999.jpg
Подписание соглашения об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» производства китайской компании «Хайер Рус»

250 ТЫС. КИТАЙСКИХ ХОЛОДИЛЬНИКОВ В ГОД

Сегодня в Казани на итоговой коллегии агентства инвестиционного развития РТ было подписано соглашение об открытии на площадке Камского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах производства китайской компании «Хайер Рус». Таким образом — надо сказать, весьма неожиданно — разрешилась интрига, созданная главой АИРа Линаром Якуповым накануне международного зимнего форума Invest in Tatarstan, который сегодня проходит на ГСОК «Казань» при участии президента РТ Рустама Минниханова.

Договор с финансовым директором «Хайер Рус» Шао Юнфеном подписал гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» менеджер по работе с клиентами Камского индустриального парка Нина Изибаева, «Хайер Рус» разместится на 24,9 тыс. кв. м площади. Компания намерена выпускать в Набережных Челнах пока четыре модели холодильников, объем производства составит 250 тыс. холодильников в год. Haier планирует освоить в Набережных Челнах порядка $50 млн., рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» технический директор локализации проектов Haier в России Дмитрий Кайдаш. Все инвестиции рассчитаны на покупку оборудования и установку автоматической производственной линии.

Именно Кайдаш занимался анализом российских площадок для размещения этого производства. По его словам, в России рассматривалось 6 площадок — как в особых экономических зонах, так и на отдельных предприятиях, предлагающих площади в аренду. КИП «Мастер» оказался наиболее подходящей площадкой. «Выбор был сделан исходя из нескольких факторов, — рассказал Кайдаш. — В КИП «Мастер» оказалась самая низкая арендная ставка. В Набережных Челнах нам понравился уровень инфраструктуры — мы сможем работать с местными поставщиками. Мы хотим закупать на месте порядка 20 процентов комплектующих — как в Челнах, так и в Татарстане. Челны подошли нам, потому что здесь хорошо развита промышленность».

По словам Кайдаша, «Хайер Рус» уже определенно будет работать с челнинским картонно-бумажным комбинатом. ЗАОр «НП НЧ КБК» станет поставлять китайцам упаковку. Кроме того, в процессе предварительного аудита представители «Хайер Рус» встречались с производителями изделий из пластмассы и стекла. Среди них конкретный поставщик пока не определился, компания рассматривает несколько вариантов. Выбор будет сделан на основе определенных требований компании Haier к поставщикам. Кроме ценовой политики требования в целом стандартные для внешних рынков — современное оборудование, сертификация в системе менеджмента качества ИСО 9000 и системе менеджмента качества по охране окружающей среды.

— На проектный объем 250 тысяч холодильников в год мы планируем выйти в течение года, это выпуск тысячи штук в день, — объяснил Кайдаш корреспонденту «БИЗНЕС Online». — На первом этапе будем работать в одну смену, это около 200 человек персонала. После выхода на проектную мощность график работы будет двухсменный — это, соответственно, около 400 человек. Весь персонал будет местный, набор пройдет в Набережных Челнах и, возможно, в Нижнекамске. Что касается рынка сбыта, у нас есть торговая компания, которая работает в России с 2008 года, и мы уже работаем как с Татарстаном, так и с Удмуртией, с Новосибирском. Объем продаж на той или иной территории будет диктовать рынок, но на данный момент мы видим своей потенциальной нишей порядка 10 процентов российского рынка холодильников.

По словам Кайдаша, холодильники — это первый этап, в перспективе есть планы по выпуску стиральных машин, газовых котлов. Площадка КИП «Мастер» выбрана базовой точкой дальнейшего развития производства.

КИТАЙЦЫ В АВТОГРАДЕ

Тем временем Haier — первая китайская компания, которая открывает производство в челнинском индустриальном парке. На иностранных резидентов КИП «Мастер» распространяются все льготы и субсидии, которые предусмотрены для отечественных производителей.

Компания создана в 1984 году в Китае и на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей бытовой техники в мире. Ассортимент выпускаемых товаров представлен 96 модельными рядами и 15 тыс. моделей продукции — это LCD-телевизоры, плазменные панели, DVD-плееры, мобильные телефоны, ноутбуки, стиральные и посудомоечные машины и многое другое. Оборот компании превышает $17 миллиардов. У компании 20 собственных проектных институтов и 10 промышленных комплексов в Китае, Европе и США. Haier владеет 29 заводами, 58,8 тыс. торговых представительств, около 12 тыс. сервисных центров, в которых трудятся 50 тыс. сотрудников.

В 2012 году китайцы проявляли интерес к ОЭЗ «Титановая долина» в Екатеринбурге, где рассматривали возможность открытия производства стиральных машин и холодильников. Однако, видимо, никаких конкретных договоренностей тогда достигнуто не было.

В Российской Федерации бытовая холодильная техника изготавливается на 12 предприятиях, имеющих общую проектную мощность более 6 млн. единиц в год. Объем рынка холодильников в 2012 году составлял около 5,6 млн. единиц (таким образом, доля POZIS на рынке составляет около 4,5%), емкость рынка имеет тенденцию к замедлению роста, говорится в отчете маркетингового агентства Discovery Research Group.

Рынок крупной бытовой техники достаточно насыщен и характеризуется высокой конкуренцией, что объясняется в том числе присутствием большого числа иностранных компаний, перенесших производство в Россию. Это, например, Indesit Company, LG Electronics Inc., Vestel, Beko. Среди отечественных производителей наибольшие объемы продаж приходятся на ОАО «КЗХ «Бирюса» — в 2012 году компания занимала долю рынка в 5,2%. Это 6-е место среди всех игроков. Крупнейшим игроком является компания Indesit — ее доля более 20% рынка. В целом предприятиями, зарегистрированными в РФ, в 2012 году производилось 79% холодильной техники. Однако большая часть из этого — иностранцы, локализованные в России. Исконно российские производители холодильников — это красноярская компания «Бирюса», подмосковный «Орск», «Саратов» и зеленодольский POZIS.

Радик Хасанов
Радик Хасанов

«Я НЕ ЗНАЮ, В КАКОМ ГОСУДАРСТВЕ ГОСПОДИН РУКОВОДИТЕЛЬ АИРА РАБОТАЕТ!»

Очевидно, приход в Татарстан китайцев стал неприятной новостью для зеленодольского завода POZIS. Гендиректор предприятия, на котором трудятся примерно 4,5 тыс. человек, Радик Хасанов в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразил беспокойство по поводу амбиций китайской компании и недоумение относительно позиции АИРа, назвав объявленные сегодня договоренности мнимым привлечением инвестиций агентства.

— Мы два с лишним года вели переговоры с китайцами, и они всегда искали пути получения льгот. Но АИР, видимо, занимает позицию — лишь бы получить первоначальные инвестиции, создавая льготы зарубежным компаниям. Фактически это мнимое привлечение инвестиций. Руководство страны и республики ставит задачу наряду с выпуском продукции военного назначения диверсификацию производства, чем мы и занимались. Сейчас же в угоду зарубежному предприятию мы создаем конкурента собственному производству.

Хасанов отметил, что в процессе переговоров специалисты POZIS изучали технологии Haier — они далеко не эксклюзивны. По его словам, китайцы предлагали зеленодольскому заводу поставить линию с теми же параметрами, которая уже работает на POZIS. В целом условия, по которым китайская компания намеревалась создавать производство в Татарстане, Хасанов оценил как жесткие. Это минимальная зарплата, минимальный коллектив работников, отсутствие арендной платы, налоговые льготы. Разумеется, теперь задача китайской компании — «выбить» с рынка ближайших конкурентов, считает он.

— КИП «Мастер» — это что? Арендную плату возмещают из бюджета, поэтому аренда там низкая, — объяснил Хасанов причины, по которым Haier сделал свой выбор. — Мы же платим все налоги — и теперь за счет наших налогов зарубежным компаниям предоставляют преференции. Это ненормально. Разумеется, с ними будет трудно конкурировать: у нас нет никаких льгот.

В 2012 году было подписано соглашение о намерениях по реализации совместного проекта между заводом POZIS и китайским концерном Haier в области производства и модернизации холодильного оборудования
В 2012 году было подписано соглашение о намерениях по реализации совместного проекта между заводом POZIS и китайским концерном Haier в области производства и модернизации холодильного оборудования (фото: pozis.ru)

В прошлом году POZIS реализовал около 300 тыс. холодильников, добавил Хасанов. И если немногим более 10 лет назад выпускали две модели холодильников, сейчас выпускается порядка 60 моделей и модификаций, в том числе медицинская линия. В модернизацию производства было вложено около 1,5 млрд. рублей — и холодильники соответствуют современным требованиям, в том числе европейским.

Тем временем планируемое производство в Набережных Челнах будет по мощности сопоставимо с Зеленодольском. О закулисных переговорах АИРа и Haier на POZIS знали и делали агентству инвестиционного развития и свои предложения, которые остались без ответа.

— Свои выкладки тому же АИРу мы представляли, а господин Якупов был на нашем заводе один раз — в начале 2012 года — вместе с премьер-министром, — описал отношения с АИРом Хасанов. — А так на контакт же он не идет, поэтому мы направили АИРу свои предложения. Но, видимо, АИРу виднее, видимо, лучше «ронять» отечественного производителя ради сиюминутной выгоды. А фактически речь идет о судьбе многотысячного коллектива и стратегического оборонного предприятия, что, учитывая ситуацию в мире, как минимум странно. За счет моих налогов создавать преференции зарубежным компаниям — я не знаю, в каком государстве господин руководитель АИРа работает. Может быть, я жестко сказал, но нам это непонятно.

Острота проблемы развития собственного производства как никогда ярко проявляется в последние недели, добавил Хасанов. Первые лица государства, республики сильно озабочены ситуацией, но происходит то, что происходит. Гендиректор POZIS назвал все это «хорошим подарком» для женского коллектива холодильного производства завода накануне 8 Марта.

— Думаю, наши люди спасибо скажут — в кавычках, — подытожил он. — Мы, конечно, очень сильно озабочены всем этим.

ЭТО ДАЛЕКО НЕ УБИЙСТВО POZIS

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что сегодня рынок холодильной техники не растет, поэтому среди производителей развернется жесткая борьба.

Антон Сайфутдинов — вице-президент «ААЦ-инвест», депутат Госсовета РТ:

— Опасен ли приход китайцев для POZIS? Надеюсь, что нет, хотя бы потому, что на самом деле все модели уже «расписаны» сетевыми игроками рынка. Все четыре модели — так называемые «модели сигнальных позиций», прописанные в матрицах «федералов», того же Media Markt, «М.Видео», «Эльдорадо», интернет-магазинов. Требования к модели сигнальной позиции — минимальная цена. И «федералы» просто «прогибают» любого вендора, требуя выпуска каких-то моделей, которые находились бы в нижнем ценовом диапазоне в каждой линейке. Это как ценовой индикатор — на этих холодильниках сети могут не зарабатывать, но зато таким образом могут привлекать покупателя.

Китайцы не выходят просто так на наш рынок — начинать производить и организовывать маркетинг и сбыт с нуля. По сути, весь заявленный объем уже расписан, эти модели уже продаются в сетях. Поэтому они, скажем так, просто растворятся на рынке — их никто даже не заметит. И задача компании Haier была развернуть производство здесь, в России, чтобы снизить в себестоимость. Так что китайцы ничего не делают просто так.

К тому же это не глубинное производство, по сути, это сборка. Если бы это было полноценное производство, тогда почему всего четыре модели? Это будет очень компактная производственная линия, которая будет производить четыре модели низкой себестоимости. Думаю, это нормальное желание и Haier, и федеральных игроков. И это никак не повлияет на POZIS. Не думаю, что это глобальная опасность, и мое мнение, что это далеко не «убийство POZIS».

Олег Коломейцев — директор компании «Интертрейд», эксперт по холодильной технике:

— Ранее Haier рассматривали площадку завода «Полюс», который был еще во времена Советского Союза в Златоусте. Haier — это не первый и не последний производитель, который пришел на территорию Российской Федерации. Один из первых, кто начал реализовывать проект в России, был литовский завод Snaggie в Калилинграде. Существует законодательная база, на основе которой в течение пяти лет новый завод имеет льготы по налогообложению. Именно Snaggie, например, не смог выдержать конкуренции, проработал пять лет, закрылся и был продан.

Чтобы построить завод в России и сделать его рентабельным, необходимо выпускать минимум 600 тысяч холодильников. Емкость нашего рынка холодильников, по моему мнению, либо держится на том же уровне, либо имеет место маленькая стагнация. Рост, который был на этапе 2000-х годов, был связан с пробелом в 90-е, когда еще в советское время был определенный дефицит. У нас очень большой парк холодильников сейчас, я не прогнозирую роста. Если у телевизоров есть определенный эволюционный прогресс, тем более сейчас его ставят в каждой комнате, то с холодильниками ситуация иная. Почему все производители холодильников идут к нам? Потому что очень высокая пошлина на ввозимый товар.

Haier является лидером по производству холодильников, думаю, компания производит около 16 миллионов холодильников в год. Это очень серьезный производитель с ультрасовременными заводами. Свои холодильники они поставляют в Юго-Восточную Азию, Австралию, Мексику, США.

Еще вот какой момент — Haier в России пошел по своему пути, не стал создавать дилерскую сеть на базе какой-то компании. Они начали сами растамаживать, ввозить. Не знаю, насколько проект будет перспективным, учитывая внешний фактор. Если бы это было лет 5 - 7 назад, когда был рост рынка, тем более неплохая рентабельность в этом сегменте, то было бы обосновано. Лично я бы не очень инвестировал в этот проект, потому что риски очень большие.

«У НИХ В ГОЛОВЕ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИДЕИ. НО ВЕДЬ РАБОЧИЕ МЕСТА ТЕРЯЮТСЯ»

Булат Нигматулин — первый заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий:

— Извините, но мозги министра промышленности и торговли Дениса Мантурова негодные. Он отвечает перед президентом, народом и обществом за промышленную политику. Все, что делается в этой области, — отметка кол. У них в голове либеральные идеи — все открыто, все придет. Но ведь рабочие места теряются. Прибыль, которую зарабатывают на нашем рынке разные иностранные производители, без серьезной локализации уходит в другие страны. Я могу понять, если открывают серьезное производство, а не отверточную сборку, скорее всего, именно это в Татарстане и происходит. Серьезная локализация — эмаль делаем, компрессор делаем и хладогены. Если это делается хотя бы на 70 - 80 процентов локализации, то это приветствуется. Но, скорее всего, это «отвертка».

И когда бывший министр экономики Белоусов говорит, что все, что собирается в России, — это российское производство, то я говорю, что только в том случае, если хотя бы две трети локализовано у нас в стране. А если это не так, то это 10 - 15 процентов ручного труда — сборка, и вперед на наши полки.

Локализация производства — это не сборочное производство, как иностранные автомобили у нас собирают: все привозят, корпус, колеса, двигатели — все чужое. Затраты труда — 5 - 7 - 10 процентов, а все рабочие руки за рубежом.

А у нас говорят, что нужны 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Где мы их создадим? Для этого нужны промышленная политика, преференции, поддержка и центральной, и региональной власти. Но это же нет.

Почему у нас локальное производство дорогое? У нас высокая цена на электроэнергию по сравнению с зарубежными странами. Цена всяких привязок, чтобы начать производство, тоже высокая. Ситуация в экономике сегодня очень тревожная, даже несмотря на украинские события. ВВП остановился, экономика расти не будет, и скорее всего, будет падение в этом году.

Владимир Сидоренков — генеральный директор ЗАО «Микрон-холдинг»:

— Наше правительство должно давать нашим людям удочку для того, чтобы ловить рыбу, а не давать рыбу. У нас скоро можно будет получать китайское гражданство. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что интересы наших производителей всегда на десятом месте по ряду причин — личных интересов, системы оплаты труда госслужащих, которые не стимулируют их на связь с отечественным производством. У нас нет промышленной политики, поддержки национальных производителей. Возьмите все международные выставки, в первых рядах рекламируются иностранцы, наши — на задворках. Наши студенты приходят совершенно не готовыми к работе на качество.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Перспективы нового производства будут зависеть от того, какую ценовую нишу собирается занять этот производитель. Если речь идет о нижнем и среднем ценовом сегменте, то там конкуренция очень высока, ему придется непросто. Если же речь идет о верхнем ценовом сегменте, то там конкуренция также сильна, но значение там имеют имя и опыт производства, ведь на нашем рынке уже давно присутствуют практически все мировые лидеры, которые выпускают такую технику уже несколько десятилетий, а у этой компании такого опыта нет. И известна она на нашем рынке гораздо меньше. Так что китайскому производителю придется столкнуться с самой серьезной конкуренцией в России, приобретение им доли рынка будет очень нелегким делом и может растянуться на несколько лет.

Учитывая, что в 2013 году в стране было произведено 4 113 609 холодильников и морозильников бытовых, а ведь есть еще и импорт холодильников, данное производство с объемом в 250 тысяч штук в год, причем вряд ли этот показатель будет получен сразу, не окажет существенного влияния на рынок. В лучшем случае в республике в магазинах постепенно появится эти модели, что увеличит выбор для покупателей, но все прочие производители холодильников и их импортеры лишь усилят борьбу за сохранение своих позиций и не будут капитулировать перед китайской компанией.

Алексей Ваничков — коммерческий директор DOMO:

— С компанией «Хайер Рус» наиболее активно наша компания начала сотрудничать в прошлом году. В наших магазинах представлен полный спектр продукции Haier, в том числе холодильники. Холодильники Haier пользуются спросом и отвечают современным стандартам качества и оснащены функцией full no frost.

В настоящее время Haier работает в одном ценовом сегменте с такими компаниями, как Samsung, LG, Bosch, Siemens. Коммерческая политика компании DOMO подразумевает сотрудничество с различными ведущими производителями.

Мы приветствуем совместное решение агентства инвестиционного развития РТ и компании «Хайер Рус» по открытию завода в городе Набережные Челны и предполагаем, что это положительно скажется для экономики Республики Татарстана и даст дополнительный импульс для развития нашей компании.