Казанский национальный исследовательский технологический университет сотрясает громкий скандал
Казанский национальный исследовательский технологический университет сотрясает громкий скандал

ПРОРЕКТОРА ВЫВЕЛИ В НАРУЧНИКАХ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в Казанском национальном исследовательском технологическом университете — КНИТУ-КХТИ — произошло ЧП, которое сейчас держит в напряжении весь вуз и не только. Примерно неделю назад здесь был арестован проректор по научной работе Ильдар Абдуллин. Как рассказывают очевидцы, его вывели из здания в наручниках... После этого уважаемый проректор как в воду канул.

На работе он до сих пор не появился. В приемной сообщили, что Ильдар Шаукатович находится в отпуске (заметим, что это очень распространенная формулировка в подобных случаях). На вопрос, когда у проректора закончится отпуск, секретарь уклончиво ответила: «Не могу сказать точно». Правоохранительные органы пока также не раскрывают информацию о задержании Абдуллина. Всю неделю корреспонденты «БИЗНЕС Online» обзванивали пресс-службы различных правоохранительных ведомств, однако все тщетно. В ответ — молчание. «Заговор молчания» показывает, каков уровень арестованного и тот накал борьбы, который развернулся вокруг его освобождения.

Однако ряд наших доверенных источников в силовых структурах Татарстана все-таки ближе к концу недели подтвердили, что Абдуллина действительно задержали — пока на два месяца. Ученый сейчас находится в казанском СИЗО №1, что на улице Япеева. Более того, они рассказали, что у ученого возникли проблемы с сердцем, поэтому не исключено, что он будет помещен в стационар.

В пресс-службе вуза, куда мы также обратились, сообщили, что руководство вуза не комментирует ситуацию с Абдуллиным.

11.jpg
60-летний проректор КНИТУ Ильдар Абдуллин задержан правоохранительными органами

Арест отнюдь не был случайным: до этого проректор как минимум месяц был «в разработке» силовиков. По данным нашего источника, Абдуллину инкриминируется ст. 290 часть 2 Уголовного кодекса — получение взятки. Максимальное наказание по ней — штраф в размере 25-кратной суммы взятки и лишение свободы до трех лет. Как считают наши источники, речь будет идти о переквалификации дела на часть 4 той же статьи УК — это будет возможно, если следствию удастся доказать, что Абдуллин занимал государственную должность, то речь может идти о сроке от 5 до 10 лет. Похоже, что речь будет идти о взятке лишь в начале — силовым структурам нужна первоначальная зацепка, которая поможет подобраться к другим более сложным делам, касающимся сомнительных операций с финансами, в которых, как предполагается, мог принимать участие Абдуллин.

ВЫХОДЕЦ ИЗ КАИ ЗАНИМАЕТ ТРИ ДОЛЖНОСТИ В ЭКС-КХТИ

Что известно о проректоре по научной работе? Согласно информации на сайте вуза, у Абдуллина множество регалий. Он доктор технических наук, профессор, лауреат государственной премии РТ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РТ, академик Российской медико-технической академии.

Помимо того, что Абдуллин является проректором по научной работе КНИТУ, он так же заведует кафедрой плазмохимических и нанотехнологических высокомолекулярных материалов этого вуза, а также возглавляет институт нефти, химии и нанотехнологии. Ученый отвечает в вузе за нанотехнологии и в одном из своих интервью рассказывал о том, что нанотехнологические разработки КНИТУ внедрялись в частности на «Мелите», в швейцарской компании «Райсхауэр» по производству высокоточных станков.

Абдуллин является авторитетным ученым — он автор 350 научных и учебно-методических работ, 6 монографий, 32 авторских свидетельств и патентов. Его общий стаж работы составляет 31 год, в отрасли — 29 лет, в КГТУ — 14 лет.

Известно, что КНИТУ для него — не родной вуз. Абдуллин пришел сюда из КАИ. Сказать, что бывшие коллеги удивлены происходящим, значит, не сказать ничего.

«Мы с Ильдаром Шаукатовичем регулярно видимся, разговариваем, — рассказал «БИЗНЕС Online» экс-ректор КАИ Геннадий Дегтярев. — У меня о нем самые хорошие впечатления как об энергичном и предприимчивом человеке. И мне, конечно, приятно, что выпускник и бывший сотрудник КАИ, воспитанник научной школы профессора Даутова успешно работает в других организациях... Как мне кажется, он эффективно трудится проректором по научной работе КНИТУ: вуз регулярно выигрывает гранты, а это и его заслуга — проректору надо мобилизовать людей, помогать им. Словом, у меня о нем только хорошее впечатление».

И МВД, и следственный комитет хранят молчание
И МВД, и следственный комитет хранят молчание

«Мы с Ильдаром знакомы с 1975 года — учились в КАИ в аспирантуре, — рассказал нашему изданию заведующий кафедрой технической физики КНИТУ-КАИ Фивзат Гайсин. — Позже он совершенно бескорыстно консультировал меня по докторской диссертации, даже помог деньгами (у меня тогда такой возможности не было), чтобы я мог в Москву поехать на защиту. Он работал в КАИ до середины 80-х, потом ему предложили должность заместителя директора НИИ, и он там с 7 утра до 11 вечера вкалывал. Прекрасный человек. Порядочный, трудяга, пахарь. У него очень большая, авторитетная научная школа... Но в административной части случается всякое — могут подвести, подставить. Завистников в этом мире знаете сколько?! Завистников, врагов у него может быть много. Считаю, что он ни в чем не виноват. Готов в любом месте и кому угодно это повторить».

НА НЕМ ЗАМКНУТЫ ВСЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ

Как утверждают источники «БИЗНЕС Online», сейчас Абдуллин — ключевой человек в команде нынешнего ректора КНИТУ Германа Дьяконова. Возможно, именно поэтому на проректоре по научной работе оказались замкнуты финансовые потоки, в первую очередь связанные с выделяемыми вузу федеральными грантами. Как известно, на созданный в рамках КХТИ национальный университет ежегодно выделяются сотни миллионов (ранее по 300 - 500 млн. рублей в год).

Выделение бюджетных средств строго контролируется. Сотрудники вуза подтверждают, что разного рода проверки здесь проводились неоднократно. Источники в КХТИ отмечают, что в этом плане в вузе было немало недовольных. В частности, претензии грантополучателей были связаны с тем, что им из грантов доставалась лишь малая часть средств. Поэтому вполне вероятно, что написать заявление в правоохранительные органы мог кто-то из обиженных сотрудников.

Как рассказали источники в самом вузе, примерно год назад одного из ключевых людей команды Дьяконова уже задерживали при подобных обстоятельствах — наручники, опечатывание кабинета и сейфа. Тогда, по некоторым данным, ему инкриминировали закупку оборудования в рамках программы «Национальный университет» по завышенным ценам. Но развития дело не получило...

Возможно, нынешняя силовая форма задержания является ответом оперативников и следователей за незаконный, по их мнению, развал предыдущего уголовного дела. Или же следствие нашло новые доказательства и воспользовалось изменением внешних обстоятельств. Имеется в виду уход в отставку в сентябре 2013 года с должности прокурора РТ Кафиля Амирова.

Известно, что Амиров — старинный друг семьи Дьяконовых. В былые времена, когда Кафиль Фахразиевич был прокурором Вахитовского района, а Дьяконов-старший — ректором КХТИ (Сергей Германович 15 лет руководил вузом), их рабочие кабинеты находились через дорогу друг от друга. И экс-прокурор Татарстана до сих пор заведует в КХТИ кафедрой правоведения.

ЭХО ДЕЛА СИГАЛА?

Несложно представить себе атмосферу, царящую сейчас в вузе. Особенно если учесть, что Абдуллин — уже второй высокопоставленный сотрудник КХТИ, оказавшийся за последний год в поле зрения силовиков. Известный бизнесмен и вице-президент «ОПОРЫ России» Павел Сигал, арестованный в ноябре 2013 года, занимал в вузе две должности — в 2012 году он был назначен проректором по инвестициям, также занимал должность завкафедрой инновационного предпринимательства и финансового менеджмента, которая входит в состав института управления инновациями КХТИ. Кстати, Сигал является выпускником КХТИ, здесь же он защитил и кандидатскую диссертацию.

«Посадки» в экс-КХТИ начались в конце прошлого года с Павла Сигала
«Посадки» в экс-КХТИ начались в конце прошлого года с Павла Сигала

О том, какие претензии возникли у правоохранительных органов к Сигалу, «БИЗНЕС Online» неоднократно писал — он был официально обвинен в мошенничестве с «материнским капиталом» (по сути, речь идет о его незаконном обналичивании), но за прошедшее время следствие не продвинулось особо в этом деле. У многих экспертов и бизнесменов, знакомых с темой «маткапитала», с самого начала возникли сомнения, что дело имеет перспективы. И, скорее всего, оно или политическое (связи Сигала здесь были очень обширны и он серьезно играл в политику), или какое-то другое... Может ли арест Абдуллина каким-либо образом быть связан с делом Сигала? Осведомленные источники «БИЗНЕС Online» считают, что исключать этого нельзя, учитывая состав обвинения, предъявленного директору Центра микрофинансирования. Они предполагают, что часть деятельности Сигала могла затрагивать и КХТИ, так как его сфера ответственности могла пересекаться с работой Абдуллина в части получения вузом финансирования и его распределения.

Однако помощник Сигала Диана Фатыхова заявила «БИЗНЕС Online», что, по ее данным, никакой связи между делами Сигала и Абдуллина нет, и ей неизвестно о какой-либо их совместной деятельности. Такое же мнение высказал и Эмиль Ганиев, входящий с Сигалом в состав попечительского совета института управления инновациями и занимающий должность ассистента на кафедре, возглавляемой Сигалом.

Как бы то ни было, бомба, как говорится, упала второй раз в одну и ту же яму. Этого обычно не бывает, а если и бывает, то вузу необходимо задуматься, что же внутри него происходит, если арестоывают двух его проректоров?

ПОД КОГО «КОПАЮТ»?

Именно потому, что «бомба не падает два раза в одну и ту же воронку», нельзя также исключать, что арест Абдуллина — лишь средство для того, чтобы «достать» фигуру покрупнее. Косвенным свидетельством этого наши источники считают тот факт, что Абдуллин — человек немолодой и имеющий неидеальное здоровье, находится под стражей. Можно предположить, что следствие пытается получить от него интересующие показания на других руководителей вуза.

Заметим, что для нефтехимической республики КНИТУ — это вуз №1 наряду с КФУ и КАИ. Между тем, КХТИ неоднократно подвергался критике со стороны руководства республики. В частности, в прошлом году президент Татарстана Рустам Минниханов с подачи экс-гендиректора «Нижнекамскнефтехима» Владимира Бусыгина публично критиковал его ректора Германа Дьяконова. Бусыгин тогда на совещании в кабмине высказал мнение, что уровень проектной работы в КХТИ упал «ниже плинтуса», а Минниханов заявил, что у КХТИ «разваливается» проектный институт.

Кроме того, сами сотрудники КНИТУ открыто критиковали руководство вуза за неэффективное использование средств. Так, профессор Исмагил Хуснутдинов рассказывал СМИ, что под видом создания инновационных предприятий с участием вуза в рамках программы «Национальный университет» несколько сотен миллионов рублей ушло на закупку оборудования для частных коммерческих предприятий.

«В КХТИ приходят деньги, сопоставимые с ПФУ, и на ученом совете я слышу, что 70 - 80 процентов денег будет выделено под проекты, при выполнении которых ученый должен обеспечить возврат выделенных денег в бюджет КХТИ. Чем все закончилось? Три основных проекта — это три частных «свечных заводика» под направления руководителей вуза: «производство огнезащитного покрытия», «производство текстиля технического и медицинского назначения» и «переработка полимеров». Итого — 233 миллиона рублей направлено на развитие частных коммерческих предприятий», — говорил он в интервью.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.

P.S. К сожалению, за истекшее время ни органы МВД РТ и следственного комитета, ни сам вуз никак не прокомментировали ситуацию с арестом проректора. Именно поэтому данный текст был подготовлен на основе опроса экспертов и источников среди силовиков, которые, по понятным причинам, не хотят раньше времени «светиться». Мы отдаем себе отчет, что данный текст и обнародованная информация бросают тень прежде всего на репутацию КНИТУ-КХТИ, и поэтому публично обращаемся к ректору университета Герману Дьяконову с просьбой высказать свою позицию относительно происходящего. Понятно, что есть вопросы, связанные с тайной следствия, поэтому как миниумум хотелось бы услышать из его уст о финансовой политике вуза, а также подробный рассказ, как здесь работают с грантами, кто получатели, какие есть успехи и т. д. Удивительно, но на сайте вуза мы не смогли обнаружить информации об этой стороне деятельности КНИТУ-КХТИ.