Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА НАЧНЕТСЯ ВЕСНОЙ БУДУЩЕГО ГОДА»

Максим Георгиевич, история резонансного прихода китайцев на площадку индустриального парка окутана завесой тайны. Когда в КИП «Мастер» поступило предложение от Haier?

— Предварительная договоренность была достигнута буквально за две недели до подписания договора. А переписку мы вели почти год. В Haier давно озадачились вопросом о развертывании производства в России и около трех лет подыскивали вариант. Было у них и желание создать совместное предприятие — с тем же POZIS, в частности. По каким-то причинам они не договорились, китайцы начали искать площадку для самостоятельного производства. У них много хороших знакомых в Татарстане — видимо, какие-то рекомендации были приняты к сведению, потому что Haier рассматривал много вариантов даже внутри Татарстана. Это и POZIS, и свободная экономическая зона, и «Химград», и Чистополь — они везде побывали и посмотрели, не считая предложений в других регионах. Очевидно, наши условия оказались выигрышными.

— Как вы оцените размещение Haier в Набережных Челнах с точки зрения интересов республики, учитывая возникающую конкуренцию с POZIS?

— Тут все очень просто. Россия сейчас — открытая страна, любой инвестор может прийти и организовать на территории РФ производство. Если Haier или кто-то другой решает для себя, что ему надо работать в России, неважно по каким причинам — видит ли он рынок, или трудовые ресурсы, или удобную систему налогообложения — ему нельзя воспрепятствовать. Он решил — и он это организует. В Татарстане, или в Москве, или в Новосибирске — где угодно, но он придет в Россию. Смотрим дальше: POZIS — это компания, которая не позиционирует себя игроком татарстанского рынка. Они свою продукцию продают в России. Значит Haier, придя в Россию, в любом случае станет конкурентом POZIS. Так что, будет лучше, если Haier придет в Челябинск, а Татарстан лишится инвестиций и налоговой базы? Они же, приходя, все зарплатные налоги, НДС — все будут платить здесь, в Челнах и республике. Выгодно это Татарстану? Конечно.

— У Haier в КИП «Мастер» будет только сборочное производство?

— Я знаю, что они сейчас ищут по России потенциальных поставщиков для своего производства, но какова будет доля локализации, пока не готов сказать. Но вообще-то холодильник сам по себе — это в первую очередь сборочное производство. Те же самые компрессоры для холодильников, насколько мне известно, производят всего-то 5 - 6 компаний в мире. Видимо, то, что они не смогут локализовать на месте, будут поставлять из Китая.

— Когда планируется выпуск первого холодильника?

— Мы договорились, что площади мы им подготовим к 1 апреля 2015 года. После этого начнется поставка оборудования, монтаж, пуско-наладка — думаю, к концу 2015 года запустить производство реально.

— Заявлялся конец 2014 года, выпуск 250 тысяч холодильников...

— У них несколько сдвинулись сроки. И по той информации, которую они дали мне, производство будет запускаться в два этапа. Первый этап — это производство мощностью 100 тысяч холодильников в год, на реализацию заложены инвестиции в размере 70 миллионов долларов. Второй этап — увеличение мощности до 250 тысяч холодильников в год, и на это закладывается еще около 80 миллионов долларов. На втором этапе численность персонала составит 300 - 500 человек. Так что реализация проекта начнется только с весны следующего года.

«ДЛЯ НАС HAIER — БОЛЬШОЙ, НО НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КЛИЕНТ»

— Представитель Haier также заявил о планах на производство стиральных машин и газовых котлов в отдаленном будущем. Вы делаете на этого резидента какую-то особую ставку?

— Вопросы по дальнейшему расширению пока всерьез не обсуждались, планы звучали в частных беседах вскользь, но сроки, объемы и что им для этого понадобится — подробностей пока нет. Что касается КИП «Мастер», то да, Haier — это вроде как громкий мировой бренд, однако для нас это большой, но не принципиальный клиент. 25 тысяч квадратных метров от наших 640 тысяч — это порядка 4 процентов. Поэтому мы относимся к данному резиденту так же, как ко всем остальным. У них нет никаких льгот по аренде или каких-либо других. Haier получает ровно те же условия, что и любой предприниматель, арендующий у нас 200 «квадратов».

— У них не будет льгот, в отличие от других резидентов, но у резидентов КИП «Мастер» как таковых льготы ведь есть? Республика ведь возвращает часть налогов резидентам?

Все производственные площади КИП «Мастер» отвечают общим требованиям

— Это не какие-то постоянные льготы, это просто программы. Эта программа пока сработала у нас только в прошлом году — одна из тех, которые республика ежегодно принимает в части поддержки бизнеса. Будет она работать в этом году или нет, пока непонятно. Мы участвуем в «Лизинг-гранте», в программе субсидирования кредитной ставки, поддержки начинающих предпринимателей. Но на постоянной основе наши резиденты работают в общей системе налогообложения. На самом деле все стабильные преференции заключаются в нашей низкой арендной ставке. Мы пытаемся держать ставку несколько ниже, чем у других арендодателей, имея возможность выдерживать определенную социальную направленность для создания наиболее благоприятных условий аренды. Это рекомендации правительства Татарстана, с которыми согласен наш акционер — КАМАЗ.

— Какой интерес у КАМАЗа в том, чтобы предоставлять площади иностранным резидентам, не работающим в смежных акционеру отраслях? Ведь КИП «Мастер» создавался как площадка для размещения в первую очередь поставщиков КАМАЗа?

— Такой момент присутствует, у нас много поставщиков КАМАЗа и его совместных предприятий. Но и другое направление для КАМАЗа не менее важно — это управление недвижимостью. Недвижимость высвобождается в процессе реинжиниринга КАМАЗа. Все наши площади заводу в определенный момент стали не нужны, и куда их девать? Никто не купит. Создав КИП «Мастер», который более или менее адекватно управляет этой недвижимостью, КАМАЗ получает с нее доход.

— Если речь идет просто об аренде, то разве не логично ли было бы разделить арендную ставку для поставщиков КАМАЗа и остальных резидентов?

— Не совсем. Если стоимость услуги существенно различается для разных клиентов, то у налоговой инспекции возникают вопросы. Налоговая может усмотреть в таком подходе аффилированность, доначислить недополученный доход и потребовать с него налоги. Поэтому мы никому скидок не делаем — даже совместное предприятие КАМАЗа и Mercedes, двух наших акционеров, получает наши услуги по стандартной цене.

— Сегодня на деловом обеде вы сказали, что для Haier выделена отдельная площадка. Она не входит в общие корпуса?

Логистический центр КИП «Мастер»

— Входит, но это часть бывшего автомеханического корпуса завода, которая еще не достроена. Нам передали ее в собственность, но зайти на нее еще нельзя. Haier еще будет ждать, пока мы ее доделаем.

— Каких специфических условий требует Haier от этой площадки?

— Вероятно, там будут усиленные фундаменты для прессового оборудования. Часть операций у них производится ниже нулевого уровня — люди стоят ниже конвейера для удобства работы, следовательно, будут разные уровни. Они используют в работе какие-то спецгазы — для них, видимо, понадобятся хранилища с определенными требованиями. В общем, специфики много.

— Это потребует от КИП «Мастер» дополнительных затрат на организацию пространства?

— Нет, мы все делаем по своему стандарту. Если что-то требуется сверх стандарта, то это за счет арендатора. Что-то за счет Haier мы, возможно, сделаем сами, а что не сможем, на то, вероятно, будем привлекать специализированные компании.