460.jpg
Ленар Сафин: «Вариант трассировки, который есть сегодня на сайте нашего министерства, — это именно вариант обоснования инвестиций»

«ПО ПОСТРОЕННОЙ ЦАРЕМ-БАТЮШКОЙ ДОРОГЕ...»

Сегодня министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина слушали в Госсовете под занавес сессии. Доклад главы минтранса по такому животрепещущему проекту, как строительство ВСМ, попал в раздел «Разное». Но предварительно все точки над i попытался расставить член фракции КПРФ в Госсовете РТ Артем Прокофьев, который, напомним, выступал 7 декабря на митинге обеспокоенных собственников в Юдино.

— В последнее время такая практика проводится со стороны президиума и вас лично, — обратился он к председателю Госсовета Фариду Мухаметшину, — что, когда мы в «Разном» заслушиваем информацию, делается ссылка на регламент, что мы не можем задавать вопросы. Хотел бы обратить внимание, что по информации в «Разном» не открываются прения, но вопросы задавать мы имеем право.

— С нового года, — парировал упреждающий удар депутата Мухаметшин. — Ленар Ринатович, пожалуйста.

Доклад Сафина был весьма емким. Условно его можно разделить на две части.

Первая — о достоинствах проекта. Министр сообщил, что столь продвинутых железнодорожных проектов в России до сих пор не было и это нонсенс для такой необъятной страны. ВСМ будет «абсолютно отдельной», то есть не совмещенной с нынешними путями, дорогой. Средняя скорость поезда — 200 км/ч, на отдельных отрезках — до 300 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани — 3,5 часа, до Набережных Челнов — 40 минут. Промежуток между поездами — 30 минут.

За время стройки РТ получит в виде налоговых поступлений 2 млрд. рублей, а также 30 тыс. новых рабочих мест, из них 1/3 — строительно-монтажные работы, остальное — производство материалов. Их в РТ будет произведено примерно на 120 млрд., объем работы для местной металлургии — примерно такой же, для машиностроения — 40 миллиардов. «И все эти заказы будут размещены на наших предприятиях, — подчеркнул Сафин, — соответственно, вся добавочная стоимость останется у нас. Вырастут зарплаты. Промышленный и строительный комплексы республики будут задействованы на ближайшие 10 лет».

Министр уверен в необходимости проекта. «Сапсан» (скоростной поезд Москва — Санкт-Петербург) работает 4 года, и на сегодня там 100-процентная загрузка, билетов нет, и здесь будет то же самое, объяснил Сафин и тут же привел исторический пример: «В 1837 году Николай I начал строить железную дорогу из Москвы в Петербург, и было столько же противников и неверящих в проект. Но мы уже более 100 лет по построенной царем-батюшкой дороге перевозим всю Россию!»

222.jpg
За время стройки ВСМ Татарстан получит в виде налоговых поступлений 2 млрд. рублей

«ПРОШУ ВАС НЕ ПОЛИТИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ»

Вторая часть выступления была посвящена опровержению слухов о том, что ради строительства ВСМ под бульдозер пустят ряд поселков и садовых обществ.

Сафин подчеркнул, что проект находится «в стадии проработки обоснования инвестиций». Решение о том, строить или нет, примут в первом квартале 2014 года. Объявление конкурса на проектирование и будет означать старт. А проведенная на сегодня работа сделана лишь для того, чтобы «мы получили какие-то экономические параметры». «Вариант трассировки, который есть сегодня на сайте нашего министерства, — это именно вариант обоснования инвестиций, — объяснил министр, но здесь стоит отметить, что лучшего способа всколыхнуть народ, чем показать схему железной дороги, идущей у него по головам, трудно и придумать. — Вариант прошел госэкспертизу, и теперь с этими цифрами ОАО «Скоростные магистрали» будет выходить в правительство для обоснований. Если пройдет конкурс (а он будет международным — участвуют японские, корейские, французские, китайские компании), будет заключен госконтракт на проектирование. Оно продлится год-полтора. На этом этапе и будет выбираться окончательная трассировка».

Далее Сафин сообщил, что его министерство «очень плотно работает» с питерским институтом «Ленгипротранс». Рассмотрены разные варианты. «Но никто не будет идти по личной собственности!» — акцентировал внимание министр. По его словам, есть вариант захода ВСМ в Казань через Верхнеуслонский район, по мосту. «Есть и другие варианты, которые никоим образом не будут затрагивать интересы частников — ни в Юдино, ни других собственников вдоль Волги. Хочу всех успокоить и прошу вас, депутаты, не политизировать ситуацию. Мы гарантированно заявляем, что частную собственность никто нарушать не будет. Постулат Конституции будет неизменно выполняться... Интересы людей превыше всего, думаю, мы найдем максимально обоснованный и выверенный маршрут».

Далее глава минтранса выразил готовность ответить на вопросы. Но у Мухаметшина, по всей видимости, было на этот счет свое мнение.

— Спасибо, присаживайтесь, Ленар Ринатович, — попросил председатель Госсовета. — Думаю, мы вопросы задавать не будем. Они всегда есть. Садитесь, пожалуйста, — с некоторым нажимом еще раз произнес он. — Ни у кого сомнений нет, что это революция в железнодорожном транспорте.

333.jpg
Артем Прокофьев рвался задать вопрос министру

Прокофьев был явно не согласен с таким поворотом.

— Почему вы нас вынуждаете в регламентную группу обращаться? — спросил он.

— Обращайся, — довольно жестко ответил Мухаметшин, — с нового года начнем. Политизировать этот вопрос не будем. А то коммунисты собирают здесь людей, я выхожу к ответу, а коммунистов там нет. Разъясняю людям, а они говорят: нас пригласили. В какое положение вы людей поставите, когда по другой трассе построят блестящую скоростную дорогу?! Вы их заманили в это дело. Коллеги, будьте осторожнее. Я же знаю, какие митинги вы проводите. Но не хочется предпраздничное настроение портить... Думаете, президент республики по головам пройдет, чтобы построить эту дорогу, что ли?! Найдем решение.

«Сегодня Фарид Мухаметшин спикер Госсовета РТ показал всем, что он может единолично приостанавливать действие регламента», — написал после заседания Госсовета раздосадованный Прокофьев в своем Twitter.