избегая драматичных высказываний.
— Я являюсь заместителем председателем правления, — начал он. — Хочу пояснить, что розничный блок по развитию сети и продаж я не курировал. Решение о запуске продукта мной не принималось, оно принималось комитетом по продуктам и продажам, что уже указывалось в моих показаниях.
Мерзляков добавил, что руководство не ставило перед ним задачи по привлечению средств в доверительное управление, и подчеркнул, что все средства клиентов до последней копейки, полученные в рамках продажи продуктов «Доходные инвестиции», «Доходные инвестиции Плюс», поступали на счета доверительного управления клиентов в компании «ТФБ Финанс».
— Средства клиентов и средства компании не смешиваются, согласно подписанным двумя сторонами договорам, они инвестировались в облигации Татфондбанка, — отметил финансист. — Есть четкие подтверждения в виде выписок, отчетов, предоставленных клиентам лично в руки и через интернет. Мерзляков акцентировал внимание суда на том, что вплоть до своего ареста искал выходы из кризисной ситуации, в которую угодил ТФБ, иными словами, был в поисках потенциальных санаторов банка. По сведениям «БИЗНЕС Online», подозреваемый действительно принимал участие в переговорах по этому вопросу.
— Являясь одним из руководителей банка в составе топ-менеджмента, я вовлечен в процесс работы над финансовым оздоровлением банка, который в настоящее время ведется. Вплоть до 8 февраля принимал в этом процессе активное участие. Считаю, что реализация данных мероприятий позволит снять все вопросы у клиентов Татфондбанка, клиентов «ТФБ Финанс», — заключил он.
После 20-минутного раздумья в совещательной комнате Аптулин отправил Мерзлякова по пути Вальшина, Абдульманова и Тимербаева в СИЗО №2 на срок до 2 апреля.
— Я считаю, что это политическое дело, безусловно, потому что банк является вторым по значимости, по обороту в Республике Татарстан, — заявила в беседе с «БИЗНЕС Online» после заседания Хрунова. — Что бы ни случилось с Татфондбанком — его оздоровление или неоздоровление, проблема с вкладчиками будет приобретать некий политический характер.
Адвокат добавила, что не понимает, почему ее подзащитный лишен свободы, и пообещала подать на решение Советского суда апелляцию.
Клиенты «ТФБ Финанс» спланировали перформанс: они договорились поднять над головами плакаты (распечатанные листочки А4) с надписью «Следующий — Мусин?» сразу после того, как Мерзлякова отправят в СИЗО
ЗАДЕРЖАНИЯ ПРОДОЛЖАТСЯ НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ?
Напомним, Мерзляков был задержан по подозрению в совершении преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупных размерах») вечером 8 февраля — сразу после допроса в здании главного следственного управления МВД по РТ.
До него были задержаны еще трое сотрудников ТФБ и «ТФБ Финанс». Первым оперативники примерили наручники на Вальшина, затем его участь разделили экс-подчиненные — Тимербаев и Абдульманов. Последовательно — в среду и в четверг — Советский районный суд лишил их свободы и отправил до 2 апреля в СИЗО №2. Впрочем, по данным источников «БИЗНЕС Online», череда задержаний и арестов может продолжиться уже на следующей неделе.
Само уголовное дело было заведено 2 февраля — поводом послужило более 100 заявлений владчиков доверительного управления «ТФБ Финанс». По мнению следствия, им нанесен ущерб в размере не менее 90 млн. рублей. По последней информации «БИЗНЕС Online», число потерпевших по данному делу приближается к 2 тысячам.
Стоит отметить, что всплеск активности следователей произошел после координационного совещания, которое с концентрацией на проблеме вкладчиков банка провел президент РТ Рустам Минниханов. Арест Вальшина случился через два дня после того, как глава республики призвал ускорить работу следователей в данном направлении.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 359