ВО ИЗБЕЖАНИЕ НАЕЗДА НА ПЕШЕХОДА, НЕОЖИДАННО ПОЯВИВШЕГОСЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ...

Сегодня в ГИБДД по РТ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили участие 34-летнего сына начальника Госавтоинспекции Рифката Минниханова Рамиля в ДТП со смертельным исходом, которое произошло вечером в пятницу на минувшей неделе в Альметьевске. «Да, Рамиль Рифкатович был за рулем автомобиля, — сказал референт начальника управления ГИБДД по РТ Рауль Тинчурин. — По нашим предварительным данным, во избежание наезда на пешехода он принял левую сторону дороги и совершил наезд на другого пешехода. Последний скончался. Вы же видели фрагмент сводки в социальных сетях — мы пока оперируем только этой информацией, потому что подобные ДТП со смертельным исходом сразу же поступают следствию».

Напомним, в субботу в соцсетях начала стремительно распространяться информация о том, что Рамиль Минниханов в Альметьевске стал участником ДТП. В пятницу вечером он ехал по улице Бигаш со стороны улицы Аминова в сторону проспекта Строителей и в 20:20 во избежание наезда на пешехода, неожиданно появившегося на проезжей части возле дома №186, вырулил влево и сбил Александра Трофимова (фотография справки с деталями ДТП была приложена в распространяемых сообщениях). В момент аварии тот находился на остановке общественного транспорта. Спасти молодого человека 1997 года рождения не удалось, он скончался на месте. Трофимов был студентом второго курса Альметьевского политехнического техникума.

ДТП произошло на участке трассы на окраине города, движение там всегда было оживленным, поэтому действовало ограничение скорости до 40 км/ч. Судя по фотографиям с места происшествия, уличное освещение в этом участке оставляло желать лучшего. По стечению обстоятельств именно борьба за соблюдение скоростного режима всегда была одним из главных коньков Рифката Миннниханова. Совсем недавно, в декабре 2013 года, он выступил с идеей ограничения скорости в городах до 40 км/ч, на трассах — до 70 км/ч...

В соцсетях информация о ЧП начала распространяться по понятным причинам мгновенно, вызвав огромный резонанс. В комментариях под постами анонимные жители Альметьевска начали писать, что автомобиль Рамиля Минниханова «летел на огромной скорости, несмотря на действующее ограничение 40 км/час», что «не было никакого пешехода», что после ДТП водитель начал звонить кому-то по телефону и рассказывать о столкновении. Сейчас невозможно сказать, что является правдой (ни один свидетель пока не появился публично), а что было написано в пылу эмоций. В этом предстоит разбираться следствию, но общество, судя по всему, жаждет ответов «здесь и сейчас».

Вчера Александра Трофимова похоронили. «Всем спасибо за сочувствие. Он был чудесным, необыкновенным, добрым, веселым человеком, и еще много слов можно сказать о нем, что не хватит целой страницы... Эта большая для нас всех утрата, в особенности для меня... Вспоминайте его!» — такую запись оставила на стене «ВКонтакте» у погибшего Трофимова его мама, обращаясь ко всем, кто выразил слова соболезнования.

Тинчурин не смог уточнить, по какой статье было возбуждено уголовное дело, но предположил, что, скорее всего, речь идет о ст. 264 ч. 3 УК РФ («Наезд на пешехода со смертельным исходом»). «Рамиль Рифкатович прошел медицинское освидетельствование после ДТП — это обязательный порядок. Результатов освидетельствования мы не знаем, но могу предположить, что все нормально, в противном случае блогеры уже охотно бы обсуждали это, — продолжил Тинчурин. — Вы можете представить, что сейчас чувствует Рифкат Нургалиевич. Он всю свою жизнь борется за безопасность, а судьба преподносит ему такой поворот».

Рифкат Минниханов: «Я выразил соболезнования родственникам погибшего»

«ОН ВЕЗ КО МНЕ СВОЮ ДОЧКУ, МОЮ ВНУЧКУ...»

Чуть позднее газете «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться и до самого Рифката Минниханова.

— Идет следствие. Все будет по закону, а закон для всех один, — сказал он нашему корреспонденту. — Я выразил соболезнования родственникам погибшего. Как родитель я сделал все возможное. Мой сын ехал ко мне, вез внучку — я в это время отдыхал в Альметьевске в санатории «Ян». Он с 18 лет за рулем, у него трое детей, он постоянно их возит.

Известно, что Рамиль Минниханов является генеральным директором ООО «Первое строительное управление» — стопроцентной «дочки» ОАО «Связьинвестнефтехим». Там комментировать ситуацию газете «БИЗНЕС Online» не стали, отметив, что от подобного никто не застрахован. Дозвониться в само ПСУ нашему корреспонденту не удалось.

О том, какова будет дальнейшая судьба Рамиля Минниханова, пока говорить сложно. Как стало известно «БИЗНЕС Online», расследованием займется следственная структура МВД — ГСУ.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, КОНДИТЕР

Если говорить о самом виновнике ЧП, то это крайне непубличная фигура. Рамиль Минниханов, в отличие от своего более публичного младшего брата Расуля, участвующей в различных проектах личности и известного автогонщика, всегда держался в тени, что противоречит образу золотой молодежи, кутящей на деньги родителей и любящей красивую жизнь. Судя по всему, он с головой был погружен в реальный бизнес. Согласно базе данных «СПАРК», в качестве совладельца он фигурировал и фигурирует до сих пор в 20 различных компаниях. Назовем самые основные. Вместе с братом Расулем имеют по 25% в ЗАО «Иман», чьим основным видом деятельности значится производство нефтепродуктов. Еще 50% принадлежит Рамилю Минниханову в ООО «ИнвестПроектГрупп» — компании, которая занимается покупкой и продажей недвижимого имущества. 33% принадлежит ему в компании ООО «Дорремстрой», которое построило, в частности, отель «Европа» на улице Петербургской.

В 2008 году Минниханов вошел в кондитерский бизнес, начав партнерское сотрудничество с известным в Татарстане производителем кондитерских изделий Сергеем Акульчевым. По состоянию на конец 2013 года Минниханов имел 4% доли в ООО «Управляющая компания «Акульчев» и 0,8% — в производственной компании «Акульчев», а также владеет небольшими долями в различных компаниях, имеющих отношение к Акульчеву. Об этом последний рассказывал в своем интервью «БИЗНЕС Online». «Рамиль Минниханов имеет долю в бизнесе. Получилось это совершенно случайно, по-моему, в 2008 году. Мой компаньон (Ришат Шайхулов — исполнительный директор ООО ТД «Акульчев» прим. ред.) летел на отдых и случайно с ним познакомился. Выяснилось, что он, как вы его назвали, сын республиканского руководителя (смеется). Очень хороший человек, положительный, помогает нам советами, помогает нам в решении разных вопросов, как правило, некоммерческого характера, и мы посчитали своим долгом включить его в состав учредителей. Это было наше предложение, потому что человек действительно старается, помогает, почти всегда это было бескорыстно. У нас же есть совесть, нам человек помогает, а мы его никак не можем отметить. И мы предложили ему включиться в состав, он принял наше предложение», — рассказывал Акульчев «БИЗНЕС Online».

В прошлом году Рамиль Минниханов входил в состав совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим», однако по состоянию на сентябрь 2013 года уже в нем не числился. Известно также, что Минниханов возглавлял строительную компанию ООО «Первое строительное управление», на счету которой ряд знаковых объектов, связанных со «Связьинвестнефтехимом». В числе объектов ПСУ можно указать реконструкцию номеров «Волги» на Горького, 3 (бывший Институт травматологии), Дома печати на Баумана, а также строительство новых объектов. Это штаб-квартира «Связьинвестнефтехима» на Кремлевской, 10, здание следственного комитета России на Большой Красной, многофункциональный жилой комплекс «Театральный» бизнес-класса на Горького и паркинг за Домом печати.

«Я НЕ СТОРОННИК ТЕОРИИ, ЧТО ОТЕЦ В ОТВЕТЕ ЗА СОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СЫНА...»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отмечают, что дело не стали скрывать, а степень вины определит суд.

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Конечно, в любом случае история очень трагичная. Эта тема сейчас обсуждается абсолютно всеми, но лично у меня нет никаких сомнений в том, что будет проведено максимально объективное расследование. Я практически уверен в этом. У меня такое внутреннее убеждение. А какие-то детали не хочу комментировать.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы:

— Давайте раньше времени не будем делать выводов и назначать виновных. Без автоэкспертизы, без изучения нюансов ДТП сложно просчитывать исход дела. Я не сторонник теории, что отец в ответе за совершеннолетнего сына. Вот если отец начнет предпринимать какие-то действия, связанные с вмешательством в ход следствия... Поэтому, я думаю, никакой ответственности для родственников Рамиля не будет. Все люди взрослые и должны отвечать по закону. Как минимум все закончится правовой ответственностью водителя, вообще любой наезд со смертельным исходом подразумевает под собой возмещение материального ущерба семье. Хотя я не уверен, что общественность будет знать обо всех подробностях этого дела. Одно понятно — замять дело уже не удастся.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Начнем с того, что в руководстве Татарстана существует несколько элитных групп. Строго говоря, их две. Это группа ушедшего президента Минтимера Шаймиева, который еще сохраняет достаточно прочные позиции, и группа действующего президента Рустама Минниханова. Эти группы достаточно близки, открытой конкуренции между ними нет, хотя иногда и возникают некоторые противоречия. И последствия этого трагического случая для элитной группы Рустама Минниханова могут быть достаточно негативными. Можно рассматривать несколько сценариев развития событий. Минимально может обойтись вообще без отставок, безусловно, но репутация группы Минниханова пострадает. Вообще-то она уже пострадала, но если не будет сделано попыток замять это дело, то репутационный сценарий будет минимальным. Если же будет сделана попытка замять это дело, то ущерб будет значительно больше. Тогда возможен даже максимальный вариант с уходами с должностей...

Копия протокола
Копия протокола

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:

— Любое ДТП — это трагедия, что тут еще можно сказать... Я думаю, все будет расследовано беспристрастно, дело даже не в этом. Дело в самой трагедии и в самом горе, которое это происшествие принесло всем участникам этого ДТП как с одной, так и с другой стороны. Обсуждать это и некрасиво, и неправильно. А в объективности и беспристрастности следствия именно в этом случае я уверен. Сомневаться в этом не нужно.

«СЕЙЧАС «ВЫДАТЬ НА-ГОРА» В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВИНОВНЫХ НЕЛЬЗЯ»

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Большой плюс в том, что справка о ДТП «утекла». Значит, все-таки она была, значит, машина была помещена на штраф-стоянку. У нас любят быстро снять номера и отправить машину в неизвестном направлении, как будто никого и ничего не было. В данном случае по такому пути не пошли.

В данном случае ситуация дурацкая — спасая жизнь одному, водитель сбивает другого. Подобных случаев, когда пешеход неожиданно выскакивает на дорогу, полно. Но там знаки «40» установлены, и если бы водитель этим знакам следовал, то и последствия были бы другими. Неизвестно, с какой скоростью он двигался на самом деле. По этому ДТП вопросов больше, чем ответов.

А Range Rover — машина хорошая, все зависит от скоростного режима, от водителя, от того, как он ехал.

Борис Маслов — адвокат:

— При ДТП, исход которого привел либо к тяжкому вреду здоровью, либо смерти, всегда решается вопрос о наличии в действиях водителя самого преступления. Вполне реальна ситуация, когда смерть не является прямой причинно-следственной связью с действиями водителя. Как правило, в таких случаях назначается автотехническая экспертиза, которая выявляет все тонкости и нюансы: дорожную обстановку, состояние автомобиля, пояснение водителя и очевидцев. Проверка занимает порядка 30 суток, и уже по ее результатам можно будет говорить о чьей-либо виновности.

Теоретически, если данная проверка не выявит прямой вины водителя, действия которого привели к смерти, то вполне вероятно, что Рамиль может ограничиться лишь административным наказанием. Для возбуждения уголовной ответственности, повторюсь, нужна прямая причинная связь с поведением водителя и смертью пешехода. Все зависит от конкретного случая. Но отмечу, что такие случаи бывают, и в моей практике я также встречался с ним. Тогда водителю, сбившему насмерть пешехода, назначили лишь административный штраф.

Лаврентий Сичинава — адвокат:

— Сейчас «выдать на-гора» в этой ситуации виновных нельзя. Для этого существует следствие и суд, именно следствие будет распутывать это дело. В таких случаях вообще каждая мелочь имеет колоссальное значение. Будут назначаться экспертизы, и вполне вероятно, что по их заключению состава преступления может не быть вовсе. Я не говорю конкретно об этой ситуации, речь идет о практике в целом. Вообще в адвокатской практике такой исход дела нередок. В любом случае сейчас необходимо выяснить все обстоятельства, пока данных, которыми мы располагаем, очень мало, поэтому, повторю еще раз, сейчас поспешных выводов делать не стоит.

Айрат Хикматуллин — адвокат:

— Данная категория преступлений не зависит от вины. Никто не хочет специально наехать на пешехода. Если бы этот наезд был специально сделан, то, соответственно, это было бы уже другое преступление: либо убийство, либо еще что-то. Всегда, несмотря на то что это является преступлением, оно «невиновное», то есть независимое от вины, независимое от желания, преступление имеет место. Оно упирается прежде всего в нарушение правил дорожного движения.

Все водители знают, что на дорогах бывают всевозможные ситуации, даже если ты соблюдаешь ПДД. Единственный критерий, который отличает водителя от пешехода, в том, что водитель управляет источником повышенной опасности. По нормам гражданского права, независимо от того, виновен ты или не виновен, ты в любом случае будешь должен возместить моральный и материальный ущерб пешеходу, если ты на него наехал. У меня часто бывают такие случаи, когда происходят подобные ситуации. Если предварительное расследование устанавливает, что водитель не виноват ни в коей мере, он не мог избежать этого столкновения, то уголовное дело в отношении него прекращается, даже бывают ситуации, когда виноват пешеход. Независимо от этого водитель должен возместить нанесенный пешеходу моральный и материальный ущерб, даже если он не виноват. Суд при определении размера этого вреда учитывает обстоятельства, в том числе и грубую неосторожность самого пешехода, теоретически он может полностью освободить водителя от выплаты возмещения вреда, но на практике все равно взыскивает.

Что касается нарушения, это у нас 264-я статья, нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств. В случае если действие лица, управляющего транспортным средством, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, то это наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, принудительными работами до 2 лет с правом лишения управлять транспортным средством. Если в состоянии алкогольного опьянения — до 4 лет с лишением права управлять транспортным средством. Если повлекло за собой по неосторожности смерть человека, то, соответственно, лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством, если в состоянии опьянения, то до 7 лет. Такие у нас санкции. Тяжкий вред и смерть подлежат уголовному преследованию. Если ты сбил человека и у него перелом руки, но он отнесен к средней тяжести, в таком случае только административная ответственность.

Как правило, в этих делах все упирается в техническую экспертизу, где рассчитывается и тормозной путь, и скорость, с которой двигался автомобиль, и условия видимости. Исходя из этого, автотехники вычисляют, мог водитель избежать столкновения или не мог. Если экспертиза устанавливает, что он мог избежать столкновения, то тогда он виновен в этом преступлении, если же он не мог избежать, чтобы он не сделал, то тогда получается, что он невиновен, он уголовному преследованию не подлежит.

Олег Шатов — руководитель казанской школы высшего водительского мастерства:

— Водителю, не подготовленному к экстренным ситуациям на дороге, вероятность удержать автомобиль в такой ситуации очень маленькая. Более того, даже у спортсмена-автогонщика, который регулярно тренируется на автодроме, на дороге шанс удержать авто 50 на 50. Плюс учитывайте скорость, которую также необходимо планировать. Поэтому шанс успешно завершить маневр был очень мал. Раньше в правилах было написано, что водитель должен принимать любые меры, чтобы избежать ДТП, сейчас правила рекомендуют полностью снижать скорость вплоть до полной остановки. Вообще маневр — достаточно сложная и опасная вещь для неподготовленного водителя. Что касается модели авто, то, конечно, это не Ferrari, но у Range Rover тоже неплохая управляемость.