Эксплуатация вертолетов «Ансат» может остановиться из-за невозможности ремонтировать двигатели PW207K канадского производителя Pratt & Whitney Canada. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на нескольких источников в отрасли. По данным ассоциации вертолетной индустрии (АВИ), к 2029 году прекратить полеты могут 49 машин.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Как отмечается в статье, моторы нельзя эксплуатировать по достижении 3 тыс. часов ресурса. Также невозможно продлить ресурс без диагностики и технического обслуживания. При этом в АВИ заявили изданию, что в России и дружественных странах нет сертифицированных организаций с лицензиями, которые могли бы выполнить такую работу. В мире только один завод, который выполняет тяжелый ремонт PW207K, — он находится в США, добавил президент авиакомпании «Вяткаавиа» (сейчас занимается техобслуживанием) Олег Кочкин.

Кроме того, утверждают в АВИ, трудности с обеспечением летной годности вертолетов «Ансат» связаны и с другими техническими узлами и агрегатами. Там отметили, что в конструкции машин есть два десятка критически важных изделий. Например, французские гибкие тяги управления (Push-Pull) Triumph Controls France и исполнительные механизмы SEMA от компании Safran Electronics & Defence. Также на вертолетах стоят чешские стартер-генераторы PBS от Velká Bíteš или американские Skurka Aerospace Inc. «Таким образом, даже если бы удалось решить вопрос с двигателями, другие импортные узлы продолжат ограничивать летную годность „Ансата“», — сказали в АВИ.

Со ссылкой на источник в отрасли «Известия» пишут, что в 2026 году может остановиться эксплуатация 6 «Ансатов», в 2027-м — еще 11, в 2028-м — три, а в 2029-м — 25. В АВИ вместе с тем говорят о 49 вертолетах к 2029 году.

«Ансат» серийно выпускают на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). Это легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, который обладает самой просторной пассажирской кабиной в своем классе: транспорт может перевозить до 7 человек. Конструкция винтокрылой машины позволяет оперативно трансформировать ее как в грузовой, так и в пассажирский вариант.

Почти сразу после начала СВО компания Pratt & Whitney Canada прекратила поставки в Россию двигателей PW207K — штатных для «Ансата». План 2022 года по «Ансатам» был обеспечен благодаря запасам, а в 2023-м выпуск вертолета приостановили.

Варианты замены канадского двигателя на «Ансате» начали продумывать примерно 20 лет назад. Сначала речь шла о локализации в России производства украинских АИ-450 и МС-500, затем — о ВК-800 от петербургского «ОДК-Климов» (структуры «Ростеха»), но все эти темы по разным причинам не пошли. Разработка ВК-650В началась в 2019 году.

Вместе с двигателями было решено заменить на отечественные и все другие импортные комплектующие. Заявлялось, что есть шанс уже в 2024 году получить «Ансат» в «стопроцентно российской комплектации», но этого не произошло. При этом источники «БИЗНЕС Online» уверяли, что сдвиг получился минимальным. Также они отмечали, что ВК-650В вообще первый в России двигатель такого класса. В феврале стало известно, что он прошел все испытания и получил сертификат Росавиации.