Права родственников пассажиров и  экипажа погибшего Боинга будут отстаивать американские и греческие адвокаты
Права родственников пассажиров и экипажа погибшего «Боинга» будут отстаивать американские и греческие адвокаты

ЗАДАЧА — МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

О том, что к делу подключился суд Афин, газете «БИЗНЕС Online» сообщили в казанской юридической компании Sergis, представляющей в России Pavlakis, Moschos&Associates. Cама по себе информация об участии иностранных адвокатов в защите интересов родственников погибших не нова. Наша газета уже писала о том, что спустя некоторое время после катастрофы в Казань прибыли эмиссары нескольких американских юридических фирм. Они заверили, что попытаются добиться выплаты гораздо больших сумм, чем 2 млн. рублей, которые причитаются согласно Воздушному кодексу РФ. Гарантий никаких, но если человек ничего не получит, то ничего и не проиграет. В Pavlakis, Moschos&Associates заявляют, что их подход коренным образом отличается от американского.

В чем предложение компаний из США? В международной практике родственники жертв авиакатастроф имеют право на получение компенсационных выплат от всех организаций, которые так или иначе ответственны за авиаперевозки и безопасность полетов, разъяснили «БИЗНЕС Online» в Pavlakis, Moschos&Associates. Суммы подобных компенсаций, будучи обоснованными и доказанными в суде, могут измеряться сотнями тысяч долларов на одного члена семьи. Поэтому данные организации заранее страхуют риски подобных случаев в страховых компаниях, которые, в свою очередь, перестраховывают их у наиболее крупных перестраховщиков, таких как Lloyds of London, Global Aerospace, AIG. Таким образом, плательщиком по всем искам родственников жертв авиакатастрофы становятся именно страховые компании. Они, конечно, хотят сократить возможные очень большие расходы по выплате компенсаций родственникам погибших, которые могут прибегнуть к защите своих прав в компетентных судах. Поэтому для страховщиков наиболее оптимальный вариант решения этой задачи — досудебное урегулирование спора. То есть, по словам греков, такой вариант предполагает не проведение независимого расследования обстоятельств катастрофы, а скорейшее заключение мирового соглашения между страховыми компаниями и семьями.

ЗАДАЧА — НЕЗАВИСИМОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Свое предложение греки называют помощью в получении максимально возможной компенсации через подачу исков в суд. Родственники погибших поручают юристам подать иски в греческий суд в отношении компаний-ответчиков. В обоснование исков компания проводит расследование для определения степени ответственности российских и иностранных организаций в области авиаперевозок.

Свое смелое заявление Pavlakis, Moschos&Associates мотивирует, во-первых, опытом. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в компании, она 25 лет специализируется на расследовании обстоятельств и причин авиакатастроф, а также на помощи родственникам жертв этих происшествий в получении ими максимальных материальных и моральных компенсаций. Всего расследовано 15 катастроф. Фирма действовала, например, в Греции, Италии, Турции, Армении, Франции, Румынии, на Мальдивах и Кипре. Во-вторых, в компании заявляют, что привлекают к расследованиям независимых технических экспертов — летчиков-испытателей, авиационных инженеров, врачей, специалистов по композитным материалам, электронике и так далее. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, данные из каких источников используют спецы. «Некоторые сведения получены из предварительного заключения межгосударственного авиационного комитета, — рассказали в юридической компании. — Но подробно ответить на ваш вопрос мы пока не можем — до окончания нашего расследования в конце этого года. Но источников информации довольно много, из разных частей света. Обращались за помощью и в российские органы, но не можем конкретизировать, в какие именно, из соображений конфиденциальности».

Чем обосновывается возможность рассмотрения дела именно в афинском суде? Статьей греческого Гражданско-процессуального кодекса, которая позволяет подавать иск по месту нахождения имущества ответчика. В число ответчиков входит группа компаний AWAS (головной офис — в Дублине, Ирландия), предоставлявшая в лизинг разбившийся «Боинг» через сублизинговые компании и владеющая несколькими самолетами с греческой регистрацией.

Кстати, как стало известно газете «БИЗНЕС Online» от источников в авиатранспортной отрасли, предложением греков воспользовались, в частности, родственники погибших пилотов, которые с сомнением относятся к официальному расследованию. Греческие юристы подтвердили, что к ним обратились родственники всех 6 погибших членов экипажа.

Как сообщили нашей газете в Pavlakis, Moschos&Associates, суд Афин принял дело к производству, а также удовлетворил просьбу семей о рассмотрении иска в максимально короткие сроки. Всего в иске на данный момент фигурируют 40 истцов и 16 ответчиков. Сумма требований — несколько десятков миллионов евро.

АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

По информации Pavlakis, Moschos&Associates, один из самых интересных «сюжетов» их расследования связан с вышеупомянутой AWAS.

17 декабря 2001-го эксплуатировавшийся в Бразилии роковой «Боинг» совершил аварийную посадку в аэропорту Белу-Оризонти. Проблема, по данным греков, была в электронной системе ориентации и точного захода на посадку и сбое горизонтального оперения. В результате самолет сел, не долетев до взлетно-посадочной полосы, сломал левое шасси и прополз значительное расстояние на крыле и двигателе. Греки указывают, что самолет получил обширные и опасные для структурной целостности и летной годности повреждения, но был отремонтирован и до 2005 года летал в Бразилии. Но в начале августа 2005-го компания AWMS I (как объяснили греки, это формальный собственник разбившегося самолета, а в ведении AWAS находится более 300 таких формальных компаний, которые используются для управления парком воздушных судов) подала от имени AWAS заявление на регистрацию борта в воздушном реестре воздушных судов США, что и было сделано. Примерно 20 дней спустя, до проведения американскими властями проверки борта на летную годность, AWAS запросила об удалении самолета из реестра воздушных судов США, и уже 1 сентября 2005 года борт вошел в реестр Румынии под номером. Между тем пока B737 находился зарегистрированным в американском реестре, AWAS запросила и получила от федерального управления гражданской авиации США (FAA) экспортный сертификат летной годности, который в согласии с соответствующими международными положениями был выдан в FAA без проведения эффективной проверки летной годности воздушного судна. Поэтому даже если бы у FAA было намерение осмотреть B737 в течение нескольких дней, пока B737 оставался зарегистрированным в реестре США, она бы все равно этого не успела.

Это и было целью AWAS, считают греки, которая решила две проблемы. Во-первых, получила американский экспортный сертификат летной годности. Пусть и ограниченной силы действия (на экспорт), но он все равно своего рода презумпция летной годности, ведь он выдан самой авторитетной службой гражданской авиации и страной-производителем Boeing. Во-вторых, избежала проведения фактической проверки FAA и, таким образом, «преодолела» проблему ремонта самолета после упомянутой выше аварии. «AWAS, владея знаниями соответствующего законодательства и рассчитывая на то, что инспекторы FAA не смогли бы успеть провести существенную проверку по летной годности B737-53A, действовала таким образом, чтобы просто увеличить коммерческую ценность самолета B737-53A, не рискуя выявить недостаточную способность его летной годности», — отмечают юристы Pavlakis, Moschos&Associates.

«ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ МЫ ОБНАРОДОВАЛИ, БУДУТ ДОКАЗАНЫ В СУДЕ»

«AWAS располагала временем и деньгами на юридические хитрости, но не на ремонт B737-53A и поддержание его фактического качества летной годности», — делают вывод греки. Они полагают, что желание AWAS предотвратить выполнение эффективной проверки состояния B737-53А подтверждает то, что ирландская компания знала о том, что самолет имеет серьезные проблемы, которые, будь они известны властям США, привели бы к отмене сертификата летной годности. Как рассказали греки корреспонденту «БИЗНЕС Online», этот вывод не стал для них откровением — они и ранее сталкивались с подобными действиями арендодателей.

«БИЗНЕС Online» попросил AWAS прокомментировать точку зрения Pavlakis, Moschos&Associates, но на наш запрос в ирландской компании пока не отреагировали. Вдова пилота «Боинга» Рустема Салихова Ландыш Салихова рассказала вчера «БИЗНЕС Online», что греческие юристы по горячим следам сумели найти немало ценной информации, касающейся владельцев и эксплуатантов погибшего «Боинга», но развивать тему не стала.

Грекам логично было задать и вопрос о том, не опасаются ли они обнародовать информацию о ходе следствия, ведь она даст противной стороне шанс подготовиться, или это своего рода давление на нее? «В любом случае это дело — достояние общественности, так как мы уже обратились в суд, — ответили в Pavlakis, Moschos&Associates. — Ни в какие игры с нашими оппонентами мы не играем. Мы ведем очень серьезное дело от имени семей жертв авиакатастрофы. Мы ничего не ждем от AWAS. Те данные, которые мы обнародовали, будут доказаны в суде».

Вице-президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков с некоторым сомнением воспринял намерение юридической компании провести расследование в авиационной области: «Ранее мне с подобного рода дознаниями сталкиваться не доводилось, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Есть расследования государственные, с привлечением независимых экспертов, это широко практикуется в мире. Есть расследования ведомственные. Но частные? Для меня это непонятно. Как суд воспримет. Нормальный суд, наверное, будет воспринимать официальное расследование».

Главный редактор отраслевого портала АвиаПорт.Ru Олег Пантелеев обратил внимание корреспондента «БИЗНЕС Online» на то, что в мире достаточно много юридических компаний, занимающихся подобного рода делами (и откровенных проходимцев, и успешных профессионалов), но вряд ли речь идет о полноценном расследовании: «Не думаю, чтобы было какое-то уже очень серьезное расследование. Гораздо важнее собрать факты, которые позволят привлечь к ответственности в данном случае лизинговую компанию. Вполне достаточно тщательно изучить результаты расследования МАК, когда они будут опубликованы, а главное, поискать, условно говоря, компромат на лизинговую компанию. И вероятность того, что суд родственниками погибших что-то присудит, есть».