IMG_0184.jpg
 

«ПАТРИОТИЧНОЕ» КИНО

Коллегия ключевых ведомств Татарстана — министерства промышленности и торговли и министерства экономики — собрала вчера в актовом зале академии спорта весь цвет татарстанской бизнес-аристократии. По сути дела, это главное отчетное мероприятие года, в таком составе деловая и политическая элита республики собирается всего два раза в год  помимо коллегии еще и на послание президента республиканского парламента, которое, как правило, озвучивается осенью. Перед началом коллегии в здании царило броуновское движение в фойе еще за полчаса до начала коллегии курсировало немало уважаемых руководителей компаний. Ближе к открытию все потянулись на второй этаж, где была организована выставка продукции и разработок ряда предприятий. Поскольку в повестке дня были не просто итоги социально-экономического развития республики в 2013 году, на выставке упор был сделан на инновации. Впрочем, на этот раз она была довольно скромной, в глаза бросалась лишь экспозиция стремительно набирающей обороты компании «Эйдос» — хирургический манекен-симулятор на операционном столе смотрелся пугающе и впечатляюще. Выставку в сопровождении свиты, состоявшей из сотрудников аппарата Кремля и министров, обошел президент РТ Рустам Минниханов. Президент отдельно задержался у стенда КВЗ, гендиректор которого Вадим Лигай рассказал президенту о планах компании на год и показал модели вертолетов, которые сейчас строятся. В это время в зале, где проходила экспозиция, стремительным шагом ходили первые лица компаний  Альберт Шигабутдинов (ТАИФ), Ильшат Фардиев (Сетевая компания). Рафинат Яруллин («Татнефтехиминвест-холдинг»), было видно, что они не теряют ни минуты, переговариваясь о чем-то важном с коллегами. Несколько позже появился премьер-министр Ильдар Халиков и присоединился к осмотру выставки.

00000001.jpg
 

Перед докладами участникам коллегии показали фильм. Причем Минниханов, незадолго до этого отметивший во вступительном слове, что «гордиться нечем», пошутил: «Наверное, фильм такой... патриотичный будет». Президент не ошибся...

Когда видеоповествование о свершениях Татарстана закончилось, к трибуне вышел министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. «Падение, снижение, усугубление» — этими словами кратко можно охарактеризовать смысл доклада министра. Шагиахметов не стал приукрашивать истинное положение дел. Главным индикатором экономики со знаком минус стало снижение темпов ВРП: с 5,5% за 2012 год до 2% в 2013-м (объем ВРП — 1 трлн. 520 млрд. рублей). «Замедляются темпы роста в промышленности, строительстве, торговле, — ставил диагноз Татарстану Шагиахметов. — Сокращается потребительский спрос населения. Индекс промышленного производства в 2013 году снизился до 101,2 процента против 107,1 процента в 2012 году». Слайды иллюстрировали падение вклада каждого сектора экономики в рост ВРП. Так, в 2012 году промышленность занимала 1,17% от 5,5% общего роста, в этом году — 0,53%. Если год назад торговля уверенно лидировала с весом в 2,37%, то в прошлом году ее вклад упал до 0,77%. Строительство опустилось еще ниже — с 1,42% до 0,01%.

«На фоне замедления динамики в промышленности отмечается определенное снижение эффективности производства добавленной стоимости, рентабельности и финансовых результатов», — констатировал министр. А тут еще ВТО. «Уже сегодня ряд предприятий в качестве одной из основных причин снижения производственных показателей отмечают возросший объем импорта конкурирующих товаров», — заявил Шагиахметов и удивился тому, что страдающие от недобросовестной конкуренции со стороны импорта предприятия до сих пор не овладели мерами защиты, которые дает та же ВТО.

 

НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ

На вступление в ВТО жалуются и сельхозпроизводители, которых помимо этого подкосила и засуха (из-за погодных аномалий производство сельхозпродукции сократилось на 2,2%). Прибыль в отрасли составила 2,7 млрд. рублей (на 21,8% ниже показателя прошлого года), убытки выросли в 1,6 раза.

Причинами падения стали, конечно, не только внешние факторы. «Для сельского хозяйства характерна низкая эффективность в сравнении с соседними регионами и среднероссийским уровнем, — оценил Шагиамхетов подконтрольную министру Марату Ахметову отрасль. — Таким образом, результаты в большей степени зависят от эффективности работы самих предприятий». Судя по цифрам, Татарстан далеко откатился от своих соседей. Хотя надо отметить, что снижение рентабельности произошло почти во всех регионах ПФО, кроме, пожалуй, Марий Эл. В 2012 году марийцы получили 17,1% рентабельности, а в 2013-м — 19,3% (данные были представлены за 9 месяцев того и другого годов). Башкортостан снизил рентабельность с 6% до 2,4%, Мордовия — с 17% до 12%. Но совершенно уныло выглядит на их фоне РТ, рентабельность сельского хозяйства которой отправилась в минус — с 3% до -2,6%. Для многих в зале нелестное сравнение с соседними регионами было удивительным: ведь там, как принято считать, сельское хозяйство развито не так сильно, как в РТ. Но, видимо, наша модель, ориентированная на гигантские агрохолдинги, дает все больше сбоев.

Еще один фактор замедления экономического роста глава минэкономики видит в снижении потребительского спроса, что связано с низкими темпами роста доходов населения, с одной стороны, и его закредитованностью — с другой. Если на 1 января 2013 года татарстанцы набрали кредитов на 156,4 млрд. рублей, то уже на начало 2014-го эта сумма существенно возросла и составила 203 млрд. рублей. В результате население значительную часть доходов направляет на погашение кредитов. А это уже угрожает финансовой стабильности, прогнозировал Шагиахметов.

IMG_0237.jpg
 

КУДА УТЕКАЮТ ВЛИВАНИЯ В МСБ?

Значительное место в своем докладе Шагиахметов уделил вопросам малого и среднего бизнеса (формирует четвертую часть ВРП республики). Причем большая часть была спича посвящена тому, как государство поддерживало МСБ: «На поддержку предпринимательства в 2013 году из федерального и республиканского бюджетов направлено около 3 миллиардов рублей. Общая сумма предоставленных предпринимателям субсидий увеличилась 2 раза по сравнению с 2012 годом. По результатам реализации всех мероприятий финансовой поддержки в 2013 году нам удалось в 1,5 раза расширить охват предпринимателей мерами поддержки».

В структуре финансирования мероприятий поддержки 60% (или почти 2 млрд. рублей) было направлено на создание инфраструктуры развития предпринимательства. 819 предпринимателей получили прямую финансовую поддержку на сумму 836,6 млн. рублей. На «Лизинг-грант» было направлено почти 600 миллионов. Однако как бы власти ни стремились удержать МСБ, в 2013 году резко сократилось количество числа субъектов МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей и КФХ. По итогам прошлого года закрылся каждый десятый ИП. А виноваты в этом в том числе и районные власти, которые не доводят до сведения предпринимательского сообщества информацию о возможностях участиях в госпрограммах.

Наконец министр перешел к теме коллегии, ради которой все собрались, заговорил об инновационном векторе развития. В частности, речь шла о настоящем и будущем Камского инновационного территориально-производственного кластера. Шагиахметов напомнил, что на его развитие предполагалось направить из федерального и республиканского бюджетов 350 млн. рублей. «Вместе с тем за последние 7 лет на развитие инфраструктуры кластера направлено только 5 процентов общего объема инвестиций в основной капитал, что является ограничением развития предприятий кластера и территории в целом, — заявил докладчик и обратился к присутствовавшему на коллегии директору департамента проектов развития экономики регионов минэкономразвития Андрею Соколову. Андрей Геннадиевич, прошу оказать содействие в этом вопросе».

Зал наградил далекий от оптимизма доклад Шагиахметова аплодисментами, что не преминул отметить Минниханов: «Вот, все равно аплодируют!»

 

ПОЧЕМУ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ НЕТ МЕСТНЫХ ТОВАРОВ

Далее к обзору ситуации подключился вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. Он напомнил, что одним из главных конкурентных преимуществ российской продукции была низкая цена. Однако рост тарифов на электроэнергию, газ, услуги РЖД, цен на ГСМ и неэффективное использование производственных активов свели этот плюс на нет.

Зарипов коротко прошелся по отраслям.

В нефтегазохимическом комплексе, продукция которого составляет 60% всей промышленности РТ, темп роста снизился на 8 пунктов. В 2013 год отгрузка продукции составила 896 млрд. рублей, средняя зарплата — 36 тыс. (рост −108%). Одна из приоритетных задач 2014-го — разработка программы развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2015 - 2019 годы.

Гражданские машиностроители отгрузили продукции на 360 млрд. рублей. ИПП — 102,6%. Зарипов сконцентрировался в основном на автомобилестроении. Он отметил, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, КАМАЗ выпустил 42 тыс. 800 грузовых автомобилей (объем продукции в рублевом эквиваленте снизился на 10%). А завод Ford-Sollers — 20 тыс. легковушек и 14 тыс. грузовиков.

В области энергетики сохраняются дефицит электрической мощности, износ сетей и генерирующего оборудования. Для борьбы с этим разработана «дорожная карта» по вводу энергетических мощностей, объем капиталовложений по ее проектам — 60 млрд. рублей.

вклад-промышленных-предприятий.jpg
 

Потребительский рынок, где работают 18% от занятого населения РТ, показал рост в 103,4%. Растет «обеспеченность торговыми площадями» — в прошлом году она составила 700 кв. м на 1 тыс. жителей. Проблема — в небольшой доле республиканских товаров, реализуемых в торговых сетях. Виноваты и торговцы, почему-то косо смотрящие на местную продукцию, и сами производители, которые «должны выпускать новые виды качественной конкурентоспособной продукции».

Светлое пятно — оборонно-промышленный комплекс. Объем производства здесь составил 82 млрд. 150 млн. рублей, темп роста — 112,6%. Но Зарипов не дал особо порадоваться, уточнив, что главный секрет здесь — «манна гособоронзаказа»: в 2013-м он вырос на 28%. В числе передовиков — КВЗ, Зеленодольский завод им. Горького. Оживает боеприпасная отрасль в лице ПОЗиСа, Казанского порохового завода, «Точмаша». Глубоко модернизируется при помощи Ростеха радиоэлектронный кластер РТ. А ГИПО под патронажем материнского холдинга «Швабе» и вовсе решил построить в РТ «оптический» наукоград... Однако расслабляться не стоит. «Директорскому корпусу с учетом прогнозируемого через пять лет снижения гособоронзаказа в ближайшие годы необходимо грамотно провести работу по модернизации и техническому перевооружению с целью диверсификации производства», — предупредил Зарипов.

 

«МЕЧТА ВСЕХ НЕФТЕПЕРЕРАБОТЧИКОВ МИРА»

От нефтехимического кластера на коллегии выступил генеральный директор группы компаний «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. Для начала он провел экскурс в историю формирования компании, напомнив присутствующим, что изначально ТАИФ избрал инновационный путь развития. «С 2000 года инвестиции ТАИФа во внутреннее развитие составили около 300 миллиардов рублей, только на поддержку энергосистемы Татарстана направлено около 100 миллиардов», — начал свой победный отчет Шигабутдинов. Компания заплатила налогов в 350 млрд. рублей, ее социальные расходы составили 120 млрд., продолжал потрясать воображение присутствующих цифрами генеральный директор. «Всего за 13 лет на развитие республики, включая внутреннее развитие самой группы и все налоги, направлено более 800 миллиардов рублей, и это без учета вклада наших поставщиков сырья и потребителей продукции и услуг», — гордо отметил докладчик.

Компания с уверенностью смотрит в будущее. В частности, ТАИФ разрабатывает долгосрочную программу развития до 2025 года. В нее входят такие проекты, как строительство комплекса глубокой переработки нефти (компания планировала ввести его в 2016 году). Второй проект — новый комплекс нефтехимических производств на «Нижнекамскнефтехиме» стоимостью $6 миллиардов. Одновременно компания решает вопросы энергоснабжения своих объектов, увеличивая мощность своих станций до 1,7 МВт. Причем, как отметил выступающий, это проект направлен еще и на стабилизацию энерготарифов для населения. Стоимость всех этих проектов оценивается в 481 млрд. рублей.

По прогнозу Шигабутдинова, выпуск этилена увеличится до 2,2 млн. т в год, полимеров — до 4 млн. т в год, производство нефтепродуктов (в том числе моторного топлива стандарта «Евро-5» и высококачественного сырья для нефтехимии) возрастет до 8 млн. т в год. «И наконец-то будет осуществлена мечта всех нефтепереработчиков мира о стопроцентной высокоэффективной переработке из тяжелой высокосертнистой нефти в промышленных масштабах!» — заверил глава ТАИФа. Это привлечет к значительному росту ВРП и увеличению налоговых поступлений до 182 млрд. рублей в год.

Минниханов, отметивший вклад ТАИФа в экономику республики, заметил, что со строительством нового «миллионника» по нефтепереработке нужно поторопиться: «Мы не можем откладывать, рынок очень конкурентный, поэтому нам надо двигаться быстрее».

Кроме речи Шигабутдинова было еще несколько выступлений — в частности, ректор Энергоуниверситета Эдвард Абдуллазянов рассказал о том, как его вуз взаимодействует с работодателями, сообщил о новых разработках, над которыми трудятся в лаботаториях университета. Гендиректор ОКБ «Сокол» Александр Гомзин сообщил о том, как продвигается работа над уникальными беспилотниками, ректор КАИ Альберт Гильмутдинов представил программу развития лазерных технологий. 

Завершение коллегии выглядело несколько странным. По традиции, ряд руководителей и чиновников получили различные звания и благодарственные письма, после чего неожиданно началась длинная церемония награждений за... лучшую новогоднюю елку! На сцену начали выходить один за другим главы городов и районов, топ-менеджеры предприятий и получать из рук президента грамоты. Действо выглядело бы более уместным, скажем, на коллегии минлесхоза или, например, минкульта, но у многих собравшихся происходящее явно вызывало недоумение. Причем «елочных» номинаций было много — скажем, особо отмечались районы, административные центры которых расположены в городах, и отдельно — сельские районы... Кстати, из общей череды поздравлений выбивалась награда для «Нэфиса» — гендиректор компании Дмитрий Хайбуллин явно не ожидал, что его позовут на сцену. Президент отдельно похвалил нэфисовцев за то, что они этой зимой оборудовали гигантский каток для горожан рядом с футбольным стадионом «Казань-Арена».  

«ОДИН ИЗ САМЫХ УСПЕШНЫХ НАШИХ ГОДОВ»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась видением ситуации у участников коллегии.

Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПОЗиС»:

— Непросто в 2014-м будет. Но какой год был для нас легким?! Надо думать, как использовать кризис с преимуществом для себя... Стабильность по госзаказу у нас уже есть, финансирование идет. Удалось восстановить работу с поставщиками: по многим из них были проблемы, поэтому наши специалисты фактически сидели на этих заводах, решали, как все восстановить. В этой области неплохой экспорт был в ушедшем году, надеемся на него и в 2014-м.

Самое главное, мы модернизируемся, защитили допфинансирование по ФЦП реформирования и модернизации ОПК до 2020 года. В прошлом году получили 830 миллионов рублей, а в этом году получим почти миллиард. В прошлом году вложили 10 миллионов долларов в модернизацию технологии производства холодильников и 2013-й прошли с ростом объема продаж холодильников в 123 процента.

Вадим Лигай — генеральный директор ОАО «КВЗ»:

— По нашему заводу в целом мы особого кризиса не видим. Но то, что все развивающиеся рынки падают, их валюта падает, появляется напряженность в их бюджетах, нас настораживает, поскольку это рынки, куда мы экспортируем продукцию.

На этот год главные задачи завода — гособоронзаказ, завершение сертификации пассажирского «Ансата», по Ми-38 сделать четвертый летный прототип.

Александр Гомзин — генеральный директор — главный конструктор ОАО «ОКБ «Сокол»:

— 2013 год был для нас успешным, а 2014-й будет еще более успешным. Ведь кризис где? На спекулятивном рынке, где финансовые спекулятивные инструменты начинают ослабевать. А промышленность развивается, и это видно хотя бы здесь, на этой выставке... Да, усилия военных, конечно, очень важны в том, что они определяют стратегию и тактику развития Вооруженных сил. Но возможности предоставляет все-таки промышленность: сколько бы денег вам ни дали, если нет возможности, вы не произведете что-то новое, уникальное. Промышленность определяет возможности вооружений, техники и так далее. Конечно, можно закупать за рубежом, но опыт показывает, что не все купишь и не все продадут.

Эдвард Абдуллазянов — ректор КГЭУ:

— Потенциал республики очень высок, но полагаю, что до конца он еще не использован. Но развитие высокими темпами энергетики, а это в последнее время ощущается, приведет к тому, что производство за ней потянется. Смысла развивать энергетику без развития промышленности, нет. Если говорить о системе высшего образования, то самое главное — это интеграция вузов с производством. Я как человек, много лет проработавший на производстве и уже два года работающий ректором, считаю, что другого пути нет.

Рафинат Яруллин — генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

— Надо работать над рынком, над теми товарами, которые мы производим, по переработке их здесь, в республике. Мы эти вопросы с министерством экономики, министерством промышленности решаем. Ищем, каким образом увеличить долю малого бизнеса в отрасли нефтехимии... Считаю, по основным отраслям падения быть не должно. Самая сложная позиция сегодня, на мой взгляд, это каучук, с ним надо работать. Ведь количество покупаемых машин сократилось (а многие машины производятся в России, тот же Volkswagen, тот же Ford), а потому уменьшилось и потребление каучука. Нужно решить вопрос перераспределения потребления каучука. Но главное все же — развивать малый и средний бизнес, без этого никак.

Марат Галеев — глава комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— 2013-й был одним из самых успешных наших годов. Несмотря на то что темп роста ВРП относительно небольшой, многие производства готовы были к завершению или работали над реализацией крупных инвестиционных проектов, которые дадут импульс и в 2014-м, и в 2015-м, и в 2016-м годах. То есть самое главное — ведется работа в целом ряде отраслей над новыми производствами, строительством предприятий. И в этом смысле 2013 год можно считать успешным.

Да, для ряда сфер 2014 год может быть кризисным. Но для новых отраслей инновационного характера кризиса может и не быть. Все дело в том, чтобы выводить на рынок новые продукты... На вливания военных разные точки зрения есть. В течение двух десятилетий оборонная промышленность ничего не получала, там абсолютное моральное устаревание станочного парка, технологий. Подтянуть эти сферы было нужно. Но я не очень надеюсь, что эти деньги будут катализаторами инноваций в гражданской сфере. Многие по традиции считают, что военная сфера это катализатор, а я не сильно разделяю эту точку зрения и считаю, что на это надеяться вряд ли стоит.