Вариант для круглогодичного судоходства по Волге и Каме раису РТ Рустаму Минниханову на минувшей коллегии миндортранса республики предложило мурманское ООО «Поморы». Компания разработала и запатентовала ледовую приставку со ступенчатыми обводами, которую во льду будет толкать летний буксир.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

«Подобно тому, как снег убирают машины, — описывал представитель компании идеологию изобретения. — Обводы отличаются от традиционных тем, что не проламывают лед — из-за этого лед попадает под винты и крошка остается в канале. Здесь технология сдвига льда в сторону, сзади канал остается чистым. Не страдают винты, а самое главное преимущество в том, что при низких температурах канал остается чистым — в случае пролома крошка замерзает за два-три часа».

Разработчики заверяют, что приставка сможет сдвигать любую толщину льда. «Старт прокладки канала начинается в момент ледостава, когда толщина льда 10–20 сантиметров, — рассказали на коллегии. — Канал сделали и чистим, как только нарастает лед, — это 2 сантиметра в сутки. По предварительным расчетам, чистить канал надо будет раз в 10–15 дней, а если по нему ходят суда, то еще реже».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Технология не апробирована, но в минтрансе РФ изобретателям предложили запустить пилотный проект в Татарстане, как регионе с эффективным госуправлением и центром логистики Волга — Кама. «Финансирование у нас есть, нам нужна поддержка по организации пилотного проекта», — сказал представитель ООО «Поморы» главе РТ и услышал слова поддержки.

В компании не стали отвечать на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» о стоимости приставки и сроках изготовления первого образца. По данным «Контур.Фокус», ООО «Поморы» создано в 2023 году, 70% уставного капитала принадлежит Александру Нелюдову, 30% — Юрию Чашкову. Основной вид деятельности: строительство кораблей, судов и плавучих конструкций. За 2023 год предоставлена нулевая отчетность.

Речная навигация в Татарстане обычно начинается в конце апреля и завершается в ноябре. Круглогодичное судоходство по Каме и Волге расширит возможности перевалки грузов в РТ по двум международным транспортным коридорам: «Запад — Восток» и «Север — Юг», к которому относится транскаспийский маршрут по Волге. В национальных целях развития РФ до 2030 года запланирован рост объема перевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза.