ОПЕРАЦИЯ «И»

Туризм давно должен был стать отдельной отраслью. При министерстве мы находились как бы после буквы «и». Нельзя сказать, что финансирование было по остаточному принципу, но все же. Я считаю, что гораздо полезнее, если решением конкретно наших отраслевых проблем будет заниматься специализированное ведомство.

Дело в том, что Татарстану есть что показать гостям. Однако в районах республики часто нет понимания, для чего нужно развивать туризм и как на нем можно заработать. Точно такая же ситуация была и в столице Татарстана несколько лет назад. Помню, перед тысячелетием Казань практически не пользовалась спросом среди иногородних туристов. Люди не понимали, зачем к нам ехать, не знали, насколько тут развита инфраструктура.

Зато сейчас интерес огромный. Если всего несколько лет назад с нами работали 10 туристических компаний со всей России, то сегодня их уже 52! Причем люди постоянно требуют от нас что-то новое. К примеру, после Универсиады появился спрос на тур по ее объектам. Особой популярностью он пользовался у групп московских и питерских строителей, а также у ставропольских студентов...

То же самое и в районах республики, где власти на местах часто недооценивают возможности своего края. У них могут быть прекрасные исторические памятники, природные красоты, музеи, но как сформировать из всего этого единый туристический продукт, власти на местах не представляют. Даже на татарстанской специализированной отраслевой выставке, которая каждый год в апреле проходит в Казани, районы выставляют не готовое предложение для туроператоров: как провести время гостю, где можно развлечься, пообедать или переночевать, а программу отдельно взятых музеев.

По моему мнению, перед вновь созданным агентством стоит задача консолидировать всю разрозненную информацию по районам республики, где что можно посмотреть, как отдохнуть, какие возможности по условиям размещения, питанию... Без этой информации туроператор просто не сможет сформировать и отправить группу туристов. Если обладать всей полной информацией, сразу станет понятно, кому что нужно подтянуть в плане инфраструктуры, кому поработать над экскурсионным содержанием. Учитывая накопленный опыт, где-то и само агентство может помочь местным властям грамотно проработать и составить туристическую программу со всеми возможностями инфраструктуры.

СИМФОНИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Проблема в том, что в районах республики немного другой менталитет. Часто люди в сфере обслуживания не понимают, что гостеприимство — это не только сделать богатый банкет или пышно провести свадьбу. Турист в любой день вне зависимости от времени года может приехать в гости и должен получить отличный сервис.

В прошедшие новогодние праздники у нас был большой наплыв гостей в резиденцию Кыш-Бабая в село Яна Кырлай. За 20 дней ее посетили свыше 5,5 тыс. человек. И принимающая сторона из числа местных работников не всегда справлялась с обслуживанием такого большого количества людей. Основной поток пришелся на 1 - 5 января, а местные жители как-то привыкли в новогодние праздники отдыхать, а не работать.

К примеру, заказан обед на группу из 250 человек, а еда заканчивается на 240 порции. Или в программе катание на лошади, а конюх уверяет, что лошадь уже устала, другая не запряжена, и сам уходит восвояси. Понятно, что это мелкие и досадные ошибки. Но именно из-за мелочей складывается общее впечатление о путешествии в целом. Мне кажется, агентство так же должно проработать этот момент, создать для районов кодекс гостеприимства, как это было в свое время сделано в Казани, устраивать семинары для персонала. Проблема с квалифицированными кадрами очень остро стоит для районов. Все стараются закрепиться в Казани или вовсе после прохождения практики в крупных туристических компаниях — за границей.

По сути, туризм — это взаимодействие множества отраслей в одной точке соприкосновения. И каждое звено — это отдельный музыкальный инструмент в оркестре. Если кто-то фальшивит, это сразу сказывается на качестве исполнения произведения. На мой взгляд, новое агентство как раз должно стать тем дирижером этого сложного оркестра. Надеюсь, что вне министерства ему будет проще решать возникающие проблемы. А они в любом случае возникают по мере развития отрасли.

К примеру, 10 лет назад в столице Татарстана наблюдалась нехватка больших экскурсионных автобусов. Через какое-то время этот вопрос удалось решить, автобусы были закуплены. Но тут же выяснилось, что в Казани нет стоянок для туристических автобусов. А рядом с историческими объектами останавливаться нельзя, за это сотрудники ГИБДД штрафуют водителей. Поэтому экскурсоводу приходится водить свои группы через несколько кварталов, чтобы гости, наконец-то, добрались и смогли насладиться величием того или иного исторического места. Сейчас вроде бы договорились, что ГИБДД разрешит стоянку для шаттлов в отдельных местах. Если агентство будет решать такие проблемы, что называется, напрямую, это сократит время принятия правильного решения властями.

Даже сами татарстанцы плохо знают, куда можно поехать отдохнуть в своей собственной республике. Оказалось, что резиденция того же Кыш Бабая больше популярна среди приезжих из других регионов России. Но почему-то многие забывают, что внутренний туризм играет огромную роль в образовании и объединении наших подростков вокруг огромного пласта культуры. В селе Кутлушкино Чистопольского района есть прекрасный музей Гаяза Исхаки. Но если 10 человек спросить на улице, кто такой Гаяз Исхаки, мало кто ответит правильно. А музей Габдуллы Тукая в центре Казани для многих просто красивое здание. Поэтому агентство, мне кажется, должно взять на себя функцию продвижения туристических объектов среди самих татарстанцев. Усилием одних туроператоров это сделать очень сложно. Не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Юлия Таланова