СТРАХОВКА 2 МЛН. НЕ ПРЕДЕЛ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», недавней катастрофой в Казани, в которой погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», заинтересовались американские юристы.

Прибывшие в столицу РТ эмиссары сразу нескольких (!) юркомпаний из Штатов предлагают родным погибших пассажиров свою помощь в получении страховки за границей. «Существует возможность получения компенсации родственниками жертв авиакатастрофы в гораздо более существенных объемах, нежели выплаты в 2 миллиона рублей (выплаты проводит ОАО «СОГАЗ»авт.), которые предусмотрены Воздушным кодексом России», — объяснил газете «БИЗНЕС Online» Евгений Уманский, партнер юридической фирмы «Татюринформ», которая представляет интересы американской компании Podhurst Orseck P.A. из Майами. Эта компания специализируется на вопросах, связанных с выплатами компенсаций родственникам жертв авиакатастроф по всему миру.

Чем вызван почти ажиотажный интерес иностранных специалистов? Дело в том, что собственник (лизингодатель) разбившегося «Боинга» — ирландская компания AWAS. «Условия лизингового соглашения AWAS с эксплуатантом в обязательном порядке предусматривают страхование гражданской ответственности», — говорит Уманский. Согласно предоставленной «Татюринформом» информации, разбившийся борт был застрахован в одной из крупных западных компаний. По логике вещей, именно она и должна быть источником такого рода выплат.

Подсудность таких споров в связи с иностранным происхождением страховщика отнюдь не российская. По словам Уманского, в 99,9% случаев, связанных с AWAS, действует подсудность американского штата Нью-Йорк.

НЕТ ГАРАНТИЙ, НО НЕТ И ПОТЕРЬ

А не банальная ли это «разводка» ослепленных горем людей? «Могу заверить, что здесь подводных камней нет, — заверяет Уманский. — Наш иностранный партнер — серьезная компания, имеющая авторитет на рынке. Дорожим своей репутацией и мы — «Татюринформ» возник не вчера, а 20 лет назад». Соглашение на представление интересов американской компанией не предполагает никаких денежных взносов, уточнил Уманский. Такие выплаты происходят по факту, если дело выиграно.

Пропорции оговорены изначально. Первые 3 млн. рублей получает родственник погибшего, следующие 1,5 млн. — юристы. Все, что свыше 4 млн., делится в пропорции: 2/3 — родственникам, остальное — членам команды, ведущей юридическое сопровождение дела. «При этом гарантий, что вы получите компенсацию, никто не дает, — отмечает Уманский. — Но если вы ничего не получите, то ничего и не проигрываете».

Никто заранее не скажет, и каков будет размер американских выплат. «Он зависит от очень многих нюансов, прежде всего от возраста погибшего и его дохода, количества иждивенцев», — рассказывает Уманский. Причем в американском суде берется в расчет любой доход, а не только тот, который, как в России, «железно» подтверждает справка 2-НДФЛ. Для примера: наследники 45-летнего американца, имеющего двоих детей и еженедельный доход в $1 тыс., получают в таких случаях порядка $1,5 - 2 миллионов. Порог выплат для россиян существенно ниже, но в любом случае больше, чем те суммы, которые предусмотрены российским Воздушным кодексом.

Не последнюю роль играет и профессионализм американских юристов. Известен пример, когда они добились для родных погибшего в авиакатастрофе 17-летнего юноши-латиноамериканца, бывшего хорошим компьютерщиком, страховку в $2 миллиона. Сумма иска была основана на том, что он мог бы сделать в будущем блестящую карьеру и иметь высокий доход. «Нет слов, американское право дает больше возможностей для подобных вещей, нежели российское», — отмечает Уманский. В то же время он подчеркнул, что и нынешний размер (2 млн. рублей) российской страховки стал возможным лишь относительно недавно — ранее в подобных случаях получали всего по 100 тысяч... Podhurst Orseck P.A. должна назвать приблизительный размер выплаты в течение 150 дней с момента подписания соглашения с потенциальным клиентом. Он, кстати, вправе отказаться от услуг компании и вести свои дела через любых других представителей.

Если совместная работа все-таки продолжается, юристы предъявляют иск в суд штата Нью-Йорк. Ответчиками по нему могут выступать разные компании: как собственник самолета, так и производитель судна — Boeing — или его эксплуатант — авиакомпания «Татарстан». Выплаты в любом случае осуществляет страховая компания, рассказал Уманский и предупредил, что в Америке тяжбы длятся еще дольше, чем в России: они могут занять и год, и три. Поэтому юристы там обычно действуют по такой схеме: после предъявления иска в суд идут в страховую компанию и предъявляют ей доказательства, демонстрируя тем самым, какие суммы в случае неблагоприятного для нее исхода она рискует потерять. Цель — заключить мировое соглашение, по которому страховщик готов в добровольном порядке сделать определенные выплаты, не дожидаясь вердикта суда.

«...ЭТО ВАЖНО ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ПИЛОТОВ»

Но не мешает ли одно другому — 2 млн. рублей, полученных от «СОГАЗа», и потенциальные миллионы в Америке? «Возможно, что придется выбирать, предположил Уманский. — Не могу исключать того, что при получении выплат граждане не подписывают никаких документов, которые лишают их возможности получить страховку за границей». По его словам, это могут быть бумаги о том, что они больше не имеют никаких претензий, связанных со страховыми выплатами.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор казанского филиала ОАО «СОГАЗ» Ильдар Камалетдинов, о приезде американских юристов ему ничего неизвестно, но родственники погибших пассажиров имеют право обратиться и куда-то еще — никаких подписок, что они этого делать не будут, в «СОГАЗе» с них не берут. Кстати, он рассказал, что страховка уже выплачена родственникам 38 погибших, в остальных 6 случаях возникли некоторые трудности юридического характера (неправильное оформление документов и тому подобное), но эти проблемы будут решены в ближайшее время — до конца года в «СОГАЗе» намерены завершить выплаты. «Мы выплатим все полагающееся по закону, а обратиться куда-то еще — их право, — отметил Камалетдинов. — Но не знаю, какими нормативными документами будут руководствоваться американские юристы». Разбирательство может идти годы, отметил Камалетдинов.

Он напомнил, что ранее родственникам жертв авиакатастроф выплачивали всего 100 тыс. рублей, только с недавнего времени — 2 миллиона. «Понятно, что не вернешь людей, но по крайней мере кто остался один, без попечителя, может получить эти деньги, положить под хорошие проценты и решать проблемы, хотя бы на первом этапе. Ничего стыдного в этом нет... Напомню, что еще по миллиону рублей выделяется из бюджета республики. А вот экипаж был застрахован по другой схеме, всего на 100 тысяч. Это смешная сумма, конечно».

Кстати, об экипаже. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online» от источников в авиатранспортной отрасли, предложения от иностранных юридических компаний поступили и родственникам членов экипажа. Их встреча с казанским представителем одной из европейских фирм прошла вчера в Казани.

«Услуги предложила одна европейская компания, аналогичным образом работавшая по катастрофе «Боинга» «Аэрофлота» в Перми, которая произошла в 2008 году, — сообщил источник. — И ей удалось получить компенсации в размере до миллиона долларов. Аналогичные услуги предлагает и одна американская компания, однако, как нам объяснили, американцы настроены на мировое соглашение, и те, кто с ними связался в той же Перми, получили компенсацию в районе 500 тысяч, а кто пошел до конца с европейской компанией — миллион. При этом, насколько можно судить, американские адвокаты идут по пути юридических «закорючек», а европейцы намерены добиваться справедливого расследования катастрофы. Это важно для родственников пилотов, которые не доверяют расследованию межгосударственного авиационного комитета. И, во всяком случае, часть родственников вчера подписали договор с европейской компанией».

ВСЛЕД ЗА ТРАГЕДИЯМИ В ИРКУТСКЕ И НАД БОДЕНСКИМ ОЗЕРОМ

Отметим, что Podhurst Orseck P.A. ранее уже представляла интересы российских граждан в судах по подобным делам. В частности, предметами юридических расследований этой компании становились иркутская авиакатастрофа Airbus-310 авиакомпании «Сибирь» в 2006 году и трагедия с Ту-154 «Башкирских авиалиний», которая произошла в 2002 году над Боденским озером в Германии.

Насколько успешной оказалась тогда работа иностранных юристов? «Естественно, статистику по взысканным суммам никто не дает — коммерческая тайна», — говорит Уманский. Вместе с тем, по его словам, партнеры ему сообщили, что из 105 случаев лишь два завершились неудачей. Причем в обоих это было связано с тем, что дела рассматривались не в Америке, а в Европе, где есть различия в праве. Что касается других случаев, удавалось добиться довольно существенных выплат. «В деле с иркутской авиакатастрофой — 70 - 80 процентов от изначально планируемой суммы, — рассказал юрист. — Речь идет о средней сумме в 400 - 700 тысяч долларов на человека».

СМИ сообщали, что после катастрофы над Боденским озером авиадиспетчерской компании SkyGuide удалось достичь внесудебного соглашения о компенсациях с 41 семьей погибших. Однако 27 января 2005 года 27 семей подали в суд Испании иск о выплате компенсаций против швейцарской авиадиспетчерской службы (именно ее ошибки привели к трагедии). Интересы этих родственников представляла как раз Podhurst.

«Суммы, которых мы надеемся добиться, несколько выше, чем затребованные во внесудебном порядке выплаты, которыми удовлетворилась в прошлом году другая группа родственников», — говорил тогда в интервью представитель Podhurst. Размер компенсаций, выплаченных во внесудебном порядке, составил примерно 225 тыс. швейцарских франков за жертву. Кроме того, Podhurst подала иск в США против компании-изготовителя установленной на самолете системы предотвращения столкновений.

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕСТЬ»

Участники российского рынка страхования с осторожностью комментируют возможность получения страховки за рубежом.

Рустэм Сабиров — президент союза страховщиков Татарстана:

- Для того чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно быть знакомым с международным правом. Конечно же, лизингодатель теоретически мог иметь страховку. И теоретически мог купить ее на Западе, в том числе и в США. Если эта страховка имеет место быть, владелец самолета может обеспечить эти выплаты. Настораживает одно: информация об этом в любом случае должна была где-то появиться. Должен был сделать заявление сам лизингодатель, понимая, что далеко не все измеряется деньгами — есть не только материальный ущерб, но и социальная составляющая. Хозяин судна, по логике, должен был заявить в первую очередь. Но почему-то никаких заявлений на этот счет не последовало. Удивительно и другое: то, что до сих пор это дело не раскопали журналисты и не опубликовали полисы и страховки, а также подтверждения официальных лиц лизингодателя или западного страховщика. Это вызывает вопросы. По крайней мере у меня...

Слава Богу, что в этой страшной ситуации сработал механизм, который позволил родственникам погибших получить хоть какие-то деньги. Например, в случае с родными погибших на «Булгарии» такого не было. Пассажиры потерпевшего крушение борта были застрахованы на 2 миллиона рублей. Это обязательная страховая сумма в соответствии с Воздушным кодексом России. Ведь бывали случаи, когда пассажиры вообще оказывались незастрахованными. Да и пример пилотов разбившегося борта авиакомпании «Татарстан» говорит сам за себя — их жизни застраховали всего на 100 тысяч рублей. С сожалением приходится констатировать, что человеческая жизнь в нашей стране пока еще оценивается недостаточно высоко.

Алексей Зубец — руководитель департамента стратегического маркетинга ООО «Росгосстрах»:

- Страхование КАСКО самолета не распространяется на пассажиров, ответственность перед которыми страхует перевозчик. У членов семей погибших был бы шанс получить дополнительное возмещение, если бы было доказано, что авария произошла, например, из-за конструктивных дефектов самолета, или же из-за плохого обслуживания при ремонте, либо плохого топлива. Тогда плательщиком были бы производитель самолета, ремонтная организация или же аэропорт, в котором заправили борт. Но в данном случае, насколько я знаю, речь идет об ошибке пилотов. В принципе, если будет доказано, что их дипломы и сертификаты были получены с нарушениями (а об этом писали в СМИ), можно будет рассмотреть возможность подачи исков к центру подготовки пилотов.