После разгромной мартовской коллегии, на которой были вскрыты факты халатного отношения и неквалифицированных действий медиков, минздрав создал систему для оперативного получения консультаций врачами по различным сложным случаям. Об этом накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказал министр здравоохранения РТ Адель Вафин. Шеф минздрава ответил на вопросы, возникшие после сенсационных разоблачений. По его словам, каждую неделю он проводит видеоконференцию, где ему докладывают со всей республики, где сколько тяжелых больных, сколько беременных группы риска, какой новорожденный ребенок находится в критическом состоянии. Адель Вафин также прокомментировал планы российской Думы запретить чиновникам в целях развития нашей медицины лечиться за границей.
Адель Вафин: «Любой врач имеет право на экспертное мнение круглосуточно» |
ПЯТЫЙ РЕБЕНОК — ДОЧКА АСИЯ
На сей раз интернет-конференция «БИЗНЕС Online» хоть и проводилась ради выводов, сделанных после разгромной коллегии минздрава РТ, началась с приятного момента — мы поздравили министра с рождением пятого ребенка — дочки.
— В понедельник выписались, — сказал, улыбаясь, явно очень довольный Адель Вафин.
Да уж, мало кто из руководителей такого ранга может похвастаться тем, что у него пятеро детей. Тем более что после четырех мальчишек в семье родилась долгожданная дочка. Мы-таки выпытали у гостя, как назвали малышку.
— Имя придумали давно, обращая внимание на то, кого мы знали с такими именами, что они за люди, — признался Адель Юнусович. — Назвали Асия.
«ДЕЛО ВРАЧЕЙ»
Дальше разговор пошел о вещах не столь приятных. Как рассказывала наша газета, на той самой закрытой коллегии минздрава РТ глава следственного комитета в РТ Павел Николаев и первый заместитель прокурора РТ Артем Николаев раскритиковали работу татарстанских главврачей. Можно сказать, обрушили на присутствующих поток сенсационных данных о реальной ситуации в республиканской медицине. Например, говорили о том, что за преступления, связанные со службой, только в 2013 году были осуждены 30 татарстанских медиков (большинство условно), а 99 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Николаев сообщил, что в прошлом году 37 пациентов в республике погибли из-за некачественной медпомощи.
«БИЗНЕС Online» опубликовал несколько материалов, посвященных «делу врачей». Газета рассказала о причинах увольнения главного врача Мензелинской ЦРБ Павла Стоногина. Это больница, в которой 13 декабря прошлого года погибла 33-летняя многодетная мама Лилия Васильева, у нее остановилось сердце при подготовке к кесареву сечению. Для нее это были пятые по счету роды. Была в нашем издании также публикация о том, что на горячую линию правозащитников поступило 12 сигналов о гибели пациентов, чьи родственники считают, что виноваты именно люди в белых халатах.
Обнародовала газета «БИЗНЕС Online» также наиболее резонансные фрагменты из доклада Николаева на коллегии минздрава.
После этих громких публикаций министр здравоохранения РТ согласился прийти к нам на интернет-конференцию, взяв сначала паузу, чтобы осмыслить результаты коллегии.
«У нас есть два учреждения, которые имеют европейский сертификат качества. Это МКДЦ и БСМП Набережных Челнов» |
ВРАЧИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
На вчерашней встрече в редакции Вафин сообщил, что после коллегии в министерстве внимательно проанализировали все резонансные случаи. Он сказал: «При этом я хочу отметить, что ряд случаев имели необратимые акушерские осложнения, к сожалению, неуправляемые. Есть такая категория, процентов 30 всех осложнений, это, по данным также и европейских авторов-экспертов, и у них это есть, и у нас это есть».
Министр заявил, что в РТ выстроена система взаимодействия всех медицинских учреждений разного уровня: «Если мы говорим о ЦРБ — это первый уровень, межмуниципальный центр — второй, высокотехнологичный — третий. Сегодня в каждой центральной районной больнице есть автоматизированное рабочее место, оснащенное камерой, для получения консультаций ведущих специалистов республиканской клинической больницы. Есть ситуационный центр. Я поставил задачу, чтобы в двухнедельный срок в Казани в каждой городской больнице должно быть то же самое. С одной стороны, это недорогое решение — создан ситуационный центр, у нас есть центральный архив медицинских изображений. Все снимки с цифровых аппаратов за последние пять лет хранятся в центре обработки данных кабмина. И когда ты консультируешься, ты не просто на пальцах объясняешь, а можешь вывести снимок — рентгенснимок, компьютерную томографию, маммографию. И можешь получить консультацию ведущего специалиста».
Министр специально оговорился, что «любой врач имеет право на экспертное мнение круглосуточно. Специалисты работают в отделении экстренной консультативной медицинской помощи в РКБ круглосуточно». И заметил, что «эта консультация, она записывается».
«Мы начали активно работать где-то с осени прошлого года, — рассказал Вафин. — В прошлом году было проведено 500 таких консультаций. И наиболее востребованные консультации, если брать по специалистам, то это анестезиологи-реаниматологи, пульмонологи, кардиологи...»
Гость редакции подтвердил, что именно после коллегии было решено создать систему для получения консультаций и в Казани. Но на контроле — вся республика: «А для того чтобы снять все управленческие барьеры, я еженедельно провожу видеоконференцию — сам, со всеми районами. Главные врачи, руководители управлений здравоохранения докладывают, сколько тяжелых больных, сколько беременных группы риска, кто нуждается в переводе, какой новорожденный ребенок находится в критическом состоянии и нуждается в переводе...»
Сегодня, утверждает министр, у врачей нет проблем с переводом своих пациентов в высокотехнологичные клиники. Но если вдруг такие проблемы возникнут, можно прийти на еженедельную видеоконференцию и задать вопрос министру.
«ЕСЛИ БЫ Я СКАЗАЛ, ЧТО СРЕДНИЙ БАЛЛ — ПЯТЬ, ТО ВЫ БЫ НЕ ПОВЕРИЛИ»
На интернет-конференции мы попросили министра оценить медучреждения республики — кто отличники, кто середнячки, а кто и двоечники. По традиционной пятибалльной системе.
— Вы знаете, если бы я сказал, что средний балл — пять, то вы бы не поверили, — сразу сказал Адель Юнусович.
— А где все-таки пять? Скажите! Чтобы мы знали и туда обращались...
— У нас есть два учреждения, которые имеют европейский сертификат качества. Это МКДЦ (межрегиональный клинико-диагностический центр — ред.) и БСМП (больница скорой медицинской помощи — ред.) Набережных Челнов. Я бы поставил им пять, — решительно заявил министр.
Но тут же оговорился:
— Найдутся люди, которые скажут, что все-таки, наверное, БСМП Набережных Челнов — не пять. Но я скажу, что пять, потому что это особая больница. МКДЦ — это высокотехнологичный центр, они тоже работают по экстренности. Но большая часть экстренности идет в БСМП, и у них более сложные задачи — вот на этом колоссальном потоке выстроить обслуживание на пятерку. Работает сейчас достаточно активно над повышением эффективности РКБ (Республиканская клиническая больница — ред.). После тех случаев (например, тот самый случай, когда в РКБ пациентке прооперировали вместо больной ноги здоровую — ред.) достаточно жестко отслеживают очень многие моменты, повышают дисциплину. Там не пять пока, они только начинают, первый этап прошли по системе сертификации ИСО 9001. Не пять пока, не пять — может быть, чуть больше четырех... ДРКБ (Детская республиканская клиническая больница — ред.), безусловно, я думаю, приближается к пятерке. Но там тоже работают на очень большом потоке. Представьте себе: приемное отделение — это и Челны, и ДРКБ, около 300 обращений в день, только те, кто обследуются в пределах приемного отделения и отправляются на амбулаторный этап. За год 25 тысяч человек проходят только через приемное отделение, — привел столь значимую цифру министр. — А в целом по республике я бы, наверное, поставил 3,6 - 3,7.
ПОЛИКЛИНИКА КАЗАНЦАМ ОТ МЭРА
Но журналистам «БИЗНЕС Online» пришлось возразить гостю, ведь «пятерки» он поставил элитным учреждениям, тем, которые пользуются особым вниманием президента РТ, минздрава республики, куда вкачены миллиарды и миллиарды. А обычный казанец идет в обычные поликлиники... И кто его там встречает? Заморенный, равнодушный («Уставший!» — тут же смягчил формулировку Адель Юнусович) персонал.
Министр заметил: «Когда мы говорим о наших ведущих клиниках, правильно вы сказали, в них вложены миллиарды. Но, на мой взгляд, миллиарды все-таки вложены эффективно, с той точки зрения, что мы создали инструменты, повышающие эффективность и производительность труда в этих учреждениях».
И сам продолжил перечень проблем рядовых медучреждений. Так, насчет казанских он сказал: «Они имеют значительный износ материально-технической базы — первое. Второе — Казань по сравнению с Набережными Челнами имеет колоссальный недостаток площадей в пересчете на жителя... Модернизацию в ряде больниц мы делаем, просто пристраивая дополнительные площади, для того, чтобы повысить комфортность пребывания, комфортность ожидания, комфортность получения медицинской помощи. Но у нас идет колоссальная нехватка площадей. Казань застраивается достаточно интенсивно, а поликлиник не прибавляется. Одна из последних, которую мы открыли, — детская поликлиника, которую мы вчера посещали с федеральным министром...»
Про посещение нового центра крови рассказала газета «БИЗНЕС Online». Но, увы, очень мало надежд на то, что таких новостроек будет много. Так, новая детская поликлиника расположена в избирательном округе мэра Казани Ильсура Метшина. От него ее строительства пять лет требовали жители, мэр просил президента, тот выделил деньги, и все миром поликлинику построили. Но ведь у нас в Казани один мэр. И один президент на всю республику...
Министр уточнил стоимость этой поликлиники: 330 млн. ушло на строительство, еще 72 млн. — на оборудование и мебель. Итого — примерно 400 миллионов.
«Но зато, — сказал Вафин, — министерство здравоохранения знает, каким должен быть формат современной поликлиники, что нужно для того, чтобы организовать эту работу... Вчера я показал министру здравоохранения России тот опыт, который мы накопили, и сделали минимальный перечень тех требований, которому должна соответствовать каждая поликлиника в первичном звене. Можете посмотреть!»
И министр показал (но не подарил, впрочем, сообщив, что это появится на сайте минздрава) шикарно оформленный альбом «Современная поликлиника в помощь руководителю». Заметив, что в России такого нигде нет.
«Моя семья, никто из близких родственников не лечился за рубежом. Более того, я могу сказать, что по целому ряду направлений мы абсолютно конкурентны сегодня с зарубежными специалистами...» |
ЗАПРЕТИТЬ ЧИНОВНИКАМ ЛЕЧИТЬСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Вафин также прокомментировал вчера планы российской Думы запретить чиновникам в целях развития нашей медицины лечиться за границей: «Министр здравоохранения Татарстана Адель Юнусович уже исполнил это поручение. Я был и пациентом РКБ, был и пациентом РКБ-2. Кто-то, может быть, скажет, что вы называете все ведущие учреждения. Но мой папа лечился в свое время в 7-й больнице, по месту жительства. Моя семья, никто из близких родственников не лечился за рубежом. Более того, я могу сказать, что по целому ряду направлений мы абсолютно конкурентны сегодня с зарубежными специалистами... Все же меняется, в России достаточно много изменилось за последние несколько лет. И это отмечают наши коллеги, которые работают во французских клиниках, в других зарубежных клиниках. Они приезжают, допустим, из клиники Парижа и делают такой вывод, увидев, как у нас все это построено. Наверное, клиники Татарстана значительно ближе по уровню к парижским, нежели в остальных субъектах Российской Федерации. Они делают такой вывод. Понимаете, сегодня нет такой пропасти между нашими и зарубежными клиниками, я всем это говорю. Я же вижу реакцию зарубежных коллег. Когда я приезжаю в университетскую клинику имени Гетте во Франкфурте, и там профессор-онкогематолог знает нашего Шамасова, заведующего отделением в ДРКБ. Извините, но это о чем-то говорит. И то, что мы работаем последние 10 лет по европейским протоколам, как бы тяжело ни было в здравоохранении, эти дети получают современные схемы лечения, больные дети, раком крови больные. Получают, потому что вот этот марафон, 6 месяцев, у детей дает результат... Я с онкологами ездил в Израиль. К сожалению, вынужден констатировать, что мне неизвестны, скажем так, те люди, которые выезжали с онкологией и это повлияло на их судьбу».
То есть, констатировали мы, медицина Татарстана готова принять элиту и лечить здесь. И даже заинтересована в этом.
«ТЕРРИТОРИЯ СЕРОСТИ» НА СТЫКЕ ПЛАТНОЙ И БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЫ И МНОГОЕ ДРУГОЕ
На интернет-конференции министр здравоохранения РТ также подробно рассказал о том, как действует в Татарстане грантовая программа обеспечения жильем молодых специалистов. Неплохо действует, к нам охотно приезжают профи из других регионов. Так, в прошлом году из 126 принятых на работу в РТ врачей 120(!) были приезжими.
Сообщил Вафин и о том, насколько наша татарстанская медицина зависит от Запада и могут ли отрицательно повлиять на нее «украинские» санкции. Как выяснилось, западный бизнес, наоборот, хочет нормально работать с нами, а не сворачиваться.
Шел также разговор о платной и бесплатной медицине, о «территории серости» на стыке этих двух направлений и способах развести их. С точки зрения министра, это возможно, но дорого.
Гость редакции рассказал о том, как в РТ формируется кадровый резерв медиков, объяснил, насколько по-разному оценивают работу медучреждений пациенты и специалисты, сообщил, что в республике сегодня работают 12186 врачей и на 672 места открыты вакансии.
Подробности — в стенограмме интернет-конференции, которая будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.