Все мы были по-своему счастливы, стоя в бесконечных очередях, сдавая макулатуру, чтобы приобрести редкие книги, покупая виниловые пластинки с любыми исполнителями. Пусть не ясно, не до конца, но те из нас, кто искали ответы, в конце концов понимали, что мы существуем в условиях какого-то чудовищного социального эксперимента, уничтожающего некогда великий потенциал потерянной нами страны.      

Есть праздник 9 мая, когда я надеваю свою старую военную форму, в которой пришел из армии в 1978 году. Другой «праздник со слезами на глазах» — 7 ноября (30 октября), когда я молюсь за миллионы погибших, за поруганную оскверненную державу.

ЭПОХА ТАТАРСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Я — Исмагил Шангареев, российский татарин, хочу сегодня высказаться как представитель народа, который в конце XIX – начале ХХ века переживал невиданный культурный подъем — по сути, эпоху татарского Просвещения. Важно отметить, что это было уникальное явление евразийских масштабов, так как оно несло в себе не только бурное развитие татарской культуры, но и активизацию интеграционных процессов в Российской Империи. Такие просветители, как Хусаин Фаизхан, Шигабутдин Марджани, Гаяз Исхаки, Каюм Насыри не только создавали новые смыслы татарской культуры, но и строили прочные мосты славяно-тюркского союза. Будучи патриотами своего народа, они проводили целенаправленную работу по переводу татарской классики на русский язык, писали словари и учебники, стремились донести до российского читателя чаяния татарского народа. И можно с уверенностью сказать, что их подвижничество находило живой отклик в сердцах русскоязычных читателей, способствовало формированию разумной языковой политики в Российской Империи.

Бесспорным лидером в продвижении татарской национальной идеи в евразийском пространстве культуры был великий народный поэт Габдулла Тукай. Согласно многочисленным исследованиям последних лет, творчество Тукая можно рассматривать как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской культуры, как духовный ориентир, как одно из объединяющих начал для татар всего мира.

Мой отец Каляметдин-хазрат Шангареев (1905–1986) родился как раз в самый пик культурного взлета татарского Просвещения. Он с детства мог читать стихи Тукая в подлиннике, написанные на татарском языке на основе арабской графики. Октябрьский переворот буквально перечеркнул все начинания татарских просветителей, которым «николаевская царская Россия» открыла все пути развития, и в том числе всячески способствовала раскрытию самобытности татарского языка на основе арабской графики. Советская система, проводя эксперименты с графикой тюркских народов, сначала ввела латиницу, потом кириллицу. Была потеряна первозданность татарской литературы и татары буквально оторвались от своих корней.

ДОЛГО ЛИ ПРОЖИВЕТ ДЕРЕВО, ОТОРВАННОЕ ОТ СВОИХ КОРНЕЙ?

К 1991 году в Казани все реже можно было услышать татарскую речь. И только крах советской системы открыл дорогу, казалось бы, навсегда забытым идеям татарского Просвещения конца XIX – начала XX века. Должен сказать, что именно в последние годы начал просыпаться интерес к родному языку на основе арабской графики, подросло новое поколение. Большим культурным событием последнего времени стала премьера спектакля «Алиф» (алиф — первая буква старотатарского алфавита, «татарская альфа»). Весь спектакль посвящен стихотворению Тукая «Туган тел» («Родной язык»).

Важно отметить, что это творчество молодых, в котором с особой силой и искренностью проявляется именно эпоха татарского Просвещения конца XIX – начала XX века. Автор идеи и режиссер спектакля Туфан Имамутдинов в своем интервью особо подчеркнул, что на создание спектакля «Алиф» его вдохновило творчество Тукая.

Вдумайтесь, сколько лет понадобилось после падения советской системы, чтобы в сознании новых поколений вновь зажегся огонь исторической памяти! И не по поручению чиновников, а по зову души сегодня создаются такие спектакли, как «Алиф», чтобы снова прорастали корни древа татарской культуры, древа языка, первая буква которого — алиф.

ЕСТЬ ЛИ СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ У ИСТОРИИ?

Большинство историков говорят, что нет. А я убежден, что есть. История — программа, системный процесс, в котором существуют неизбежные сбои. 73 года после Октябрьского переворота — это время для корреляции российской истории после сбоя. Октябрьский переворот — это остаточное явление после Февральской революции, которая в силу целого ряда обстоятельств оказалась деструктивна. В естественном эволюционном процессе развития и становления Российской Империи Октябрьский переворот — трагическая случайность, повлекшая за собой катастрофу глобальных масштабов. Страшен, по сути, не сам переворот, а его последствия — торжество лживых идей и глубокое оскудение духа российского народа. Я совершенно согласен с Владимиром Путиным в том, что в самом начале катастрофы именно Владимир Ленин «заложил бомбу под историческую Россию».


Альтернатива была …И здесь мы неизбежно сталкиваемся с ролью личности в истории. Император Николай II по толерантности и культуре правления обогнал свое время. Он стал святым мучеником, а должен был быть жестким и решительным конструктором будущего своей страны. В какой-то момент его жизни произошел «эффект бабочки» (для этого не обязательно перемещаться в прошлое, достаточно допустить роковую ошибку в настоящем и практически потерять будущее), и он нарушил естественный ход вещей в истории России. Отсюда такие жуткие персонажи ХХ века как Троцкий, Сталин, Гитлер, Муссолини…

ИСТОРИЯ С СОСЛАГАТЕЛЬНЫМ НАКЛОНЕНИЕМ

Как мы знаем, есть два пути развития: эволюционный и революционный. Эволюционно Российская Империя уверенно двигалась к конституционной монархии и далее по «стреле времени» в Евросоюз. Революционно она оказалась в ловушке Февральской революции, которая породила настолько мощный социальный хаос, что Октябрьский переворот был неизбежен. 

В сложившейся ситуации переворот был единственной реальной альтернативой социальному хаосу. Октябрьский переворот положил начало самоорганизации разорванной в клочья империи. Однако механизмы этой самоорганизации оказались не способными создать устойчивую социально-экономическую конструкцию, и она развалилась (по историческим меркам) практически мгновенно — за 73 года.

Исмагил Шангареев и поставивший подпись под Беловежским соглашением о развале СССР Станислав Шушкевич (председатель Верховного Совета Республики Беларусь в 1991–1994 годах)

В ХХ веке Октябрьский переворот явился мощнейшим катализатором развития всех видов социалистических движений — так же, как поздний СССР стал их неизменным спонсором. Не вызывает никакого сомнения, что национал-социализм — это явление, параллельное большевизму, и его появление в истории имеет практически те же тенденции в коллективном бессознательном. Гитлер как политик мог быть, но в другом качестве, обслуживая политические интересы Черчилля и Рузвельта.

Я совершенно согласен с Михаилом Веллером, который пишет: «Если бы не большевистский переворот, не случилось бы и Второй мировой войны, в которой мы потеряли 27 миллионов человек. После победы Антанты Англия, Франция и США сделали все возможное, чтобы германский милитаризм не возродился. Но тут «немецким товарищам» масштабно и тайно помог СССР. Рейхсвер, предшественник вермахта, воссоздавался на нашей территории, у нас учились немецкие летчики, танкисты, военные химики. В 1935 году Гитлер свернул сотрудничество, но в 1939-м опять восстановил, чтобы в 1941- м прийти в Россию уже в другом качестве...»

Примечательно, что одна из крупнейших баз подготовки немецких танкистов была создана на основе Казанского такового училища (ныне — КВВКУ). Согласно различным источникам, в этой школе учились многие видные немецкие военачальники, среди которых был и один из главных танкистов Третьего рейха Хайнц Вильгельм Гудериан. В его биографии, напечатанной в «Энциклопедии Третьего Рейха», сказано, что Гудериан «прошел секретные курсы танкистов в школе „Кама“». И пусть у многих авторов факт обучения Гудериана в Казанском танковом училище вызывает сомнения, факт подготовки немецких танкистов бесспорен и красноречиво говорит о том, кто готовил немецкие кадры для Второй мировой войны.   

Октябрьский переворот положил начало истории террора, геноцида и постоянной лжи. Согласно многим рассуждениям об альтернативной истории, Татарстан сегодня мог быть национально-культурной автономией Идель-Урал, и в составе Российской Империи быть частью Евросоюза, который в этом случае назывался бы Евразийским Союзом: от Лондона до Владивостока. Никаких экспериментов с татарским народом и татарским языком — напротив, продолжение и углубление смыслов татарского Просвещения конца XIX – начала XX века. 

Вы только себе представьте, что в России бы не было Гражданской войны, что генетика и кибернетика не были бы объявлены «продажными девками империализма», не расстреляли и не замучили бы в лагерях лучших представителей науки, культуры и духовенства. Вспомним ради примера, что в сталинские лагеря были брошены авиаконструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев, поэт Николай Заболоцкий, филолог Дмитрий Лихачев, этнограф Лев Гумилев, архиепископ Лука (в миру выдающийся хирург Валентин Войно-Ясенецкий), поэт Осип Мандельштам (умер в пересыльном лагере в 1938 году), театральный режиссер и педагог Всеволод Мейерхольд (расстрелян в феврале 1940 года). Всех не перечислить. 

Президент современной России Владимир Путин в одном из своих выступлений в день памяти жертв политических репрессий сказал: «Все мы хорошо знаем, что 1937 год считается пиком репрессий, но он [1937 год] был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости. Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества. Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причем это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. И, конечно, мы долгие годы, до сих пор ощущаем эту трагедию на себе. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось».

Альтернативная история не случилась, и меня, российского гражданина Исмаила Шангареева, отца 11 детей и 9 внуков, много лет мучает один и тот же вопрос — за что? Ведь как заманчиво представить себе, что не случись Октябрьский переворот — и вообще не было бы никакого ГУЛага. Не было Второй мировой войны…Мы бы все жили в Российской Империи — стране – лидере Евросоюза.  

Пусть многие читатели сегодня будут готовы бросить в меня камень, но я убежден, что могла быть альтернативная история. Более того, должна была быть альтернативная история, в которой бы Российская Империя эволюционировала бы в конституционную монархию (наподобие Великобритании). Октябрьский переворот создал искусственное биосоциальное образование, обреченное с самого начала на распад. В августе 1991 года оно навсегда исчезло с лица земли, оставив после себя целый клубок сложнейших проблем во всех сферах жизни российского общества.  Октябрьские-ноябрьские дни… Дни нашей общей скорби…

Исмагил Калямович Шангареев — публицист, общественный деятель

Блог Исмагила Шангареева

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции