РЕЙД ФМС ПРОШЕЛСЯ ПО СОЦСЕТЯМ

Сегодня в управлении федеральной миграционной службы РФ по РТ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили факт проверок в национальных ресторанах. О том, что проводятся подобные рейды, вчера сообщали пользователи соцсетей, которые стали свидетелями визитов. «В городе рейд ФМС по общепитам, Хинкальную закрыли, весь персонал увезли. Султанат попал на Лям с лишним вроде тоже», — написал в Twitter пользователь Василий Белов. По неофициальным данным, проверкам подвергся также ресторан «Пиросмани», хотя источник, близкий к руководству заведения, этот факт газете «БИЗНЕС Online» не подтвердил.

В ответ на запрос нашего издания в пресс-службе УФМС не стали проливать свет на подробности акции. «Пока идут проверочные мероприятия, комментарии дать не можем, — сообщили сегодня нам в пресс-службе ведомства. — Как только все закончится, ответим на все вопросы».

Впрочем, предоставили данные: в 2013 году ведомство поставило в Татарстане на миграционный учет 190 тыс. иностранцев. 1,7 тыс. иностранцев получили паспорта РФ, став, таким образом, россиянами. Еще 3 тыс. человек получили разрешение не временное проживание, 2 тыс. — вид на жительство. Служба оформила 17 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам и выдала 20 тыс. патентов. Всего было проведено 14,7 тыс. проверок, выявлено 28 тыс. нарушений в сфере миграционного законодательства.

Пока же история с проверками выглядит туманно. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вчера подъехал к кафе «Хинкальная» на улице Университетской, когда на двери уже висела табличка «Уважаемые гости! Кафе «Хинкальная» в четверг 13.02.14 работать не будет по техническим причинам. Приносим свои извинения! Администрация». Вскоре к кафе подъехало такси, из авто вышли четверо мужчин кавказской наружности.

«О, молодцы! Уже отпустили?» — радостно спросил иностранцев неизвестный мужчина у входа в «Хинкальную». После чего все скрылись в кафе. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» закрытие они объяснили «техническими причинами». Но около 9 часов вечера в Twitter кафе появилась надпись: «Нас закрыли. Спасибо, ФМС...» Правда, уже утром этой надписи не было, зато была другая — кафе работает в обычном режиме.

Источник, близкий к руководству заведения, рассказал «БИЗНЕС Online», что это была плановая проверка УФМС — проверяли также «Султанат» и «Пиросмани». Проверяющие пришли около 11 часов дня — проверка продолжалась примерно до 18 - 19 часов. Понятно, что без грузинских поваров кухня такого заведения обойтись не может, однако все оказалось в итоге в порядке. Ситуация усугубилась тем, что произошла еще и авария — и в результате заведение пришлось на время закрыть, чтобы устранить проблемы. К тому же сегодня кафе должно было быть готово к празднику, поэтому закрыться пришлось не как обычно в час ночи, а уже в 23 часа. Сейчас, как сообщил собеседник газеты, кафе работает в обычном режиме, все столики забронированы.

Как утверждает собеседник «БИЗНЕС Online», проверки проводились не только татарстанскими представителями службы — приехали москвичи. Впрочем, прокомментировать эту информацию в УФМС газете «БИЗНЕС Online» тоже не смогли.

Совладелец ресторана «Султанат» Айрат Забиров
Совладелец ресторана «Султанат» Айрат Забиров

Совладелец ресторана «Султанат» Айрат Забиров проведение проверки в своем заведении не подтвердил, но признал, что устроить на работу иностранцев очень тяжело.

— В этом году к тому же до сих пор не дали квоты. Что касается самой процедуры, то владелец ресторана подает заявку в министерство труда, и там решают, давать квоты на иностранную рабочую силу или нет. С этими квотами владелец ресторана идет в УФМС, где получает разрешения на работу для иностранных сотрудников. В связи с этим лично я сейчас беру на работу азербайджанцев с российскими паспортами или местных рабочих, — сказал Забиров.

КВОТЫ ПРОСТО НЕ УСПЕЛИ ПОЛУЧИТЬ

О том, что минтруд не открыл квоты на иностранцев газете «БИЗНЕС Online» сообщили и другие участники рынка. Нурислам Шарифулин — директор ресторанов «Дархан» и «Родео» (проверка его не затронула), считает, что в ресторанах концептуальной кухни без мигрантов обойтись просто невозможно: если ресторан узбекской кухни, то лучше, чем коренной житель Узбекистана, никто плов не приготовит.

«В этом году никому еще квоты по привлечению мигрантов министерство труда и социальной защиты не открыло, — сообщил Шарифулин. — То есть получается, что всем ресторанам, которые в прошлом и позапрошлом году получали свои квоты и законно заявляли своих специалистов, в этом году без объяснения причин просто всем урезали эти квоты! В результате получилось, что если 31 декабря прошлого года у вас был легально работающий иностранный гражданин, за которого вы заплатили налоги, то уже на следующий день он стал нелегальным мигрантом. И если к тебе приходит УФМС, то ты ничего сделать не можешь! «Хинкальная» и другие заведения, по которым прошлись сотрудники УФМС, открылись в прошлом году и просто не успели получить свои квоты».

По словам Шарифулина если предприниматель решит открыть ресторан в этом году, то квоты на этот год он не получит точно, а для того чтобы получить на следующий год, надо пройти «семь кругов ада». Поэтому советует смирится с тем, что в японских ресторанах работают башкиры или местные корейцы.

Ирек Галиев — генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар», отмечает: пока они справляются без мигрантов, но ситуация с работниками в этой сфере достаточно сложная.

«У нас очень большая нехватка специалистов. Мы постоянно обучаем новых сотрудников, которые никогда этим не занимались, но происходит это не от хорошей жизни, — говорит Галиев. — Прямо скажем, их постоянно не хватает. Было бы намного лучше, если бы мигрантам разрешили у нас работать. Все-таки пекари, повара, кухонные работники — это не высококвалифицированные сотрудники, и среди мигрантов их много. И если они бы могли работать в нашей области, это было бы здорово. Но сегодняшние штрафы, сегодняшние риски достаточно высоки, и мы не рискуем их приглашать. Мы пару раз пытались пригласить мигрантов легально, но это оказалось очень сложно. Там же надо какие-то квоты утвердить, потом эти квоты выбрать... А вдруг эти работники, которые к нам пришли, нам не подходят? Может быть, у строителей и разнорабочих эти квоты и проходят, но у нас работают специалисты. Не знаю, как для других организаций, но для нас сегодняшняя система привлечения мигрантов не подходит».

Дарья Санникова — исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ, заявила «БИЗНЕС Online», что существующая процедура оформления на работу специалиста, который приехал в Россию из-за границы, очень тяжелая.

«Зачастую для того, чтобы создать атмосферу, если это восточный ресторан или ресторан грузинской кухни, руководители этих заведений приглашают на работу персонал непосредственно из Грузии, Узбекистана или Азербайджана. Часто они не имеют права работать (не все, конечно, все-таки большой процент иностранцев работает легально), и рестораторы не то, чтобы закрывают на это глаза, но все же принимают их на работу. Потому что и нехватка кадров у нас большая в сфере: не хватает официантов, барменов. Мы сейчас стараемся решить эту проблему, но престиж профессии официантов и барменов не так высок, и немногие хотят идти работать на эти должности», — говорит она.

Сегодня газете «БИЗНЕС Online» в минтруде РТ сообщили, что квоты открыты. «Приказом министерства труда России от 15 января утвержден перечень профессий для привлечения иностранных работников на 2014 год. Согласно данному приказу, на этот год утверждены 8383 квоты. Возможно, эта цифра будет корректироваться», — сообщил руководитель пресс-службы минтруда РТ Рафаил Гиниятуллин.

ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИЛЬЦЫ КВАРТИРЫ №65

Так или иначе, но атака по нелегальным мигрантам проходит в Татарстане не только по линии общепита. Подтверждением масштабной зачистки стали, во-первых, суды над хозяевами «резиновых» квартир. Один из первых состоялся в конце прошлого года, тогда 34-летний Илья Левачков был признан виновным в том, что прописал в своей трехкомнатной квартире 392 мигрантов, за что получил 4 года колонии строго режима. Во-вторых, на днях прокуратура Казани сообщила о том, что в феврале по представлению ведомства были возбуждены три уголовных дела по ст. 322.1 ч. 1 УК РФ («Организация незаконной миграции»). Дело в том, что в Московском районе сотрудники ведомства выявили 5 квартир: Ямашева, 6, кв. 65; Химиков, 15, кв. 128; Восстания, 43, кв. 16; Рахимова, 17, кв. 38; Восход, 2, кв. 46, которые систематически становятся «резиновыми адресами». В этих пяти квартирах и были зарегистрированы более тысячи (!) иностранных граждан.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» направились по указанным адресам. Так, в «резиновой» квартире на Ямашева, 6, в четвертом подъезде горел свет. Причем две комнаты, окна которых выходили во двор, были закрыты от взоров прохожих занавесками разного цвета, больше похожими на большие куски ткани. По домофону никто не ответил. Звонок в дверь... Еще один, более продолжительный. За дверью послышались аккуратные шаги — скрип старых деревянных половиц «хрущевки» подсказал, что кто-то подошел к двери. Свет в «глазке» от светящей лампочки в коридоре на минуту погас и появился снова, но ответа не последовало. Очередной звонок, и снова гаснет глазок, теперь уже надолго. Слышно, как кто-то очень осторожно отходит от двери, стараясь сделать это как можно тише. Соседка этой квартиры развела руками — она не слышала ничего ни о хозяевах квартиры, ни о том, кто сейчас в ней проживает. Выйдя из подъезда, корреспонденты «БИЗНЕС Online» увидели, что свет в квартире уже не горел.

Не удалось поговорить и с жильцами квартиры №46 по адресу Восход, 2, — на звонки и стук в дверь никто не отвечал. Зато из разговора с соседями стало ясно, что в квартире со статусом «резиновая» на протяжении пяти лет проживает молодая семейная пара. По словам соседей, никаких иностранцев они в своем подъезде не замечали.

А вот найти квартиру №16 на Восстания, 43, оказалось не так просто. Табличка у первого подъезда гласила, что в нем расположены квартиры с 3 по 15, а у второго они начинались с квартиры №17. Загадку газете «БИЗНЕС Online» разрешила местная жительница: она объяснила, что в квартире №16 с другой стороны дома разместился «Катык». Продавец пояснила нашим корреспондентам, что эта точка работает уже два года, и посоветовала обратиться к руководству, получить комментарий которого на момент публикации не удалось.