Сегодня на пресс-конференции, посвященной открытию пятого Гайдаровского форума, экс-министр финансов России Алексей Кудрин прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» свое отношение к громкому делу первого вице-президента «ОПОРЫ России» Павла Сигала, которому инкриминируют масштабную аферу с материнским капиталом. Кудрин, возглавляющий комитет гражданских иниициатив (его представителем в РТ как раз и является Сигал), подтвердил нашей газете, что в конце декабря, вскоре после ареста Сигала, он действительно обращался к заместителю министра внутренних дел и руководителю следственного департамента Юрию Алексееву. На встрече экс-министр финансов предположил, что в действиях Сигала не было состава преступления.

«Вместе с Бречаловым мы обращались с необходимостью разъяснения целого ряда вопросов, которые прозвучали от официальных лиц. Как известно, Бречалов обращался с просьбой о замене меры пресечения, поскольку та первоначальная информация, которая была о деле Сигала, полностью не соответствовала реальной ситуации, — рассказал сегодня Кудрин газете «БИЗНЕС Online». — На сегодняшний день ему инкриминируют 82 эпизода. В результате ни по одному из них нет потерпевших, а сама сумма сделок по всем операциям — всего 29 миллионов рублей. Нет ни десятков, ни сотен миллионов, ни миллиардов. Те первые примеры, которые инкриминировались ему, изучены, и там нет попытки обмануть кого-то. Поэтому мы посчитали, пусть следствие ведется, но меру пресечения надо менять».

Как отметил Кудрин, он действовал как член общественного совета при МВД. При этом он затруднился предположить, чем может завершиться дело и может ли оно быть чьим-то заказом, отметив, что у него пока недостаточно информации, чтобы судить об этом однозначно.

Ранее уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов посетил арестованного Сигала в СИЗО и высказал мнение, что характер предъявленных обвинений Сигалу говорит о том, что его преступление должно квалифицироваться по ст. 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», которая не предполагает лишения свободы на время следствия. Да и вообще, «надо разбираться с холодной головой», заявил он.

Напомним, по версии МВД РФ, Сигал и 8 его соучастников похитили 10,5 млрд. рублей путем обналичивания материнского капитала. Для этого они якобы использовали хитроумную схему, в которой участвовали более 400 финансово обособленных компаний. Они по всей стране находили женщин, остро нуждавшихся в деньгах, и предлагали оформить заем на покупку жилья. Кредиты были сопоставимы с размером материнского капитала; фактически деньги заемщицам не перечислялись, говорилось в сообщении МВД, кредиторы от лица заемщиц приобретали ничтожно малые доли в квартирах, ветхих домах и нежилых помещениях, а в муниципальные органы представлялись документы об улучшении жилищных условий. Обналиченная субсидия делилась с заемщицами, по данным МВД, кредиторы оставляли себе от 30 до 80%.

Однако вскоре в интервью газете «БИЗНЕС Online» супруга предпринимателя Эльвира Хамидуллина рассказала, что показанная по федеральным телеканалам сцена задержания ее мужа была заранее продумана и срежиссирована, понятыми при обыске выступили корреспонденты Life News. Позднее была обнародована видеосъемка с трех камер наружного наблюдения, на которых действительно видно, что Сигал не скрывался от правоохранительных органов да и никакой погони за ним не было. Президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов призвал не торопиться с выводами, потребовал максимальной открытости процесса и заявил, что они намерены провести свое расследование. В Тверском суде Москвы во время рассмотрения меры пресечения для предпринимателя вместо ущерба в 10,5 млрд. рублей фигурировала сумма в 29 млн. рублей. Именно такой залог — а точнее в 30 млн. рублей — и предложили внести адвокаты Сигала, с ними был согласен прокурор. Тем не менее суд заключил вице-президента «ОПОРЫ России» под стражу до 19 января.

16 декабря Сигал попытался обжаловать решение о заключении под стражу (поручителем на заседание пришел лично Бречалов), но суд оставил прежнее решение в силе.

С 25 НОЯБРЯ СЛЕДОВАТЕЛЬ НЕ ВИДЕЛ СИГАЛА, СИГАЛ НЕ ВИДЕЛ СЛЕДОВАТЕЛЯ

На этой неделе, таким образом, станет ясно: выйдет ли Сигал на свободу на время следствия либо останется под стражей. Как рассказал сегодня газете «БИЗНЕС Online» Алексей Кирсанов — адвокат Сигала, несмотря на то, что срок заключения под стражей заканчивается 19 января, дата нового рассмотрения в Тверском суде Москвы не назначена.

«Стратегия у нас остается практически та же, — отметил Кирсанов, имея в виду упор на неясность потерпевших, залог, который превышает инкриминируемую сумму ущерба, и состояние здоровья Сигала. — Плюс нам за два месяца удалось разобраться по ряду эпизодов. Теперь можно говорить, что события, описанные в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, просто не соответствуют действительности. Мы уже заявили ряд ходатайств следствию о приобщении доказательств, приобщении документов, которые нам удалось получить. Они идут вразрез с той описательно-мотивировочной частью, которую излагало следствие. Это первое основание. Основание второе и тоже, на мой взгляд, достаточно существенное, что за прошедшие два месяца с Павлом Сигалом ни одного следственного действия проведено не было. Ему предъявили обвинение, во время чего Сигал заявил, что показания давать будет, но хотел бы с этим постановлением ознакомиться, потому что это 150 листов печатного текста. И все. С 25 ноября следователь не видел Сигала, Сигал не видел следователя. Он просто сидит», — заявил Кирсанов.

При этом он заявил, что адвокатам также приходится общаться с Алексеевым, правда, «в форме жалоб, потому что те постановления, которые выносят следователи, мягко говоря, вызывают недоумение».

«Например, мы заявляем ходатайство о прекращении уголовного преследования по одному из эпизодов, потому что там нет события преступления по тем документам, которые мы получили, по выпискам из ЕГРП, свидетельства о рождении детей и так далее. Следователь говорит нет, потому что все обстоятельства должны быть установлены следственным путем. А как вы тогда предъявляете обвинение, если не установили всех обстоятельств?» — отметил адвокат.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием громкого дела.